Особенности управления в информационном обществе
Особенности управления в информационном обществе
Одновременное обеспечение постоянного роста индивидуальной, групповой и региональной свободы и все возрастающая необходимость защиты персональных данных и сведений о хозяйствующих субъектаъ управления различного уровня (электронное управление, рост доли электронного бизнеса, упрощение и мобильность доступа к информации)
Экономика информационного общества
Более полное удовлетворение потребителей за счет адаптивной и коллаборативной кастомизации ценностных предложений
Совокупный спрос сдвигается в сторону информационных потребностей
Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения производства информационных товаров и услуг
Структура и особенности электронного рынка.
Электронный рынок – это совокупность его участников и процессов их взаимодействия, характеризующуюся определенными закономерностями в условиях развитой структуры информационно-коммуникационных технологий и систем
Структура электронного рынка
· Участники электронного рынка:
o Продавцы
o Покупатели
o Посредники
o Организации, обеспечивающие инфраструктуру и правила рынка:
o государственные органы
o общественные организации: W3C (www.w3c.org ), ICANN (www.icann.org ), НАУЭТ (www.nauet.ru ) и др.)
· Продукты
o Товары
o Услуги
· Процессы
o Разработка новых продуктов
o Производство
o Исследование рынка
o Поиск и заказ продукта
o Поставка
o Потребление
Сегментация электронного рынка по типу участников
· B2B – организации осуществляют продажи друг другу;
· B2C – организации продают товары и услуги индивидуальным потребителям и
· домохозяйствам;
· C2C – потребители продают товары и услуги друг другу;
· G2E – государственные органы предоставляют гражданам и организациям необходимые услуги;
· B2G – взаимодействие бизнеса и государственных и административных структур
Экзаменационный билет 10
Процессный менеджмент: основные понятия и определения. Классификация бизнес-процессов организации.
Процессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании.
Согласно стандарту ИСО 9001:2000, процессным подходом может считаться систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и, прежде всего, обеспечения их взаимодействия.
Внедрение процессного подхода в организации можно разбить на несколько этапов: прежде всего, выявляется сеть бизнес-процессов компании, затем процессы ранжируются по значимости, документируются и моделируются «как есть» (см. модель AS-IS). Затем проводится анализ построенных моделей и выявление «узких мест» процессов. На следующей стадии внедрения процессного подхода на основании полученных результатов строятся модели «как надо» (TO-BE) (с соблюдением той же последовательности действий, что и в случае с моделями AS-IS).
Процессный подход базируется на нескольких основных принципах:
- Восприятие бизнеса как системы (см. Системный подход)
- Любое предприятие рассматривается как система, а его развитие — как происходящее по законам сложных систем
- Будучи в устойчивом состоянии, никакая система не может эволюционировать
- Решение локальных проблем не может изменить систему. Ее изменение возможно лишь в целом
- Восприятие деятельности как процесса
- Можно рассматривать любую деятельность как процесс, и поэтому ее можно улучшить
- Деятельность любого предприятия можно рассматривать как сеть связанных между собой процессов, поскольку все виды деятельности предприятия и процессы, соответствующие им, взаимосвязаны
- В любой деятельности может иметь место разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу
- Любая целенаправленная, спланированная и при этом использующая ресурсы деятельность преобразует входную продукцию в выходную
- Каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги
- Стандартизация и прозрачность ответственности
- Высшее руководство должно полностью отвечать за создание системы качества на предприятии и управление качеством
- Каждый процесс должен иметь владельца, то есть должна иметь место персонификация, и ответственность должна распределяться по всем видам деятельности
- Все процессные составляющие должны быть по возможности максимально стандартизированными и прозрачными
- Следует проводить стандартизацию на основе взаимосвязанных стандартов, которые реализуются в виде нормативной документации и корпоративных стандартов
Процессный подход является базой построения Системы Менеджмента Качества на предприятии.
Рабочая система – система, в которой люди и/или машины выполняют бизнес-процесс, используя информацию, технологии и другие ресурсы для производства продуктов и услуг для внешних и внутренних потребителей.
Информационная система – это рабочая система, бизнес-процессы которой включают в себя сбор, передачу, хранение, извлечение, обработку и представление информации.
Структура раб системы
Потребители | |||||||
Продукты | услуги | ||||||
Бизнес пронцессы | |||||||
участники | Информация | Технология | |||||
Контекст | Инфраструктура | ||||||
Система – множество взаимодействующих компонентов, которые взаимодействуют друг с другом для достижения цели. Каждая система имеет цель, границы, окружение, входы, выходы. Подсистема – компонента системы.
Фазы разработки и поддержки инф систем:
· Анализ и планирование требований
· Разработка
· Внедрение
· Поддержка и эксплуатация
Бизнес–процесс – взаимосвязанная группа шагов или действий, в которых люди используют информацию и другие ресурсы для создания ценности для внешних или внутренних потребителей.
Процесс=бизнес-процесс=деловой процесс
Устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющая ценность для потребителя
Виды б-проц
1. Основные
2. Вспомогательные
3. Управленческие
4. Развития
1. Рамочные
2. Сквозные
Электронный бизнес: основные понятия и определения. Варианты ведения электронного бизнеса.
Электронный бизнес – это реализация бизнес-процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий и систем
В узком смысле: электронный бизнес – это бизнес на электронном рынке
Электронный рынок – это совокупность его участников и процессов их взаимодействия, характеризующуюся определенными закономерностями в условиях развитой структуры информационно-коммуникационных технологий и систем
Варианты ведения электронного бизнеса:
- Информационная поддержка существующего off-line бизнеса
- Организация продаж через сеть Интернет товаров и услуг
- Создание on-line предприятия
- Рекламная модель бизнеса
Экзаменационный билет 11