Автоматизированные информационные системы и их классификация
Опыт создания АИС, внедрение в практику экономической работы оптимизационных методов, формализация ситуаций производственно - хозяйственных процессов, оснащение государственных и коммерческих структур современными вычислительными средствами коренным образом видоизменили технологию информационных процессов в управлении. Повсеместно создаются АИС управленческой деятельности. Автоматизированные информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков.
Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки. По видам процессов управления АИС подразделяются на:
АИС управления технологическими процессами - это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.
Для АИС организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности:
банковские АИС;
АИС фондового рынка;
финансовые АИС;
страховые АИС;
налоговые АИС;
АИС таможенной службы;
статистические АИС;
АИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.
АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико - математические методы, технической базой - самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования. Как организационно - технологические системы, так и системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированного проектирования работ (САПР).
Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.
В соответствии с третьим признаком классификации выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего - более высокого уровня иерархии.
Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.
Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.
Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.
Современное развитие информатизации в области экономической и управленческой деятельности требует единых подходов в решении организационных, технических и технологических проблем. Основными факторами, определяющими результаты создания и функционирования АИС и процессов информатизации, являются:
активное участие человека - специалиста в системе автоматизации обработки информации и принятия управленческих решений;
интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса;и Наличие научно обоснованной программно-технической, технологической платформы, реализуемой на конкретном экономическом объекте;
создание и внедрение научных и прикладных разработок в области информатизации в соответствии с требованиями пользователей;
формирование условий организационно-функционального взаимодействия и его математическое, модельное, системное и программное обеспечение;
постановка и решение конкретных практических задач в области управления с учетом заданных критериев эффективности.
Задание 2
Название | Особенности | Применение | |
достоинства | недостатки | ||
1. OPERA ENTERPRISE SOLUTION | совместима со всеми операционным системами | Дорога в использовании | Гостиницы, рестораны |
2. «Невский портье» | заложена возможность индивидуальной работы с каждым гостем в отдельности | на персональных компьютерах, обеспечивает устойчивую работу Windows98/2000/XP | Гостиницы |
3. "Виртуальная школа" | Электронный документооборот в сфере образования. | Дорога в установке | Школы и Вузы |
4. «РОС» | автоматизации процесса управления качеством образования на всех уровнях; | Дорога в установке | Школы и Вузы |
5. АСУ ТП | Управление изготовлением готовой продукции в основном для непрерывных производст | Отсутствие унификации технических средств. | Производственные предприятия |
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое информационная система?
2. Что такое информационные технологии?
3. Основные принципы, методы и свойства информационных технологий.
4. Что такое автоматизированные информационные системы (АИС)?
5. Виды АИС.
Ответы
1. Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Информационные технологии
Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации
3. Основные принципы: методы и свойства информационных технологий
1.Принцип интерактивного (диалогового) режима работы, который подразумевает ответные действия компьютера на действия человека и наоборот.
2.Принцип интегрированности (взаимосвязи, стыковки и слаженной работы) с другими программами.
3.Принцип гибкости процесса изменений, который подразумевает как гибкость процесса изменения данных, так и гибкость процесса изменения первоначально поставленных задач.
4. Что такое автоматизированные информационные системы (АИС)?
АИС - комплекс автоматизированных информационных технологий, предназначенный для информационного обслуживания — организованного непрерывного технологического процесса подготовки и выдачи потребителям научной, управленческой и др. информации, используемой для принятия решений, в соответствии с нуждами для поддержания эффективной деятельности.
Виды АИС.
· ; структурированные (формализуемые),
· неструктурированные (не формализуемые),
· частично структурированные