Тема 1. ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ
С. Н. Дроздова
Организация и технология торговли
Курс лекций
Бобруйск 2009
УДК 658.62
Рецензенты: к.э.н. Родцевич Н.Г.
Рекомендовано кафедрой Маркетинга и учетно-финансовых дисциплин Бобруйского филиала УО «БГЭУ»
Утверждено Учебно-методическим советом Бобруйского филиала УО «БГЭУ»
Дроздова С.Н.
Организация и технология торговли; курс лекций. / С.Н. Дроздова. – Бобруйск, 2009. – 92 с.
© Дроздова С.Н., 2009
© Бобруйский филиал УО «Белорусский государственный экономический университет», 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Торговля в социально-потребительском комплексе | |
2. Организационное построение торговли | |
3. Построение и размещение предприятий торговли | |
4. Устройство, планировка, основы проектирования магазинов | |
5. Организация технологических процессов в магазинах | |
6. Организация снабжения розничной торговой сети товарами | |
7. Организация розничной продажи товаров и обслуживания покупателей | |
8. Товарные склады в торговле | |
9. Устройство, планировка и оборудование складов | |
10. Организация технологических процессов на складах | |
11. Организация труда в организациях торговли | |
12. Тара и тарные операции в торговле | |
13. Организация перевозок товаров и транспорто-экспедиционного обслуживания организаций торговли | |
Использованная литература |
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Организация и технология торговли» является одной из важнейших специальных дисциплин, формирующих высококвалифицированных специалистов для отрасли торговли.
Цель курса "Организация и технология торговли" — формирование у студентов знаний в области организации и технологии торговли, позволяющих находить обоснованные управленческие решения при организации торговых и технологических процессов. Современный специалист торговли должен уметь анализировать современные торговые и технологические процессы, знать особенности развития отрасли и конкретной торговой организации и на этой основе прогнозировать деятельность, направленную на повышение эффективности управления.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
♦ законы и нормативные документы по организации торговли;
♦торговую терминологию;
♦организационное построение торговли Беларуси;
♦построение и размещение розничной торговой сети и складского хозяйства;
♦содержание технологии торговых и технологических процессов;
♦ процессы и тенденции развития торговли;
♦ вопросы организации товароснабжёния на основе использования достижений науки и техники;
♦ организацию труда в торговле;
♦ организацию транспортно-экспедиционного обслуживания организаций торговли.
В процессе изучения дисциплины рассматриваются закономерности развития отрасли, ее место и роль в организации обслуживания населения, методы оценки и выбора наиболее экономичных решений торговых, технологических процессов и управления ими. Это позволяет студентам получить на-
Тема 1. ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ
1.1. Понятие торговли, ее виды и формы осуществления
1.2. Направления развития и регулирования торговли в Республике Беларусь
1.1. Понятие торговли, ее виды и формы осуществления
Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг дли населения и включает торговлю, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Его особенность состоит в том, что информация о товарах и услугах доводится до населения черва субъекты хозяйствования.
Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь, объектами — товары, а также связанные с их продажей работы и услуги.
Необходимость торговли как отрасли обусловлена следующими факторами:
• производство закономерно стремится к концентрации и специализации, выпускаются товары в узком ассортименте, в то же время покупатели рассредоточены по населенным пунктам и требуют товаров в широком торговом ассортименте. Следовательно, необходим обособленный посредник между производителями и потребителями;
• товаропроводящие отрасли освобождаются от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что приводит к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
• ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшает время пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект;
• торговые организации ограничивают свою деятельность определенной территорией, изучают специфику спроса и потребностей населения и могут их удовлетворить наиболее полно;
• расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, связанного с реализацией товаров.
Существуют следующие виды торговли:
•оптовая — вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным потреблением и иным подобным использованием.
Оптовые торговые организации выполняют функции:
- двусторонние операции купли-продажи одного и того же товара, хранение и переработку товаров;
- устанавливают хозяйственные связи с производителями и воздействуют на производство товаров народного потребления с целью его ориентации на спрос;
- формируют товарные запасы в объеме и ассортименте, необходимых для бесперебойной торговли;
- оказывают информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей;
- изыскивают местные и дополнительные товарные ресурсы и вовлекают их в товарное обращение;
- осуществляют контроль качества товаров;
•розничная — вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Розничные торговые организации выполняют следующие функции:
- формирование торгового ассортимента;
- определение объема спроса и расчет потребности в товарах;
- поиск поставщиков и установление хозяйственных связей с ними;
- организация доставки товаров в торговую сеть;
- контроль качества получаемых товаров;
- организация хранения и доработки товаров;
- организация собственного производства кондитерских и кулинарных изделий;
- организация продажи товаров населению;
- организация дополнительного обслуживания;
•общественное питание (торгово-производственная деятельность) — вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания, с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
, Субъекты торговли вправе осуществлять один или несколько видов торговли в формах, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О торговле» от 26.11.2003 г., № 247-3.
Форма осуществления торговли технология проведения операций и заключения сделки купли-продажи, применяемая субъектами хозяйствования с учетом направлений деятельности.
Различают следующие формы осуществления торговли:
• комиссионная торговля (оптовая, розничная торговля, осуществляемая на основании заключения договора комиссии);
• торговля на конкурсах (оптовая торговля, характеризующаяся заключением на торгах договора купли-продажи с претендентом, предложившим наилучшие условия);
• торговля на аукционах (оптовая, розничная торговля, характеризующаяся реализацией товаров на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому из присутствующих, кто предложил за них наивысшую цену);
• торговля с использованием торговых автоматов (розничная торговля, осуществляемая с использованием специальных торговых автоматов);
• выездная торговля (оптовая, розничная торговля, осуществляемая в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта);
• посылочная торговля (оптовая, розничная торговля, характеризующаяся доставкой товаров с использованием посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений и выбором товаров при помощи каталогов и иных информационных источников);
• биржевая торговля (оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заключением на биржевых торгах договора купли-продажи с соблюдением требований Закона Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13.01.1992 г., № 1516X11);
• торговля на ярмарке (оптовая, розничная торговля, проводимая в определенном месте и в определенное время);
• электронная торговля (оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей);
• торговля на рынке (оптовая, розничная торговля сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными).
В сфере торговли задействовано 18,5 % занятого населения республики. В последние годы обозначилась устойчивая тенденция увеличения числа занятых в сфере обслуживания населения.
Развитие внутренней торговли республики осуществляется на планомерной основе. На каждые 5 лет разрабатывается и утверждается Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь (например, на 2006—2010 гг.). Целью программы является реализация на потребительском рынке страны политики государства, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения Беларуси.
1.2. Направления развития и регулирования торговли в Республике Беларусь
Основные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь до 2010 г.:
• развитие:
- розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение их ассортимента и повышение качества; 10
- инфраструктуры и совершенствование розничной торговли и общественного питания;
- инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли, складского хозяйства и систем товародвижения;
- науки, технической и технологической политики;
• реформирование собственности и совершенствование управления;
• совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли;
• государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли;
• развитие кооперативной торговли.
Развитие инфраструктуры розничной торговли в свою очередь предусматривает следующее:
• универсализацию продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
• развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки;
• создание крупных универсальных розничных объектов, торговых центров и торговых комплексов;
• формирование сети «удобных» магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности;
• создание сети дисконтных магазинов;
• выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
• формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.
Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли предполагает:
• развитие организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;
• создание посреднических оптовых организаций, обеспечивающих оптовый оборот без перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации промышленных предприятий);
• развитие крупных оптовых организаций, выполняющих широкий комплекс операций по обработке товарной массы;
• типовое и видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности;
• дальнейшее развитие таких форм оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы.
Законодательство Республики Беларусь о торговле основывается на Конституции Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Законах Республики Беларусь: «О торговле» от 28.07.2003 г., 231-3; «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., 90-3, нормативных правовых актах Президента Республики Беларусь.
Закон Республики Беларусь «О торговле» определяет правовые основы осуществления торговли на территории республики, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворении спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ и оказание услуг. Действие этого закона распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории страны.
Законом «О торговле» определено, что Правила торговли отдельными видами товаров и Правила торговли, осуществляемой в предусмотренных формах, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Ограничения и запреты на осуществление торговли устанавливаются законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Закон «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей; регулирует отношения, возникающие между гражданами, желающими заключить договор купли-продажи товаров (работ, услуг) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организацией, индивидуальным предпринимателем при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах. Данный закон устанавливает права потребителя на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.
В соответствии с вышеуказанным законом в республике действуют два стандарта: СТБ 1100—98 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» и СТБ 1400- 2003 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». В этих нормативных документах по стандартизации установлены общие требования к информации о продовольственных и непродовольственных товарах отечественного и зарубежного производства. За отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре к изготовителям или продавцам могут быть применены меры административной ответственности за несоблюдение требований стандартов, а также приостановлены производство и реализация данного товара.
За нарушение торгового законодательства предусматривается экономическая, административная либо уголовная ответственность. Законодательными актами, устанавливающими ответственность и описание ответственности, являются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Беларусь, указы и декреты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь.