Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию погрузочно-разгрузочных и складских работ

Для анализа мероприятий по эффективности комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ необходимо произвести анализ затрат на погрузочно-разгрузочные работы с ручным трудом грузчиков и после комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Таблица 3.1 – Расчет затрат при немеханизированном способе погрузочно-разгрузочных работ ООО «ТрансАвиа»

№ п/п Наименование Количество
Грузчики 6 чел.
Заработная плата грузчика в месс. 3 000 000
Водители погрузчика 1 чел.
Заработная плата водителя погрузчика в мес. 5 000 000 руб.
Затраты на охрану труда на человека 700 000 руб.
Погрузчик 1 чел.
Расход погрузчиком э/энергии в час 3,9 кВт
Средняя продолжительность работы погрузчика за смену 3,8 Мото-часа
Стоимость 1 кВт/час 2,35 руб.
Производительность погрузчика в час 40 тонн

Примечание – источник: собственная разработка.

Рациональная организация всех видов перевозок требует четкого согласования работы внутризаводского транспорта с работой всех цехов и хозяйств предприятия. Координирование производственных и транспортных операций во времени и пространстве достигается построением контактных графиков работы.

В 2016 году ООО «ТрансАвиа» начало комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ на складе. Первый этап — это покупка более совершенной погрузочно-разгрузочной техникой — вилочные электропогрузчики STILL 2013 года выпуска, и замена ручного труда.

Составим смету затрат на погрузочно-разгрузочные работы при немеханизированном методе работ в год.

Таблица 3.2 – Затраты на погрузочно-разгрузочные работы при ручной погрузке за год

№ п/п Наименование статей Расчет Всего, руб
Расходы на заработную плату основным рабочим:    
Грузчики 3 000 000 руб.*6 чел*12 216 000 000
Водители погрузчика 5 000 000 руб*1 чел*12 мес 60 000 000
Отчисления в ФСЗН (34 %)    
Грузчики 216 000 000 * 0,34 73 440 000
Водители погрузчика 60 000 000 * 0,34 20 400 000
Затраты на охрану труда    
Грузчики 700 000 * 12 8 400 000
Водители погрузчика 700 000 * 1 700 000
  Итого   378 940 000

Примечание – источник: собственная разработка

Анализируя смету затрат на погрузочно-разгрузочные работы без комплексной механизации, видно что вилочный электропогрузчик уже прошел амортизацию, так как год выпуска погрузчика 1989. Соответственно, данный вилочный электропогрузчик морально и физически устарел. Соответственно, он снижает производительность и количество, обрабатываемого груза, также снижает производительность труда грузчиков.

Средний грузооборот в сутки составляет при немеханизированном процессе составляет: грузчики — 60 тонн, погрузчик — 152 тонны. Соответственно, общий грузооборот составляет 212 тонн. Чтобы увеличить грузооборот, соответственно прибыль от объема продаж, генеральный директор решил произвести комплексную механизацию порузочно-разгрузочных работ.

Цель механизации погрузочно-разгрузочных работ — минимизировать расходы на погрузочно-разгрузочные работы, заменить ручной труд механизированным.

Для анализа и сравнения результатов комплексной механизации необходимо составить смету затрат на погрузочно-разгрузочные работы с механизированной погрузке за год. При механизации погрузочно-разгрузочных работ необходимо 2 грузчика, и два водителя электропогрузчика.

Таблица 3.3 – Затраты на погрузочно-разгрузочные работы при механизированном способе

№ п/п Наименование Количество
Грузчики 2 чел.
Заработная плата грузчика в мес. 3 000 000
Водители электропогрузчика 2 чел.
Заработная плата водителя электропогрузчика в мес. 5 000 000
Затраты на охрану труда на человека 700 000
Погрузчик 2 шт
Расход погрузчиком э/энергии в час 3,3 кВт
Средняя продолжительность работы электропогрузчика погрузчика за смену 5,1 Мото-часа
Стоимость 1 кВт/час 235 руб.
Производительность электропогрузчика в час 40 тонн
Расход дистиллированной воды в месяц на 1 электропогрузчик 5 литров
Стоимость 1 литра дистиллированной воды 10 руб
Стоимость электропогрузчика 983 900,00 руб.
Срок амортизации 5 лет
Сервисное обслуживание 1 электропогрузчика в месяц 3 540 000 руб

Примечание – источник: собственная разработка

Рассчитаем затраты при механизированном способе разгрузки-погрузки.

Таблица 3.4 – Смета затрат на погрузочно-разгрузочные работы при механизированной погрузке за год

№ п/п Наименование статей Расчет Всего, руб.
Расходы на заработную плату основным рабочим:    
Грузчики 3 000 000 * 2 * 12 72 000 000
Водители погрузчика 5 000 000 * 2 * 12 120 000 000
Отчисления ФСЗН (34 %)    
Грузчики 72 000 000 * 0,34 24 480 000
Водители погрузчика 120 000 000 * 0,34 40 8000 000
Затраты на охрану труда    
Грузчики 700 000 * 2 1 400 000
Водители погрузчика 700 000 * 2 1 400 000
Расходы электроэнергию на работу погрузчика 5,1 Мчаса*3,3 кВт*2,35 руб * 245 дней в году
Расходы на дистиллированную воду 5 л*10 000 руб*2 шт*12 мес 1200 000
Расходы на сервисное обслуживание - 4 960 000
Амортизация электропогрузчиков 983900 руб/5 лет*2 шт 396 240
  Итого   235 524 240

Примечание – источник: собственная разработка

Таким образом, при немеханизированном способе погрузки-разгрузки исследуемое предприятие затрачивает в год 378 940 000 руб., а при механизированном 235 524 240 млн. руб., т.е. при механизированном способе получена экономия в (378 940 000 – 235 524 240 = 143 415 760 руб.).

Анализируя затраты на погрузочно-разгрузочные работы до комплексной механизации и после комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ видно, что расходы сократились. Причем достаточно сократилась затраты на заработную плату основных производственных рабочих. Рассмотрим средний грузовой оборот при механизированных погрузочно-разгрузочных работах. Средний грузооборот в сутки составляет при механизированном процессе составляет: грузчики — 30 тонн, погрузчик — 408 тонн. Соответственно, общий грузооборот составляет 438 тонн.

Сделаем вывод, что при комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ грузооборот увеличился с 212 тонн до 438 тонн, т. е. в два раза. Соответственно и увеличилась прибыль предприятия от увеличения объема товарооборота.

Показателем, отражающим как количественную, так и качественную сторону процесса вытеснения ручного труда машинами является уровень механизированности труда.

Рассчитаем этот показатель по формуле (3.1):

Умт= Чм /Чо, (3.1)

где Умт — уровень механизации труда;

Чм — численность работников на механизированных работах;

Чо — общая численность работников, занятых на механизированных и немеханизированных работах.

Умт =2/4 = 0, 5 = 50%

Соответственно, уровень комплексной механизации составляет 50 %.

Определим эффективность предложенных мероприятий. Первоначально рассчитаем срок окупаемости дополнительных капитальных вложений по формуле (3.2):

Ток = Кдоп/ ∆П, (3.2)

где Кдоп – дополнительные капитальные расходы;

∆П – прирост прибыли в результате реализации мероприятия.

Ток = 235 524 240/ 143 415 760 = 1,6 года

В процессе рассчетов было определено, что грузооборот увеличится с 212 тонн до 438 тонн. Рассчитаем производительность труда одного работника, занятого на погрузочно-разгрузочных работах.

ПТдо = 212/ 4 = 53 тонны

ПТпосле = 438/ 4 = 109,5 тонн

Таким образом, до реализации мероприятия грузоподъемность составит 53 тонны в месяц, а после реализации мероприятия составит 109,5 тонн.

Определим темп роста производительности труда погрузочно-разгрузочных работ:

Тр = 109,4 / 53 * 100 = 206,4 %

Таким образом, на основании проведенного анализа комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ можно сделать следующие выводы:

1. До реализации мероприятия затраты предприятия на погрузочно-разгрузочные работы составляли 378 940 000 руб., после реализации предложенных мероприятий 235 524 240 руб., т.е экономия составит 143 415 760.

2. Расчет срока окупаемости показал, что реализация мероприятия окупится за 1,6 года.

3. Анализ производительности труда до реализации мероприятия показал, что производительность труда составляла 53 тонны, а после реализации мероприятия составила 109,5 тонн, темп роста производительности труда составил 206,4 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе было проанализировано содержание погрузочно-разгрузочных работ, проанализировано содержание складских работ и показатели оценки эффективности погрузочно-разгрузочных работ, в том числе и на примере организации грузооборота ООО «ТрансАвиа». Проанализировав теоретические аспекты организации погрузочно-разгрузочных работ можно сделать вывод о том, что осуществление деятельности любого предприятия, и особенно в логистике неизменно сопряжено с доставкой товаров, их погрузкой-разгрузкой и складированием. От правильной организации вышеуказанных логистических операций во многом зависит эффективность функционирования предприятия в целом.

Погрузочно-разгрузочные работы представляют собой комплекс операций, как основных и вспомогательных, которые обусловлены рядом факторов. В свою очередь, изучение складских процессов позволило сделать вывод о том, что все операции складского процесса можно условно разделить на 3 группы: операции по поступлению товаров; операции по хранению товаров; операции по отпуску товаров. Для оценки эффективности погрузочно-разгрузочных работ используется комплекс показателей, отражающих эффективность данных логистических операций.

В работе был проведен экономический анализ объекта исследования ООО «Трансавиа». Как показал анализ, за анализируемый период наблюдался рост выручки от реализации продукции, однако темп роста выручки в 2015 году снизился и составил 116 %, в свою очередь, в 2014 году он составлял 124 %. В анализируемый период увеличилась и себестоимость реализованной продукции, в 2014 году темп ее роста составил 125 %, в 2015 году 117 %.

По анализируемому предприятию наблюдался и рост валовой прибыли на 20 % в 2014 году, и на 13 % в 2015 году. Однако, как показал анализ, все же конечный финансовый результат, прибыль от реализации снизилась и в 2015 году составила 1 476 млн. руб., темп ее роста в 2015 году составлял 40 %, в 2014 году также наблюдалось снижение прибыли, что было обусловлено ростом себестоимости реализованной продукции.

Анализ организации погрузочно-разгрузочных работ, и механизации данных логистических операций показал, что на ООО «ТрансАвиа» данные операции механизированы. Используется комплексная механизации погрузки-разгрузки товаров, их складирования. Для выполнения данных операций используется оборудование Конвейеры (транспортеры), электрокары, тягачи и другое оборудование. Как показал анализ, комплексная механизация погрузочно-разгрузочных и складских работ находится на высоком уровне.

Однако, несмотря на достаточно высокий уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ в анализируемом предприятии, все же были определены направления их совершенствования. Как показал анализ, на предприятии нередко применяется устаревшая технология выполнения складских операций с большими затратами ручного труда, низким коэффициентом использования площади и объема складов.

В целях повышения эффективности погрузочно-разгрузочных операций, был рассчитан экономический эффект от внедрения дополнительных средств механизации, дополнительного погрузчика, который снизит затраты ручного труда и повысит экономическую эффективность. Был рассчитан экономический эффект, который показал, что при комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ грузооборот увеличился с 212 тонн до 438 тонн, т. е. в два раза. Соответственно и увеличилась прибыль предприятия от увеличения объема товарооборота.

В связи с этим, были намечены мероприятия по совершенствованию погрузочно-разгрузочных работ. Для более эффективного использования факторов производства в дальнейшем ООО «ТрансАвиа» необходимо проводить работу в следующих основных направлениях:

- обеспечить организацию работы погрузчиков, позволяющую выполнить работы по перемещению грузов в среднем не менее 7,0 часа в рабочую смену;

- наладить железнодорожную ветку для увеличения грузопотока;

- в целях сокращения постоянных расходов наладить привлечение водителей к участию в ТО и ремонта, снизить расходы на содержание технической базы на 20 % и сократить затраты на управление;

- сдача в аренду излишних факторов производства: площадей и транспортных средств;

- создание на предприятии автоматизированных рабочих мест по сбору, хранению и обработке исходной информации и обоснованию управленческих решений;

- унифицировать типоразмеры тары для скоропортящихся продуктов, причем значительно сократить число типоразмеров; выбранные размера тары должны соответствовать требованиям пакетирования продуктов на поддонах;

- ввести рациональную систему обмена поддонами между предприятиями и транспортными организациями.

Наши рекомендации