Производственная структура предприятия. Формы организации и типы производства
Производственная структура – это состав производственных подразделений предприятия и формы их производственных взаимосвязей.
Производственная структура предприятия определяет разделение труда между его производственными подразделениями, т.е. внутризаводскую специализацию и кооперирование производства. Для предприятия характерно выделение элементов производственной структуры нескольких уровней:
• для предприятия – цехи, хозяйства;
• для цеха – участки, отделения;
• для участка – рабочие места.
Основным элементом производственной структуры предприятия (основным структурным подразделением) является цех. Для осуществления основных, вспомогательных и обслуживающих производственных процессов на предприятии создаются соответственно основные и вспомогательные цехи, обслуживающие хозяйства производственного назначения. В производственную структуру предприятия включаются подразделения только производственного назначения. В производственную структуру не входят общезаводские хозяйства и учреждения по обслуживанию работающих (жилищно-коммунальное хозяйство, санитарно-лечебные и образовательные учреждения, объекты социально-культурного и бытового назначения), а также службы управления и охраны завода (заводоуправление, пожарное депо, проходные, бюро пропусков и т.д.).
Цех – это технологически и организационно обособленное производственное подразделение, выполняющее определенную часть производственного процесса предприятия.
В соответствии с назначением частичных производственных процессов, реализуемых в рамках цехов, различают основные и вспомогательные цехи; в составе некоторых обслуживающих хозяйств производственного назначения могут создаваться обслуживающие цехи (например, транспортные, энергетические). В соответствии со стадиями основного производственного процесса различают основные цехи: заготовительные, обрабатывающие и сборочные.
Цех как самостоятельная административная единица предприятия выделяется обычно при численности рабочих не менее 75-100 человек в основном производстве и 60-75 человек во вспомогательном производстве.
Территориально цех может располагаться в отдельном здании или занимать часть здания (один или более пролетов, этажей). Общезаводские обслуживающие хозяйства производственного назначения обычно территориально обособлены от цехов и административно им не подчинены.
Производственная структура предприятий разнообразна и зависит от многих факторов, основными из которых являются:
1) характер продукции и технологии ее изготовления;
2) масштаб производства;
3) уровень и форма специализации предприятия;
4) формы и степень кооперирования с другими предприятиями.
Кооперирование в изготовлении и поставках комплектующих, инструмента, запасных частей, производство которых не соответствует профилю предприятия или экономически нецелесообразно из-за ограниченного масштаба производства, исключает необходимость иметь в составе предприятия соответствующие цехи, склады и другие подразделения. Чем выше уровень специализации предприятия и кооперирования его производства, тем ограниченнее номенклатура выпускаемой продукции, однороднее технология производства и проще производственная структура завода.
Промышленные предприятия различаются по структуре и объему выпускаемой продукции, широте и устойчивости её номенклатуры. В зависимости от этих факторов рабочие места, участки, цехи и предприятия подразделяются на несколько организационных типов производства.
Тип производства – это комплексная характеристика особенностей организации и технического уровня промышленного производства, обусловленная номенклатурой, масштабом и регулярностью выпуска продукции.
Тип производства предопределяет структуру предприятий и цехов, характер загрузки рабочих мест и движение предметов труда в процессе производства. Каждый тип производства имеет свои особенности организации производства и труда, применяемого оборудования, оснастки, применяемых технологических процессов, состава и квалификации кадров, материально-технического обеспечения.
Основным признаком деления на типы производства является специализация рабочих мест. Её уровень определяется коэффициентом закрепления операций (кзо), равным отношению числа всех технологических операций, выполняемых на участке, в цехе, к общему числу рабочих мест.
Различают три основных типа производства:
- единичное (кзо не регламентируется и может быть больше 40);
- серийное (кзо в интервале свыше 1 до 40);
- массовое (кзо= 1)
Для массового производства характерна ограниченная номенклатура изготавливаемой продукции при больших масштабах её производства (телевизоры, холодильники, стиральные машины, трактора, автомобили, часы).
При массовом производстве рационально применение специального оборудования, инструмента и технологической оснастки. Широко применяются станки-автоматы, автоматические линии. Рабочие выполняют ограниченный круг операций (кзо= 1), что обеспечивает их узкую специализацию и не требует от них высокой квалификации. Техпроцесс разрабатывается подробно на каждую операцию с указанием режимов работы оборудования, используемого инструмента, норм затрат времени, материалов. Оборудование располагается по ходу техпроцесса (в порядке следования операций), применяется параллельный метод сочетания операций, что приводит к сокращению длительности производственных циклов, снижению затрат на производство продукции и росту производительности труда.
Единичное производство предусматривает штучный выпуск изделий разнообразной и непостоянной номенклатуры ограниченного потребления.
Технологические процессы и нормативы в единичном производстве разрабатываются с указанием межцеховых технологических маршрутов и необходимого оборудования. Они уточняются и дорабатываются в цехах и на рабочих местах. Оборудование, инструмент и приспособления преимущественно универсальные. Их габариты и кинематические возможности должны обеспечивать выполнение различных работ данного профиля. Оборудование располагается по группам однотипных станков. Доработка технологического процесса на рабочих местах требует применения труда рабочих высокой квалификации. Рабочие места, как правило, не имеют закрепленных за ними операций и загружаются различными операциями без определенного чередования (коэффициент закрепления операций не регламентируется и может быть больше 40).
Предприятия с единичным типом производства рассчитаны на изготовление продукции ограниченного потребления (например, прокатные станы, экскаваторы большой мощности, турбины для электростанций).
Серийное производство предусматривает изготовление ограниченной, периодически повторяющейся номенклатуры продукции. При этом изделие запускается в производство сериями, детали обрабатываются партиями в определенной, заранее установленной периодичности.
Серия – это количество конструктивно и технологически одинаковых изделий, запускаемых в производство одновременно или последовательно, непрерывно в течение планового периода.
Однородность конструктивных решений в изделии позволяет изготавливать значительное количество унифицированных деталей, что дает возможность закрепить за рабочими местами ряд деталей (операций) для постоянного или периодически повторяюще-гося выполнения. Повторяемость изготовления одних и тех же изделий экономически оправдывает использование наряду с универсальным и специализированного оборудования, приспособлений, инструментов, приводит к специализации рабочих мест. Широко применяются быстропереналаживаемые станки-автоматы, манипуляторы, станки с ЧПУ, что дает возможность в условиях серийного производства повысить производительность труда, сократить длительность производственного цикла. В серийном производстве по детально разрабатывается техпроцесс, позволяющий снижать припуски на обработку, повышать точность заготовок.
В зависимости от масштабов, номенклатуры продукции, уровня специализации рабочих мест серийное производство, в свою очередь, подразделяется на мелко-, средне- и крупносерийное производство.
Мелкосерийное производство характеризуется выпуском продукции в небольших количествах и разнообразной номенклатуры изделий. По своим характеристикам оно приближено к единичному типу производства (20 кзо . 40).
Крупносерийное производство характеризуется выпуском продукции сравнительно узкой номенклатуры изделий в больших количествах, то есть оно приближается к массовому производству (1 кзо . 10).
Среднесерийное производство занимает промежуточное положение между мелко и крупносерийным (10 кзо . 20).
Специализация – это сосредоточение на предприятии и в его производственных подразделениях выпуска однородной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса.
Формы специализации:
1) технологическая (стадийная) – это обособление предприятий, цехов и участков на выполнении определенных операций или стадий производственного процесса (гальванический, механический, сборочный цех);
2) предметная – это специализация на выпуске готовых видов продукции (станков, тракторов, автомобилей, самолетов и т.д.);
3) подетальная – производство отдельных узлов и деталей готовой продукции (моторов, подшипников, карбюраторов);
4) специализация вспомогательных производств – это специализация предприятий или их подразделений на выпуске тары и упаковки, инструмента и оснастки, выполнении ремонтных работ.
Виды специализации:
внутризаводская – закрепление отдельных видов продукции или стадий техпроцесса за отдельными подразделениями предприятия;
заводская – ограничение номенклатуры выпускаемой продукции и разнообразия техпроцессов, выполняемых предприятием;
отраслевая – объединение группы предприятий, выпускающих однородную продукцию (автомобилестроение, приборостроение и т.д.);
межотраслевая – разделение труда между отраслями народнохозяйственного комплекса (машиностроение, легкая, пищевая промышленность и т.д.);
межгосударственная – специализация в рамках ближнего и дальнего зарубежья.
Кооперирование – это длительные производственные связи предприятий, цехов, участков, совместно участвующих в производстве продукции. В его основе лежат формы специализации, в соответствии с которыми различают три формы кооперирования:
1. Предметное (агрегатное) кооперирование заключается в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование.
2. Подетальное кооперирование заключается в том, что ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т.д.).
3. Технологическое (стадийное) кооперирование заключается в выполнении отдельных технологических операций или в поставке заготовок, полуфабрикатов.
Концентрация – это сосредоточение производства на все более крупных предприятиях, т.е. организация выпуска продукции в больших масштабах на крупных предприятиях.
Концентрация на предприятии может развиваться
на основе увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);
на основе увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);
на основе диверсификации производства, т.е. расширения сфер деятельности предприятия и номенклатуры выпускаемой продукции; в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.
Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:
увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
применением машин и оборудования с большей единичной мощностью;
одновременное увеличение количества машин как прежнего технического уровня, так и более современных;
развития комбинирования взаимосвязанных производств.
Различают относительную и абсолютную концентрацию. Относительная концентрация характеризуется систематическим увеличением удельного веса крупных предприятий в общем объеме выпуска продукции отдельных отраслей и промышленности в целом, т.е. она связана с распределением объема производства между отдельными производственными единицами.
Абсолютная концентрация – это увеличение размеров самих предприятий. Она может развиваться двумя путями:
1) за счет увеличения размеров отдельных производств, уже имеющихся в составе предприятия; в этом случае концентрация может быть:
агрегатная – увеличение единичной мощности оборудования для достижения максимальной производительности машин и агрегатов;
производственно-техническая – увеличение количества единиц установленного оборудования;
технологическая – сочетание агрегатной и производственно-технической, т.е. одновременное увеличение количества единиц оборудования при повышении его единичной мощности.
2) за счет увеличения количества производств; в этом случае концентрация может
развиваться:
► на базе специализации – соединение на одном предприятии производств продукции, сходной конструктивно, технологически или эксплуатационно;
► на базе комбинирования – соединение на одном предприятии производств, связанных комплексной переработкой сырья или последовательностью его переработки;
► на базе кооперирования – увеличение числа разнородных производств, связанных между собой производственным процессом изготовления конечной продукции;
► организационно-хозяйственная концентрация – административное укрупнение мелких предприятий без изменений в организации производства.
Комбинирование – это соединение в одном предприятии производств иногда и разноотраслевых, но тесно связанных между собой.
Комбинирование может протекать:
◙ на базе сочетания последовательных стадий изготовления продукции (текстильные, металлургические комбинаты);
◙ на основе комплексного использования сырья (предприятия нефтеперерабатывающей, химической промышленности);
1. ◙ при выделении на предприятии подразделений по переработке отходов.
1.6. Организация управления качеством.
Управление качеством как стратегия деятельности предприятия. Предпосылки и необходимость управления качеством на предприятии.
Категория «качество» издавна привлекала внимание мыслителей и ученых. Впервые характеристику этой категории дал Аристотель, определивший ее как видовое отличие сущности. Он отмечал текучесть качеств как состояние вещей, их способность превращаться в противоположное. Галилей, Локк и другие философы различали качества объективные, присущие природным вещам, и субъективные, существующие только в человеческом восприятии.
Категория «качество» выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, отличия от других объектов или сходства с ними.
Под свойством понимают способ проявления определенного качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие.
Качество отражает устойчивые взаимоотношения составных элементов объекта, которые характеризуют его специфику. Именно благодаря качеству объект существует и воспринимается как нечто, отграниченное от других объектов.
Словарь русского языка в четырех томах дает несколько толкований понятия «качество»:
- существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого;
- степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т. п., соответствия тому, какими они должны быть;
- существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу которой он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом.
Качество как социально-экономическая категория носит двоякий характер. С одной стороны, это совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительную стоимость продукции; с другой - субъективное представление потребителя о продукции.
Качество - комплексная категория, отражающая эффективность всех сторон деятельности предприятия. Различают предметное и функциональное качество.
Предметное качество — это качество определенного предмета, вещи, их способность удовлетворять ту или иную потребность.
Функциональное качество — уровень удовлетворения потребности независимо от предметного, вещественного воплощения.
Выделяют пять подходов к определению (формированию) качества в зависимости от поставленных задач.
1. По восприятию: «Вы поймете, когда увидите». Такой подход характерен для системы потребления и удобен при обсуждении общего качества или в случае, когда группа потребителей определена. Недостаток - он может привести к непониманию между представителями различных групп покупателей.
2. С ориентацией на продукцию: «Превосходные характеристики». Основан на представлении, что качество закладывается на этапе разработки, что оно точно определено и может быть измерено. Данный подход свойствен проектировщикам и людям, верящим в марку фирмы.
3. С ориентацией на конечного потребителя: «Пригодность для использования, как это представляется потребителю». Этот вариант подхода отражает мнение специалистов по маркетингу, считающих, что именно потребитель решает, качественна продукция или нет. Дает положительные результаты при работе с отдельным потребителем.
4. С точки зрения производства: «Соблюдение требований нормативно-технической документации». В данном случае опираются на внутренние факторы, принцип «делай все правильно с самого начала». Это точка зрения технологов и контролеров ОТК.
5. Ценностная ориентация: «Наибольшая польза от израсходованных денег». Этот подход учитывает интересы конечного потребителя, цена выступает в роли одного из факторов качества.
Таким образом, организация не всегда имеет общепризнанный и понятный всем подход к качеству, особенно в разнородных подразделениях. Отдел сбыта, примет ориентацию на конечного потребителя, проектировщики - на продукцию, а производственные подразделения подойдут с точки зрения производства.
Что же такое качество продукции?
Качество продукции - совокупность свойств и характеристик изделий, услуг и процессов, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей (Международный стандарт ИСО 9000).
Качество продукции формируется на различных этапах производства и характеризуется рядом показателей: надежностью, долговечностью, функциональностью, эстетичностью.
Можно выделить четыре уровня качества:
1. Соответствие стандарту (техническим условиям, договору);
2. Соответствие использованию (стандарту и эксплуатационным требованиям);
3. Соответствие фактическим требованиям рынка (выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара);
4. Соответствие скрытым потребностям покупателей.
В связи с этим рассматривают три аспекта качества.
1. Качество исполнения - предусматривает производство продукции или услуг в соответствии с требованиями ГОСТов, соблюдение требований технологического процесса (для сельскохозяйственной продукции, например, соблюдение сроков уборки, санитарно-гигиенических требований при производстве и первичной переработке молока и т. д.).
2. Качество конструкции - соответствие готовой продукции определенным параметрам - форма, цвет, удобство и т. д. (для картофеля - содержание крахмала, зерновых - клейковины, засоренность и т. д.).
3. Функциональное качество - соответствие требованиям спроса (для овощей - однородность продукции, одинаковый размер, цвет, спелость, наличие в течение всего года независимо от сезона, содержание нитратов и т.д.).
Все три аспекта качества одинаково важны, в комплексе обеспечивают создание качественной продукции.
Для отражения всех сторон категории «качество» часто используют термин «интегральное качество», то есть совокупность всех функциональных, эстетических и экономических показателей, которые выражаются отношением потребительной стоимости к стоимости продукта труда.
Решать проблему повышения качества какого-либо вида продукции отдельному предприятию невозможно без учета внешних факторов или понятия «качество общества». Без совершенствования всех элементов, входящих в блок «качество общества», трудно рассчитывать на высокое качество продукции. Данный процесс можно представить в виде «пирамиды качества». Качество изделия → качество производства → качество предприятия → качество общества.
Рассматривая качество жизнедеятельности, можно выделить следующие аспекты.
1. Национальный - определенные национальные черты, влияющие на предъявляемые к качеству требования.
2. Политический - качество тесно связано с конкурентоспособностью, спросом, то есть влияет на уровень доходов населения, безработицу, политическую ситуацию внутри страны, ее международный статус.
3. Технический - научно-технический прогресс приводит к совершенствованию качества продукции, а совершенствование качества продукции и других составляющих, создает предпосылки для ускорения научно-технического прогресса.
4. Социальный - высокое качество жизнедеятельности способствует повышению уровня образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации
5. Экономический - все решения в области качества связаны с экономическими затратами и имеют смысл только в том случае, если приводят к экономическому эффекту.
6. Моральный - некачественный труд аморален.
Таким образом, качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителей, выражающейся через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические его свойства. Высокое качество способствует увеличению спроса, росту прибыли.
2. Восприятие и обеспечение качества.
№ | Сущность расхождений | Причина расхождений |
Неверное представление производителя об ожиданиях потребителя | Недостаточно тщательные маркетинговые исследования | |
Несоответствие технических характеристик продукции тому, как менеджеры представляют себе ожидания потребителя | Проблемы в разработке и производстве товара | |
Фактическое восприятие товара потребителем не соответствует его техническим характеристикам | Неудачный дизайн, упаковка или методика продвижения товара | |
Несоответствие характеристик товара заявленным в рекламе | Непродуманная рекламная политика | |
Потребитель ожидает не то, что ему предлагают | Слабое изучение спроса или ошибки в позиционировании товара |
Большую роль в формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества Российской Федерации. В результате деятельности Академии сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу успешного развития человека и общества.
Предприятия должны научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
3. Качество продукции в АПК.
Продукты питания и другие виды продукции АПК составляют важнейшую группу товаров конечного потребления. От безопасности и качества этих товаров существенным образом зависят наша жизнь и здоровье, а также продовольственная безопасность России.
Данные о структуре потребления основных продуктов питания населением в последние годы свидетельствуют о существенном ее ухудшении.
Качество продукции АПК в основном определяется химическими, физическими и биохимическими показателями. Во-первых, оно проявляется в содержании полезных веществ (белка в кормах, жира в молоке и т. д.), во-вторых - обнаруживается при использовании, эксплуатации (машин, оборудования и др.).
В сельском хозяйстве утраченное качество или брак практически устранить невозможно (в отличие от промышленности), поэтому первостепенное значение приобретает сохранение качества. По некоторым видам продукции его формирование завершается производством; по другим - качество является потенциальным. Для его реализации нужны усилия тех отраслей АПК, которые занимаются хранением, переработкой и сбытом. Задача этих отраслей сводится к недопущению потерь полезных веществ.
Для достижения определенного качества товара необходимы соответствующие условия производства. Кроме того, на качество влияют различные факторы. (слайд 5).
Основные факторы, влияющие на качество | Основные условия, влияющие на качество |
Качество машин, оборудования Профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников | Характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность Состояние окружающей среды и производственных помещений Интерьер и производственный дизайн Система материальных и моральных стимулов Морально-психологический климат в производственном коллективе Формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест Состояние социальной и материальной среды работающих |
Низкое качество изделий повышает общественные издержки на их воспроизводство. Это прежде всего сказывается на увеличении затрат в процессе эксплуатации (ремонт, обслуживание и т. д.). Например, совокупные затраты на ремонт сельскохозяйственных машин при низкой их надежности и недолговечности в несколько раз выше первоначальной цены этих машин.
Основные концепции и методы управления качеством применимы ко всем отраслям человеческой деятельности. В то же время следует учитывать и специфику различных отраслей.
Формирование и обеспечение высокого качества продукции в АПК имеют ряд особенностей, вытекающих из специфики комплекса. К ним следует отнести необходимость:
обеспечения параметрических свойств конечной продукции, которые соответствуют требованиям безопасности и здравоохранения, качества продуктов питания, их питательности, адаптированности к сезонному характеру производства основных отраслей АПК, повышенному влиянию фактора времени на осуществление циклов производства, переработки и реализации продукции;
учета локализации агропромышленного производства в определенных географических зонах и микрозонах с различными природными условиями;
учета действия тормозящих производство и зачастую неуправляемых факторов (засухи, наводнения, эпидемии, нашествие вредителей растений и т. д.).
Выход продукции в сельском хозяйстве зависит от погоды и других природных условий, сезонности производства, длительности производственного цикла. Не всегда сразу можно оценить качество труда при выполнении отдельных операций. В животноводстве плохое качество кормов, воды, недостаточный уход трудновосполнимы.
Особое место в системе стандартов сельскохозяйственных предприятий занимают специальные (технологические стандарты). Они определяют типовые технологические процессы в животноводстве, правила товарной обработки и упаковки продукции, условия ее транспортировки и хранения, методы контроля технологических процессов и др.
Рассредоточенность производства затрудняет организацию контроля и оперативное управление качеством. Кроме того, условия производства связаны с социально-демографической и экономической ситуацией в регионе. Для сельского хозяйства характерны низкая техническая оснащенность и слабое применение информационных технологий, методов контроля.
Основными причинами низкого качества продукции АПК могут быть:
Отсутствие необходимой материально-технической базы;
Несвоевременное проведение технологических операций,
Недостаточный уровень профессиональных знаний исполнителей,
Слабая ответственность за выполняемую работу;
Отсутствие четких критериев оценки качества труда и продукции, эффективной системы контроля за их выполнением;
Отсутствие действенной системы мер материального и морального стимулирования работников за достижение высоких качественных показателей;
Несовершенство системы управления производством;
Другие факторы (низкое качество почв, недостаточное применение средств защиты растений, непродуктивный породный состав животных, недостаточное количество и плохое качество кормов, нехватка технических средств, неотработанная технология и т.д.).
Для повышения качества товаров отрасли необходима система мероприятий:
Создание органов управления качеством труда и продукции;
Прогнозирование и планирование качества;
Разработка нормативов и внутрихозяйственных стандартов;
Использование достижений науки и передового опыта, обеспечивающих повышение качества;
Подготовка квалифицированных кадров;
Регулярная оценка и контроль качества труда и продукции;
Материальное и моральное стимулирование работников предприятия за повышение качества труда и продукции.
4. Качество как объект управления.
Цели и задачи управления качеством. Политика в области управления качеством. Объекты и субъекты управления качеством.
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
В современном понимании деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция уже произведена; она должна осуществляться непрерывно в ходе производства продукции, а также предшествовать самому процессу производства.
Управление качеством - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него (ГОСТ 15467—79).
Управлять качеством - значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса).
Управление качеством продукции — составная часть управления производством в целом, одна из его ветвей, функций. Поэтому она развивается и выполняется в рамках действующей системы управления. Кроме того, она заключается в выработке политики в области качества, четкой и хорошо организованной работе по выявлению спроса, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции.
Различают управляющую и управляемую системы.
Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией, фирмой, другими структурами.
Управляющая - создает и обеспечивает менеджмент качества. В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества [4]:
система качества(Quality System);
система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
всеобщее управление качеством (Total Quality Managemtnt);
обеспечение качества (Quality Assurance);
управление качеством (Quality Control);
статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
система обеспечения качества (Quality Assurance System);
гарантия продукции (Product Assurance);
всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);
передовой производственный опыт (Good Manufacturing Pratices);
система управления производственными óñëîâèÿìè (Environmental Managemеnt System);
система "мы обеспокоены" (We Care);
система "обеспокоенность ответственных лиц" (Responsible Care);
всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей седы (Environmental TQM );
всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management);
менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement);
полное (сквозное, тотальное) управление качеством и производительностью (Total Quality and Productivity Management);
интегрированный менеджмент качества (Integrated Management);
система внедрения непрерывных улучшений (Continuos Improvement Implementation System);
полное преобразование качества (Total Quality Transformation);
менеджмент системы качества (Quality System Management).
Система управления качеством продукции опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цель, методы, средства, функции, характер управленческих отношений и др.
Объект управления — качество продукции, совокупность ее свойств или какая-то их часть, группа, отдельное свойство.
Субъект управления — управляющие органы всех ступеней и лица, призванные обеспечить достижение и поддержание планируемого уровня качества продукции.
Цель управления — определенные уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности; совокупность свойств и уровень качества, которые следует задать, достичь и обеспечить, чтобы они соответствовали характеру потребности и при этом обеспечивали эффективность производства и потребления, доступность цены для потребителя, нормальная себестоимость и достаточная прибыльность продукции.
Управленческие отношения в области качества — это отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).
Отношения субординации характеризуются вертикальными связями руководителей с подчиненными и определяются степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности, стимулирования инициативы членов трудового коллектива, использовании экономических, моральных и материальных стимулов.
Отношения координации строятся с помощью горизонтальных связей между отдельными работниками и организациями, вступающими во взаимодействие ради обеспечения определенного уровня качества продукции или его повышения.
На уровне предприятия управление качеством продукции может быть организовано путем распределения функций и задач между подразделениями и работниками или создания специального отдела управления качеством. В организационной структуре могут быть предусмотрены подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности предприятия.
Таким образом, предприятия, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества.