Понятие и сущность процесса товародвижения
Раздел 1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ
Глава 1. Товародвижение и основные принципы его
организации.................................................................... 13
1.1. Понятие и сущность процесса товародвижения..................... 13
1.2. Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения......................................................................... 14
1.3. Нормативно-правовое регулирование торговли..................... 15
1.4. Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности.............................................................................. 18
Глава 2. Организация проектирования и строительства
предприятий торговли................................................. 23
2.1. Организация строительного проектирования предприятий торговли..................................................................................... 23
2.2. Организация капитального строительства, реконструкции и ремонта предприятий торговли............................................ 27
Глава 3. Тара и тарные операции в торговле......................... 29
3.1. Классификация и характеристика основных видов тары....... 29
3.2. Стандартизация, унификация и качество тары....................... 30
3.3. Кодирование и маркировка тары и упаковки.......................... 36
3.4. Организация оборота тары в торговле..................................... 38
Глава 4.Организация перевозки товаров................................ 41
4.1. Организация перевозки товаров железнодорожным транспортом........................................................................................
4.2. Организация перевозки товаров автомобильным транспортом.............................................................................................. 50
4.3. Организация перевозки товаров водным и воздушным транспортом........................................................................................ 57
Раздел 2
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
Глава 5. Типы и виды оптовых предприятий и их функции..................................................................................... 71
5.1. Функции оптовой торговли в условиях рыночной экономики................................................................................................. 71
5.2. Типы и виды оптовых предприятий......................................... 72
Глава 6. Организация коммерческой деятельности оптовых предприятий.......................................................... 75
6.1. Информация в коммерческой деятельности........................... 75
6.2. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров............. 80
6.3. Формирование ассортимента товаров и управление товарными запасами на предприятиях оптовой торговли.............. 83
6.4. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров............... 86
6.5. Реклама в коммерческой деятельности торговых предприятий............................................................................................... 92
6.6. Некоторые особенности коммерческой деятельности при внешнеторговых операциях..................................................... 98
Глава 7.Склады в оптовой торговле...................................... 101
7.1. Функции складов и их классификация.................................. 101
7.2. Требования к устройству складов.......................................... 102
7.3. Структура складских помещений и площадей. Расчет потребности в складской площади.................................................... 106
7.4. Технологическое оборудование складов............................... 110
Глава 8. Организация и технология складских операций...... 112
8.1. Организация и технология приемки товаров........................ 112
8.2. Организация хранения товаров.............................................. 120
8.3. Организация и технология отпуска товаров со склада........ 122
8.4. Определение технико-экономических показателей работы
склада....................................................................................... 124
8.5. Организация труда и управления на складе.......................... 126
Раздел 3
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Глава9. Инфраструктура розничной торговли.................... 131
9.1. Розничные торговые предприятия, их классификация и
функции.................................................................................... 131
9.2. Виды и типы розничных торговых предприятий................. 133
9.3. Требования к устройству магазинов и их планировке......... 133
9.4. Торгово-технологическое оборудование магазинов............ 141
9.5. Интерьер и рекламное оформление магазина....................... 146
Глава 10. Организация торгово-технологического процесса в магазине............................................................... 149
10.1. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров.......................................................................... 149
10.2. Организация и технология операций по поступлению
товаров в магазин.................................................................. 152
10.3. Технология хранения и подготовки товаров к продаже.... 159
10.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.............. 164
10.5. Организация и технология розничной продажи товаров... 170
10.6. Услуги розничной торговли................................................. 173
10.7. Управление торгово-технологическим процессом и организация труда в магазине...................................................... 176
Глава 11. Защита прав потребителей и основные правила розничной торговли............................................ 181
11.1. Защита прав потребителей.................................................... 181
11.2. Основные правила продажи товаров и особых видов торговли.................... 192
11.3. Санитарные правила и пожарная безопасность торговых предприятий.......................................................................... 192
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Перечень нормативных правовых документов............................ 197
Приложение 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечение)........ 206
Приложение 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение).................................................................. 238
Приложение 4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»........................................................... 258
Приложение 5. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» 276 Приложение 6. Федеральный закон «О техническом регулировании»............... 313
Приложение 7. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (извлечение)............................................ 361
Приложение 8. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов............................................................................................. 378
Приложение 9. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»................................................................... 403
Приложение 10. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.................. 434
Приложение 11. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ................. 463
Приложение 12. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации.... 471
Приложение 13. Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия... 479
Приложение 14. Перечень товаров, которые по истечении срока годности
считаются непригодными для использования по назначению 501
Приложение 15. Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы........................................................ 509
Приложение 16. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний..................................................................................... 511
Приложение 17. Правила продажи отдельных видов товаров.............................. 512
Приложение 18. Перечень товаров длительного пользования, на которые не
распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара............................................................................................ 544
Приложение 19. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации........................................................................ 545
Приложение 20. Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков 547
Приложение 21. Правила продажи алкогольной продукции................................ 548
Приложение 22. Правила продажи гражданам товаров длительного пользования
в кредит....................................................................................... 553
Приложение 23. Правила продажи товаров по образцам...................................... 566
Приложение 24. Правила комиссионной торговли непродовольственными
товарами....................................................................................... 575
Приложение 25. СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов....................................................... 583
Приложение 26. СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособность в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (извлечение)....................................................................... 605
Приложение 27. СанПиН 2.3.2.1324-03 Гигиенические требования к срокам
годности и условиям хранения пищевых продуктов................ 618
Приложение 28. ППБ-01-03 Правила пожарной безопасности в Российской
Федерации (извлечение).............................................................. 635
Приложение 29. Методические рекомендации по разработке норм естественной
убыли............................................................................................ 673
Приложение 30. ПОТ Р М 014-2000 «Межотраслевые правила по охране труда
в розничной торговле»................................................................. 678
Приложение 31. Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для
работников розничной торговли................................................. 753
Приложение 32. Постановление Минтруда Российской Федерации «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» ........................................................................................... 855
Приложение 33. Примерные правила работы предприятия розничной торговли и основные требования к работе мелкорозничной торговой сети................................................................................................ 867
Приложение 34. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству............................................................................... 880
Приложение 35. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству................................................................................... 893
Приложение 36. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения............ 909
Приложение 37. ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие
требования................................................................................... 930
Приложение 38. ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу».............................................................. 943
Приложение 39. ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий........................................................................................ 957
Приложение 40. ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация
для потребителя. Общие требования......................................... 975
Приложение 41. ГОСТ Р 51087-97 «Табачные изделия. Информация для потребителя........................................................................................... 989
Приложение 42. ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические.
Информация для потребителя. Общие требования.................. 995
Приложение 43. Перечень форм первичной учетной документации по учету торговых операций и указания по их применению и заполнению.......................................................................................... 1003
Приложение 44. Перечень форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации и указания по их применению и заполнению.......................... 1031
Предисловие
Торговый бизнес во многом способствует решению важнейшей задачи общественного производства — удовлетворению потребностей населения в предметах потребления и услугах.
За годы реформ торговля превратилась в одну из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Бблыпую часть своих доходов население расходует на приобретение предметов потребления в розничной торговой сети.
Переход к рыночным отношениям потребовал новых подходов к организации и технологии торговли. Возникла необходимость в подготовке новых специалистов и переподготовке действующих кадров, способных эффективно осуществлять коммерческую деятельность в новых условиях. Появилась потребность в совершенно иных нормативных правовых документах, регулирующих торговую деятельность.
За последнее десятилетие в Российской Федерации принят ряд очень важных законодательных актов и других нормативных правовых документов, соблюдение которых позволяет осуществлять цивилизованную торговую деятельность. В первую очередь к ним относятся Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральные законы «О рекламе», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О техническом регулировании» и другие, а также ряд документов, изданных федеральными органами власти.
Материал всех трех разделов книги основывается на этих важнейших нормативных правовых документах. Кроме того, она содержит обширный перечень документов, использование которых поможет, на наш взгляд, предпринимателям, руководителям и специалистам предприятий оптовой и розничной торговли более эффективно выполнять свои функции.
Авторы надеются, что данное издание окажется весьма полезным не только для предпринимателей, работников торговых предприятий, но и для преподавателей и студентов учебных заведений, готовящих специалистов для сферы торговли.
Раздел I
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ
Глава 1
Товародвижение
и основные принципы
его организации
Понятие и сущность процесса товародвижения
Одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения является торговля, при посредстве которой осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением.
Рациональная организация процесса товародвижения является одной из важнейших функций торговли. Она должна обеспечивать прохождение товара через минимальное число звеньев.
На предприятиях оптовой и розничной торговли выполняется целый комплекс торговых (коммерческих) и технологических (производственных) операций.
К торговым (коммерческим) операциям относят:
• изучение и прогнозирование покупательского спроса и определение потребностей в товарах;
• выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
• организация закупочной работы;
• рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;
• формирование торгового ассортимента и управление товарными запасами;
• организация операций по продаже товаров.
Технологические операции связаны с движением товара как потребительной стоимости. Они являются продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относят следующие операции: транспортировка, хранение, подсортировка, подготовка товаров к продаже и т. д.
На организацию процесса товародвижения оказывают влияние производственные, транспортные, социальные и торговые факторы.
К числу производственных факторов следует отнести: размещение производства, специализацию производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.
Существенное влияние на процесс товародвижения оказывают транспортные факторы: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, состояние перевозочных средств и т. д.
К социальным факторам относятся: расселение населения, уровень его денежных доходов, половозрастной состав и т. д.
На процесс товародвижения влияют следующие основные торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, их типы, применяемые методы продажи товаров, свойства товаров, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети, квалификация торговых работников.