Виды и классификация складов
Бесперебойная, ритмичная, четкая работа складов, всего складского хозяйства — одно из решающих условий нормальной работы производящих продукт предприятия, объединения, отрасли народного хозяйства, своевременного выполнения и перевыполнения ими планов производства по объему и номенклатуре выпускаемой продукции.
Склад – комплекс со своей инфраструктурой, в которую входят инженерные коммуникации, транспортные пути внутри склада (базы), здания, открытые площадки, навесы, эстакады для размещения хранимых материалов, подъездные пути внешнего транспорта, административные и бытовые сооружения.
Складское хозяйство — это отдельный объект, обычно состоящий из:
• капитальных сооружений (здание самого склада, офисное здание);
• вспомогательных построек (электроподстанция, котельная и др.);
• системы коммуникаций (электро-, газо- и водоснабжение, связь, канализация);
• системы дорог и стоянок на территории склада;
• системы ограждения территории и зон (ограждение, ворота и др.);
• системы погрузки, разгрузки (мостовые краны, краны-штабелёры, погрузчики, электроштабелёры, рампы);
• внутренние транспортные системы (электроштабелёры, ручные тележки, конвейеры, вагонетки);
• системы переработки грузов (системы штрих-кодирования, линии сортировки, пакетирования, комплектации (комиссионирования) – составления заказов);
• системы хранения грузов (поддоны, стеллажи, резервуары, спецоборудование для сохранения качества грузов);
• системы складского учёта (ручные и автоматизированные);
• специального оборудования для оснащения помещения склада и офисов (упаковочное и весовое);
• персонала склада.
Место склада в логистической системе и выполняемые им функции (закупочные, производственные и распределительные) напрямую влияют на его техническую оснащенность.
1. Склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем состоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки и относительно постоянной оборачиваемости, что позволяет полностью механизировать все операции и дает возможность ставить вопрос об автоматизированной складской обработке груза.
2. Склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов). Как правило, это грузы с высокой массой относительно однородной номенклатуры, требующие в основном высокого уровня механизации и автоматизации складских работ. Они работают с постоянной номенклатурой с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации проводимых работ.
3. Склады распределительной логистики, основное назначение которых — преобразование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и внутри себя разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле. Склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных регионах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза [14, c. 5-6].
4.Склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют запасы с очень широкой номенклатурой товара (от нескольких сотен до нескольких тысяч наименований) и неравномерной оборачиваемостью (сезонный товар) товара, реализуемого различными партиями поставки (от объема менее одного паллета до нескольких паллет одной группы товаров). Все это делает нецелесообразным внедрение автоматизированной обработки товаров на таких складах. Здесь может применяться механизированная обработка товаров, хотя доля ручных операций весьма высока.
5. Склады розничной торговливедут снабжение розничной торговой сети, объединенные этими складами в единую организационно-хозяйственную единицу. Как и на оптовых складах, здесь хранятся товары очень большого ассортимента партий. Реализация со склада осуществляется мелкими партиями частыми поставками. Такие склады, как правило, не бывают крупными, поэтому на них рациональнее всего вводить механизированную обработку груза при ручной комплектации заказа, поскольку практически всегда идет расформирование поступающей на склад грузовой единицы (поддон, контейнер).
6. Склады транспортных организаций,предназначенные для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся склады железнодорожных станций, грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов, терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транзитно-перевалочным. Срок хранения грузов сведен к минимуму, так как целью существования такого склада является эффективное и своевременное снабжение клиентов посредством перевалки с одного вида транспортного средства на другой. Грузы поступают и отправляются крупными партиями, при этом поступающая грузовая единица (поддон или контейнер) на складе не расформировывается. На таких складах необходимо применение высокого уровня механизации.
Группа этих складов может находиться как в рамках закупочной, так и распределительной логистики.
7. Контрактное складирование – это партнёрское соглашение между пользователем и провайдером складских услуг.
8. Логистические терминалымогут быть следующих основных типов:
• терминалы на магистральном транспорте, которые создаются в пунктах взаимодействия разных видов транспорта и обеспечивают передачу грузопотоков с одних видов транспорта на другие, преобразовывая параметры транспортных партий грузов;
• терминалы, обеспечивающие снабжение предприятий продукцией производственно-технического назначения (сюда же относятся региональные распределительные центры);
• терминалы в системах оптовой и розничной торговли, на которых перерабатываются промышленные и продовольственные товары народного потребления.
Грузовые терминалы на магистральном транспорте сооружаются на грузовых железнодорожных станциях, в морских и речных портах, в аэропортах.
9. Распределительные (логистические) центры или терминалы— это складские комплексы, которые получают товары от предприятий-изготовителей или от предприятий оптовой торговли (например, находящихся в других регионах страны или даже за рубежом), и распределяющие их (на основе свободной купли-продажи) более мелкими партиями по заявкам потребителей (промышленных или торговых предприятий мелкооптовой и розничной торговли) через собственную или чужую товаропроводящую сеть. Важными задачами распределительных центров является организация эффективных входящих и выходящих грузопотоков товаров на основе принципов деловой логистики. Поэтому их называют также логистическими терминалами.
Распределительный центр по своему организационно-правовому статусу может быть самостоятельным коммерческим предприятием, акционерным обществом (в том числе с участием капитала предприятий-изготовителей, которые продают свою продукцию через этот складской комплекс) или унитарным муниципальным торговым предприятием, данным с участием администрации города, где он расположен, с целью улучшения снабжения товарами населения.
Обычно распределительные центры расположены в районах потребления товаров, т. е. территории целевого рынка. Это позволяет складам установить более тесные и эффективные связи с потребителями и сократить транспортные расходы по доставке товаров потребителям, а соответственно — и розничные цены, или увеличить прибыль распределительного центра. При этом важно обоснованно установить необходимую емкость складов, запасы хранения и номенклатуру грузов, всегда доступную для приобретения потребителями [2, c. 10].
Производственные склады делятся на:
• сырьевые;
• склады полуфабрикатов;
• склады заготовок, деталей и сборочных единиц;
• склады готовой продукции;
• склады отходов производства.
Для всех видов перечисленных складов независимо от их технической оснащенности переработки товаров управление складскими операциями, учет движения ТМЦ и обработка информационных потоков должны быть автоматизированы.
По техническим характеристикам и оснащению склады можно разделить на четыре класса.
Склад класса А:
• Современное одноэтажное складское здание, построенное по современным технологиям с использованием высококачественных материалов. Высота потолка от 10 м, позволяющая установку многоуровневого стеллажного оборудования. Ровный пол с антипылевым покрытием. Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (спринклерная или порошковая). Регулируемый температурный режим. Тепловые завесы на воротах. Автоматические ворота докового типа с гидравлическим пандусом,
регулируемым по высоте. Центральное кондиционирование или принуди
тельная вентиляция.
• Система охранной сигнализации и видеонаблюдения. Офисные площади
при складе. Оптико-волоконные телефонные линии. Достаточная территория
для отстоя и маневрирования большегрузных автопоездов. Расположение на
основных магистралях, обеспечивающих хороший подъезд.
Склад класса А-:
• По функциональности приближается к складам класса А, но уступает им
по качеству используемого оборудования, по менее выгодному расположению, или же помещения такого уровня не предоставляют полный спектр услуг или не полностью соответствуют всем требованиям помещений класса А.
Склад класса В:
• Капитальное здание одно- или многоэтажное (реконструированные бывшие
производственные помещения, с необходимыми коммуникациями и оборудованием). Высота потолков от 4,5 до 8 м. Пол — асфальт или бетон без покрытия.
Пожарная сигнализация и гидрантная система пожаротушения.
• Пандус для разгрузки автотранспорта. Офисные помещения при складе.
Телефонные линии. Охрана по периметру территории.
Склад класса С:
• Капитальное производственное помещение или утепленные ангары. Высота потолков от 3,5 до 18 м. Пол — асфальт или бетонные плиты. Ворота на
нулевой отметке, автомашина заходит внутрь помещения.
Склад класса D:
• Подвальные помещения или объекты гражданской обороны, не отапливаемые производственные помещения или ангары [14, c. 6-7].