Определение и виды инноваций
Инновация (нововведение) – создаваемые осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды товаров, продукции и услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий товаров, продукции или услуг на рынок.
Новшества, разработанные, но не внедренные в практическую деятельность, называются Новацией.
Инновация - конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствования технологического процесса, технологии, товаров, услуг.
Цель инновации: удовлетворение потребностей.
Виды инноваций:
1.Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
2.Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
3.Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
4.Организационные — совершенствование системы менеджмента.
5.Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
Классификация инноваций:
Признак классификации | Виды инновации |
Степень радикальности (новизна, оригинальность и др) | 1.Радикальные (пионерные, базовые и др.) 2.Ординарные (новые технические решения, изобретения) 3.Усовершенствующие (модернизация) |
Характер применения | 1.Продуктовые – включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. 2.Процессные (операционные) означают новые методы организации производства (новые технологии). |
Стимул появления (источник) | 1.Вызванные развитием науки и техники 2.Вызванные потребностями производства 3.Вызванные потребностями рынка |
Место в системе (на предприятии, в фирме) | 1.Инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др) 2.Инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др) 3.Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной) |
Назначение инноваций | 1.Для производителя и потребителя 2.Для общества в целом 3.Для локального рынка |
Источники инноваций
Ученые-теоретики выделили следующие источники инноваций:
Внутренние источники (возникают в рамках отрасли или организации)
1) Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде)
2) Неконгруэнтность - несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках
3) Потребности производственного процесса
4) Внезапные изменения в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»
Внешние источники (возникают за пределами предприятия или отрасли):
5) Демографические изменения
6) Изменения в восприятия и настроения потребителей
7) Новое знание (научное или ненаучное)
Из 7 типов наиболее важными являются 3 и 7, т.к. они носят наиболее радикальный характер.
Реализация 3 типа источника предполагает необходимость понимания, что:
а) недостаточно определить потребность, важно разобраться в ее сути;
б) не всегда возможно удовлетворить потребность, в этом случае остается решение какой-то ее части.
Наиболее радикальные изменения происходят на основе новых знаний. Эти инновации, как правило, трудно управляемы. Это связано: а) наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, б) проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге. Нововведение, основанное на новых знаниях, должно «созреть» и быть воспринято обществом. Только в этом случае оно принесет успех. В сфере товарного обращения новые идеи формируются, как правило, под влиянием мнения потребителей о возможных способах удовлетворения их потребностей. Широкие контакты с потребителями позволяют формировать более объемный портфель новых идей, сокращает время поиска новых решений, обеспечивает гибкое реагирование на изменение конкурентной среды.
Существуют ещё и другие источники инновационных идей:
1. Потребители. Развитие потребностей требует глубокого изучения потребительского спроса и поведения потребителя;
2. Ученые. Занимающиеся изобретениями или поисками новых материалов товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции или услуг;
3. Конкуренты. Их действия могут привести к зарождению новой идеи;
4. Торговые агенты, дилеры и прочие посредники;
5. Консультанты предприятия по определенным элементам деятельности;
6. Непосредственные работники организации.
14. Торговая инновация: сущность, свойства, функции
Торговая инновация представляет собой осуществление целенаправленных экономических, технических, социальных, организационных изменений торговой деятельности, поведения потребителей с целью получения соответствующего эффекта.
Торговой инновации присущи свойства:
Ø совместимость – характеризует потенциальную возможность использования инноваций при неразрывной взаимосвязи систем производства и потребления.
Ø мобильность – отражает функциональную зависимость торговой инновации от времени и пространства, ее локальность и рассредоточенность.
Ø оперативность – связана со значимостью коммуникационной составляющей возможной инновации.
Ø коммерческая реализуемость – определяется потенциальной прибыльностью инновации с учетом возможных рисков;
Ø безопасность – выражается в гарантии безопасности людей при использовании инновации;
Ø ценность – характеризует новизну, потенциальную полезность и конкурентоспособность.
Инновации как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи производства и реализации нововведения.
Сущность инновации проявляется в ее функциях:
1. воспроизводственная – инновация представляет собой важных источник финансирования расширенного воспроизводства, ее смысл состоит в получении прибыли от инновационной деятельности и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов.
2. инвестиционная – прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в т.ч и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Т.образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание данной функции.
3. стимулирующая – инновации приносят предпринимательский доход, который служит стимулом для внедрения новых инноваций, и побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами.
Функции по ее конспекту:
- инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технологических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени);
- с помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей);
- инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда);
- концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).