Состав и задачи транспортного хозяйства предприятия
Деятельность современного промышленного предприятия требует повседневного перемещения большогообъема различных грузов. Перевозкусырья, материалов,полуфабрикатов как внутри предприятия, так и за его пределами, отправку готовой продукции ведут транспортные хозяйства предприятия,основными задачами которых являются:
– наиболее быстрое передвижение предметов труда, топлива и готовой продукции в соответствиис требованиями производственного процесса;
– эффективное использование транспортных средств и труда транспортных рабочих;
– механизация и автоматизация транспортных и погрузочно–разгрузочных операций;
– снижение себестоимости транспортных операций;
– обеспечение строгой согласованности технологических и транспортных операций;
– постоянное поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии.
Уровень функционирования транспортногохозяйства оказывает влияние на важнейшие показатели деятельности предприятия. 30–40% всех вспомогательныхрабочих занято на погрузочно–разгрузочных и транспортных операциях. Затраты на них составляют 5–8%себестоимости выпускаемой продукции. Рациональная их организацияспособствует ритмичности, сокращению длительности цикла,росту производительности труда и снижению себестоимости продукции.
Промышленные предприятия используют различные транспортные средства. Их состав зависит от масштабов и типа производства, выпускаемой продукции, технологии и расположения цехов.
В этой связи в составе транспортного хозяйства крупногопромышленного предприятия могут быть цеха (участки): железнодорожный, речной, автотранспортный, авиационный, погрузочно–разгрузочный.Кроме этого, производственные подразделения предприятия могут иметь в своем составе внутрипроизводственный транспорт.
По виду и назначению транспорт подразделяется на: железнодорожный, речной, автомобильный, авиационный, механический, трубопроводный, пневматический и др.
Похарактеру действия транспорт подразделяется на транспорт периодического и непрерывного действия.
Повидам выполняемых работразличают:
– межцеховой транспорт, который выполняет операции по перевозкегрузов внутри предприятиямеждуцехами и складскимипомещениями;
– внутрицеховой транспорт, обеспечивающий перемещение предметов труда между рабочими местами, аппаратами по ходутехнологического процесса.
Кроме того, к внутренним транспортным средствам относятся средства, которые служат для перемещения в горизонтальном и вертикальном направлениях. Их можно разделить на две основные группы:
1) стационарные транспортные устройства;
2) перемещающиеся транспортные средства.
К стационарнымотносятся транспортные устройства, с помощью которых продукты производства перемещаются по определенному горизонтальному, вертикальному или наклонному направлениям (конвейеры, трубопроводы, транспортеры различных видов). Стационарные устройства потребляют малое количество энергии, отличаются небольшими затратами на обслуживание и обладают большей надежностью и безопасностью.
К передвижным относятся транспортные средства, которые выполняют либо вертикальную транспортировку (подъемники), либо горизонтальное перемещение (тележки, электрокары, автомобили, автопогрузчики и др.).
Растущее значение приобретают в настоящее время транспортные средствабез водителя (безлюдные) и с дистанционным управлением.
Безлюдные транспортные системы хорошо подходят для рационализации логистических функций и могут использоваться как на частично механизированных, так и на полностью автоматизированных предприятиях. Совершенствование технологии и связь с центральной компьютерной системой обеспечивают их экономичность, большую гибкость и высокую степень использования.
Безлюдные транспортные системы могут выполняться в виде тележек с собственным приводом и использоваться для внутрипроизводственного перемещения (дистанционно управляемого) грузов всех видов.
Преимущества дистанционноуправляемых транспортных систем должны рассматриваться наряду с присущимиим недостатками:
– высокая стоимость этихсистем;
– проблемы с загрузкой и выгрузкой;
– низкаяскорость движения;
– привязка к смонтированным путям;
– затруднительность проезда в различных производственных ситуациях (например, узкие пути,высокие барьеры, неожиданные препятствияи др.).
Организация транспортного обслуживания предприятия
Под организацией транспортного обслуживания предприятия понимается система мероприятий, обеспечивающих эффективную и рациональную организацию транспорта, грузопотоков и труда транспортных рабочих и направленных на выявление и использование резервов в работе транспортного хозяйства и улучшение его качественных показателей.
Для того, чтобы обоснованно выбрать рациональный вид транспортных средств, который наиболееполно отвечает требованиям конкретного производства, необходимо прежде всего изучить грузооборот предприятия в целом,его отдельные грузовые потоки, а также ознакомиться с характером грузов и путями их транспортирования.
Грузооборот (общий)представляет суммарное количество грузов, перемещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Он подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний грузооборот включает перемещение грузов внутри предприятия и рассчитывается на основе утвержденных плановых заданий по выпуску продукции.
Внешний грузооборот включает доставку материальных ценностей на предприятие и вывоз готовой продукции. Он рассчитывается на основе договоров, заключенных с поставщиками и потребителями.
Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости, в которой указываются как отправители, так и получатели грузов. Она составляется по цехам и предприятию в целом (табл. 21).
Таблица 21. Расчет внутреннего грузооборота на предприятии, тыс.т.
Получатели Отправители | Склад материалов | Заготови тельный цех | Механи ческий цех | Сбороч ный цех | Склад готовых изделий | Всего отправ лено |
Склад материалов | – | – | ||||
Заготови тельный цех | – | – | – | |||
Механи ческий цех | – | – | – | |||
Сбороч ный цех | – | – | – | – | ||
Склад готовых изделий | – | – | – | – | – | – |
Итого Получено |
Грузовой поток – это количество грузов, перемещаемых за определенный период времени между отдельными погрузочно–разгрузочными пунктами. Грузопотоки рассчитываются, как правило, по ходу технологического процесса. В основу их расчета принимают планы производственных цехов по выработке продукции за смену.
Грузопотоки являютсябазой для выбора наиболее целесообразного транспортного средства и разработки комплексной технологии перемещения грузов на предприятии, которая должна учитывать неравномерность грузопотоков на основе маршрутизации перевозок сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции.
Грузопотоки рекомендуется оформлять на генплане предприятия в масштабе. Линии, характеризующие потоки различных грузов, наносятся разными цветами (знаками, штриховкой).На схеме грузопотоков указываются также расстояния между пунктами в соответствии с составленной таблицей.
Анализ грузопотоков позволяет установить необходимость их корректировки, возможность (а в отдельных случаях и необходимость) перепланировки участков для сокращения грузопотоков, устранения лишних перевалок, использование непрерывных средств транспорта. Необходимо обратить внимание на расположение таких участков, как упаковочные, расфасовочные, складские.
По данным грузооборота и грузопотоков исчисляются потребность транспортных средств по видам, численность транспортных рабочих, их производительность труда и фонд заработной платы, себестоимость транспортных работ, объем погрузочно–разгрузочных работ. Потребности в транспортных средствах для межцеховых перевозокнеобходимо определять по каждому грузопотоку (исходя из объема перевозок и производительности транспортных средств).
Для сокращения холостых пробегов и простоев оборудования необходимо разработать маршруты движения транспорта. Существуютдве системы внутризаводских маршрутов: кольцевая и маятниковая.
Маятниковый вид перевозок применяется для транспортирования грузов между двумя постоянными пунктами обслуживания. Он может быть односторонним, когда транспорт движется в одну сторону с грузом, а обратно – порожняком; двухсторонним – при движении транспорта в оба конца нагруженным; лучевым – при движении транспорта с грузом из одного пункта веерообразно в несколько пунктов; обратным – из ряда пунктов в один. Двухсторонняя маятниковая система на предприятиях применяется редко.
Кольцевая система используется для обслуживания ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому.
При разработке маршрутов необходимо иметь в виду,что,независимоот объемов работ, единовременная транспортировка двух или нескольких видов грузов или одного груза для разных потребителей приводит к значительной экономии времени по сравнению с последовательным получением каждого видагруза и вывоза его заказчикам (маятниковый односторонниймаршрут). Кроме того, при больших объемах транспортныхработ и значительной территории предприятия маршруты движения рекомендуется разделить на территориальныезоны.
Транспортным хозяйством на крупных и средних предприятиях управляет транспортный отдел. Он планирует объем перевозок и погрузочно–разгрузочных работ, руководит эксплуатацией подвижного состава, организует его ремонт и путей сообщения, учитывает объем сделанного, анализирует результаты производственно–хозяйственной деятельности. В его подчиненности имеются специализированные по видам транспортные средства, цехи (железнодорожный, автотранспортный, ремонтный и др.).
Основными направлениями повышения эффективности отдачи транспортного хозяйства являются:
– механизация и автоматизация погрузочно–разгрузочных и транспортных операций;
– внедрениесовременного подъемно–транспортного оборудования, единыхсистем с автоматическим адресованием грузов, автоматических складов, сортирующих и выдающих грузы по специальной программе;
– широкое применение специальной тары и контейнеров;
– совершенствование планирования и управления внутризаводским транспортом наоснове математическихметодов ивычислительной техники;
– организация централизованной доставкигрузов внутри предприятия.
Совершенствование организации работы транспорта
Основной целью выполнения работ по централизованной доставке грузов является снижение транспортно–складских затрат путем рационального использования транспортной и подъемно–транспортной техники, сокращения численности рабочих, занятых переработкой грузов, освобождения работников цеха от обязанностей, связанных с доставкой грузов в производство и вывозом готовой продукции.
Централизованное обеспечение подачи сырья, материалов и вывоз готовой продукции устраняют нерациональные перевалки грузов, сокращают простои оборудования и людей, холостые пробеги транспорта, улучшают технологическую связь в производстве.
При осуществлении работ по внедрению централизованной доставкинеобходимо руководствоваться следующими принципами и формами:
1. Сокращение количества операций перемещения (перевалок). Сюда входит ликвидация лишних пунктов складирования, временных промежуточных точек погрузки–разгрузки, совмещение транспортных операций с операциямиосновногопроизводства. Устранение операций, не вызываемых производственной необходимостью, является не менее важной задачей,чем механизация работ по перемещению грузов.
2. Сокращение цикла транспортных операций, который включает время: подготовки машин к выходу из гаража, движения машин к месту погрузки, ожидания погрузкии оформления документации, погрузки, транспортировки груза,ожидания и оформления документации, выгрузки. Время на цикл транспортных операций должносоответствовать установленным нормативам.
3. Усовершенствование технологических процессов переработки грузов.Эти процессы должны быть составной частью технологии основного производства.Основными направлениями совершенствования технологии переработки грузов являются:
– установление наиболее рациональных и экономичных способов переработки грузов с учетом его специфики и наличия транспортных средств;
– обеспечение единства методов и средств погрузки, разгрузки и транспортировки различных грузов, связанных общностью транспортно – технологических признаков;
– разработка транспортно–технологических карт основных грузов.
4. Достижение уровня организации и оснащения операций по перемещению грузов,соответствующего уровню организации основного производства.
5. Комбинированное применение различных транспортных и погрузочно–разгрузочных средстви переход к созданию транспортной системы,которая позволит связать отдельные транспортные машины в единую систему, обеспечивающую рациональное транспортирование грузов.
6. Максимальное укрупнение транспортных партий и широкое применение пакетных перевозок и контейнеров.
7. Рациональное обслуживание операций по перемещению грузов,включающее в себя:
– технико–экономическое и оперативное планирование;
– ремонт транспортного и подъемно–транспортного оборудования, тары, контейнеров;
– снабжение необходимыми вспомогательными материалами.
Параллельно с разработкой мероприятий по централизованной доставке грузов необходимо усовершенствовать технологию ихприемки. Для этого в цехах должныбыть созданы специальные комиссии, которые пересматривают процесс приемки грузов и его хранения в цеховых складах, на рабочих местах. Целью являются сокращение количества перевалок, механизация доставки грузов к местам хранения и непосредственно к рабочим местам, взаимосвязь процесса доставки и отгрузки готовой продукции с процессами основного производства. В некоторых случаях целесообразно несложные операции подготовки сырья производить на центральном или прицеховых складах.
Разработка транспортно–технологических карт.На основные, наиболее трудоемкие в перемещении грузы или группы грузов разрабатываются транспортно–технологические карты, способствующие сокращению затрат на операции перемещения грузов, а именно:
– уменьшению трудоемкости транспортных и подъемно–транспортных работ;
– сокращению объема тяжелых ручных работ;
– повышению коэффициента загрузки оборудования.
Основным принципом построения транспортно–технологических карт является комплексная механизация процессов перемещения грузов от прибытия сырья на предприятие до вывоза готовой продукции.
Исходные данные для разработкитранспортно–технологических карт включают: вид и количество груза,вес, габариты и упаковку транспортной пачки, периодичность доставки, место погрузки и выгрузки, маршрут движения.
Технология транспортировки требует рационального решения следующих вопросов:
– выбор соответствующей площадки для погрузки, выгрузки и хранения грузов;
– выбор оборудования и оснастки для перемещения грузов, в том числе средств непрерывного транспорта (транспортеры, канатные дороги, пневмотранспорт и др.);
– выбор оптимальной транспортной партии;
– выбор маршрута и трассы перемещения груза;
– разработка нормативов и определение затрат на перемещение грузов;
– технико–экономическое обоснование выбранной технологии.
При определении способов перемещения грузов и выборе транспортных и подъемно–транспортных средств необходимо учесть следующие факторы:
– состояние и перспективы развития производства;
–объем и характер производства;
– грузооборот;
– транспортно–технологические потоки и расстояние перемещения;
–объемы транспортных партий и транспортной пачки;
– транспортные свойства грузов;
– периодичность подачи грузов;
– технологическое назначение транспортной операции.
После того, как подготовлены все материалы, составляется транспортно–технологическая карта.Один экземпляр транспортно–технологической карты направляется в транспортный цех, другой – в группу централизованной доставки грузов, атретий передается на склад.
По транспортно–технологическим картам устанавливается объем работ при разработкетехнико–экономических показателей ифактическом их выполнении, осуществляется оперативное планированиетранспортных и погрузочно–разгрузочных работ, комплектованиерабочей силы, подготовка необходимых средствмеханизации, разработка трудовых и материальныхнормативов.