Особенности урока технологии
ТЕОРИЯ
1). Особенности современного урока технологии
Современный подход к решению образовательных задач на урок5ах технологии заключается в следующем: в процессе активной (т.е. самостоятельной) познавательной деятельности младшие школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями, операциями, приемами преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности.Это предполагает владение школьникамиумениями решать проблемы и творчески преобразовать действительность.
Особенности урока технологии
1. Выполнение задания, в том числе и изготовление изделия, не является целью урока. Задание лишь средство решения конкретных учебных задач.
2. Любое задание должно быть доступно для выполнения, но, в то же время, обязательно содержать не более одного (в крайнем случае, – двух) новых заданий и новых умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе его выполнения.
3. Изделия, предлагаемые детям для изготовления на уроках трудового обучения, не могут носить случайный характер, а должны отвечать цели и задачам каждого урока и быть построены в чётко продуманную последовательность.
4. Задания должны давать учащимся широкий спектр знаний о мире, развивать мышление, в том числе техническое, духовные качества личности.
Требования к методике – это погружение учащихся в творческую среду, мастеров прикладного искусства, инженерно-технических работников; поисковая, исследовательская деятельность детей по «открытию» нового знания (при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов), поиск возможных и рациональных способов реализации творческих замыслов, упражнения-пробы (поиск правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции) и т.д.
Форма предъявления заданий может быть различной: демонстрация одного или нескольких образцов; изображение изделий, рисунков, схем; инструкционные карты; задания в словесной форме. На каждом уроке-практикуме необходимо наличие образца, образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов. Этот обеспечивает учащимся возможность восприятия образца со всеми конструктивными особенностями и позволяет обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско-технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем. Неполная информация (о необходимых материалах и инструментах, приспособлениях) исключает непродуктивный подход и стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у учащихся.
В современном уроке предпочтение отдается проблемному методу обучения, особенно на этапе открытия нового знания. Для отработки умений и навыков используются тренировочные упражнения.
Главную доминанту современного урока технологии несет этап «анализ образца». Анализ конструктивных и технологических особенностей образцов проводится в диалоговой форме. Учащиеся не только констатируют наблюдаемое, но проводят наблюдение с тем, что они осваивали на предыдущих уроках. Обсуждая каждую технологическую операцию по изготовлению изделия, дети называют известные им способы выполнения разметки, выделения деталей из заготовки, сборки и т.д. и обязательно «спотыкаются» о неизвестный способ или с новым способом предлагает познакомиться учитель.
После обсуждения конструктивных и технологических особенностей организуется поиск неизвестного, т.е. открытие нового знания. Самостоятельность открытия обеспечивается проведением небольших опытов, поисковых упражнений, наблюдением за действием учителя (педпоказ). Так же обсуждаются и практически пробуются возможные способы усовершенствования конструкции изделий, решаются конструкторские и технологические задачи. Такая работа является основой для развития творческих способностей учащихся.
Планирование предстоящей практической работы предполагает выстраивание конкретной последовательности изготовления изделия (составление краткого плана).
Самостоятельное выполнение практической работы учащимися. Самостоятельность обеспечивается полнотой и всесторонностью анализ задания, ясностью представления конечного результата, владением необходимыми технологическими знаниями и практическими умениями, индивидуальной работой с содержательным материалом учебника и рабочей тетради.
Обобщение– осознанное формирование нового знания, открытого на уроке, новых качеств личности.
Оценка деятельности учащихся на уроке предполагает качественную характеристику работы ученика в интеллектуальной части урока (конструктивные, технологические, самостоятельные оригинальные предложения) и оценки качественного выполнения изделия (выполнение технологических приемов и операций). Контроль обученности учащихся можно проводить по следующим критериям:
· качество выполняемых новых приемов и готового продукта;
· характер деятельности (репродуктивная, творческая);
· степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
2 ). Внеклассная работа по дисциплине «Технология»
Учебно-познавательная работа в школе представляет собой два вида деятельности: урочную и внеурочную (внеклассную).
Внеклассная должна развивать самостоятельность школьников, творческие способности, познавательные интересы.
Задачи внеклассной работы:
1. Углубление общенаучных знаний, расширение кругозора.
2. Выявление творческих способностей и дарований учащихся.
3. Содействие разностороннему развитию учащихся (более широкие знания, чем в школе, первоначальная профессиональная ориентация).
Принципы внеклассной работы:
1. Добровольность выбора формы и содержания занятий.
2. Массовость внеклассной работы (сеть центров доп. образования, ежедневная внеклассная работа в начальной школе).
3. Опора на самостоятельность и инициативу учащихся.
4. Общественно-полезная направленность и творческий характер деятельности.
5. Подчинение занятий общим задачам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
Кружок – добровольное объединение людей, проявляющих общий интерес к той или иной области деятельности и стремящихся ею заниматься.
Характеристика особенностей кружка
1. Постоянный состав учащихся (может быть из разных классов) не менее 11 человек. Желательно чтобы первоначальный состав не менялся длительное время.
2. Определенность профиля.
3. Длительность и регулярность занятий (раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу).
Профили внеклассной работы
1. Предметно-технические кружки. Организуются на базе учебных кабинетов, мастерских: физико-технические, «Юный слесарь», «Юный токарь» и др.
Цель: развитие личности учащихся через расширение и углубление знаний и умений по дисциплине или конкретной профессии.
Содержание занятий:
1. Создание оборудования и наглядных пособий для пополнения кабинетов.
2. Подготовка докладов, рефератов по новым достижениям в науке и технике.
3. Решение различных технических и технологических задач.
2. Творческие конструкторские кружки (чертежный, авиамодельный, судомодельный и др.)
Цель: развитие личности через совершенствование и углубление научно-технических знаний в области технического творчества.
Содержание занятий: усовершенствование учебных приборов и оборудования в кабинетах, конструирование и изготовление моделей машин, судов, самолетов и др. техники. Участие в соревнованиях.
3. Кружки декоративно—прикладного творчества (художественная обработка различных материалов «Мастерская декупажа», «Витражная мастерская», изучение народных ремесел «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Уральская роспись», изостудии).
Цель: развитие личности через художественное творчество.
Содержание занятий: изготовление и украшение предметов декоративно-прикладного творчества, создание собственных творческих продуктов.
Организация кружка:
· выбор актива (старосты и помощников, ответственных за различные виды деятельности, дежурных);
· планирование работы кружка вместе с учащимися (с учетом пожеланий);
· разработка рабочей авторской программы;
· организация текущих и итоговых выставок.
3). Проектная деятельность в курсе «Технология»
Проектная деятельность в образовательной области «Технология» рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности в процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.
Проект на уроках технологии – это самостоятельная творческая работа от идеи до её воплощения под руководством учителя.
Базовая основа для выполнения проекта: знания и умения (технико-технологические, математические, естественнонаучные и др.) и качества творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Проекты могут выаолняться во всех классах начальной школы. Разница заключается в объеме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети. Тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. Поэтому для первоклассников больше подходят небольшие творческие работы, объединенные общей темой.
К проектным заданиям относятся технические (конструкторские), а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. Проектом может быть социальная помощь пожилым, инвалидам, больным людям, включающая доступные виды работ по хозяйству и уходу.
Выполнение проекта складывается из трех этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоемким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мыслительному прогнозированию, создание замысла (дизайн-анализ всех средств выразительности: форма, цвет, размер, материал, способы разметки и соединения деталей и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая техническая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются необходимые материалы и инструменты.
Второй этап работы – материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно-полезного характера.
Главная цель защиты проекта аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов. Следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Последовательность работы над проектом
Технический проект
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Для чего? (назначение, польза, проблема) | Это нужно мне или другим. |
Что делать? (объект) |
|
Как? (технология изготовления) |
- ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Воплощение замысла |
|
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (ЗАЩИТА ПРОЕКТА)
Что делали и как? |
|
Информационный проект
1 этап. Разработка проекта | |
Для чего и кому нужен проект? |
|
Что будем делать? |
|
Как делать? |
|
2 этап. Выполнение проекта | |
Воплощаем замысел | 1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном, групповом проекте). 2. Ищем и отбираем нужную информацию (журналы, книги, энциклопедии). 3. Оформляем информационный проект. 4. Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформление). |
3 этап. Защита проекта | |
Что делали и как? |
|
Социальный проект
1 этап. Разработка проекта | |
Для чего и кому нужен проект? |
|
Что будем делать? |
|
Как делать? | 1. Решаем, какие мероприятия будем готовить. 2. Продумываем возможные проблемы и их решение. |
2 этап. Выполнение проекта | |
Воплощаем замысел | 1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном, групповом проекте). 2. Разрабатываем сценарий или план мероприятий. 3. Ищем и отбираем нужную информацию, проводим репетиции. 4. Вносим необходимые дополнения, изменения (в содержание, форму проведения). 5. Реализуем намеченные мероприятия. |
3 этап. Защита проекта | |
Что делали и как? |
|
4). Оценка результатов деятельности учащихся на уроках технологии
Оценка – процесс соотнесения результатов деятельности с целями.
Отметка – результат этого процесса, его знаковое выражение.
Оценка в современном образовании должна стать мобилизационно-побудительным механизмом саморегуляции деятельности и залогом успешности. Сегодня оценивается степень индивидуального продвижения школьника по отношению к самому себе.
Формы оценки
- Эмоциональное суждение.
- Оценочное суждение (поощрение, порицание).
- Отметки, которые фиксируются в документах.
Требования к оценке
- Объективность и справедливость;
- Ясна и понятна для обучаемого;
- Стимулирующая роль;
- Всесторонность оценки: оценка процесса деятельности и результата деятельности.
Оценка деятельности учащихся на уроке технологии предполагает качественную характеристику работы ученика в интеллектуальной части урока (конструктивные, технологические, самостоятельные оригинальные предложения) и оценки качественного выполнения изделия (выполнение технологических приемов и операций). Контроль обученности учащихся можно проводить по следующим критериям:
· качество выполняемых новых приемов и готового продукта;
· характер деятельности (репродуктивная, творческая);
· степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Критерии оценки деятельности учащихся на уроке | Фамилии учащихся наиболее отличившихся на уроке | |||||||||||||||||||
Качество выполнения осваиваемых технологических приёмов и операций: · высокое; · с недостатками; · очень низкое. | ||||||||||||||||||||
Качество выполнения работы в целом: · высокое; · с недостатками; · очень низкое. | ||||||||||||||||||||
Творческие решения: · открытие нового знания; · конструктивное предложение; · технологическое предложение · использование дополнительных источников информации. | ||||||||||||||||||||
Самостоятельность выполнения всей работы: · полная; · частичная; · не может без посторонней помощи. | ||||||||||||||||||||
Активность: · высокая; · низкая. | ||||||||||||||||||||
Инициативность: · высокая; · низкая | ||||||||||||||||||||
Саморефлексия учителя
Что достигнуто? | |
Над чем следует подумать? |
Примечание.В таблице отражается тот уровень развития каждого ребёнка, на котором он находится в данный момент. Как только достижение достигает устойчивого высокого уровня, можно сделать отметку в Таблице № 2 «Карта личного развития учащихся».Если ребёнок долгое время остаётся в графенизких показателей, учителю следует встревожиться и выяснить причины затруднений.
· Под открытием нового знания подразумевается знание, добытое учеником в процессе самостоятельного исследования предложенного явления, свойств материалов, технологических приёмов и т.п.
· Конструктивное предложение – это техническое предложение по совершенствованию конструкции изделия.
· Техническое предложение – открытие нового технологического приёма, предложение нестандартного выполнения технологической операции (разметка, разделение на части, соединение деталей, отделка).
Таблица 2.