Эффективность механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ
Одним из направлений эффективной организации транспортно-складского материалопотокаявляется внедрение логистической системы в практику погрузочно-разгрузочных работ. Эта система позволяет использовать передовую технологию и эффективные технические Средства, что создает условия рационального использования транспортных средств, грузовых ресурсов и перегрузочного оборудования.
Эффективное использование транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов и трудовых ресурсов достигается путем разработки технологическогопроцесса с учетом достигнутой выработки переработки груза передовыми бригадами, эффективных способов заготовки пакетов и укладки груза технических характеристик средств малой механизации, дальности перевозок и т.д. Разработка технологического процесса производится на основе технологической карты.
Эффективное использование средств механизации предполагает применение современной подъемно-транспортной техники, которая обеспечивает не только повышение производительности труда работников склада, но и способствует максимальному использованию площади и емкости склада. Рациональная организация внутрискладского перемещения грузов предусматривает применение транспортно-технологических схем переработки грузов, обеспечивающих движение грузопотоков по прямым кратчайшим путям и исключающих встречные перевозки.
К механизированным относятся процессы, в которых основные операции выполняются машинами. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ кроме кранов, экскаваторов и различных подъемников используют специальные машины. Такие машины предназначены для погрузки в транспортные средства и разгрузки из них сыпучих, кусковых и штучных грузов, а также для доставки их к месту использования в пределах строительной площадки и выполнения различных монтажных и вспомогательных операций. Они бывают специализированные, используемые на складах предприятий строительной индустрии и пристанционных складах (скребковый разгрузчик - для разгрузки песка, щебня, гравия и т.п. из железнодорожных платформ; разгрузочно-штабелевочная машина - для разгрузки полувагонов), и универсальные самоходные погрузчики. Последние представляют собой чаще всего колесную или гусеничную подъемно-транспортную машину, снабженную одним или (чаще всего) несколькими сменными рабочими органами.
К комплексно-механизированным процессам относятся те, у которых все операции выполняются машинами и оборудованием, а за человеком остается управление, регулирование и контроль за работой машин. Основой комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ в оптовом звене является пакетирование тарно-штучных грузов на универсальных поддонах стандартных размеров, что позволяет доставлять товары от отправителя до конечного получателя без перевалок [20, c.19].
В свою очередь, при автоматизированном процессе предусматривается применением машин и устройств, действующих автоматически без участия человека в управлении, регулировании и контроле. Автоматизация основана на применении системы машин, оборудования, автоматов, позволяющих полностью заменить физический труд рабочих и осуществить управление машинами и контроль за их работой при помощи средств автоматики. Роль человека сводится к разработке и внедрению программ управления, наблюдению и корректировке приборов автоматики. Комплексная автоматизация исключает участие человека как в технологических, так и в управленческих операциях.
При определении парка погрузочно-разгрузочных механизмов учитывают запланированную степень механизации погрузочно-разгрузочных работ и внедрение мероприятий, предусмотренных планом повышения эффективности производства. Количество необходимого подъемно-транспортного оборудования на смену работы устанавливается по группам грузопотоков и видам подъемно-транспортных средств.
С ростом применения химических средств сельскохозяйственного назначения особую актуальность приобретает проблема эффективного их использования. Решение ее связано с созданием материально-технической базы химизации сельского хозяйства в соответствии с поставками минеральных удобрений и других химических средств. Для этого необходимо значительно повысить уровень обеспечения сельского хозяйства складскими помещениями, техникой для механизации погрузочно-разгрузочных работ, транспортными средствами [ 8, c.263].
Следующим показателем, характеризующим общий технический уровень предприятия, является уровень механизированности погрузочно-разгрузочного процесса — основной количественный показатель механизации. Его значение состоит в том, что он позволяет сравнивать состояние механизации на различных объектах (или на различных участках одного объекта) и тем самым определять пути ее дальнейшего развития в каждом конкретном случае. Он определяется по формуле (1.2):
Умп=Qм/Qо*100, (1.2)
где Умп — уровень механизированности погрузочно-разгрузочных работ;
QM — объем работ, выполненных механизированным способом;
Qо — общий объем выполненных работ, включая механизированные и немеханизированные.
Данный показатель можно использовать как для определения уровня механизированности погрузочно-разгрузочных работ, так и его отдельных операций.
Показатель уровня механизированности работ выражается отношением механизированных трудозатрат (человек/час) к общему объему трудозатрат, включая механизированные и немеханизированные (1.3):
Умр=Зм/Зо*100, (1.3)
где Умр — уровень механизированности работ;
Зм — трудозатраты механизированные;
30 — трудозатраты общие.
Состояние механизации оптового предприятия характеризует уровень обеспеченности специализированной техникой, количественно характеризующий парк технологического оборудования. Этот показатель рассчитывается по формуле (1.4):
У0=Тф/Ти*100, (1.4)
где У0 — уровень обеспеченности погрузочными устройствами;
Тф — количество единиц одного вида техники, шт.;
Ти — потребное количество единиц техники того же вида, шт.
Технический уровень характеризует не только обеспеченность техникой, но и степень ее использования. Уровень использования техники и оборудования рассчитывается по формуле (1.5):
Уи=Ми/MQ *100, (1.5)
где Уи — уровень использования техники и оборудования;
Ми — машины и оборудование, участвующие в технологическом процессе, шт.;
MQ — общее количество машин и оборудования, шт.
Анализ показателей оценки механизации складских и погрузочно-разгрузочных работ показывает, что оценка механизации приобретает важное значение для определения основных направлений ее совершенствования, так как позволяет определить реальный объем работ по переработке грузов, и возможность дальнейшей механизации таких работ.
Проведенный анализ понятия погрузочно-разгрузочных работ, как одной из важнейших логистических систем, позволил сделать вывод о том, что погрузочно-разгрузочные работы представляют собой совокупность операций, связанных с перемещением и укладкой груза на транспортное средство или приемно-сортировочную площадку. Погрузочно-разгрузочные работы представляют собой комплекс основных и вспомогательных операций, которые обуславливаются рядом факторов, в том числе и характером груза, условиями разгрузки, погрузки, уровнем механизации.
2 Управление погрузочными и складскими работами ООО «ТрансАвиа»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ТрансАвиа»
ООО «ТрансАвиа» работает на рынке услуг с 2003 года. Целью ООО «ТрансАвиа»является качественное исполнение всех видов услуг. Отдел грузоперевозок осуществляет международные грузоперевозки грузов из любой точки мира в любом направлении.
Основными направлениями деятельности ООО «ТрансАвиа» является:
- реализация авиабилетов ООО «ТрансАвиа»;
- реализация туров в зарубежные страны;
- осуществление грузоперевозок и транспортно-экспедиционные услуги.
Организационная структура управления ООО «ТрансАвиа» представлена на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «Трансавиа»
Примечание – источник: собственная разработка по данным предприятия
Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом организации на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества. Полномочия органов управления определены Уставом предприятия.
Организация относится к линейно-функциональной структуре управления.
Организационная структура анализируемой организации направлена на установление связей между подразделениями ООО «ТрансАвиа», а именно таких отделов как отдел продаж, бухгалтерией, склада и т.д., на распределение между ними прав, полномочий и ответственности.
Генеральный директор является руководящим органом и высшим должностным лицом предприятия. Он несет персональную ответственность за результаты деятельности организации, определяет стратегические направления его развития, осуществляет общее оперативное управление организацией. Директор осуществляет общее руководство, решает самостоятельно все вопросы деятельности организации, предусмотренные Уставом.
Директору непосредственно подчинены заместители, а также главный инженер. Непосредственно главному инженеру подчиняется начальники цехов. Они осуществляют непосредственное руководство производственной деятельностью участков своего цеха и контролирует работу всех служб цеха. В подчинении у начальника цеха находятся мастера или старшие мастера.
Также в организации функционирует планово-экономический отдел, который занимается разработкой среднесрочных производственных программ, т.е. детализацией годового плана производства по срокам.
Технический отдел оперативным регулированием диспетчированием производств в форме непрерывного контроля за движением процесса производства и принятием решений по устранению возникающих отклонений от установленных заданий в результате выполнения запланированной производственной программы.
Заместитель генерального директора по производству является первым заместителем генерального директора предприятия и несёт ответственность за производственную деятельность предприятия наравне с ним. Он осуществляет организацию технического развития предприятия и совершенствование работы технических служб предприятия.
Технический отдел, возглавляемый начальником, обеспечивает выполнение следующих функций: решение вопросов технического развития предприятия и его специализации; разработку и совершенствование конструкций изделий, разработку и совершенствование технологии и оснастки; стандартизацию продукции, технологических процессов и других элементов производства; обеспечение производства инструментом и оснасткой; метрологическое обеспечение; ремонтное и энергетическое обслуживание; организация работы по рационализации и изобретательству, безопасных условий работы и контроль за соблюдением правил техники безопасности.
Преимуществами линейно-функциональной структуры управления в ООО «Трансавиа»:
– освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных c планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
– построение связей по иерархической лестнице, пpи которых каждый paбoтник пoдчинeн тoлькo oднoмy pyкoвoдитeлю.
К недостаткам такой структуры управления можно отнести:
– pocт иepapxичнocти, вepтикaли yпpaвлeния, oтcyтcтвиe тecныx взaимocвязeй и взaимoдeйcтвия нa гopизoнтaльнoм ypoвнe мeждy пpoизвoдcтвeнными пoдpaздeлeниями;
– чpeзмepнo paзвитaя cиcтeмa взaимoдeйcтвия пo вepтикaли.
В деятельности современных предприятий важное значение приобретают экономические показатели его работы. Проанализируем экономические показатели ООО «Трансавиа» в 2013 – 2015 году:
Таблица 2.1 – Экономические показатели ООО «ТрансАвиа» в 2013 – 2015 годы
Показатели | Темп роста 2013 к 2012, % | Темп роста 2014 к 2013, % | |||
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг | 300 514 | 348 624 | |||
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг | 236 738 | 276 284 | |||
Валовая прибыль | 63 776 | 72 340 | |||
Управленческие расходы | 8 835 | 12 496 | |||
Коммерческие расходы | 51 244 | 58 368 | |||
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг | 3 697 | 1 476 | |||
Рентабельность реализованной продукции, % | 1,6 | 0,5 |
Примечание – источник: собственная разработка по данным приложений А,Б.
На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что в 2015 году наблюдается рост выручки от реализации продукции, однако темп роста выручки в 2015 году снизился и составил 116 %, в свою очередь, в 2014 году он составлял 124 %. В анализируемый период увеличилась и себестоимость реализованной продукции, в 2014 году темп ее роста составил 125 %, в 2015 году 117 %. По анализируемому предприятию наблюдался и рост валовой прибыли на 20 % в 2014 году, и на 13 % в 2015 году. Однако, как показал анализ, все же конечный финансовый результат, прибыль от реализации снизилась и в 2015 году составила 1 476 млн. руб., темп ее роста в 2015 году составлял 40 %, в 2014 году также наблюдалось снижение прибыли, что было обусловлено ростом себестоимости реализованной продукции.
Для более детального анализа, был рассчитан показатели рентабельности от реализации, как отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции. Расчет показал, что рентабельность реализации существенно снижается, что обуславливается ростом себестоимости. В 2013 году рентабельность реализации составляла 2 %, что является достаточно низким показателем, в 2014 году снизилась и составила 1,6 %, а в 2015 году составила 0,5 %.
Таким образом, на основании проведенного анализа экономических показателей исследуемого предприятия, можно сделать вывод о том, что несмотря на увеличения объема выручки, все же конечный финансовый результат предприятия снижается за счет увеличения себестоимости реализованной продукции, а также за счет роста коммерческих расходов. В связи с этим, перед предприятием становится очевидной задача снижения и оптимизации коммерческих и других расходов. В связи с этим, одним из возможных направлений совершенствования может стать снижение расходов по складскому хозяйству, а также проведения комплексной механизации организации.