Тема 1. ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ

С. Н. Дроздова

Организация и технология торговли

Курс лекций

Тема 1. ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ - student2.ru

Бобруйск 2009

УДК 658.62

Рецензенты: к.э.н. Родцевич Н.Г.

Рекомендовано кафедрой Маркетинга и учетно-финансовых дисциплин Бобруйского филиала УО «БГЭУ»

Утверждено Учебно-методическим советом Бобруйского филиала УО «БГЭУ»

Дроздова С.Н.

Организация и технология торговли; курс лекций. / С.Н. Дроздова. – Бобруйск, 2009. – 92 с.

© Дроздова С.Н., 2009

© Бобруйский филиал УО «Белорусский государственный экономический университет», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Торговля в социально-потребительском комплексе
2. Организационное построение торговли
3. Построение и размещение предприятий торговли
4. Устройство, планировка, основы проектирования магазинов
5. Организация технологических процессов в магазинах
6. Организация снабжения розничной торговой сети товарами
7. Организация розничной продажи товаров и обслуживания покупателей
8. Товарные склады в торговле
9. Устройство, планировка и оборудование складов
10. Организация технологических процессов на складах
11. Организация труда в организациях торговли
12. Тара и тарные операции в торговле
13. Организация перевозок товаров и транспорто-экспедиционного обслуживания организаций торговли
Использованная литература

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Организация и технология торговли» является одной из важнейших специальных дисциплин, формирующих высококвалифицированных специалистов для отрасли торговли.

Цель курса "Организация и технология торговли" — фор­мирование у студентов знаний в области организации и техно­логии торговли, позволяющих находить обоснованные управ­ленческие решения при организации торговых и технологичес­ких процессов. Современный специалист торговли должен уметь анализировать современные торговые и технологические процессы, знать особенности развития отрасли и конкретной торговой организации и на этой основе прогнозировать дея­тельность, направленную на повышение эффективности управ­ления.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

♦ законы и нормативные документы по организации тор­говли;

♦торговую терминологию;

♦организационное построение торговли Беларуси;

♦построение и размещение розничной торговой сети и складского хозяйства;

♦содержание технологии торговых и технологических процессов;

♦ процессы и тенденции развития торговли;

♦ вопросы организации товароснабжёния на основе ис­пользования достижений науки и техники;

♦ организацию труда в торговле;

♦ организацию транспортно-экспедиционного обслужива­ния организаций торговли.

В процессе изучения дисциплины рассматриваются зако­номерности развития отрасли, ее место и роль в организации обслуживания населения, методы оценки и выбора наиболее экономичных решений торговых, технологических процес­сов и управления ими. Это позволяет студентам получить на-

Тема 1. ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ

1.1. Понятие торговли, ее виды и формы осуществления

1.2. Направления развития и регулирования торговли в Республике Беларусь

1.1. Понятие торговли, ее виды и формы осуществления

Социально-потребительский комплекс объединяет про­изводство материальных благ и услуг дли населения и вклю­чает торговлю, бытовое обслуживание населения и жилищ­но-коммунальное хозяйство. Его особенность состоит в том, что информация о товарах и услугах доводится до населения черва субъекты хозяйствования.

Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, пере­работанных или приобретенных товаров, а также по выполне­нию работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие тор­говлю на территории Республики Беларусь, объектами — товары, а также связанные с их продажей работы и услуги.

Необходимость торговли как отрасли обусловлена следу­ющими факторами:

• производство закономерно стремится к концентрации и специализации, выпускаются товары в узком ассортимен­те, в то же время покупатели рассредоточены по населенным пунктам и требуют товаров в широком торговом ассортимен­те. Следовательно, необходим обособленный посредник меж­ду производителями и потребителями;

• товаропроводящие отрасли освобождаются от необходи­мости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что приводит к распылению и неэкономичному использова­нию материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

• ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшает время пребывания товаров в сфере обра­щения, что дает большой народнохозяйственный эффект;

• торговые организации ограничивают свою деятель­ность определенной территорией, изучают специфику спроса и потребностей населения и могут их удовлетворить наибо­лее полно;

• расширение торговой деятельности приводит к эконо­мии живого и овеществленного труда, связанного с реализа­цией товаров.

Существуют следующие виды торговли:

•оптовая — вид торговли, осуществляемой в целях по­следующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, се­мейным потреблением и иным подобным использованием.

Оптовые торговые организации выполняют функции:

- двусторонние операции купли-продажи одного и того же товара, хранение и переработку товаров;

- устанавливают хозяйственные связи с производителя­ми и воздействуют на производство товаров народного по­требления с целью его ориентации на спрос;

- формируют товарные запасы в объеме и ассортименте, необходимых для бесперебойной торговли;

- оказывают информационные, транспортные и иные ус­луги, связанные с торговлей;

- изыскивают местные и дополнительные товарные ре­сурсы и вовлекают их в товарное обращение;

- осуществляют контроль качества товаров;

•розничная — вид торговли товарами, предназначенны­ми для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринима­тельской деятельностью.

Розничные торговые организации выполняют следу­ющие функции:

- формирование торгового ассортимента;

- определение объема спроса и расчет потребности в това­рах;

- поиск поставщиков и установление хозяйственных свя­зей с ними;

- организация доставки товаров в торговую сеть;

- контроль качества получаемых товаров;

- организация хранения и доработки товаров;

- организация собственного производства кондитерских и кулинарных изделий;

- организация продажи товаров населению;

- организация дополнительного обслуживания;

•общественное питание (торгово-производственная деятельность) — вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления про­дуктов питания, с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

, Субъекты торговли вправе осуществлять один или не­сколько видов торговли в формах, предусмотренных Зако­ном Республики Беларусь «О торговле» от 26.11.2003 г., № 247-3.

Форма осуществления торговли технология прове­дения операций и заключения сделки купли-продажи, при­меняемая субъектами хозяйствования с учетом направлений деятельности.

Различают следующие формы осуществления торговли:

• комиссионная торговля (оптовая, розничная торговля, осуществляемая на основании заключения договора комис­сии);

• торговля на конкурсах (оптовая торговля, характери­зующаяся заключением на торгах договора купли-продажи с претендентом, предложившим наилучшие условия);

• торговля на аукционах (оптовая, розничная торговля, характеризующаяся реализацией товаров на торгах в зара­нее установленное время и в назначенном месте тому из при­сутствующих, кто предложил за них наивысшую цену);

• торговля с использованием торговых автоматов (роз­ничная торговля, осуществляемая с использованием специ­альных торговых автоматов);

• выездная торговля (оптовая, розничная торговля, осу­ществляемая в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта);

• посылочная торговля (оптовая, розничная торговля, характеризующаяся доставкой товаров с использованием по­сылок, бандеролей и иных почтовых отправлений и выбором товаров при помощи каталогов и иных информационных источников);

• биржевая торговля (оптовая, розничная торговля, ха­рактеризующаяся заключением на биржевых торгах догово­ра купли-продажи с соблюдением требований Закона Рес­публики Беларусь «О товарных биржах» от 13.01.1992 г., № 1516X11);

• торговля на ярмарке (оптовая, розничная торговля, проводимая в определенном месте и в определенное время);

• электронная торговля (оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей);

• торговля на рынке (оптовая, розничная торговля сель­скохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольствен­ными товарами, а также животными).

В сфере торговли задействовано 18,5 % занятого населе­ния республики. В последние годы обозначилась устойчивая тенденция увеличения числа занятых в сфере обслуживания населения.

Развитие внутренней торговли республики осуществля­ется на планомерной основе. На каждые 5 лет разрабатыва­ется и утверждается Программа развития внутренней тор­говли Республики Беларусь (например, на 2006—2010 гг.). Целью программы является реализация на потребительском рынке страны политики государства, направленной на повы­шение благосостояния и уровня жизни населения Беларуси.

1.2. Направления развития и регулирования торговли в Республике Беларусь

Основные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь до 2010 г.:

• развитие:

- розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народ­ного потребления, расширение их ассортимента и повыше­ние качества; 10

- инфраструктуры и совершенствование розничной тор­говли и общественного питания;

- инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли, складского хозяйства и систем товародвижения;

- науки, технической и технологической политики;

• реформирование собственности и совершенствование управления;

• совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли;

• государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли;

• развитие кооперативной торговли.

Развитие инфраструктуры розничной торговли в свою очередь предусматривает следующее:

• универсализацию продовольственной торговли, за ис­ключением товаров редкого и эпизодического спроса;

• развитие специализированных и узкоспециализиро­ванных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки;

• создание крупных универсальных розничных объек­тов, торговых центров и торговых комплексов;

• формирование сети «удобных» магазинов, расположен­ных в радиусе пешеходной доступности;

• создание сети дисконтных магазинов;

• выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

• формирование автономных зон торгового обслужива­ния вдоль автомагистралей.

Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли предполагает:

• развитие организаций, специализирующихся на опто­вой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;

• создание посреднических оптовых организаций, обес­печивающих оптовый оборот без перехода к ним права соб­ственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации промышленных предприятий);

• развитие крупных оптовых организаций, выполняющих широкий комплекс операций по обработке товарной массы;

• типовое и видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности;

• дальнейшее развитие таких форм оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы.

Законодательство Республики Беларусь о торговле осно­вывается на Конституции Республики Беларусь, Граждан­ском кодексе Республики Беларусь, Законах Республики Бе­ларусь: «О торговле» от 28.07.2003 г., 231-3; «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., 90-3, нормативных право­вых актах Президента Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О торговле» определяет правовые основы осуществления торговли на территории республики, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворении спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ и оказание услуг. Действие этого закона распространяется на юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории страны.

Законом «О торговле» определено, что Правила торговли отдельными видами товаров и Правила торговли, осущест­вляемой в предусмотренных формах, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Ограничения и запреты на осуществление торговли устанавливаются законодательны­ми актами и постановлениями Совета Министров Республи­ки Беларусь.

Закон «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и организационные основы защи­ты прав потребителей; регулирует отношения, возникающие между гражданами, желающими заключить договор куп­ли-продажи товаров (работ, услуг) исключительно для лич­ных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осу­ществлением предпринимательской деятельности, и органи­зацией, индивидуальным предпринимателем при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном об­служивании и тому подобных договорах. Данный закон уста­навливает права потребителя на приобретение товаров над­лежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение ин­формации о товарах и изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и обществен­ную защиту их интересов.

В соответствии с вышеуказанным законом в республике действуют два стандарта: СТБ 1100—98 «Продукты пище­вые. Информация для потребителя. Общие требования» и СТБ 1400- 2003 «Товары непродовольственные. Информа­ция для потребителя. Общие требования». В этих норматив­ных документах по стандартизации установлены общие тре­бования к информации о продовольственных и непродовольственных товарах отечественного и зарубежного производства. За отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре к изготовителям или продавцам могут быть приме­нены меры административной ответственности за несоблю­дение требований стандартов, а также приостановлены про­изводство и реализация данного товара.

За нарушение торгового законодательства предусматри­вается экономическая, административная либо уголовная ответственность. Законодательными актами, устанавлива­ющими ответственность и описание ответственности, явля­ются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Беларусь, указы и декреты Президента Республики Беларусь, поста­новления Совета Министров Республики Беларусь.

Наши рекомендации