Система научной организации труда Ф. Тейлора
Формирование научных подходов к системному управлению качеством продукции, имело объективные исторические предпосылки в конце XIX – начале XX века. Они были обусловлены расширением масштабов промышленности, формированием индустриального способа организации производства, необходимостью повышения производительности труда и нуждались в специфических формах управления и надзора за работниками крупных предприятий. В то время разрыв в уровне образования различных категорий работников был чрезвычайно велик. Большинство рабочих были неграмотными. Между владельцами предприятий, их менеджерами и рабочими уже в силу этого фактора возникали отношения подчинения и зависимости. Рабочие не могли обойтись без посторонней помощи: выполняемую работу необходимо было разделять на «мелкие шаги», частичные операции. Этому положению соответствовал основной принцип разделения труда: упрощать, разделять работу на мельчайшие шажки, делать ее понятной настолько, чтобы с ней могли справиться неграмотные и необученные.
В условиях развития предприятий и усложнения производств владельцы передавали часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим – менеджерам. Для осуществления управления потребовался штат профессионально подготовленных служащих, решавших как административные, так и специальные задачи (контрольные, координационные, технические, учетно-финансовые), само управление было централизованным и строилось по иерархической схеме.
Появление первой системы качества связано с американским инженером Фредериком Тейлором. Своими экспериментами и научными трудами он стремился доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы научного менеджмента внесут подлинную революцию в современное производство, заменив устаревшие авторитарные меры управления более рациональными, научными подходами. В 1905 г. Ф. Тейлор предложил производственную систему, которая была основана на принципах научной организации труда и реализовывала системный подход к решению проблем качества.
Учение Ф. Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Он ставил задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда у Ф. Тейлора было изучениезадачи, которое должно было давать информацию для построения рационального набора операций по решению данной задачи.
К основным принципам системы Тейлора относятся [ 8, 18 ]:
1) разделение труда – этот принцип проводится не только на уровне цеха, но распространяется и на администрацию;
2) изучение труда – этот принцип предполагает разработку оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т. п.;
3) измерение труда – этот принцип предполагает изучение выполнения трудовых процессов во времени;
4) задачи-предписания – согласно данному принципу производственные задачи должны сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения, благодаря чему создаются определенные стандарты, содействующие измерению труда;
5) программы стимулирования – для рабочего должно быть ясно, что любой элемент труда имеет свою цену и его оплата зависит от количества и качества труда.
В рамках производственной системы Тейлора были установлены требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков. Для контроля правильности выполнения операций появились два типа калибров: пропускные и непропускные. Главным в методологии Ф. Тейлора было задать допуск на показатель качества продукции, измерить его значение и разделить продукцию на годную и дефектную в зависимости от попадания значения показателя в допуск.
Принципы Ф. Тейлора предусматривали жесткое административное и экономическое принуждение исполнителей и беспрекословное соблюдение норм качества. Система предусматривала, с одной стороны, профессиональное обучение работников, в т.ч. обучение работать с измерительным и контрольным оборудованием, а, с другой стороны, штрафы за дефекты и брак, вплоть до увольнения нерадивого работника.
Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы (в России – технические контролеры). На промышленных предприятиях стали создаваться самостоятельные службы технического контроля со штатными контролерами во главе с начальником, который обычно подчинялся руководителю предприятия.
Предложенная Ф. Тейлором система управления представляет первое систематическое и последовательное применение научных методов управления к деятельности промышленных предприятий. Принципы Тейлора ознаменовали революцию в управлении и организации труда. В течение десятилетий его идеи способствовали массовому росту производительности труда и повышению уровня жизни [ 19 ]. Система Тейлора дала хороший механизм управления качеством каждого конкретного изделия. Однако в системе Тейлора понятие «норма качества» и связанные с ним понятия «допуск» и «дефект» не распространялись на партии (потоки) продукции и технологические процессы.