Тема 4.23 Подготовка товаров к продаже, размещение, выкладка вкусовых товаров. Обслуживание покупателей (потребителей).
Тема 4.23.1 Подготовка товаров к продаже, размещение, выкладка чая и чайных напитков, кофе и кофейных напитков, пряностей и приправ. Обслуживание покупателей (потребителей).
1. Подготовка товаров к продаже, размещение, выкладка чая и чайных напитков, кофе и кофейных напитков, пряностей и приправ.
2. Консультирование покупателей (потребителей) о назначении,
составе, качестве, вкусовых особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности товаров.
2.1 Чай и чайные напитки, кофе и кофейные напитки.
2.2 Пряности приправы.
3. Обслуживание покупателей (потребителей).
4. Основные поставщики и производители чая и чайных напитков, кофе и кофейных напитков, пряностей и приправ.
1. Вкусовые товары при подготовке к продаже распаковывают, рассортировывают и размещают на полках пристенных и островных горок по группам, видам, назначению или производителям с учетом свойств и товарного соседства, вкусовые товары обладают специфическим запахом, который легко впитывают другие группы товаров.
2.1 Определяющее значение для чая как напитка имеют компоненты химического состава, переходящие в экстракт (экстрактивные вещества), наиболее важными из которых являются дубильные вещества (чайный танин - 10-22%), алкалоид кофеин (2-4%) и эфирные масла (0,006-0,021%). Общее содержание экстрактивных веществ в листьях чая составляет от 30 до 60% , а в готовом чае (черном) - 35-45% .
В зависимости от исходного сырья и технологии переработки в мировой практике вырабатывают чаи следующих разновидностей и типов:
- байховый (рассыпчатый) - черный, зеленый, красный и желтый;
- прессованный - кирпичный, плиточный, таблетированный;
- экстрагированный (быстрорастворимый);
- гранулированный - черный или зеленый чай, скрученный в шарик (гранулу, горошек) по особой технологии.
В зависимости от способа упаковки байховые, гранулированные и экстрагированные порошкообразные чаи могут быть рассыпчатыми или пакетированными.
Байховый чай
К классическому (байховому) чаю относится продукт, полученный путем специальной обработки молодых верхушечных побегов (флешей) вечнозеленого чайного растения.
Технология производства черного байхового чая: завяливание чайного листа, скручивание, ферментация (является основной технологической операцией, определяющей качество чая, процессе ферментации происходят окислительные реакции, и чайный лист приобретает характерные цвет, вкус и аромат за счет превращений дубильных и других веществ), сушка, сортировка
Зеленый байховый чайотличается от черного тем, что при его производстве чайный лист не проходит процессов завяливания и ферментации.
При производстве зеленого чая химический состав чайного листа изменяется незначительно.
В готовом зеленом чае значительно больше экстрактивных веществ, сохраняется танин, витамин С, хлорофилл. Зеленый чай обладает тонизирующим (бодрящим) и лечебным действием на организм человека.
Разновидностью зеленого чая может считаться и белый чай, вырабатываемый в Китае, в технологии которого операция пропаривания заменяется специальной сушкой.
Красный байховый чай(оолонг) вырабатывают только в Китае и на о. Тайвань. Красный чай является полуферментированным и поэтому сочетает свойства черного и зеленого. Он содержит намного больше экстрактивных веществ, чем черный, и ценнее его по вкусовым, ароматическим свойствам, содержанию витаминов С и Р.
Желтый байховый чайтакже является полуферментированным чаем и традиционно изготавливается только из высокосортного сырья - молодых побегов и чайных почек. Этот тип чая близок к зеленому, так как процесс ферментации при его производстве почти не происходит. Заваренный чай отличается тонким ароматом, приятным вкусом и хорошим настоем.
Прессованный чай получают из побочных продуктов чайного производства.
По основной технологии производства прессованные чаи делятся на два типа - черные и зеленые.
По характеру сырья и форме прессовки их делят на плиточные, кирпичные и таблетированные.
Плиточный чай (черный и зеленый) вырабатывают из высевок и крошки, образующихся в процессе производства байховых чаев тех же типов.
Гранулированный чай— в гранулы скатывается мелко порезанный лист. Качество гранулированного чая определяется прежде всего качеством полуфабриката, используемого для его производства, однако органолептические достоинства (особенно аромат) такого чая, как правило, ниже.
Чайные концентратыявляются ценным натуральным продуктом, содержащим в концентрированном виде все полезные растворимые вещества обычного чая. Они удобны в употреблении, без остатка растворяются в горячей и холодной воде.
Ароматизированные чаи. Ароматизация может производиться добавлением в уже готовый чаи различных душистых частей растений ( цветки жасмина, масло кожуры бергамота, семена аниса, душистая маслина и др.) или применением синтетических ароматических эссенций. Наличие ароматизатора, его природа и полное название должны быть указаны на упаковке чая.
Фруктовые и травяные чаи (чайные напитки) )представляют собой высушенные самостоятельно или в комбинации друг с другом различные травы, цветки и мелкоизмельченные фрукты. Ромашковый, Липовый, Мятный и др., фруктовые- Лимонный, Клубничный, Вишневый, Банановый, Китайский и др. Травяные и фруктовые чаи не содержат кофеина, но имеют достаточно высокую биологическую ценность за счет повышенного содержания витаминов (нередко дополнительно витаминизируются).
По качеству черный и зеленый байховый чай выпускают следующих сортов: букет, высший, 1, 2 и 3-й сорта.
Плиточный черный чай делят на в/с, 1, 2, 3 сорта, а плиточный зеленый только 3-го сорта.
Гарантийный срок хранения черного (фасованного) байхового чая в торговле 12 мес, фасованного импортного - 18 мес. со дня упаковки
Кофе
Кофе - вкусовой продукт, приготовленный из семян вечнозеленого кофейного дерева, произрастающего в тропических странах. Родиной кофейного дерева является юго-западная часть Эфиопии - провинция Кэффа, откуда и произошло название напитка. В настоящее время кофе культивируется более чем в 70 тропических странах.
Ботанические сорта кофе: аравийский (arabika), либерийский (liberika) и робуста (robusta).
арабика, зерна имеют однородный красивый зеленый цвет с синеватым или сероватым оттенком и дают напиток нежного приятного вкуса с тонким кофейным ароматом.
Либерика — менее распространенный вид кофе, напоминающий арабику, но несколько крупнее. Вкус и аромат напитка более грубый.
Робуста - отличается повышенным содержанием кофеина, имеет грубый резкий вкус и высокую экстрактивность напитка.
В торговлю поступает кофе жареный в зернах и кофе жареный молотый.
В зависимости от коммерческого сорта, технологической обработки и применяемых добавок и качества формируются торговые сорта и марки кофе - натуральный жареный в зернах (высшего и 1-го сортов); натуральный жареный молотый (высшего и 1-го сортов), с добавлением цикория, ароматизаторов и др.
Требования к качеству
К показателям качества сырого кофе относятся: внешний вид зерен (цвет и форма); вес и количество зерен в 1 дцл (размер зерен).
Качество жареного кофе оценивают по органолептическим показателям (внешнему виду, окраске зерен, их вкусу и аромату) и физико-химическим показателям: влажности, зольности, содержанию экстрактивных веществ и кофеина (не менее 0,7%), степени помола, наличию примесей.
Растворимый кофе - это высушенный до порошкообразного состояния экстракт натурального жареного кофе. Для уменьшения слипаемости частиц и лучшей растворимости современная технология предусматривает выпуск кофе и в гранулированном виде. В растворимом кофе повышается содержание кофеина (до 3-4% и выше).
Разновидностями растворимого кофе являются кофе порошкообразный, гранулированный, жидкий, концентрированный, «капуччино», кристаллический, декофеинизированный, ароматизированный, «легкий» и др.
Кофе «капуччино» вырабатывается на основе растворимого натурального кофе, молочного порошка, сахара с добавлением пищевых добавок (эмульгаторов, стабилизаторов, антиокислителей).
Кристаллический кофе (фриздрай) получается путем замораживания кофейной массы, раскалывания ее на кристаллы с последующей сушкой в замороженном состоянии. Такой кофе в большей мере сохраняет аромат и вкус.
Декофеинизированный кофе получают путем полного удаления кофеина из экстракта натурального жареного кофе. При частичном удалении кофеина получают «легкий» кофе, который считается более полезным, чем полностью декофеинизированный.
В растворимом кофе нормируется влажность, растворимость в воде, массовая доля кофеина, металлопримесей, общей золы. Органолептически определяется внешний вид, цвет, вкус и аромат кофе.
Гарантийный срок хранения растворимого кофе в герметичной упаковке — 24 мес.
Кофейные напитки - это измельченные смеси, приготовленные из хлебных злаков (ячмень, овес, пшеница, рожь), плодов, овощей, орехоплодных, бобовых, цикория с добавлением или без добавления кофе. В зависимости от технологии получения они могут быть растворимыми и нерастворимыми.
2.2 Пряности – высушенные целые или молотые различные части растений, обладающие устойчивым специфическим вкусом и ароматом, благодаря наличию эфирных масел.
В зависимомти от того какая часть растения используется в пищу, пряности делят на:
- семена(горчица, мускатный орех).
- плоды (анис, ваниль, кардамон, перец черный, белый, красный, душистый).
- цветы (гвоздика, шафран).
- листья (лавровый лист, розмарин).
- кора (корица).
- корни (имбирь).
Приправыиспользуют для улучшения вкуса и аромата пищи. Горчица столовая, хрен столовый, поваренная соль, пищевые кислоты (уксусная эссенция, столовый уксус, лимонная кислота).
3. Кофе, чай, концентраты и другие товары в фабричной упаковке укладывают рядами, колонками, пирамидами, создавая красивую декоративную выкладку.
При реализации вкусовых товаров необходимо учитывать сроки годности и условия хранения. Запрещается реализовывать недоброкачественный товар или товар с истекшим сроком годности.
При продаже чая и чайных напитков, кофе и кофейных напитков, продавец должен уметь при необходимости ознакомить покупателя с правильными способами заварки и хранения этих товаров.
Урок 36
Дата 23.02.2013