Политика в области качества
Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:
a) соответствовала целям организации;
b) включала в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;
c) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;
d) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;
e) анализировалась на постоянную пригодность.
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 5.3]
5.3.1 Политика в области качества должна отражать основные направления деятельности и обязательства организации на текущий момент и на перспективу с учетом интересов заказчика и других потребителей.
5.3.2 Политика организации в области качества должна предусматривать, в том числе повышение результативности мероприятий по обеспечению качества военной продукции на стадиях ее жизненного цикла и предупреждение отклонений от заданных требований.
5.3.3 Результаты анализа политики в области качества высшим руководством на постоянную пригодность должны быть документально оформлены и доведены до соответствующих подразделений (служб) организации. При этом, при необходимости, следует корректировать цели и задачи, поставленные руководством организации перед подразделениями и службами, для выполнения принятой политики в области качества.
5.4 Планирование
5.4.1 Цели в области качества
Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции [7.1, перечисление а)], были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 5.4.1]
5.4.2 Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества
Высшее руководство должно обеспечивать:
a) планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для выполнения требований 4.1, а также для достижения целей в области качества;
b) сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 5.4.2]
5.4.2.1 Высшим руководством должны быть определены цели в области качества и спланированы мероприятия по их достижению.
5.4.2.2 Планирование работ по обеспечению качества в рамках выполняемых контрактов (договоров) осуществляется в виде программных и плановых документов по качеству, предусмотренных для данного вида военной продукции, в которых устанавливают цели, этапы, виды и содержание работ по обеспечению качества на стадиях жизненного цикла военной продукции, полномочия и ответственность подразделений (служб), участвующих в работах.
В составе документов по обеспечению качества продукции при планировании работ разрабатывают:
- ПОК и ПОН в соответствии с ГОСТ РВ 52375 и ГОСТ РВ 27.1.02 (при необходимости – по требованию заказчика);
- планы ТПП и освоения новой техники;
- графики технического обслуживания и ремонта технологического оборудования, оснастки, инструментов, оборудования механизации и автоматизации, оборудования для мониторинга и измерений (далее – средства технологического оснащения);
- план мероприятий по постановке военной продукции на производство;
- программу метрологического обеспечения и иные виды плановых и программных документов, предусмотренных в ТТЗ (ТЗ).
5.4.2.3 Программные и плановые документы по качеству должны быть взаимосвязаны по срокам, включать контрольные точки, обеспечивающие возможность оценки выполнения требований к качеству военной продукции, и, при необходимости, перечень отчетных документов, соответствующих этим точкам.
5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией
5.5.1 Ответственность и полномочия
Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий.
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 5.5.1]
5.5.1.1 В организации необходимо определить подразделение, ответственное за управление качеством (службу качества, должностное лицо и др.), осуществляющее организацию работ по совершенствованию СМК на всех этапах жизненного цикла военной продукции, контролю и анализу степени соответствия СМК установленным требованиям и ожиданиям заказчика.
5.5.1.2 СМК должна охватывать деятельность всех подразделений и служб организации, участвующих в выполнении оборонного заказа. Распределение ответственности и полномочий между подразделениями, службами организации и работниками должно устанавливаться в соответствующих документах СМК, в том числе в СТО, положениях о структурных подразделениях (службах) и должностных инструкциях, а также организационно-распорядительных документах организации. Ответственность должна включать выполнение требований ДС, внедренных в организации.
5.5.1.3 В документах СМК, в том числе в положениях о подразделениях (службах) и должностных инструкциях, должны быть определены обязанности (если применимо):
- по разработке и проведению мероприятий, направленных на совершенствование СМК;
- по проведению мероприятий, направленных на предупреждение появления несоответствующей продукции;
- по выявлению и регистрации любых проблем и отклонений показателей качества военной продукции и процессов;
- по анализу отказов и неисправностей и причин их возникновения;
- по выработке рекомендаций или решений по устранению выявленных отклонений и несоответствий;
- по управлению и контролю за доработкой военной продукции, несоответствующей требованиям;
- по проверке выполнения решений.
5.5.2 Представитель руководства
Высшее руководство должно назначить представителя из состава руководства организации, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся:
a) на обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества;
b) на представление отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента качества и необходимости ее улучшения;
c) на содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации.
Примечание –В ответственность представителя руководства может быть включено поддержание связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 5.5.2]
5.5.2.1 Представитель руководства по СМК должен взаимодействовать с заказчиком (ВП) и внешними организациями по вопросам СМК, имеющим отношение к выполнению требований ТТЗ (ТЗ) и условий контракта (договора), и содействовать пониманию требований заказчика в организации.
5.5.3 Внутренний обмен информацией
Высшее руководство должно обеспечивать установление в организации соответствующих процессов обмена информацией, включая информацию, относящуюся к результативности системы менеджмента качества.
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 5.5.3]
5.5.3.1 В организации должен быть установлен порядок обмена информацией между подразделениями (службами), обеспечивающими выполнение требований ТТЗ (ТЗ) и условий контракта (договора).
Для внутреннего обмена информацией должны быть определены состав и формы информационных документов, содержащих:
- исходные данные, необходимые для выполнения планируемых работ;
- алгоритмы, программы и методы решения задач в обеспечение выполнения установленных требований;
- полученные результаты и принятые решения (выходные данные) и пути их реализации для последующего применения в выполняемых процессах СМК.
В организации при необходимости создают фонд алгоритмов, программ и методов решения типовых задач проектирования и обеспечения разработки и изготовления военной продукции.
5.5.3.2 Необходимо предусматривать:
- сбор на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции данных о качестве, результативности проводимых мероприятий и СМК;
- назначение исполнителей, подразделений и служб, ответственных за сбор, анализ, распределение информации, и определение их функциональных обязанностей;
- установление стабильных информационных связей между источниками и потребителями информации;
- создание информационных массивов нормативных и справочных данных, правил их использования, обеспечения информационной безопасности, хранения и внесения изменений.
5.6 Анализ со стороны руководства
5.6.1 Общие положения
Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества организации в целях обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности. Этот анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества.
Записи об анализе со стороны руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 5.6.1]
5.6.2 Входные данные для анализа
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя следующую информацию:
a) результаты аудитов (проверок);
b) обратную связь от потребителей;
c) функционирование процессов и соответствие продукции;
d) статус предупреждающих и корректирующих действий;
e) последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со стороны руководства;
f) изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества;
g) рекомендации по улучшению.
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 5.6.2]
5.6.2.1 Входные данные для анализа СМК в части военной продукции должны учитывать интересы заказчика и включать:
- результаты достижения целей в области качества;
- показатели динамики качества военной продукции и процессов;
- оценку результативности процессов СМК;
- замечания и предложения ВП по вопросам, относящимся к улучшению качества военной продукции согласно требованиям заказчика;
- анализ работы поставщиков;
- результаты управления несоответствующей военной продукцией;
- другие факторы, которые могут воздействовать на СМК организации, такие как финансовые, экономические, социальные или экологические условия, и соответствующие изменения законов и регламентов.
5.6.3 Выходные данные анализа
Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя все решения и действия, относящиеся:
a) к повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов;
b) к улучшению продукции по отношению к требованиям потребителей;
c) к потребности в ресурсах.
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 5.6.3]
5.6.3.1 Выходные данные анализа СМК, включая мероприятия по улучшению СМК организации, характеристик военной продукции, показателей процессов, по повышению удовлетворенности заказчика, сокращению потерь, должны доводиться документально до сведения заказчика (ВП) в части работ по ГОЗ.
Необходимость согласования данных мероприятий с заказчиком (ВП) определяет заказчик (ВП).
Менеджмент ресурсов
6.1 Обеспечение ресурсами
Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые:
a) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;
b) для повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 6.1]
6.1.1 Высшее руководство должно определять и обеспечивать наличие ресурсов, необходимых для осуществления политики и достижения целей организации в области менеджмента качества военной продукции.
При этом должны быть определены:
- возможности своевременного предоставления требуемых ресурсов с учетом реальных ограничений;
- наличие и пути пополнения материальных ресурсов для совершенствования производственной базы, развития инфраструктуры, повышения компетентности персонала и обеспечения авторского и технического надзора в процессе эксплуатации военной продукции;
- направления совершенствования организационной структуры;
- необходимость внедрения информационных технологий.
6.1.2 В СМК должны быть предусмотрены процедуры расчета и обоснования ресурсного обеспечения выполнения работ по ТТЗ (ТЗ) и контрактам (договорам).
Человеческие ресурсы
6.2.1 Общие положения
Персонал, выполняющий работу, влияющую на соответствие продукции требованиям, должен быть компетентным на основе полученного образования, подготовки, навыков и опыта.
Примечание–На соответствие продукции требованиям прямо или косвенно может влиять персонал, выполняющий любую работу в рамках системы менеджмента качества.
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 6.2.1]
6.2.2 Компетентность, подготовка и осведомленность
Организация должна:
a) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на соответствие требованиям к качеству продукции;
b) где это возможно, обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия в целях достижения необходимой компетентности;
c) оценивать результативность принятых мер;
d) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
e) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте (4.2.4).
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 6.2.2]
6.2.2.1 Требуемая для выполнения оборонного заказа компетентность персонала, включая и необходимые знания требований ДС и других документов, распространяющихся на выполняемые организацией виды деятельности, должна быть определена в должностных инструкциях.
6.2.2.2 В организации должна быть установлена процедура планирования работ по подготовке персонала.
6.2.2.3 Для персонала разрабатываются требования к компетентности, программы обучения и планы периодической аттестации.
6.2.2.4 Программы обучения должны разрабатываться с учетом освоения современных методов и средств контроля, организации и управления производством, принципов построения, функционирования и оценки СМК, ДС и других документов по качеству, методов и средств реализации политики в области качества военной продукции.
6.2.2.5 Данные, касающиеся компетентности персонала, программ (планов) подготовки и обучения, результатов аттестации, подготовки и переподготовки персонала, должны регистрироваться в порядке, установленном в организации.
6.2.2.6 Высшее руководство должно определить категории специалистов, участвующих в выполнении оборонного заказа, для которых необходимо периодически проводить аттестацию на компетентность, и организовать проведение этой аттестации.
Инфраструктура
Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура может включать в себя, если применимо:
a) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;
b) оборудование для процессов (как технические, так и программные средства);
c) службы обеспечения (такие как транспорт, связь или информационные системы).
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 6.3]
6.3.1 Для разработки и постановки военной продукции на производство организация в установленном порядке определяет потребность и обеспечивает:
- планирование, приобретение (изготовление) и обеспечение средствами технологического оснащения и программного обеспечения;
- организацию эксплуатации средств технологического оснащения и технического надзора за их эксплуатацией;
- обеспечение рабочих мест оснасткой и инструментами;
- организацию учета и хранения оснастки и инструмента;
- периодическую оценку технического состояния средств технологического оснащения и тестирование программного обеспечения;
- соблюдение правил содержания и поддержания в рабочем состоянии сооружений, аппаратно-технических и программных средств, автоматизированных рабочих мест, а также проверку программных продуктов, используемых при автоматизированном проектировании изделий (создании баз данных, электронном документообороте и др.).
Производственная среда
Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею.
Примечание–Термин «производственная среда» относится к условиям, в которых выполняют работу, включая физические, экологические и другие факторы (такие как шум, температура, влажность, освещенность или погодные условия).
[ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 6.4]
6.4.1 При выполнении технологических процессов должно быть обеспечено выполнение установленных требований к промышленной чистоте (запыленности и влажности воздушной среды, температуре, освещенности, вибрациям, наличию агрессивных сред, уровню шума и т.д.), к экологической безопасности производства, качеству энергоносителей, к защите от воздействия электромагнитного излучения, другим характеристикам производственной среды, влияющим на качество военной продукции.
6.4.2 В организации должны действовать уполномоченные подразделения (службы, ответственные лица и др.) по обеспечению и контролю промышленной чистоты, норм экологической безопасности производства и охране труда. Функции, полномочия и обязанности работников и должностных лиц регламентируют в документах организации, включая контроль, документирование его результатов, принятие решений.
6.4.3 При утилизации военной продукции организация должна иметь заключение органов государственного надзора о достаточности принятых мер по обеспечению экологической безопасности переработанной военной продукции и предотвращению загрязнения природной среды.
6.4.4 В организации должны быть разработаны организационно-распорядительные документы, другие документы организации (СТО, положения, инструкции) по безопасности труда работников, по охране труда и безопасности на отдельные виды деятельности в соответствии с государственными нормативно-правовыми актами и актами субъектов Российской Федерации.
В организации должна периодически проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.