III Культура в информационном обществе

Тема: Основные течения в художественной культуре ХХ в.

План:

1 Направления и жанровые особенности художественной культуры на рубеже XX-XXI вв.

2 Массовая культура

3 Культура в информационном обществе

I Направления и жанровые особенности художественной культуры

В XX-XXI вв.

Вторая половина XX-XXI в. была временем расцвета прежних и появления новых течений в искусстве. На всем протяжении этого периода сосуществовали как реалистические так и модернистические течения.

Реализм (лат. вещественный, действительный) — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Общие признаки:

¾ Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

¾ Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

¾ Типизация образов, которая достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

¾ Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.

¾ Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Неореализм - новый реализм, в центре внимания - бедствия "маленького человека", забот и страданий простых людей, выброшенных на обочину жизни историческими событиями и трудностями послевоенного времени. Все это нашло отражение в итальянском кинематографе 1950-хгг., в творчестве режиссеров Ф. Феллини, Л.Висконти, М. Антониони, Р. Росселини, А. Куросава, А. Вайда) в романах колумбийца Габриэля Гарсчиа Маркеса, американцев Э.Хемингуэя и Дж. Сэлинджера, художника Андре Фужерона.

Модернизм – (от фр. modern – современный) — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля

Основные признаки модернизма:

¾ Неверие в разумность миропорядка (реальный мир враждебен человеку, полон грубости и жестокости, а человек в нём слаб и беспомощен), отрицание исторического прогресса и утверждение абсурдности бытия;

¾ Исключительный интерес к личности вне её социальной принадлежности - одинокой, чуждой миру, игрушке в руках мировых стихий;

¾ Мифотворческий метод восприятия и объяснения мира (мир непознаваем, каждый художник вправе создавать свою картину мира, это и будет эстетическая победа над мировым хаосом);

¾ Поклонение искусству как высшей ценности в жизни (отказ от традиционного принципа «искусство служит народу». Искусство не должно служить, это общество должно ему служить. (Художнику дозволено всё, ведь он украшает своими творениями жизнь).

Искусство модернизма не является целостным, оно разделено на направления, разнообразные по средствам выражения и по своим целям. Некоторые из них весьма значительно отличаются друг от друга.

¾ Сюрреализм

Сюрреализм - одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства XX в. Впервые понятие «сюрреализм» ввел французский поэт Г. Аполлинер, обозначив жанр своей пьесы - «сюрреалистическая драма». В 20-30-х гг. новое художественное направление его основатели-поэты А. Бретон и Ф. Супо стали называть «сюрреализм» («сверхреализм»). Сюрреализм зародился во Франции, пережил несколько кризисов, пережил Вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с пост - и трансавангордом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.

Сюрреализм – от фр. сверхреализм- Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.

Режиссёр Дэвид Линч в начале своей творческой деятельности принадлежал к сюрреализму. В первой полнометражной работе «Голова-ластик», где все полтора часа фильма автор не демонстрирует нам почти ничего конкретного - одни лишь образные фигуры. Главный герой, Генри Спенсер, узнает, что его бывшая девушка, с которой он расстался несколько месяцев назад, ждет от него ребенка. Однако, когда дитё появляется на свет, оказывается, что это скорее некий мутант, совершенно невообразимое существо, которое символизирует наш страх перед рождением ребенка-инвалида.

Современные художники-сюрреалисты, например, австриец Э.Фукс, поставили перед собой задачу раскрыть тайны подсознательного, отобразив на своих полотнах мечты и фантазии реальных людей.

¾ Гиперреализм

Гиперреализм - направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в. Гиперреализм оперирует банальными сюжетами, его образы подчеркнуто «объективны», часто основываются на сильно увеличенной фотографии.

Гиперреализм (hyperrealism — англ.), или фотореализм (photorealism — англ.), направление в изобразительном искусстве последней трети двадцатого века, сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения.

Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна

Картина художника-гиперреалиста на первый взгляд больше похожа на фотографию высокого разрешения.

Представители гиперреализмастремились передать фотографическое сходство изобразительных образов с реальными предметами, подчеркивая своё негативное отношение к ним (американских художник Д.Хэнсон, немецкий художник Г.Рихтер, анг.художник Рафаэла Спенс).

Гиперреалисты главными темами своих картин делают мертвую «вторую» природу, рукотворную натуру городской среды: бензоколонки, автомобили, витрины, жилые дома, телефонные будки и т.д. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. Городская среда в гиперреалистических произведениях изображается как нечто отчужденное от человека.

Мастера концептуального искусства(например, француз М.Дюшан) акцентировали внимание на тех ассоциациях, которые могли возникнуть у зрителей при знакомстве с их произведениями. Именно концептуалисты расширили сферу изобразительных средств и приемов, прибегая зачастую к использованию самых обычных, всем хорошо знакомых материалов: окружающих человека в повседневной жизни предметов, символов, знаков. Так, один из представителей концептуализма рисовал точные копии консервных банок,

Очень близки по своей направленности к произведениям концептуалистов работы в стиле поп-арт (популярное искусство), характерной чертой которых является композиционное соединение предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме и материалу, в смысловые группы- коллажи. Среди мэтров этой школы можно назвать американцев Р.Раушенберга, Дж.Джонсона, Э.Уорхола.

Именно с поп-артом связан настоящий переворот в музыкальной культуре второй половины XX века. На смену джазу и блюзу пришел ритмичный рок-н-ролл, наиболее известный исполнитель которого Э.Пресли.

В 1960-9070г. грандиозный успех у молодежи имели такие рок-группы, как «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Пинк Флойд», «АББА».

Заметное место в литературе занял жанр фэнтези, в кото­ром авторы помещают своих героев в придуманный мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж. Толкиена, а также появив­шиеся на рубеже XX — XXI вв. романы Дж. Роулинг о мальчике- волшебнике Гарри Потере.

Т.о. искусство XX века полна поиском новых изобразительных возможностей и новых стандартов красоты.

II Массовая культура

Массовая культура - термин, используемый для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на “среднего” потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта.

Появление массовой культуры принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих.

Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций.

Массовая культура возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой – как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур.

Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.

Массовая культура оперирует, как правило, базисными архетипическими (изначальными, врожденными) представлениями и чувствами (страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному восприятию реальности.

Массовая культура создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.

Массовая культура традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Элемент новаторства в массовой культуре незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений “высокой” культуры. В то же время неправомерно считать массовую культуру заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством.

В действительности, массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским “подпольем” и традиционной народной культурой.

культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Поэтому значимость конкретного продукта массовой культуры определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.

В то же время, фиксируя существующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества.

Основные функции массовой культуры:

¾ интеграция людей в существующую систему общественных отношений,

¾ переключение их внимания с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции,

¾ эмоциональную разрядку и игру воображения, уводящих человека в мир грез, иллюзий и создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем современности.

К основным составляющим массовой культуры относят:

¾ информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком;

¾ индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;

¾ систему формированиямассового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;

¾ тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Массовая культура рассматривается как коммерческая, так как она способна при продаже приносить прибыль, создается ради прибыли.

Коммерциализации подверглись:

¾ книгопечатание,

¾ пресса,

¾ музыка,

¾ фотография,

¾ живопись.

¾ кинематограф.

Развитие кинематографа и телевидения позволило миллионам людей ознакомиться с шедеврами мирового искусства. Большими тиражами издавались так называемые «книги в кармане» («покет-буки»), доступные по цене, удобные по формату, приспособленные для чтения в транспорте. В этой серии были изданы многие классические литературные произведения, получившие таким образом более широкую аудиторию.

Однако наряду с подлинными культурными ценностями широко распространялись и произведения, приспособленные к уровню самых широких, часто малообразованных масс населения. Появилась массовая культура, ориентированная на вкусы и стереотипы большинства.

В области музыки это по преимуществу эстрадные концерты, в литературе и в кино — детективы, примитивные «дамские романы» о любовных приключениях, фильмы ужасов, приключенческие и мелодраматические киносериалы. Повсюду вошли в обиход впервые появившиеся в США комиксы (рассказы в картинках) и дайджесты (схематичное изложение содержания крупных литературных произведений на нескольких страницах).

Т.о. в конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в общественной жизни. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

III Культура в информационном обществе

В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития — в эпоху информационного общества со всеми его достижениями, противоречиями и конфликтами: урбанизация, индустриализация, освоение космоса, информатизация, глобализация, развитие СМИ, создание ядерного оружия, холодная война, падение СССР, терроризм, экологические проблемы.

С одной стороны – технический прогресс, с другой – кризисное состояние, разочарование в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения, с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. В обществе царила эпоха «усталой» культуры, философия отчаяния и пессимизма, одновременно с потребностью преодоления этого состояния через поиски новых ценностей и нового языка. Значительные расхождения также обнаружились между традиционными ценностными ориентирами и моральными нормами, с одной стороны, и окружающей действительностью — с другой, возникли серьезные трудности в оценке происходящего, поскольку использовавшиеся критерии оказались во многом размытыми.

Информационные процессы и технологии изменяют мировоззрение людей, качественно меняют мир, в котором они живут.

Рядом с миром реальным возникают виртуальные миры. Изменяются характер и возможности обучения. Земля становится все более тесной. В то же время стало возможным обходиться (или почти обходиться) без живого общения с людьми, убегая в виртуальные пространства. Средства сохранения и трансляции культуры меняются существенно. Наряду с письменной культурой, во многом вытесняя ее, развивается культура экранная. Поговаривают о том, что возможен возврат к культуре устной, но на новом уровне, когда компьютер будет легко понимать человеческую речь и «разговаривать». С одной стороны, пространство Интернета становится глобальным, обеспечивая небывалые возможности культурного обогащения, удовлетворения духовных потребностей. А с другой – компьютер может быть в еще большей мере, чем телевизор, «ящиком для идиотов» (так его называли французы).

Наиболее распространённым направлением в искусстве информационного общества стал «постмодернизм».

Постмодернизм (постмодерн; от лат. post — «после» и фр. moderne — «новейший», «современный») — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20 в.

Постмодернизм выступает за стирание границ между массовой и элитарной культурой.

Наши рекомендации