Турбокомпрессоры ККК
Фирма ККК (ФРГ) является второй европейской фирмой, выпускающей турбокомпрессоры. В год выпускается свыше 300 000 турбокомпрессоров 350 различных модификаций для двигателей с диапазоном мощности от 20 до 1000 кВт.
Типоразмерный ряд турбокомпрессоров ККК включает шесть типоразмеров (К1, К2. КЗ, К4, К5. Кб), охватывающих 13 моделей (Ю4, KI6. К24, К26. К27. К28. К34, К36. К37. К42. К44. К52. К54. К62). Турбокомпрессор мод. К26 показан на рис. 24.
Рис.24. Турбокомпрессор модели К 26 фирмы ККК: 1 – колесо компрессора; 2 – корпус подшипников; 3 – корпус турбины; 4 – экран; 5 – колесо турбины; 6 – втулка подшипников
Турбокомпрессоры типоразмеров Kl, K2 и КЗ (первые восемь модификаций) предназначены для автотракторных двигателей, причем 40 % используется на двигателях легковых автомобилей, в том числе бензиновых. В последнее время в производственной программе фирмы появился турбокомпрессор КН. Он предназначен для двигателей объемом от 1.2 до 2,7л.
Основные параметры турбокомпрессоров типоразмеров Kl. K2. КЗ приведены в табл. 6. Каждый типоразмер позволяет потребителю иметь широкие возможности для настройки ТКР на двигатели с различными требованиями.
Фирма ККК ввела ряд усовершенствований в конструкцию среднего корпуса и корпуса турбины с целью уменьшения теплового потока на режимах резкого останова турбокомпрессора, сопровождающегося прекращением подачи смазочного материала.
Указанные изменения конструкции позволили понизить температуру корпуса подшипников со стороны турбины примерно на 110 К.
Таблица 6 . Турбокомпрессоры фирмы ККК
Модель тур- бокомпрессора | Пк max | Диапазон мощности двигателей, кВт | Наружный диаметр колеса Компрессора, мм | Масса турбо- компрессора, кг |
КМ | 2,5 | 20…50 | 4,7…1,9 | |
К24 | 3,5 | 50…100 | 5,2…6,6 | |
К26 | 3.5 | 70…120 | 6,4…6,8 | |
К27 | 3,5 | 80…170 | 8,2…10,9 | |
К28 | 3,5 | 120…220 | 8,6…11,9 | |
КЗ-4 | 3,5 | 130…240 | 89…92 | |
КЗб | 3,5 | 220…320 | 92…102 | !7...18 |
К37 | 3,5 | 280…420 | - | - |
Для снижения температуры вала в районе расположения уплотнения со стороны турбины введено дополнительное отверстие для подачи струи смазочного материала на вал.
Турбокомпрессоры моделей К14. К16, К24, а в ряде случаев моделей К26, К27, К28 снабжаются встроенными регулирующими клапанами тарельчатого типа.
Фирма ККК отдает предпочтение тарельчатому клапану перед поворотным в связи с него большей ремонтопригодностью и простым контролем за его работой. Температурные проблемы, влияющие на долговечность и надежность диафрагмы, решены путем введения наружных ребер.
Положительные результаты получены от выполнения перепускного канала в виде кольца, охватывающего трубопровод, отводящий газ из турбины. Отмечается, что за счет эффекта эжектирования существенно снижается давление перед турбиной на высоких скоростных режимах работы двигателя.
Фирма ККК ведет работы в области турбин с переменной геометрией. Регулирование осуществляется за счет перекрытия меньшего из каналов двухканального корпуса турбины.
Ведутся также работы по созданию роторов с керамическими колесами турбин, разработан метод соединения керамического колеса турбины с валом.
Турбокомпрессоры ККК имеют достаточно высокие показатели, так у ТКР мод. К36 в интервале расходов воздуха 0,1...0.5 кг/с при Пк = 1,4...2,0 КПД компрессора составляет 0,77...0,80; эффективный КПД турбины – 0,68...0,72.