Формы товароснабжения розничной торговой сети и условия их применения

Процесс доведения товаров до потребителей (розничной торгов­ли) может осуществляться в двух организационно-экономичес­ких формах: транзитной и складской. Выбор той или иной фор­мы товароснабжения зависит от конкретных условий покупате­ля и поставщика — объема товарооборота, транзитных норм от­грузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хо­зяйства и т.п.

Под транзитом понимается такая форма товароснабжения, когда товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли.

Транзитная форма товароснабжения обладает рядом преиму­ществ. При ней исключаются повторные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, устраняются складские операции по приему, хранению и отпуску товаров, ускоряется товарооборачиваемость, уменьшаются товарные потери и объем транспортно-экспедиционных операций, сокращается потребность в складах, снижаются издержки обращения, обеспечивается сох­ранность товаров.

Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.п.). Эти нормы регламентируются в договорах поставки.

Транзит экономически оправдан, когда объем розничного то­варооборота позволяет принимать транзитную норму отгрузки и это не приводит к образованию сверхнормативных запасов.

Складская форма товароснабжения не связана с обязатель­ным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме това­роснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется под­сортировка и комплектование товаров.

Эта форма обычно применяется по товарам сложного ассорти­мента и главным образом для предприятий розничной торговли, за­купающих товары мелкими партиями. Через склады могут прода­ваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по разме­рам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.

Складская форма товароснабжения применяется при полу­чении товаров от иногородних поставщиков крупными партия­ми, требующими преобразования производственного ассорти­мента в торговый, а также по товарам, требующим длительного хранения. В этих случаях складская форма имеет преимущес­тва перед транзитной, так как повышается эффективность роз­ничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимен­та, но мелкими партиями, что позволяет значительно ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения.

Складская форма товароснабжения требует значительных из­держек по осуществлению транспортно-экспедиционных и складских операций, замедляет в целом товарооборачиваемость, так как прерывается процесс движения товаров от производства в розничную торговлю. Поэтому применение складской формы, как и транзита, должно быть экономически обосновано.

Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при организации складской формы товароснабжения, является звенность товародвижения. Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависит время то­варного обращения, размер товарных запасов, уровень издер­жек обращения.

К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оп­товой и розничной торговли, которые прерывают движение то­варов для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта.

В зависимости от количества участвующих звеньев различа­ют одно-, двух- и многозвенный путь движения товаров.

На показатель звенности товародвижения оказывает влия­ние ряд факторов: территориальное размещение производства, степень специализации промышленности, размеры партий от­грузки, объем товарооборота оптовых покупателей, характер и свойства товаров и т.п.

Наши рекомендации