Пропускная и провозная способности.

В комплексной теории транспорта важнейшими понятиями являются пропускная и провозная способности. Существо этих понятий для всех видов транспорта одинаково. Отличия относятся лишь к па­раметрам технических средств и формам организации движения.

Понятие пропускной способности свойственно не только транспорту. Оно широко применяется в промышленности, в сельском хозяйстве, в торговле и т. д. Провозная способность присуща только транспорту.

Пропускная способность — это максимальное количество определенных единиц, которое может быть пропущено за определенный период времени в данных конкретных технических и эксплуатационных условиях каким-либо устройством или сооружением. На транспорте — это способность пути, транс­портного узла (станции, морского и речного порта и т. д.), перегрузочного фронта, склада пропустить максимальное количество единиц подвижного состава, груза, пассажиров.

Провозная способность — это наибольший объем перевозок, который может быть выполнен за определенный период времени имеющимся подвижным составом в конкретных технических и эксплуатационных усло­виях.

Из этих определений видно, что понятие пропускной способности значитель­но шире, чем провозной способности, поскольку оно характеризует производ­ственную мощность всех основных хозяйствующих объектов транспорта: пути, транспортных узлов, перегрузочного фронта, складов и др. Провозная способность харак­теризует только мощность подвижного состава.

Пропускная способность участков пути для всех видов транспорта может быть определена исходя из следующих выражений:

а) по количеству подвижного состава (поездов, судов, автомобилей)

пропускная и провозная способности. - student2.ru

б) по количеству тонн груза

пропускная и провозная способности. - student2.ru

где vy — участковая скорость движения подвижного состава (км/час) для одного из направлений движения;

l — расстояние между центрами двух смежных подвижных составов (м), равное L + lи;

L — длина подвижного состава, м;

Lи— интервал между двумя смежными подвижными составами, м;

Т — эксплуатационный период, сутки;

Qp — грузоподъемность подвижного состава (расчетная), m нетто.

Из формул видно, что пропускная способность участков пути по количе­ству подвижного состава пропорциональна скорости движения и эк­сплуатационному периоду, а по количеству тонн — дополнительно грузоподъ­емности подвижного состава и в обоих случаях обратно пропорцио­нальна расстоянию между центрами двух смежных подвижных составов.

Грузоподъемность подвижного состава примерно пропорциональна его длине и приблизительно равна qL, где q — нагрузка на 1 пог. м поезда, судна и т. п. Заменив в формуле пропускной способности Qp этим выражением, по­лучим

пропускная и провозная способности. - student2.ru

Формулы пропускных способностей заимствованы из работы члена-корреспондента АН СССР В. В. Звонков «Взаимосвязь отдельных видов транспорта и основы организации смешанных перевозок. М„ 1953.

Следовательно, в конечном итоге для увеличения пропускной способности пути в тоннах необходимо стремиться к повышению скорости движения, к уве­личению эксплуатационного периода и нагрузки на 1 пог. м подвижного состава, а также к уменьшению интервала между смежными подвижными составами. Это одинаково справедливо для всех видов транспорта.

Теоретически минимальный интервал между двумя смежными подвижными, составами определяется из выражения

пропускная и провозная способности. - student2.ru

пропускная и провозная способности. - student2.ru

пропускная и провозная способности. - student2.ru

пропускная и провозная способности. - student2.ru

пропускная и провозная способности. - student2.ru

пропускная и провозная способности. - student2.ru

Минимальный интервал между двумя смежными составами определяется условиями безопасности движения. На железнодорожном транспорте он равен длине перегона, наиболее затруднительного для прохождения поездов, так как по правилам технической эксплуатации на одном и том же перегоне или блок-участке не может быть более одного поезда. На автотранспорте он зависит от типа автомобилей, скорости их движения и состояния пути. На морском транс­порте этот интервал в каждом конкретном случае зависит от грузоподъем­ности судов, скорости их движения, состояния моря и погоды. На речном транс­порте — от грузоподъемности судов и скорости их движения, а также усло­вий погоды и состояния пути. При этом интервал различен при движении су­дов и составов вверх по течению и вниз по течению реки. В первом случае ин­тервал принимается обычно 100—200 м, а при следовании вниз — рассчиты­вается из выражения

пропускная и провозная способности. - student2.ru

пропускная и провозная способности. - student2.ru

пропускная и провозная способности. - student2.ru

пропускная и провозная способности. - student2.ru

пропускная и провозная способности. - student2.ru

Пропускная способность пути для парного движения (попеременно по одному составу в ту и другую сторону) при средней для двух направлений участковой скорости

пропускная и провозная способности. - student2.ru

Когда применяется пакетный график движения на железнодорожном транспорте или серийное шлюзование на речном транспорте, т. е. когда в од­ном направлении отправляется несколько составов, а затем такое же количе­ство составов отправляется в другую сторону, формулы пропускной способ­ности пути имеют вид:

по количеству подвижного состава

пропускная и провозная способности. - student2.ru

Пропускная способность отдельных линий и направлений на всех видах транспорта лимитируется наиболее трудным участком с наименьшей пропускной способностью из всех составляющих эту линию или направление участков пути.

Разность между пропускной способностью каждого из участков, входящих в линию или направление, и минимальной пропускной способностью трудней­шего перегона образует резервы пропускной способности линии или на­правления, которые могут быть использованы при усилении труднейшего пере­гона.

Пропускная способность транспортных узлов на всех видах транспорта (железнодорожных станций, морских и речных портов) определяется пропуск­ной способностью наиболее узкого звена в их хозяйстве: пере­грузочного фронта, перегрузочных средства, складской емкости, подъездных путей.

Пропускная способность перегрузочного фронта для всех видов транспорта определяется такими выражениями:

по количеству транспортных единиц (судов, вагонов, автомобилей)

Σ ПП. = Σ пропускная и провозная способности. - student2.ru . пропускная и провозная способности. - student2.ru ;

по количеству тонн груза

Σ Пm = Σ пропускная и провозная способности. - student2.ru . Qp;

где Ln - длина перегрузочных участков, входящих в перегрузочный фронт, м

l - длина типовой единицы подвижного состава по фронту погрузки, м;

lи - интервал между смежными транспортными единицами по фронту

погрузки, м;

Т - эксплуатационный период, сутки;

t - время пребывания транспортных единиц на перегрузочных участ­ках, равное

пропускная и провозная способности. - student2.ru

где tn - время на погрузку-выгрузку, час;

tм - время на маневры подвижного состава, час;

Qp - грузоподъемность типовых единиц подвижного состава, m нетто;

lп/l+lн - количество транспортных единиц, одновременно устанавливаемых, на соответствующих перегрузочных участках;

T/t - количество транспортных единиц, которое можно обработать на одном месте стоянки данной единицы подвижного состава в заданный эксплуатационный период.

Как видно из приведенных выше формул, пропускная способность пере­грузочного фронта пропорциональна его длине, эксплуатационному периоду и времени, потребному на погрузочно-разгрузочные операции, ко­торое равно

tn = Qp / p

где p - производительность соответствующих перегрузочных средств, т/час.

Пропускная способность перегрузочных средств для всех видов транспорта зависит главным образом от их технической производительности Р, эксплуа­тационного периода Т, коэффициента использования перегрузочных средств по времени а, коэффициента одновременности работы механизированных ли­ний z, определяемого типом подвижного состава и количеством перестановок во время погрузочно-разгрузочных операций, и коэффициента перевалки К (отношения тонно-операций к фактическим тоннам перегружаемого груза).

В общем виде пропускная способность перегрузочных средств для всех видов транспорта может быть рассчитана по таким формулам:

для одного перегрузочного участка

пропускная и провозная способности. - student2.ru

для перегрузочных участков

пропускная и провозная способности. - student2.ru

Важной характеристикой для всех видов транспорта является пропуск­ная способность складской емкости, которая может быть определена следующим выражением:

пропускная и провозная способности. - student2.ru

где р —допустимая нагрузка полезной площади складов, т/м2;

S — полезная площадь складов, м2;

Т — эксплуатационный период, сутки;

tхр — средний срок хранения груза в складах, сутки.

Формулы провозной способности Ппр для всех видов транспорта имеют следующий вид:

для тоннажа (вагоны, суда, автомашины и т. п.)

для раздельной тяги (локомотивы, буксиры и т. п.)

где Q,3 Q3 — нагрузка соответственно для транспортных единиц (вагонов, самоходных судов, барж, автомобилей) или для всей прицепной части данной тяги (локомотивов, тягачей, буксиров), т;

М, М' — количество грузовых транспортных и тяговых единиц;

п, п' — число оборотов грузовых и тяговых единиц, равное

п = T/t и п' = T/ t' ,

где Т — эксплуатационный период, сутки; t, t' — время оборота грузовых или тяговых единиц, сутки.

Провозная способность для каждого вида транспорта зависит от количества тоннажа и тяги, а также от качествен­ных показателей их использования в конкретных технических и эксплуатационных условиях.

Важнейшим условием эффективной работы для всех видов транспорта яв­ляется соответствие пропускной способности во всех звеньях транс­портного хозяйства. Только в этом случае полностью используются имеющиеся производственные мощности. Этого можно достичь преодолением «узких» мест, лимитирующих пропускную способность всего транспортного конвейера.

Провозная способность для всех видов транспорта должна быть, по край­ней мере, не меньше заданного объема перевозок.

Однако соответствие пропускной способности во всех звеньях транспорт­ного хозяйства и провозной способности заданному объему перевозок не исключает наличия экономически оправданных резервов пропускной и провозной способности как в целом по всему транспортному хозяйству, так и в отдельных его звеньях. Эти резервы должны быть увязаны с перспектив­ными планами развития грузопотоков и пассажиропотоков.

Наши рекомендации