На предприятиях общественного питания

Различных типов

Предприятия общественного питания в зависимости от функционального назначения, ассортимента реализуемой продукции, разнообразия и сложности изготовления продук­ции, технической оснащенности, методов обслуживания, ква­лификации персонала, качества обслуживания, номенклату­ры предоставляемых услуг подразделяются на следующие ти­пы: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная и др. Величина каждого из указанных типов характеризуется вместимостью (количеством мест в обеденном зале) и количеством выпуска­емых блюд в смену. Оптимальное количество мест в обеден­ных залах предприятий разных типов составляет: ресторан — 50—200; бар винный, молочный, гриль —25—50; бар пив-



Обслуживание на предприятиях общественного питания

Глава 1. Совершенствование обслуживания



ной— 25—100; кафе общего типа — 50—200; кафе специа­лизированное (молодежное, детское, кондитерская, мороже­ное, молочное и т. д.) — 25—100; столовая общедоступная — 50—200; столовая диетическая — 50—100; столовая раздаточ­ная — 25—50; закусочная общего типа — 25—50; закусочная специализированная — 25—50; кафетерий — 8—50.

Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенкла­туре предоставляемых услуг подразделяются на классы: люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:

• люкс — художественная выразительность архитектурно­
го ансамбля и интерьера торговых помещений предпри­
ятий питания, не имеющих аналогов, высокий уровень
комфортности, широкий выбор услуг и ассортимент ори­
гинальных, изысканных заказных и фирменных блюд,
кулинарных и кондитерских изделий для ресторанов,
широкий выбор заказных и фирменных напитков, кок­
тейлей и закусок для баров;

• высший — оригинальность интерьера, выбор услуг, ком­
фортность, разнообразный ассортимент оригинальных,
изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для
ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных на­
питков, коктейлей и закусок для баров;

• первый — гармоничность, комфортность и выбор услуг,
разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и
напитков сложного приготовления для ресторанов, набор
напитков, коктейлей несложного приготовления, в том
числе заказных и фирменных, для баров.

Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделя­ются.

Общие требования к предприятиям общественного пита­ния различных типов определены ГОСТ Р 50762-95 [14].

Для любого типа и класса предприятия общественного питания существуют определенные признаки идентифика­ции услуг, которые применяются при аттестации типа и класса предприятия, а также при сертификации.

Ресторан — предприятие общественного питания, от­личающееся широким ассортиментом блюд сложного приго-



товления, включая заказные и фирменные, алкогольные на­питки, табачные и кондитерские изделия, высоким уровнем обслуживания потребителей в сочетании с организацией их отдыха (музыкально-развлекательная программа, танцы, шоу-балет и т. д.). По ассортименту реализуемой продукции различают рестораны: рыбный, пивной, с национальной кух­ней или кухней зарубежных стран.

В торговых и банкетных залах предусматривается повы­шенная сервировка стола, высокое качество приготавливае­мых блюд и продукции сервис-бара, а также художествен­ное оформление интерьера. В зависимости от объема и ха­рактера предоставляемых услуг, места расположения и связанных с этим расходов создается ценовая политика рес­торана, которая определяется размером наценок на реали­зуемую продукцию и напитки. Потребителю предоставляется возможность ознакомится с ценами на блюда и напитки с по­мощью меню и карты вин, которые вывешиваются на саном видном месте при входе в ресторан.

Рестораны люкс и высшего класса размещаются в обще­ственных, административных и зрелищных комплексах, в гостиницах, на курортах, аэровокзалах. Рекомендуется так­же размещать рестораны вблизи исторических и архитек­турных памятников. Рестораны первого класса размещают на магистралях (вблизи остановок общественного транспор­та), при вокзалах и водных пристанях, в зонах отдыха, в торговых центрах.

В составе помещений для обслуживания потребителей в ресторане обязательным является наличие банкетных залов. Рестораны всех классов самостоятельно разрабатывают ас­сортиментный перечень блюд с учетом тематической направ­ленности и использования блюд национальной и европейской кухонь.

В ресторанах люкс и высшего класса ассортимент про­дукции включает преимущественно оригинальные, изыскан­ные и фирменные блюда, напитки и кондитерские изделия. Фирменные блюда должны отражать особенности националь­ной кухни, тематическую направленность предприятия. Реко­мендуется выполнение особых пожеланий потребителей по изготовлению национальных или фирменных блюд в их при-



Обслуживание на предприятиях общественного питания

i .чана 1. Совершенствование обслуживания




сутствии. При наличии на производстве соответствующих продуктов принимаются заказы на изготовление блюд, не включенных в меню.

В ресторанах первого классаобязательным является включение в меню разнообразного ассортимента фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления.

Фирменное блюдо — это блюдо, приготовляемое на осно­ве новой рецептуры и технологии или нового вида сырья и отражающее специфику данного предприятия [14].

В ресторанах люкс, высшего и первого классов реализу­ется широкий ассортимент кондитерских изделий промыш­ленного производства, фруктов, алкогольных напитков, та­бачных изделий, фруктовых и минеральных вод.

В ресторанах и барах люкс, высшего и первого классов меню и карта вин с эмблемой — фирменным знаком пред­приятия должны быть напечатаны на двух языках — иност­ранном и русском. Обложка для меню, поздравительные и пригласительные карточки, буклеты и другие виды печат­ной рекламы изготовляются на меловой бумаге, картоне или кожзаменителе и содержат название ресторана или бара, эмблему или рисунок, отражающий тематическую направ­ленность предприятия.

Столовая посуда и приборы в ресторанах люкс выполня­ются по индивидуальному заказу или подбираются с учетом особенностей меню и обслуживания. В ресторанах и барах люкс и высшего класса используются металлическая посуда и столовые приборы из мельхиора и нейзильбера, фарфоро­вая посуда с монограммой или художественно оформленная, сортовая посуда из хрусталя и художественно оформленная посуда из выдувного стекла. В тематических ресторанах и в ресторанах с национальной кухней классов люкс, высший и барах класса люкс допускается использование посуды из ке­рамики и дерева. В ресторанах и барах первого класса при­меняются металлическая посуда и столовые приборы из не­ржавеющей стали, полуфарфоровая посуда и посуда из ар-копала, сортовая стеклянная посуда без рисунка.

Столовое белье (скатерти фирменные) для ресторанов и баров класса люкс изготавливаются на заказ с учетом худо­жественного замысла, сервировки стола и особенностей ин-

герьера зала. В ресторанах >и барах высшего и первого клас-(ив используются белые и цветные скатерти, и цветные по-■ппняные салфетки индивидуального пользования. В специа­лизированных ресторанах и барах классов высший и первый мри наличии столов с полиэфирным покрытием или художе­ственно оформленными крышками допускается замена ска­тертей индивидуальными салфетками из ткани. В рестора­нах и барах первого класса при отпуске комплексных зав*-траков и обедов вместо полотняных салфеток используются бумажные.

В ресторанах и барах люкс и высшего класса используется мебель повышенной комфортности, соответствующая ин­терьеру помещения. Основные виды мебели в ресторанах — столы двух-, четырех-, шестиместные (прямоугольные, квадратные, круглые или любой другой конфигурации) с мягкими чехлами; кресла, диваны, банкетки мягкие (в хол­ле и вестибюле); кресла с подлокотниками в обеденном зале, серванты для официантов, столы подсобные, журнальные. В ресторанах и барах первого класса применяется стандартная мебель облегченных конструкций: столы с полиэфирным по­крытием и полумягкие кресла.

Обслуживание в ресторанах осуществляется официанта­ми, барменами, метрдотелями, имеющими специальное об­разование и профессиональную подготовку. В ресторанах, с Услуживающих иностранных граждан, работники должны иладеть одним из иностранных языков в объеме, необходи­мом для общения с туристами. Обслуживающий персонал в ресторанах и барах классов люкс и высший должен иметь форменную одежду с эмблемой предприятия; в ресторанах и барах первого класса допускается форменная одежда без эмблемы предприятия.

Рестораны предоставляют потребителям, как правило, обеды — бизнес-ланчи, ужины, а при обслуживании участ­ников съездов, совещаний, конференций — полный рацион питания. В предпраздничные, субботние или воскресные дни рестораны организуют семейные обеды (воскресные бранчи), дегустации блюд национальной кухни, тематические ве­чера, обслуживают свадьбы, юбилейные торжества, встречи друзей.



Обслуживание на предприятиях общественного питания

1. Совершенствование обслуживания




Предоставляют рестораны и дополнительные услуги: продажу полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских из­делий, прием предварительных заказов на приготовление блюд для семейных торжеств и обслуживание гостей на до­му, консультации населения по технологии приготовления блюд и сервировке стола, бронирование мест.

В ресторанах люкс и высшего класса в вечернее время организуются концертно-эстраднные представления, выс­тупления солистов. В ресторанах первого класса допускают­ся любые виды музыкального обслуживания (с использова­нием музыкальных автоматов, звуковидеовоспроизводящей аппаратуры и т.п.).

В настоящее время посетители чаще предпочитают не­большие рестораны на 50—100 мест.

В залах ресторанов большой вместимости для создания удобств и уюта выделяются зоны обслуживания с помощью архитектурно-конструктивных и декоративных элементов интерьера, трансформирующихся перегородок и различных приемов размещения мебели.

Вагон-ресторан — предприятие общественного пита­ния, предназначенное для обслуживания пассажиров даль­него следования, в том числе в международном железнодо­рожном сообщении, разнообразным ассортиментом блюд, на­питков и отличающееся повышенным уровнем обслуживания.

Вагон-ресторан предоставляет следующие виды услуг:

• услуга питания вагона-ресторана представляет собой
услугу по изготовлению, реализации, организации по­
требления разнообразного ассортимента блюд и изделий,
в том числе сложного изготовления, включая заказные и
фирменные всех основных групп (за исключением пер­
вых блюд — в поездах с продолжительностью следования
до суток) из различных видов сырья, покупных товаров и
винно-водочных изделий;

• услуги по реализации кулинарной продукции, организа­
ции потребления и обслуживанию пассажиров включают
продажу кулинарной продукции и покупных товаров; до­
ставку в купе кулинарной продукции и кондитерских
изделий по заказам потребителей, а также комплексных
рационов питания;

• услуги по организации досуга включают музыкальное об­
служивание и видеопрограммы;

• прочие услуги включают продажу сувениров, значков,
сопутствующих промышленных товаров; упаковку кули­
нарных изделий, приобретенных пассажирами в вагоне-
ресторане или в вагоне-кафе; упаковку кулинарных из­
делий, оставшихся после обслуживания пассажиров.

Вагоны-рестораны в зависимости от уровня обслужива­ния, а также от категории поезда подразделяются на:

• вагон-ресторан поезда международного со­общения, отличающийся более изысканным по сравне­нию с вагоном-рестораном других поездов интерьером,уровнем комфорта и разнообразным ассортиментом ку­линарной продукции, состоящим преимущественно из заказных и фирменных блюд и напитков с обязательным наличием обеденных блюд: не менее двух наименований каждой из основных групп кулинарной продукции; кон­дитерских изделий, алкогольных и прохладительных на­питков;

• вагон-ресторан фирменного поезда, отличающийся оригинальностью интерьера,комфортностью, выбором услуг, ассортиментом заказных и фирменных блюд и изделий;

• вагон-ресторан пасссажирского поезда соче­тает единство стиля в оформлении интерьера; ассорти­мент, включающий не менее одного наименования фир­менного и заказного блюда, двух наименований обеден­ных блюд каждой из основных групп кулинарной продукции, напитки, кондитерские и винно-водочные
изделия.

Как правило, вагон-ресторан имеет зал для потребите­лей, производственное помещение, моечное отделение и iсрвис-бар (буфет).

Вагон-кафе — предприятие общественного питания, оборудованное в части пассажирского вагона поезда, с пре­доставлением ограниченного по сравнению с вагоном-рес-



Обслуживание на предприятиях общественного питания


I чина 1. Совершенствование обслуживания


тораном ассортимента кулинарной продукции, в основном несложного приготовления, и широким ассортиментом по­купных товаров и напитков. Кафе занимает половину пасса­жирского вагона и имеет зал на 20 мест, производственное помещение, моечное отделение, складские помещения. В зале установлена раздаточная стойка со встроенными ох­лаждаемыми и неохлаждаемыми шкафами, выдвижными ящиками. Здесь же размещается кофеварка и кассовая ма­шина. Меню кафе содержит не менее трех наименований холодных блюд и закусок, вторых блюд, двух наименований горячих напитков, а также разнообразный ассортимент кон­дитерских изделий промышленного производства (не менее пяти наименований), фруктов. В карту вин включают алко­гольные и прохладительные напитки, табачные изделия. В вагоне-кафе применяется самообслуживание или обслу­живание буфетчиком (заведующим вагоном-кафе).

Вагон-бар— предприятие общественного питания, обо­рудованное в пассажирском вагоне поезда барной стойкой и реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоал­когольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские, хлебобулочные изделия и покупные товары. Обслуживание осуществляет бармен.

Вагон-буфет — предприятие общественного питания, оборудованное в части пассажирского вагона поезда и реали­зующее ограниченный ассортимент кулинарных изделий не­сложного приготовления, широкий ассортимент покупных то­варов. Вагоны-буфеты работают по методу самообслуживания.

Судовые рестораны организуют обслуживание пасса­жиров на кораблях морского и речного флота. Благодаря технологическим возможностям производства рестораны, расположенные на судах, в отличие от вагонов-ресторанов могут предоставлять пассажирам более широкий ассорти­мент продукции. Мировая практика оргаяизации ресторанов на судах предусматривает функционирование их в составе крупных развлекательных комплексов иа плаву, включаю­щих1 также коктейль-бары, казино, кафе и др.

Бар — предприятие общественного питания с барной стой­кой, реализующее смешанные напитки, алкогольные и без­алкогольные напитки, коктейли, закуски, десерты, мучные кондитерские и хлебобулочные изделия, покупные товары.

В барах люкс ассортимент продукции состоит преимуще-iTiiGHHo из оригинальных, изысканных заказных и фирмен­ных, в том числе национальных, блюд, изделий и напитков. В барах высшего и первого классов имеет место разнообраз­ный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления.

Карта вин баров люкс и высшего класса включает разно-пбразный ассортимент коктейлей, пуншей, грогов и других смешанных напитков, соков. В барах первого класса — кок­тейли и напитки несложного приготовления, а также заказ­ные и фирменные напитки.

Обслуживание в барах люкс и высшего класса осущест-иляют бармены, в барах первого класса — официанты и метрдотель в зале и бармен за барной стойкой.

В барах предлагают различные виды музыкального об­служивания (музыкальные автоматы,звуковидеовоспроиз-нодящая аппаратура и т. п.).

В зависимости от ассортимента реализуемых напитков и продукции и способов приготовления бары подразделяются иа молочные, пивные, винные, кофейные коктейль-бары, гриль-бары; от специфики обслуживания потребителей — пидео-бар, варьете-бар.

Коктейль-бар специализируется на приготовлении и реа­лизации смешанных напитков. Открываются коктейль-бары при ресторанах и гостиницах; могут быть классов люкс, выс­ший и первый. Коктейль-бары рассчитаны на 25—40 мест.

Коктейль-холл отличается от коктейль-бара большей нместимостью зала (50, 75, 100 мест). Относятся они к пред­приятиям классов люкс, высший, первый.

Варьете-бар — это бар с музыкально-эстрадным пред­ставлением. Фактически он является коктейль-баром.

Диско-бары открывают в отдельно стоящих зданиях и ра-Сиггают они преимущественно в ночное время. В заде оборуду-и it место для танцев. Потребителям предлагаются смешанные напитки, соки, минеральные и фруктовые воды, закуски.

Молочные бары специализируются на приготовлении и реализации молочных и сливочных коктейлей, мороженого, избитых сливок, молока, изделий из творожной массы, муч­ных кондитерских изделий, кофе, чая, соков, фруктовых и минеральных вод.



Обслуживание на предприятиях общественного питания

Глава 1. Совершенствование обслуживания


43


В пивных барах предлагают бутылочное и разливное пи­во, холодные и горячие закуски, бутерброды, соки, фрук­товые и минеральные воды.

Гриль-бар — очень распространенный тип бара, осна­щенный специальным оборудованием для приготовления мяса, птицы, рыбы на вертеле (гриль-аппараты). Ассорти­мент кулинарных изделий в гриль-барах, как правило, по­стоянный.

Кафе — предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравне­нию с рестораном ассортимента продукции.

Кафе реализуют фирменные, заказные блюда, изделия и напитки, предлагают широкий ассортимент горячих и хо­лодных напитков, холодных блюд и закусок, вторых горячих блюд, в том числе фирменных, заказных с учетом специа­лизации. Из первых блюд допускаются только бульоны.

Кафе, так же как и рестораны, бары, сочетают производст­во, реализацию и организацию потребления продукции с орга­низацией отдыха и развлечений потребителей. Обслуживание ведется официантами, барменами, метрдотелями, допускается и самообслуживание. В кафе применяется металлическая по­суда и столовые приборы из нержавеющей стали, фарфоро­вая, полуфарфоровая посуда и посуда из аркопала, сортовая стеклянная посуда без рисунка и бумажные салфетки. В от­дельных видах кафе допускается использование белых или цветных скатертей, полотняных салфеток.

Меню в кафе, столовых и закусочных печатают на пишу­щей машинке или компьютере на национальном и русском языках и вкладывают в обложку из плотной бумаги с художе­ственным оформлением. Музыкальное обслуживание предпо­лагает использование стереофонической радиоаппаратуры.

Кафе различают по ассортименту реализуемой продук­ции— кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молоч­ная. По контингенту потребителей — кафе молодежное, дет­ское и др.

Кафе-кондитерская— предприятие, которое приготов­ляет и реализует разнообразные мучные кондитерские и хлебобулочные изделия, горячие напитки, молочные кок­тейли, сладкие блюда, прохладительные напитки. В этих ка-

фе применяется самообслуживание или обслуживание офи­циантами, рассчитаны они на 25, 50, 75, 100 мест.

Кафе-молочная — предприятие, специализирующееся на приготовлении и реализации блюд из молока и кисломолоч­ных продуктов, молочных коктейлей, мороженого, фруктов, и год, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий. Фор­ма обслуживания — самообслуживание. Рассчитаны кафе-молочные на 25, 50, 75 и 100 мест. Они оборудуются четы­рехместными столами с гигиеническим покрытием.

Кафе-мороженое — предприятие, специализирующееся на реализации различных сортов мороженого с наполнителями и Civa них, молочных коктейлей, горячих и прохладительных напитков, фруктов, соков, кондитерских изделий. В этих ка­фе применяется самообслуживание или обслуживание офи­циантами. Кафе-мороженое рассчитаны на 25, 50, 75, 100 мест, размещаются они преимущественно в местах отдыха, в торговых, спортивных и культурных центрах, на оживлен­ных улицах и в других местах сосредоточения населения.

Кафе молодежные отличаются от других видов кафе тем, что в них наряду с реализацией продукции проводятся тема­тические молодежные вечера, встречи с ветеранами войны, писателями, поэтами, художниками, артистами, концерты художественной самодеятельности, показ моделей одежды, истречи с представителями зарубежных молодежных орга­низаций, свадьбы, юбилеи. В меню включают горячие и холодные напитки, хлебобулочные и кондитерские изделия, холодные закуски, вторые горячие и сладкие блюда. В ка­фе имеется площадка для танцев и эстрада. Форма обслуживания — самообслуживание или обслуживание официанта­ми. Молодежные кафе рассчитаны на 25, 50, 75, 100 мест.

Детское кафе предназначено для обслуживания потре­бителей с детьми. Кафе может принимать индивидуальные и коллективные заказы на организацию праздничных обедов, ужинов в честь дня рождения, окончания учебы, а также на обслуживание детей — экскурсантов и туристов. В меню включают блюда с уменьшенными нормами выхода. Обслу­живание ведется официантами. Интерьеры залов оформля­ются по мотивам сказок и мультфильмов. В залах установле­на детская мебель, применяются детская посуда и столовые



Обслуживание на предприятиях общественного питания

['лава 1. Совершенствование обслуживания


45


приборы. Кафе размещают в жилых массивах и в местах мас­сового отдыха населения. Детские кафе рассчитаны на 25, 50, 75 и 100 мест.

Столовая — наиболее распространенный тип предпри­ятия общественного питания, производящего и реализующего блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

В зависимости от места расположения и обслуживаемого контингента потребителей столовые подразделяют на обще­доступные (обслуживающие население микрорайона, горо­да) и при производственных предприятиях, стройках, учре­ждениях, учебных заведениях. Ассортимент продукции обще­доступной столовой включает холодные блюда и закуски, молоко и кисломолочные продукты, первые, вторые горя­чие и сладкие блюда, горячие и холодные напитки, хлебо­булочные и мучные кондитерские изделия. Возможна реа­лизация фирменных и заказных блюд.

Для диетических столовых рекомендуется включение в меню не менее 5—6 диет, в диетотделениях — не менее 3.

В столовых, обслуживающих определенные контингенты (рабочих, студентов, школьников), предлагаются комплекс­ные рационы питания (завтраки, обеды, ужины). Блюда от­пускают с линии прилавков самообслуживания или исполь­зуют предварительное накрытие столов в обеденном зале.

В столовых используется металлическая посуда и столо­вые приборы из нержавеющей стали, полуфарфоровая и фаянсовая посуда, сортовая стеклянная посуда из прессо­ванного стекла. Для сервировки столов используют бумаж­ные салфетки. В залах общедоступных столовых устанавли­вают двух-, четырех-, шестиместные столы с гигиеническим покрытием. Меню печатается и вывешивается у входа в зал столовой, а также на линии раздачи в узле расчета.

Расчет за питание производится через контрольно-кассо­вые машины, посредством абонементов или абонементных книжек, именных дисконтных карт. В столовых организует­ся отпуск обедов на дом, продажа полуфабрикатов и кули­нарных изделий, для этого выделяют специальное помеще­ние магазина кулинарии или организуют отдел полуфабри­катов, кулинарных и кондитфских изделий.

В столовых по месту работы, учебы за счет средств соци­ального страхования организуют лечебно-профилактическое

диетическое питание. Для этого выделяют диетзалы или диетотделения в общем зале с линией раздачи. В диетиче-с-ких столовых, предоставляющих населению полный днев­ной рацион диетического питания, применяется самообслу­живание, реже обслуживание официантами. В зале столо­вой может быть организован бар для реализации соков, прохладительных напитков, безалкогольных коктейлей, мучных кондитерских изделий.

Закусочная — предприятие общественного питания с ог­раниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быст­рого обслуживания потребителей. Закусочные различают по ассортименту реализуемой продукции — общего типа и спе­циализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пи­рожковая и т. д.).

В меню закусочных общего типа включают холодные и горячие закуски несложного приготовления, бульоны или супы, небольшой ассортимент вторых блюд, горячих и хо­лодных напитков, мучных кондитерских изделий.

В меню специализированных закусочных включают раз­нообразный ассортимент блюд и изделий, покупных товаров с учетом специфики обслуживаемых контингентов и рацио­нов питания. Возможна реализация фирменных заказных блюд. Для кафе и закусочных, специализирующихся на при­готовлении блюд из определенного типа сырья, обязательна реализация нескольких наименований этих блюд.

В закусочных применяется металлическая посуда и столо­вые приборы из нержавеющей стали, полуфарфоровая и фа­янсовая посуда, сортовая стеклянная посуда из прессованно­го стекла. Допускается применение посуды разового пользо­вания из картона, пластмассы. Для сервировки столов в зале используют бумажные салфетки. В закусочных устанавлива­ется стандартная мебель обычных конструкций, соответст­вующая интерьеру помещения, высокие столы для приема пищи стоя. Метод обслуживания — самообслуживание.

Шашлычная — предприятие, специализирующееся на приготовлении главным образом шашлыков и других блюд восточной кухни. В меню шашлычной могут быть шашлыки по-кавказски, по-узбекски, по-карски, по-казахски, бастур-



Обслуживание на предприятиях общественного питания

Глава 1. Совершенствование обслуживания


47


ма. Кроме того, могут быть супы харчо, пити, шурпа, купа­ты,- люля-кебаб, цыплята табака, чахохбили и другие блюда восточной кухни, а также мучные кондитерские изделия, безалкогольные напитки.

Обслуживание в шашлычных может осуществляться официантами, но в основном применяют самообслуживание. Шашлычные, как правило, работают на полуфабрикатах.

Котлетная — предприятие, в котором приготовляют и реа­лизуют различные виды котлет: мясиые, рыбные, овощные, крупяные. Кроме того, реализуют мучные кондитерские изде­лия, напитки, бульоны, пирожки, кисломолочные продукты.

Сосисочкая — предприятие, специализирующееся на приготовлении и реализации сосисок, сарделек, мучных кон­дитерских изделий, горячих и холодных напитков, кисломо­лочных продуктов, яичниц.

Пельменная, вареничная — предприятия общественного питания, предназначенные для приготовления и реализации пельменей с мясом (отварные или жареные с маслом, уксу­сом), вареников с творогом, овощным или фруктовым фар­шем. Здесь используются в основном пельмени и вареники промышленного производства.

Блинная — предприятие, специализирующееся на приго­товлении и реализации блинов, блинчиков и оладий, а также реализует холодные закуски, горячие и холодные напитки, кисломолочные продукты, молоко. Блины подают со смета­ной, маслом, рыбой лососевых пород; блинчики — с мясом, творожным и яблочным фаршами, повидлом, джемом, ва­реньем; блинчатые пироги — с мясным фаршем; оладьи — со сметаной, маслом, медом, изюмом, вареньем, джемом.

Пончиковая специализируется на приготовлении и реа­лизации пончиков. Кроме того, приготовляются горячие и холодные напитки, реализуются молоко и кисломолочные продукты. Пончики могут подаваться с сахарной пудрой или с повидлом.

Чебуречная — предприятие общественного питания, спе­циализирующееся на приготовлении и реализации чебуре­ков. Могут реализовываться также мучные кондитерские изделия, бульон, холодные и горячие напитки собственного производства.

Пирожковая — предприятие общественного питания, специализирующееся на приготовлении и реализации пи­рожков. В меню могут включаться и другие мучные кули­нарные и кондитерские изделия, а также горячие (чай, ко­фе, какао) и холодные напитки, кисломолочные продукты. Пирожки подают жареные или печеные с фаршами из кар­тофеля, риса, рыбы, мяса, грибов, повидла; пироги — с мя­сом, рыбой, овощами, творогом, повидлом, маком, ягодами; ватрушки — с творогом, джемом; кулебяки и расстегаи — с мясом, рыбой, капустным и грибным фаршами. Предприятие работает на полуфабрикатах.

Чайная — предприятие общественного питания, в котором приготовляют и реализуют в широком ассортименте чай и муч­ные кулинарные изделия. Кроме того, в меню чайных в огра­ниченном ассортименте включают холодные и горячие блюда. Чай приготовляют с сахаром, медом, вареньем, повидлом, джемом, молоком, сливками. К чаю могут подаваться пирож­ки печеные с разными фаршами, сушки, баранки, ватруш­ки, кулебяки и другие мучные кулинарные и кондитерские изделия. Чай подают в чашках. По желанию потребителей на стол ставят самовар и заварной чайник или подают чай пара­ми (заварной и доливной чайники). В архитектурно-художест­венном решении залов чайных используют резьбу, вязь ста­ринных деревянных узоров и другие элементы народного творчества. Применяется самообслуживание, а в отдельных случаях — обслуживание официантами. Размещаются чайные на улицах городов, в гостиницах, торговых центрах, местах отдыха населения, на автострадах и шоссейных дорогах.

Наши рекомендации