Подготовка и порядок работы на топливораздаточных колонках
КАЗС-2М (Россия).
Состоит из:
• контейнера управления для оператора с пультами управления ТРК, электрошкафом, местом для отдыха и санузлом;
• контейнера хранения топлива с двумя резервуарами по 8,6 м3. В контейнере размещены четыре топливораздаточные колонки, перекачивающее устройство, фермы с подвесными раздаточными устройствами. Управление заправкой дистанционное.
Техническая характеристика:
• максимальная пропускная способность - 500 авт./сут.;
• общая вместимость резервуаров - 17,2 м3;
• количество заправочных постов - 4;
• отопление контейнера управления - электрическое;
• масса контейнера управления - 6450 кг;
• масса контейнера хранения - 6550 кг;
- площадь КАЗС с подъездами - 390 м2.
МАЗ С (Россия).
Состоит из одного, двух или трех модульных автозаправочных блок-пунктов с дополнительным блок-резервуаром и операторной контейнерного типа. Транспортируются автотранспортными средствами.Может располагаться на площадках со сложными гидрогеологическими условиями (скальные грунты, высокий уровень грунтовых вод и др.).
Резервуары заполняются насосом автоцистерны. Дыхательное устройство - клапан СМДК-50.
Вместимость резервуаров:
блок-пункта модульного 14 м3, блок-резервуара 15 м3.
Масса:
блок-пункта модульного 4190 кг, блок-резервуара 2670 кг; операторной 2900 кг.
«Паритет-К» (Россия).
Состоит из двух блоков полной заводской готовности: контейнера хранения топлива и приемного колодца. В технологическом отсеке контейнера хранения топлива установлено оборудование для перекачки топлива и аварийного опорожнения резервуара.
Могут применяться любые топливораздаточные колонки, разрешенные к эксплуатации на территории России и имеющие сертификат соответствия.
Для перекачки топлива используются центробежные насосы с электроприводом, предназначенным для работы во взрывоопасной зоне.
Герметичность двухстенных резервуаров контролируется автоматически по рабочему уровню жидкости в межстенном пространстве. Для предотвращения образования пустот в межстенном пространстве при изменении температуры окружающей среды установлен расширительный бачок, оборудованный датчиком уровня жидкости. Воздушное пространство бачка сообщается с атмосферой через огневой предохранитель.
Для доступа к арматуре, установленной на горловине резервуара, контейнер хранения топлива оборудован лестницей и площадкой с продуваемым настилом, обеспечивающим безопасную работу персонала.
Приемный колодец подключается с насосному оборудованию контейнера хранения топлива при помощи двустенного трубопровода.
Передвижные станции (ПАЗС).
Являются мобильной технологической системой, установленной на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе. Выполнены как единое заводское изделие и предназначены для розничной торговли топливом.
ПАЗС размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных лодок и катеров, сельскохозяйственной техники в полевых условиях, на туристических автомаршрутах, территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.
Специальное оборудование:
• цистерна с наливной горловиной;
• шкаф со счетно-раздаточными устройствами;
• боковые ящики;
• бензоэлектрический агрегат.
Цистерна в большинстве случаев имеет эллиптическую форму. В цистерне установлена заборная труба и сверху приварен штуцер с фланцем для крепления наливной горловины с люком. На цистерне имеются скобы-поручни для доступа водителя-заправщика к горловине.
Наливная горловина цистерны предназначена для заливки горючего и производства монтажных работ внутри цистерны. Диаметр лаза (652 мм) позволяет человеку при необходимости свободно проникать в цистерну. К корпусу люка приварены штуцеры для установки дыхательного клапана и указателя уровня топлива.
Счетно-раздаточные устройства размещены в шкафу каркасного типа сзади цистерны, либо с левой стороны по ходу. В транспортном положении раздаточные рукава с кранами крепятся на боковых стенах шкафа. Шкаф имеет электроосвещение.
В боковых ящиках, устанавливаемых на кронштейнах вдоль цистерны, размещаются инструмент, противопожарный инвентарь и др.
Топливо выдается насосом с приводом от электродвигателя.
Источником электрической энергии является бензоэлектрический агрегат (рис. 1.3). Оборудование может работать и от внешнего источника электроэнергии.
Типовые передвижные АЗС
Модель 56142
Предназначена для транспортирования, кратковременного хранения и заправки техники топливом с плотностью не более 800 кг/м3. Рассчитана на эксплуатацию в дорожно-климатических условиях, базового шасси автомобиля MA3-5337.
Техническая характеристика:
• базовое шасси MA3-5337.
■ колесная формула 4x2.
• вместимость цистерны - 11000 л.
• полная масса - 17650 кг.
• производительность раздаточного оборудования - 500 л/мин.
Модель 46121
Предназначена для транспортировки и заправки светлыми нефтепродуктами плотностью не более 800 кг/м3 и рассчитана на эксплуатацию при температуре воздуха от -40 до +50 °С.
Техническая характеристика:
• базовое шасси ЗИЛ-4331 (дизель).
• колесная формула 4x2.
• вместимость цистерны - 6500 л.
• полная масса - 10700 кг.
• производительность раздаточного оборудования - 50 л/мин.
4 S t 7 S 9 !3 ?i fg Рис. 1.3. Бензоэлектрический агрегат (разрез по кожуху): 1 - регулятор оборотов; 2 - воздухофильтр; 3 - кожух; 4 - рычаг дросселя; 5 - карбюратор; 6 - проходной клапан; 7 - стакан; 8 - пробка горловины; 9 - горловина; 10 - кнопка возбуждения; 11 - вольтметр; 12 - выключатель нагрузки; 13 - ручка регулирования напряжения; 14 - амперметр; 15 - частотомер; 16 - планка; 17 - каркас; 18 - тяга дросселя. |
1.2. Требования к размещению
По отношению к жилым, производственным и общественным зданиям АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допускается размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах. Общий вид стационарной АЗС показан на рис. 1.4.
Планировка должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива на территории и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка должна предусматривать:
• удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;
• широкий обзор всей территории из помещения оператора;
Рис. 1.4. Общий вид стационарной АЗС. |
• отведение зон под зеленые насаждения;
• санитарно-гигиенические условия для работников станции;
• согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.
Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны устанавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключительных случаях - на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.
Минимальные расстояния от АЗС до внешних объектов и между ее зданиями и сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98.
Расстояние от края площадки для АЦ до наземно-расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, заполненных негорючим материалом, указанное расстояние не нормируется.
Ограждение должно быть продуваемым. Не допускается озеленение территории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т. п.), предусматривается наземное покрытие, не распространяющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
Устанавливаются знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки при наличии навесов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля. -=
Территория должна быть освещена в соответствии с существующими нормами, особенно места заправки и слива горючего. Оборудована телефонной и громкоговорящей связью, и средствами измерений в соответствии с «Табелем оснащенности АЗС средствами измерений».
Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке должны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта.
ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согласованной с административными органами и госпожнадзором, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливается соответствующая охранная разметка.
ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. Наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза. На внутренней стороне дверки шкафа помещается табличка с указанием отпускаемых марок нефтепродуктов и технологической схемы заправочного оборудования. Комплект оборудования:
• специальное оборудование и инструмент;
• одиночный комплект запасных частей;
• мерник образцовый II разряда вместимостью 10 литров;
• два огнетушителя;
• кошма;
• медицинская аптечка;
• средства для сбора и ликвидации проливов разлившегося горючего.
На территории стационарных станций разрешается использовать ПАЗС
только в случаях ремонта или зачистки резервуаров.
Документация АЗС:
• лицензия на право эксплуатации;
• паспорт с технологической и электрической схемой станции и отметкой о ежегодной проверке на соответствие реальному объекту.
В паспорте указывается:
• номер автозаправочной станции и ее точный адрес;
• название собственника станции и эксплуатирующей организации;
• величина используемого земельного участка и срок окончания его аренды;
• дополнительные услуги автосервиса (мойка автомашин, автостоянка, количество постов техобслуживания и ремонта автотранспорта, кафе, магазины и др.); - .. -
• данные о проведении реконструкции;
• сведения об используемом технологическом оборудовании (ТРК, резервуары, электрооборудование, системы вентиляции и отопления, очистные сооружения).
При описании топливораздаточного оборудования указывается количество ТРК и их марка, год ввода в эксплуатацию, вид реализуемого топлива, количество топливораздаточных рукавов (пистолетов).
При описании резервуаров указывается:
• общее количество;
• количество эксплуатируемых (наземных и заглубленных);
• год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;
• номинальная вместимость и вид топлива;
■ общая вместимость резервуарного парка;
• технические мероприятия, проводимые по каждому резервуару (дата зачистки, проверки на герметичность, дефектоскопии).
Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов с оборудованием и запорно-регулирующей арматурой, обеспечивающей выполнение всех технологических операций с топливом.
На электрической схеме в паспорте должны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные приборы и др.), аппаратура (пускатели, выключатели и др.), электролинии (кабели, провода, марки и площади их сечений, способы прокладки).
• формуляры и технические описания топливо- и маслораздаточных колонок. ■ - -
Разделы формуляров должны постоянно заполняться в процессе эксплуатации оборудования. Особое внимание уделяется отметке госповерителя о погрешности, которое заверяется оттиском Государственного поверочного клейма и подписью.
• паспорта и технические паспорта на резервуары.
Разделы паспортов содержат отметки о зачистке, проверке на герметичность, проверке высотного трафарета, проведении дефектоскопии. Базовую высоту или высотный трафарет резервуаров проверяют ежегодно в летнее время и после ремонта. Результат оформляется актом (протоколом).
• градуировочные таблицы на резервуары.
Резервуары проверяются каждые 5 лет. Таблицы считаются действительными, если они утверждены органами Госстандарта и подписаны Госповерителем.
• правила технической эксплуатации АЗС;
• инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности;
• инструкция по эксплуатации очистных сооружений;
• инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов;
• сменный отчет, содержащий сведения о наличии топлива в резервуарах на начало и конец смены, показаниях суммарных счетчиков, поступлении нефтепродуктов, уровне подтоварной воды в резервуарах, погрешности работы ТРК, определяемой с помощью мерников второго разряда.
• журнал учета поступивших нефтепродуктов;
• журнал учета ремонта оборудования с отражением в нем информации о проведении технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и сооружений, показаний счетчика до и после ремонта ТРК, отметки
о снятии пломб Госповерителя.
• график технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технологического оборудования и сооружений;
• график поверки средств измерений, утвержденный органом Госстандарта;
журнал учета расхода электроэнергии; журнал регистрации заявок на завоз нефтепродуктов; журнал учета оборудования, инвентаря и имущества; должностные инструкции работников; табель оснащенности средствами измерений; свидетельства о поверке средств измерений; книга (журнал) приема и сдачи дежурства; книга жалоб и предложений;
• план ликвидации возможных аварий, согласованный с противопожарной службой и комитетом по ликвидации чрезвычайных ситуаций при администрации района. План должен разрабатываться с учетом специфических условий деятельности, предусматривать оперативные действия персонала по предотвращению аварий и ликвидации аварийных ситуаций, а в случае их возникновения - по локализации, максимальному снижению тяжести последствий при проливах топлива, возгораниях и взрывах;
• сертификаты соответствия на оборудование и изделия зарубежного производства;
• приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию, охрану труда, пожарную безопасность, эксплуатацию электроустановок и за вскрытие пломб Госповерителя;
• журнал учета и содержания средств электрозащиты;
• журнал эксплуатации молниезащитных устройств.
Кроме того, на ПАЗС дополнительно должны быть:
• должностная инструкция водителя-заправщика;
• формуляр на топливораздаточный агрегат;
• техническое описание топливораздаточного агрегата;
• паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;
• паспорта и инструкции по эксплуатации шасси автомобиля, прицепа, бен- зоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла.
1.3. Автомобильные средства транспортирования горючего
Автомобильные средства транспортирования классифицируют по следующим признакам:
тип базового шасси;
• вид нефтепродукта;
• назначение;
• нагрузка на оси базового шасси;
• проходимость автомобильных средств;
• тип несущего элемента базового шасси.
Тип базовых шасси обуславливается моделью грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов.
Вид нефтепродукта обусловливается, как правило, плотностью, которая указывается в паспорте на цистерну. При транспортировании более тяжелых нефтепродуктов увеличиваются осевые нагрузки, что уменьшает срок службы базового шасси. Недолив цистерн при заполнении более тяжелым нефтепродуктом снижает эффективность их использования.
По назначению автомобильные средства разделяют на транспортные и заправочные. Транспортные предназначены только для перевозки. Заправочные наряду с перевозкой осуществляют выдачу топлив через специальные раздаточные системы в топливные баки автомобилей.
Параметры автомобильных цистерн регламентируются параметрами базовых шасси: грузоподъемностью, полной допустимой массой, габаритными размерами, проходимостью и т. п.
По нагрузке на оси базового шасси цистерны подразделяются на две группы: А - для эксплуатации на дорогах с капитальными покрытиями (цементо- бетонными, асфальтобетонными и др.); Б - для эксплуатации на дорогах общей сети.
" Таблица 1.1
Допустимая полная масса, т
|
Проходимость автомобильных средств:
• обычная;
• повышенная.
По типу несущего элемента базового шасси автомобиля различают цистерны рамной и безрамной конструкции. Подавляющее большинство цистерн установлены жестко на раме базового шасси автомобилей. Для увеличения полезной нагрузки созданы цистерны безрамной конструкции, которая имеет ряд существенных преимуществ: позволяет изменить длину и базу изделия; понизить центр тяжести; уменьшить металлоемкость. В последнее время безрамную конструкцию применяют при разработке прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн большой вместимости.
Автомобильные цистерны по грузоподъемности классифицируют на три класса:
• малой грузоподъемности с полной нагрузкой до 2,5 т. Они применяются для транспортирования горючего на небольшие расстояния и выдачи мелкими партиями.
• средней грузоподъемности с полезной нагрузкой от 2,5 до 5 т для массовых перевозок и выдачи большими партиями.
• большой грузоподъемности с полезной нагрузкой свыше 5 т для транспортирования горючего в отдаленные районы и осуществления междугородных перевозок.
Условные обозначения основных классификационных признаков:
• тип базового шасси: автомобиль - А, прицеп - П, полуприцеп - ПП;
• тип цистерны: транспортная - Ц, топливозаправочная - ТЗ;
• номинальная вместимость в м3;
• марка базового шасси.
Примеры условных обозначений:
транспортная цистерна вместимостью 8000 л, смонтированная на шасси автомобиля MA3-5334 - АП-8-5334:
топливозаправочная цистерна вместимостью 3800 л, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-130 - AT3-3.8-130:
транспортная цистерна, вместимостью 5600 л, смонтированная на базе узлов колесного хода прицепа ГКБ-817 - ПП-5.6-817.
Автомобильные цистерны состоят из трех основных частей (рис. 1.5): силовой установки, шасси и специального оборудования. Прицеп и полуприцеп- цистерна состоят из элементов несущей системы и специального оборудования. В качестве элементов несущей системы используют базовые шасси прицепов, полуприцепов или саму цистерну с элементами колесного хода.
Силовая установка является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля-цистерны и привода насоса.
Шасси представляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих движение и управление автомобиля-цистерны, и элементов несущей системы, служащих для размещения специального оборудования.
Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых топлив и сокращение затрат времени и труда на выполнение сливо-наливных операций:
• цистерна в сборе;
• крышка горловины цистерны в сборе;
• гидравлическая система с насосом и арматурой технологической обвязки;
• комплект вспомогательного оборудования (КИП, рукава, шланги, ящики, пеналы);
$ й Л о |
К) о |
Рис. 1.5. Автомобиль-цистерна АЦ-8,7-5320. 1 - огнетушитель; 2 - напорно-всасывающий рукав; 3 - дренажная система; 4 - реечный указатель уровня; 5 - специальное электрооборудование; 6 - цистерна; 7 - шасси; 8 - пенал; 9 - цепь; 10 - лестница; 11 - брызговик; 12 - коммуникации; 13 - щиток; 14 - заземляющее устройство; 15 - табличка.
• комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП);
• комплект противопожарного оборудования.
Цистерну в сборе устанавливают вместо грузового кузова на раме базового шасси и закрепляют таким образом, чтобы их продольные оси находились в одной вертикальной плоскости. Это необходимо для равномерного распределения нагрузки на правый и левый лонжероны рамы. Расположением цистерны в горизонтальной плоскости рамы базового шасси достигаются допустимые нагрузки на переднюю и заднюю оси. - .
Цистерна крепится к раме специальными устройствами, предотвращающими возникновение в ней недопустимых крутящих моментов во время движения.
Горловина цистерны обеспечивает: доступ во внутреннюю полость цистерны для осмотра ее поверхностей и выполнения ремонтных работ; компенсацию температурного расширения транспортируемых топлив. Горловина закрывается крышкой. На крышке горловины имеются дыхательные клапаны, устройство крепления реечного указателя для замера уровня в цистерне, штуцер для подсоединения трубопроводов газовой обвязки и наливные люки. На цистерне установлены площадки и лестницы для доступа к горловине.
Гидравлическая система транспортной цистерны обеспечивает выполнение сливо-наливных операций и состоит из самовсасывающего насоса, арматуры и трубопроводов (рис. 1.6).
Самовсасывающий насос устанавливается в основном на автомобилях- цистернах и полуприцепах-цистернах. Его привод осуществляется от двигателя базового шасси через коробку отбора мощности и карданный вал. На прицепах-цистернах устанавливают ручные поршневые насосы для выдачи нефтепродуктов в мелкую тару и выполнения зачистных работ.
Комплект узлов и деталей электрооборудования обеспечивает освещение рабочих мест, сигнализацию предельного уровня нефтепродукта в цистерне, габаритное освещение и т. п.
Размещение элементов гидравлической системы и электрооборудования на автомобильных цистернах зависит от типа базового шасси, состава и размещения специального оборудования изделия и др.
Для подсоединения автомобильных цистерн к резервуарам нефтебаз и АЗС предусмотрены напорно-всасывающие рукава, которые состоят из секций и в транспортном положении укладываются в пеналы. С обоих концов рукава закрываются заглушками. Пеналы крепятся к цистерне с двух сторон на специальных кронштейнах.
Характеристики автомобилей-цистерн и автомобилей топливозаправщиков показаны в табл. 1.2 и 1.3.
Рис. 1.6. Гидравлическая система автоцистерны. 1 - цистерна; 2 - уровнемер; 3 - горловина цистерны; 4 - указатель уровня; 5 - дыхательный клапан; 6 - ограничитель налива; 7 - всасывающий трубопровод; 8 - напорный трубопровод; 9, 14 — штуцеры; 10 - моновакуумметр; 11 - насос; 12 - перепускной клапан; 13 - манометр. |
Основные технические характеристики автомобилей-цистерн
Показатели | АЦ-5,5- | АЦ-7- | АЦ-8,5- | АЦ-10- | АЦ-9- | ПЦ-4,2- | ПЦ-6,7- | ПЦ-9- | ПЦМ-6,7- |
255Б | 754В | 5207В | |||||||
Перевозимый | горючее | масло | |||||||
продукт | |||||||||
Базовые шасси | а в т | о м о б и л ь | а в т о п | р и ц е п | |||||
Урал- | КамАЗ- | КрАЗ- | КрАЗ- | КамАЗ- | ИАПЗ- | МАЗ- | ГКБ- | МАЗ- | |
255Б | 754В | 5207В | |||||||
Эксплуатационная | |||||||||
вместимость, л | |||||||||
Насос | СВН- | СВН-80А | СЦН-75 | СЦН-75 | СЦЛ-20 | Ручной № 4 | — | — | |
80А | -70 | -70 | -24а | ||||||
Фильтр | ФГН-30 | ФГН-60 | — | — | ____ | " ________ | — | — | |
Счетчик | ФГН-30 | — | ШЖУ-40 | — | — | — | ____ | — | — |
Время слива горю | ШЖУ-40 | ||||||||
чего из цистерны | |||||||||
с помощью | |||||||||
насоса | 8-9 | И | — | — | ____ | — | — | ||
самотеком | 12-15 | •27 | 15-20 | — | |||||
Время на переход к | |||||||||
работе из транс | |||||||||
портного поло | |||||||||
жения, мин | 3-5 | — | — | •— | — |
Основные технические характеристики автомобилей топливозаправщиков
Показатели | AT3-4.4-131 | АТЗ-9,3-260 | ТЗ-2-66Д | AT3-7-4310 | АТМЗ-5,5-4310 | ATM3-5-4320 |
Базовое шасси | ЗИЛ-131 | КрАЗ-260 | ГАЗ-66 | КамАЗ-4310 | КамАЗ-4310 | Урал-4320 |
Эксплуатационная вме | > | |||||
стимость цистерны, л 1 | : 9300 | ; 5000 | ||||
Производительность j | ||||||
раздаточной системы, , | ||||||
л/мин | ||||||
Насос: марка - | СВН-80А | СЦН-75-70 | СВН-80А | СВН-80А | СЦЛ-20-24 | СЦЛ-20-24 |
Счетчик: марка | ШЖ-40С-6 | ЛЖ-100-10 | ШЖ-40С-6 | ШЖ-40С-6 | ШЖУ-40С-6 | ШЖУ-40С-6 |
Фильтр: марка | ФГН-30 | ФГН-60 | СБ-0580 | ФГН-30 | ФГН-60 | ФГН-60 |
Время заполнения | > | |||||
цистерны своим насосом, | * 1 | |||||
мин | : 25 | ■' 15 | 1 10 | 10 ? | ||
Время слива самотеком. | ||||||
мин | — | — | ■■• 17 | 17 ; | ||
Время развертывания | i | |||||
(свертывания), мин | 5-10 | 5(5) | 5(5) | 5(5) | 5(5) |
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АЗС
К технологическому оборудованию относят:
средства заправки - топливо- и маслораздаточные колонки, колонки для выдачи топливных смесей и заправочный инвентарь;
средства хранения - резервуары, тара;
технологические трубопроводы;
средства замера количества горючего - счетчики, метрштоки, указатели уровня и образцовые мерники;
средства контроля качества нефтепродуктов - пробоотборники, нефтеден- симетры и др.;
вспомогательные средства - шланговые противогазы для зачистки резервуаров, газоанализаторы и др.
2.1. Средства заправки
2.1.1. Топливораздаточные колонки
Предназначены для заправки автотранспортных средств с одновременным замером количества выданного горючего.
Топливораздаточные колонки, согласно ГОСТ 9018, классифицируют по:
• условиям применения: переносные, стационарные;
• виду привода: ручной, электрический и комбинированный;
• способу управления: ручной, от местного задающего устройства, от дистанционного задающего устройства, комбинированный (от задающего устройства и местным ручным), с датчиком электрических сигналов для системы учета от автоматического задающего устройства;
• способу размещения: одинарные - для обслуживания одного потребителя, двойные - для одновременного обслуживания двух потребителей;
• составу выдаваемого топлива: однокомпонентное топливо или топливная смесь;
• номинальному расходу топлива, л/мин: 25; 40; 50; 100; 160;
• основной погрешности, %: ±0,25; ± 0,4;
• способу размещения сборочных единиц: в одном корпусе, в нескольких корпусах;
• типу отсчетного устройства: с механическим устройством, с электрическим устройством.
Пределы основной допускаемой погрешности колонок: ±0,25 % - для учетно-расчетных операций при выдаче топлив; ±0,4 % - для топливной смеси и внутрихозяйственного учета. Колонки являются аппаратами строгого учета, требующими метрологического обеспечения, а узлы колонок, влияющие на метрологические показатели, и счетчики суммарного учета пломбируются Госповерителем. Колонки отечественного производства. Маркировка ТРК по ГОСТ 9018: колонка 1 КЭР - 50 -0,4 -2 - 1
Сборочные единицы размещены в одном корпусе
Минимальная доза выдачи
__________________ Основная погрешность
Расход топлива
С ручным управлением
______________________________ С электрическим приводом
__________________________________ Одинарная, стационарная
Устройство ТРК.
Несмотря на большое многообразие типов и конструкций колонок, они содержат:
клапан приемный;
насос-моноблок с электроприводом;
счетчик жидкости;
счетное устройство;
индикатор;
раздаточный кран с рукавом (рис. 2.1).
КЛАПАН приемный на входе в насос-моноблок - предназначен для удержания топлива во всасывающей полости. НАСОС-МОНОБЛОК включает в себя:
фильтр, предназначенный для очистки топлива от механических примесей: для бензина размером более 100 мкм, для дизельного топлива - с размером более 20 мкм;
Рис. 2.1. Схема топливораздаточной колонки. 1 - клапан приемный; 2 - насос-моноблок с электроприводом; 3 - счетчик жидкости; 4 - счетное устройство; 5 - индикатор; 6 - раздаточный кран с рукавом; 7 - фильтр; 8 - насос; 9 - газоотделитель; 10 - верхний обратный клапан. |
насос (рис. 2.2) роторно-шиберный, роторно-поршневой или лопастной. Состоит из корпуса, ротора и двух крышек. Направление вращения ротора указано стрелкой на шкиве электродвигателя. Во время вращения ротора лопатки под действием центробежной силы прижимаются к внутренней поверх» ности камеры корпуса насоса, образуют замкнутые объемы и переносят жидкость из всасывающей полости в нагнетательную. Между всасывающей и нагнетательной полостями расположен перепускной клапан с регулировочным винтом. Клапан открывается, если давление в нагнетательной полости превышает 0,15...0,18 МПа, и насос начинает частично работать «на себя». При достижении давления 0,25...0,3 МПа насос полностью работает «на себя». ^. Газоотделитель с поплавковой камерой, предназначен для удаления из топлива газов и паров, которые мешают точной работе счетчика жидкости. В газоотделителе скорость потока жидкости уменьшается за счет увеличения площади проходного сечения, при этом пузырьки газов и паров выделяются в верхней части газоотделителя и удаляются. Газоотделитель состоит из двух камер - непосредственно газоотделителя и поплавковой камеры. В нем устанавливают при необходимости два фильтрующих элемента с тонкостью фильтрования 20 мкм. Корпус закрывается крышкой с прокладкой. В нижней его части имеется пробка для слива топлива при смене фильтрующих элементов
Рис. 2.2. Роторно-шиберный насос: 1, 2, 4 - крышки; 3 - корпус; 5, 7, 8 - втулки; 6 - сальниковая набивка; 9 - пружина; 10 - гайка; И - шкив; 12 - специальная шайба; 13 - пробка; 14 - прокладка; 15 - регулировочный винт; 16 - пружина; 17 - клапан; 18 - ротор; 19 - лопатка;
20 - штуцер.
или при ремонтах. Жиклерное отверстие соединено с поплавковой камерой, в корпусе которой расположен игольчатый клапан, обеспечивающий слив скопившегося горючего во всасывающую полость насоса. Воздух удаляется из камеры через отверстия в крышке, сообщающиеся с атмосферой.
Верхний обратный клапан устанавливается между газоотделителем и счетчиком жидкости. Он состоит из корпуса, в котором запрессовано седло и установлен клапан. Корпус закрывает крышка с уплотнительной прокладкой. Когда колонка не работает, клапан препятствует обратному сливу горючего из системы измерения. Кроме того, обратный клапан выравнивает давление, когда колонка не работает и под действием внешних факторов в измерительной системе создается избыточное давление. В этом случае давление через отверстие в тарелке клапана открывает его и избыточное давление отводится через штуцер газоотделителя в поплавковую камеру.
Корпус насоса-моноблока с торцов закрыт крышками: задней и передней. В нижней части задней крышки имеется отверстие для слива остатков топлива при ремонтах с пробкой. Поплавковая камера закрыта крышкой.
СЧЕТЧИК ЖИДКОСТИ. Предназначен для измерения объема горючего, проходящего через колонку. Он состоит из корпуса цилиндров, основания, боковых крышек цилиндров, корпуса золотника. Корпус цилиндров является измерительной камерой. Он имеет четыре цилиндра с гильзами, в каждом из которых размещены поршни, попарно соединенные кулисой. Поршни снабжены манжетами. Объем каждого цилиндра равен 125 см3. Ход поршня
ограничен четыремя упорами, которые регулируют точность измерения горючего. Упоры закрываются крышками и пломбируются. Под давлением жидкости поршни поочередно перемещаются к оси счетчика, вытесняя жидкость из противоположного цилиндра через золотник и трубопровод. При этом движение поршней передается коленчатому и вертикальному валикам, связанным со счетным устройством. Коленчатый вал установлен вертикально в двух опорах скольжения. На верхнюю часть его посажен золотник, который под действием вращения коленчатого вала перераспределяет вход и выход горючего. Нижняя часть золотника притерта к корпусу, а верхняя - к уплотнению с пружиной. Валик корпуса золотника уплотняется манжетой. Ход поршней регулируется изменением зазора между кривошипом коленчатого вала и кулисой.
СЧЕТНОЕ УСТРОЙСТВО представляет собой указатель объема разовой выдачи и суммарного объема горючего, прошедшего через счетчик жидкости. Счетное устройство приводится в действие вращением коленчатого вала счетчика жидкости. За один оборот коленчатого вала счетчик жидкости отмеряет объем горючего, равный 0,5 л.
ИНДИКАТОР служит для контроля заполнения измерительной системы топливом. Появление пузырьков воздуха в индикаторе указывает на отклонения в режиме работы газоотделителя или негерметичность всасывающей системы.
РАЗДАТОЧНЫЙ КРАН С РУКАВОМ предназначен для заправки техники топливом. Рукав длиной от 3,5 до 5 метров маслобензостойкий, одним концом присоединяется к патрубку индикатора, другим к раздаточному крану с отсечным клапаном. Рукав заземляется проволокой, пропущенной внутри. Отсечной клапан предназначен для автоматической отсечки потока горючего после прекращения работы насоса. Он регулируется на давление 0,04- 0,06 МПа и предупреждает слив топлива из рукава.
Колонки зарубежного производства
Фирма «АДАСТ» (Чехия)
Производительность насоса-моноблока ТРК в зависимости от исполнения от 45 до 100 л/мин. В корпус из алюминиевого сплава встроены 100 микронный фильтр и газоотделитель. Сочетание пластин из специального графитного материала и закаленной футеровки камеры из нержавеющей стали обеспечивает работу всасывающего насоса при перекачке до 5-10 млн. литров жидкости. Перепускной клапан защищает насос от перегрузок.
Счетчик жидкости - четырехпоршневой, его корпус выполнен, из алюминиевого сплава. Регулировка выдаваемой дозы топлива осуществляется посредством одного поршня и обеспечивает точность измерения 0,25 %. Флек- соновые уплотняющие манжеты обеспечивают перекачку до 1 млн. литров жидкости без дополнительной регулировки.
Раздаточный кран с рукавом автоматический, оснащен поворотным шарниром для облегчения манипуляций и устранения скручиваемости рукава. Имеется устройство для отключения выдачи горючего при наполнении бака. Раздаточный рукав в антистатическом исполнении из качественной бензостой- кой резины. Условный проход от 17 до 32 мм, длина 4,5 и 5 метров. Общий вид колонки приведен на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Общий вид топливораздаточных колонок фирмы «АДАСТ». |
Фирма «TANKANLAGEN SALZKOTTEN» (Германия)
Фирма выпускает ТРК типов 396, 397, EU-MPD, S-MPD и MPD-Maxfill.
Тип 396 - одно или двухкомпонентная колонка с электронными вычислителем цены и счетчиком выданного топлива в литрах. Возможно подключение систем сбора данных о заправке и кассирования.
Гидравлическая система:
• насос-моноблок состоит из роторно-поршневого насоса производительностью 45 или 80 л/мин, устройства защиты от избыточного давкиня и газоотделителя;
• трехфазный электродвигатель во взрывобезопасном исполнении на напряжение 400 В, мощностью 0,55 или 0,75 кВт;
• клиноременная передача с устройством для натяжения ремне фильтр в линии всасывания со сменными фильтроэлементами и встроенным обратным клапаном;
• четырехпоршневой измеритель количества выданного топлива с импульсным датчиком или механическим счетчиком;
• электронный вычислитель цены фирмы SALZKOTTEN с г^гготическим контролем, индикация кода ошибок, буферизация данных, р*""" заправки Autark и Online, 10-разрядный суммирующий счетчик, опрашиваемый с помощью клавиш;
• заправочный рукав с условным диаметром 15 мм или 21 мм длиной 4 метра, выведенный через пружинную мачту из высококачественной стали со встроенным индикатором;
• раздаточный кран ZVA 3,0 или ZVA 25,3 с цилиндрическим замком. Возможно оснащение колонок системой возврата газов фирмы SALZKOTTEN.
ТРК типа 396/140 и 396/140-45 оснащены пластинчатым насосом производительность до 140 л/мин (45 или 140 л/мин), блоком клапанов для выдачи больших или малых количеств топлива, заправочными кранами 25,3 FS или 3,0 TFS.
Тип 397 в дополнение к ТРК 396, имеет систему Ecometer с электронным импульсным датчиком, заправочный рукав с условным диаметром Ду =16 мм для производительности 45 л/мин или с условным диаметром Ду = 21 мм для производительности 80 л/мин и длиной 4 м. Рукав пропущен через пружинную мачту из высококачественной стали и имеет встроенное смотровое стекло.
Тип EU-MPD-SK - это модульная конструкция для 1-5 видов топлива, которая серийно выпускается с заправочными постами по обе стороны заправочной площадки. Производительность 40, 80 и 140 л/мин.
Технические характеристики:
перекачиваемое топливо - автобензин, дизельное топливо, смеси автобензина с моторным маслом для двухтактных ДВС;
производительность насоса (max) - 75 л/мин;
производительность счетчика (max) - 45 л/мин;
(min) - 2 л/мин;
наименьшая доза выдачи - 2 л/мин;
рабочий объем поршневого счетчика - 0,5 л;
цена деления шкалы индикации - 10мл.
Колонка оборудована блоком управления и индикации для одного-четы- рех гидравлических модулей с электронным вычислителем цены фирмы SALZKOTTEN ЕС 2000 с гидравлическим контроллером и дисплеем для каждой стороны заправочной площадки. Индикация на жидких кристаллах с подсветкой заднего фона с легко читаемыми цифрами высотой 25 мм.
Гидравлический модуль для автобензина и дизельного топлива состоит
из:
• насоса производительностью около 80 л/мин;
• блока управления, состоящего из вентиля регулировки предела измерений и интегрированного двойного магнитного клапана;
• двух измерительных устройств к заправочным системам пропускной способностью около 40 л/мин, разделенных по сторонам заправочной площадки.
Гидравлические модули для заправочных постов одностороннего расположения имеют насос с производительностью около 40 л/мин.
Шланговая стойка оборудована рукавами длиной 3,3 метра и держателями раздаточных кранов, над которыми крепятся таблички с обозначением продуктов.
Насос-моноблок имеет производительность около 80 л/мин. При одностороннем варианте - 40 л/мин. В него входят:
• роторно-поршневой насос;
• газоотделитель;
• управляемое поплавковое устройство обратного засасывания;
• предохранительный перепускной клапан;
• напорный фильтр с тонкостью фильтрования 10 микрон.
Электродвигатель трехфазный, мощность 0,75 кВт, напряжение 400 В, частота 50 Гц, частота вращения ротора 1450 об/мин. Схема соединения обмоток - звезда. Исполнение - взрывозащищенное. Имеется тепловая защита.
Фильтр со сменным фильтрующим патроном обеспечивает тонкость фильтрования 12 мкм для автобензина и 25 мкм для дизельного топлива.
Измеритель расхода топлива поршневого типа с электронной юстировкой имеет встроенный двойной датчик импульсов.
Заправочный рукав Slimline диаметром 16 мм и длиной 6 метров. Снабжен раздаточным краном типа ZVA с автоматическим устройством отключения.
Тип EU-MPD - многошланговая ТРК модульной конструкции для одно- го-пяти видов топлива. В базовом исполнении колонку можно использовать как систему заправки для одного вида топлива или как систему заправки для пяти видов топлива. Выпускается с заправочными постами по обе стороны заправочного островка. Производительность - около 45 л/мин, возможны варианты с производительностью 140 л/мин и с изменяемой производительностью от 45 до 140 л/мин.
Режимы работы:
• Online - режим заправки с самообслуживанием и с заправочным автоматом; . .
• Автономный режим - режим заправки с обслуживанием;
• Автономный режим с блокировкой - режим заправки с обслуживанием и деблокировкой перед каждой заправкой, деблокирующая кнопка - на корпусе индикации.
Насос-моноблок состоит из роторно-поршневого насоса производительностью 45 или 90 л/мин.
Тип S-MPD - многошланговая топливораздаточная система для одного- четырех видов топлива. Оснащена измерительной системой Ecometer на принципе вытеснения. Два шпинделя с циклоидальным профилем, вращающиеся в корпусе с двумя сливающимися отверстиями, образуют измерительные камеры. Аксиально поступающая измерительная среда приводит шпиндели в равномерное, непульсирующее вращательное движение. Информацию о количестве топлива, прошедшем через измерительные камеры, электронный импульсный датчик передает на вычислитель, В остальном устройство аналогично EU-MPD.
Колонки фирмы «Tankanlagen» маркируются следующим образом:
3-3 R DK EU- MPD-SK 5-10
I Наличие модуля гидравлики для ДТ
Расположение заправочных постов с одной стороны дороги
Количество заправочных постов
Количество модулей гидравлики
Исполнение со стойкой для рукавов
Модульная ТРК
Европейское исполнение с системой вычислителя цены ЕС-2000
или так
S-MPD-MR 8 \ 4 \ 8 С DK GR -
| Система возврата газа
Наличие модуля гидравлики для ДТ Тип измерителя (Е - Ecometer; С - Cmeter)
Количество заправочных постов
Количество модулей гидравлики
Количество измерительных узлов
MR - с возвратом рукава; OR - без возврата рукава
Модульная ТРК
Клиент
2 Зак. 132
Рис. 2.4. Общий вид топливораздаточных колонок фирмы «TS». |
Фирма «АО ИНСТРУМЕНТОЙНТИ» (Финляндия)
Фирма выпускает ТРК серии N 8, N 180 и N 1800.
Серия N8 позволяют обслуживать одного или двух клиентов, с отпуском одной или двух марок топлива. Производительность насоса: стандартная - 50 л/мин, повышенная - 100 л/мин, выборочная - 50 или 80 л/мин. Насос - Туре 75 и счетчик SB фирмы Bennett.
Серия N180 модульной структуры.
Серия N1800 модульной структуры. Обеспечивает две одновременные заправки от двух до пяти марок топлива, производя при этом сбор паров топлива.
Модель N1812H предназначена для дизельного транспорта, производительность насоса 50 и 120 л/мин.
Технические характеристики:
• диапазон рабочей температуры от -40 °Сдо +55 "С;
• точность измерения ±0,25 % при расходе от 5 до 120 л/мин; электромеханические суммарные счетчики;
• гибкий заправочный рукав;
• автоматические заправочные краны;
• нагреватель и вентилятор, управляемые термостатом;
• табло на жидких кристаллах, отражающее: количество литров, марку топлива и дену за литр;
• встроенная клавиатура наладки и сервиса.
Общий вид колонок показан на рис. 2.5.
Основные характеристики топливораздаточных колонок приведены в табл.
Общий вид колонок фирмы показан на рис. 2.4. |
2.1.
Рис. 2.5. Общий вид топливораздаточных колонок «IN».
2.1.2. Маслораздаточные колонки
Требования к ним определены ГОСТ 4.103.
Номинальный расход масла должен обеспечиваться при высоте всасывания не менее 3 м, высоте раздаточного крана над уровнем земли до 2 м и расположении отдельных блоков колонки на расстоянии до 20 м. Тонкость фильтрования должна составлять 250 мкм.
Маслораздаточную колонку с насосной установкой монтируют в отапливаемом помещении, поскольку они могут работать лишь при температуре не ниже +8 °С.
Таблица 2.1 Основные характеристики топливораздаточных колонок
|
ОАО «Автозаправочная техника» (Россия)
|
INSTRUMENTOINTI OY (Финляндия) |
N-8S-U | 0,25 | Туре 75 | 1/1 | ||||
N-8S2-U | 0,25 | Туре 75 | 1/2 | ||||
N-8SH-U | 50/80 | 0,25 | Туре 75 | 1/1 | |||
N-8SHH-U | 0,25 | Туре 75 | 1/1 | ||||
N-8SHH2-U | 0,25 | Туре 75 | 1/2 | ||||
N-8DS-U | 0,25 | Туре 75 | 2\1 | ||||
N-8DSS-U | 0,25 | Туре 75 | 2/2 | ||||
N-8DH-U | 50/80 | 0,25 | Туре 75 | 2/1(2) | |||
N-8DHHS-U | 0,25 | Туре 75 | 2/1(2) | ||||
N-l 80SS-U | 0,25 | Туре 75 | 1/1 | ||||
N-l 80SH-U | 50 или 80 | 0,25 | Туре 75 | 1/1 |
Продолжение табл. 2.1
|