Совершенствование учета затрат на производство
За последнее время проблема совершенствования учета затрат и
калькуляции себестоимости продукции привлекает все больше внимания. Без постоянного улучшения системы экономических показателей, правильной и точной методологии их расчета нельзя повышать научную обоснованность планов совершенствовать методы управления народным хозяйством. Для этого необходимо применять соответствующие меры.
Учет затрат на производство должен обеспечить точное исчисление себестоимости продукции и контроль за целесообразным и экономичным расходованием средств. Решение этой задачи зависит, в значительной степени, от обоснованности установленных объектов учета издержек производства. Способ учета затрат и калькуляция себестоимости продукции зависит от особенностей организации и технологии производства. Одним из важнейших направлений совершенствования учета затрат и калькуляции себестоимости продукции является разработка научно обоснованной номенклатуры калькуляционных статей.
Кроме вышеперечисленного к путям улучшения учета затрат на производство можно отнести автоматизацию бухгалтерского учета и отказа от журнально-ордерной формы счетоводства.
Автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета – это необходимость профессионально решать множество проблем, связанных с организацией и поддержкой системы автоматизированных рабочих мест. Главная цель автоматизированных информационных систем – это обеспечение руководства предприятия финансовой информацией для принятия обоснованных решений. [12, с. 1]
В настоящее время существует множество программ и программных продуктов, с помощью которых обрабатывается информация на предприятии. Наиболее распространенными и применяемыми на территории Республики Беларусь программные продукты, позволяющие на основании первичных документов получать различную обобщенную бухгалтерскую и финансовую информацию, являются «Галактика», «БЭСТ-5», «1С: Предприятие». Применение той или иной программы зависит от размеров существующего предприятия, поэтому при рассмотрении автоматизированного учета затрат на производство необходимо изучать программные системы в целом.
Рассматривая систему управления предприятием «БЭСТ-5», необходимо отметить, что данная система представляет собойкомплексную систему управления предприятием, которая поддерживает весь цикл управленческих процедур: планирование деятельности, сбор фактических данных (ведение учета), трансформацию первичной информации в информацию для менеджмента, контроль отклонений показателей от плановых значений, развитые аналитические процедуры. В настоящее время на смену используемой ранее версии 3.3 пришла версия 3.4, которая значительно расширила возможности системы «БЭСТ-5». Предприятие-пользователь теперь получает множество новых, бесплатных, функциональных возможностей, которые в значительной мере повышают эффективность работы сотрудников и качество принятия управленческих решений.
Программный комплекс ориентирован на использование малыми и средними предприятиями. Учитывая это обстоятельство, разработчики системы БЭСТ-5 поставили целью создания программного комплекса с минимальной стоимостью владения.
Система управления предприятием состоит из набора функциональных элементов - приложений. Каждый такой элемент автоматизирует определенное направление деятельности предприятия. Приложения объединены по функциональные блоки, так что система имеет двухуровневое строение. Кроме того, имеется набор приложений, которые поставляются бесплатно и предназначены для обслуживания базы данных, настройки системы, ведения общих классификаторов. Сюда же относится интегрированная среда разработки программы. Затраты на производство ведутся в подсистеме «Производство». На стадии подготовки производства с помощью системы “БЭСТ-5” можно решить такие задачи:
- составление спецификаций продукции, выпускаемой предприятием — определение норм расхода материалов, учет возможных замен сырья, нормирование трудозатрат на выполнение производственных операций, расчет нормативных прямых затрат на единицу продукции;
- определение производственных мощностей и ассортимента продукции (работ и услуг) для производственных подразделений и участков;
- подготовка ежедневных производственных заданий по видам производства;
- определение потребностей в материалах.
В рамках учета производственных запасов обеспечиваются учет отпуска материалов на нужды производства, учет возвратов материалов на производственные склады и сдачи отходов, образующихся при производстве продукции, а также учет замен сырья.
Что касается оперативного управления производством, то программа дает возможность: вести учет выпуска готовой продукции; учитывать брак; отслеживать движение полуфабрикатов; контролировать выполнение производственных заданий, рассчитывать нормативный расход материалов и выявлять отклонения от норм; автоматически списывать израсходованные материалы; формировать отчеты по производству в различных аспектах.
Подсистема “Производство” интегрируется с другими функциональными компонентами комплекса “БЭСТ-5” . Работа по подготовке производства начинается с определения номенклатуры готовой продукции или услуг и заполнения спецификаций на каждый вид готового изделия, полуфабриката или услуги. Данные спецификаций в дальнейшем будут использоваться при составлении производственных заданий, при учете выпуска готовой продукции, расчете требуемого количества материалов и т.д. В спецификации определяются нормы расхода материалов и входимости полуфабрикатов собственного производства. Кроме того, здесь отражаются пооперационно-трудовые нормативы на производство продукции (работ и услуг), допустимые рецептурные замены ингредиентов, а также материалы, которые могут быть получены вследствие отбраковки готовой продукции на производстве и в экспедиции.
Следует отметить, что программа обеспечивает расчет нормативного расхода материалов в том числе и с учетом допустимых потерь. Замены материалов определяются для всей спецификации. В качестве заменителей могут выступать как материалы, так и полуфабрикаты. При этом один заменитель может заменять один или несколько ингредиентов.
Отчет производства может содержать следующие разделы:
- выпуск продукции;
- отклонения фактического выпуска продукции от планового;
- расход материалов в производстве;
- инвентаризация остатков материалов в производстве;
- оборотная ведомость учета материалов в производстве;
- производственные наряды.
Каждый из перечисленных выше разделов можно использовать как самостоятельный документ. За период, определенный как период отчета, для данного вида производства может быть открыт только один отчет. После уточнения данных по расходу материалов отчет закрывается. При этом закрывается для коррекции не только он сам, но и все связанные с ним документы. В случае надобности закрытый отчет можно открыть повторно.
Система комплексной автоматизации управления предприятием “Галактика” — полнофункциональное решение, в котором реализован весь спектр управленческих задач. Она разработана специально для крупных и средних предприятий.
Сочетание особых технологий внедрения "Галактики" и оптимально выбранный функциональный состав этой системы позволяет добиться главной цели - руководители и специалисты предприятия-заказчика в короткие сроки и без серьезных финансовых затрат получают не набор разрозненных компонент, а полноценное эффективное решение, обеспечивающее поддержку учетно-управленческих задач на уровне высоких требований современного рынка. Среди преимуществ, которые дает использование нового решения - улучшение управляемости предприятия, снижение его издержек, а в результате - повышение конкурентоспособности на рынке, уверенные позиции в бизнесе. За счет обучения и самостоятельного внедрения системы повышается и квалификация специалистов предприятия-заказчика. [12, с. 34]
Система содержит ряд специализированных модулей, автоматизирующих процессы управления производством. К ним относятся классические подсистемы традиционных АСУ производством — технико-экономическое планирование, учет затрат на производство, оперативное управление производством, техническая подготовка производства. Модули “Галактики”, поддерживающие решение этих задач, входят в контур управления производством системы, который с успехом может использоваться предприятиями различных отраслей: черной и цветной металлургии; машиностроения и приборостроения; легкой, пищевой, горнорудной промышленности; нефтегазового комплекса; химии и нефтехимии. В качестве нормативно-справочной информации используется база данных “Галактики”, а также более 20 дополнительных каталогов и справочников.
Модуль “Учет фактических затрат на производство” (УФЗ) системы “Галактика” предназначен для использования специалистами производственного бюро (сектора) бухгалтерии предприятия. Он автоматизирует функции расчета фактических затрат по данным бухгалтерского учета. Расчеты выполняются на основе сформированного за период файла бухгалтерских проводок. С помощью модуля решаются задачи учета фактических объемов выпуска продукции и расчета фактических затрат.
Модуль позволяет рассчитывать фактические затраты за период по данным оперативного (управленческого) учета в производстве. При этом обеспечиваются следующие функции:
- формирование производственных отчетов цехов о балансе движении материалов за период, объемах выпущенной продукции, затратах материалов на изготовление продукции;
- расчет цен в производственных отчетах по данным отпуска материалов в производство с учетом сальдовых остатков прошлого периода;
- ввод отчетов вспомогательных служб предприятия о расходах за период и оказанных услугах подразделениям основного производства;
- расчет статей прямых затрат в себестоимости изделий на основе производственных отчетов;
- распределение косвенных расходов на продукцию пропорционально заданным базам распределения;
- возможность задавать любое количество стоимостных и натуральных баз распределения;
- анализ отклонений между плановой и фактической себестоимостью.
Программа «Галактика», как и «БЭСТ-5» является закрытой системой и не может быть изменена пользователем самостоятельно.
Программа «1С: Предприятие 7.7», а именно конфигурация «1С: Бухгалтерия 7.7» является на сегодняшний день самым известным и продаваемый продуктом в Республике Беларусь. «1С: Бухгалтерия» - универсальная бухгалтерская программа, которая настраивается самим пользователем. Основные возможности системы:
- ведение синтетического и аналитического учета применительно к особенностям предприятия;
- ведение количественного и валютного учета;
- изменение и дополнение плана счетов, системы проводок, настройки аналитического учета, форм первичных документов, форм отчетности;
- формирование и печать учетных регистров по синтетическому и аналитическому учету, первичных документов и всей необходимой отчетности.[12, с.136]
Перечень используемых участков определяется самим бухгалтером предприятия и, например, при появлении нового вида деятельности нет необходимости в доработке программы или покупке новой. Кроме того, бухгалтер первоначально сам определяет, какие счета будут использованы в проводках документов путем заполнения соответствующих констант и справочников. В дальнейшем система сама будет предлагать эти счета по умолчанию. Также следует отметить удобство первичного ввода и последующего обращения к документам и справочникам в системе. Все документы разделены по тематическим журналам. Также кроме стандартных бухгалтерских отчетов (оборотно-сальдовая ведомость, журнал-ордер, главная книга, анализ счета и других) для каждого участка учета созданы специализированные отчеты. Для удобства работы пользователя и экономии времени встроены обработки, позволяющие изменять, просматривать документы, справочники по выбранному реквизиту. Для экономии рабочего времени бухгалтерии широко используется функция «ввести на основании», например, на основании поступления материалов можно автоматически сформировать документ выдача в эксплуатацию, списание, платежное поручение за данное поступление.
В целом программу «1С: Бухгалтерия» можно отнести к подклассу инструментальных систем для квалифицированного бухгалтера малого предприятия, поскольку она требует некоторой настройки для дальнейшего индивидуального пользования. Это представляет пользователям возможность быстро и эффективно модифицировать конфигурацию, с которой работает предприятие, вводить в нее новые задачи, документы, системы учета, подстраиваться под изменение законодательства. Для этого требуется работа программистов, знающих встроенный язык среды «1С: Предприятие» и ее систему взаимосвязанных компонентов. [12, с. 198]
В новой версии «1С: Бухгалтерия 8.0» значительно расширены возможности ведения бухгалтерского учета. Изменился формат данных, изменились подходы к программированию, у программистов появилось много новых возможностей. Для пользователей программа стала сложнее.
К преимуществам «1С: Предприятие 8.0» можно отнести:
современный эргономичный интерфейс;
-программа лучше работает на больших предприятиях;
-совместимость программы с новыми операционными системами;
- реализация возможности ведения учета нескольких организаций в единой информационной базе;
-ведение отдельного плана счетов налогового учета;
-появление партионного учета;
-реализация опционального аналитического учета по местам хранения;
-расширение возможности настройки типовых операций. [18, с. 18]
Однако есть у программы и недостатки:
- работает «1С: Бухгалтерия 8.0» значительно медленнее, чем «1С: Бухгалтерия 7.7», при одинаковом количестве пользователей, одинаковом количестве документов, при одинаковой величине справочников. Однако это утверждение верно для небольших предприятий. Если же на предприятии работает больше 40 человек с одной базой данных, то предпочтение следует отдать восьмой версии;
- программа является дорогостоящей, причем в сетевой версии надо платить за каждое рабочее место;
- «1С: Бухгалтерия 7.7» гораздо стабильнее. В программе этой версии фактически не осталось ошибок. Версия 8, напротив, изменяется и обновляется регулярно, несколько раз в месяц, что сказывается на стоимости владения и обслуживания. [18, с. 25]
Белорусские предприятия, применяющие программу «1С: Предприятие» для автоматизации бухгалтерского учета, по-прежнему пользуются версией «1С: Бухгалтерия 7.7».
Отражение операций по учету затрат на производство предполагает обращение к справочнику Номенклатура. Для ввода нового элемента используем документ «Поступление основных средств». Для отражения в учете произведенных расходов используется «Журнал операций», для оплаты приобретенных материалов – «Выписка». Используя отчет «Анализ субконто», можно проследить движение всех затрат на производство. Все затраты на производство собираются на счете 20 «Основное производство», для их представления можно использовать «Оборотно - сальдовую ведомость по счету», «Карточку счета». [19, с. 353]
Рассмотрев наиболее применяемые на территории Республики Беларусь программы автоматизации бухгалтерского учета, можно сделать определенные выводы.
При выборе применения системы автоматизации на предприятии в основу положен критерий масштаба предприятия, но предпочтение отдается использованию программы «1С: Предприятие 7.7».
Что касается непосредственно автоматизации учета затрат на производство, то сущность и принципы ведения учета в перечисленных программах преимущественно одинаковы. Отличительной чертой является различие в интерфейсах и настройках параметров системы. Естественно в каждой программе существуют свои технологические особенности. Поэтому пользователю необходимы навыки по ведению ученой информации, произведению расчетов, формированию аналитической документации, учетных регистров и отчетных форм в конкретных программах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность.
Процесс производства продукции, работ, услуг требует различных расходов, которые составляют ее себестоимость. Вместе с тем организации несут ряд расходов, возмещаемых за счет других источников (прибыли, фондов специального назначения, целевого финансирования и целевых поступлений, государственного бюджета и т.д.). Однако основная доля затрат включается в себестоимость продукции, работ, услуг. Они должны возмещаться из стоимости произведенной и реализованной продукции, работ, услуг и приносить доход (прибыль).
Себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для определения рентабельности производства и отдельных видов продукции, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, выявления резервов снижения себестоимости продукции, определения цен на продукцию, расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших. Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс. Основными элементами системы управления себестоимостью являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.
Себестоимость продукции - качественный показатель деятельности предприятия, так как в ней отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом
Формирование затрат производства является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия.
Информация об издержках производства нужна, прежде всего, руководителю предприятия и его подразделений, а также его участникам (учредителям) для выработки политики управления предприятием с целью снижения издержек и увеличения прибыльности, повышении конкурентоспособности продукции и услуг, что будет являться залогом успешной хозяйственной деятельности.
Подводя итог к вышеизложенному, можно сделать вывод, что учет затрат на производство — одна из важнейших функций бухгалтерского учета. А реализация этой функции невозможна без формирования объективной научно-обоснованной методологии бухгалтерского учета затрат на производство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Н.С. Стражева, А.В. Стражев. Бухгалтерский учет Мн.: "Книжный дом", 2009 — 627 с.
2) Е. Ладутько, Н. Ладутько, П. Борисевский, А. Крупнова. Бухгалтерский учет Мн.: "ФУАИнформ", 2009 — 721с.
3) Головач О.В. Калькулирование прямых переменных затрат в промышленности // Вестник БГЭУ 2006 №2
4) Алешкевич О.П. Методические подходы к формированию объектов учета затрат // Бухгалтерский учет 2007 №3
5) Самусенко С.А. Методологические аспекты учета затрат и калькулирования себестоимости при переходе на МСФО // Международный бухгалтерский учет 2007№3
6) Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета: Утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.05.2003 г. № 89.- Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003.- 200 с.
7) И.Н Тарасевич, О.А. Левкович Бухгалтерский учет Мн.: "Амалфея", 2010 – 768 с.
8) Снитко, М.А. Теория бухгалтерского учета Мн.: ООО "Мисанта", ООО "ФУАинформ", 2006г — 452с.
9) Е.М. Еленевская, Бухгалтерский финансовый учет М.: "Дашков и К", 2008 — 524с.
10) В.А. Палицын Бухгалтерский учет, анализ, аудит Мн.: " Вышэйшая школа", 2009г — 512с.
11) Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) от 30 октября 2008 г. № 210/161/151
12) Н.И. Брыкова Автоматизация бухгалтерского учета в программе 1С: Бухгалтерия М.: "Academia", 2009г.
13) Б.Борисевич Комментарий к Закону Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности", Мн.: " Амалфея", 2010г — 608с.
14) М.А. Вахрушина Бухгалтерский управленческий учет М.: "Высшая школа", 2010г — 570с.
15) Лазаревич М.И. Себестоимость продукции на предприятии /М.И. Лазаревич // Экономика Финансы Управление 2008 №2 с.35
16) Кернога Г.В. Калькулирование, себестоимость, цена, прибыль /Г.В. Кернога Мн.: "ФУАИнформ", 2009г — 176с.
17) Сушкевич А.Н. Бухгалтерский учет Мн.: ред. Журнала "Промышленное торговое право", 2007 — 322 с.
18) 1С:Бухгалтерия 8.0. Практика применения: пособие/ А.Д. Севостьянов, Е.В. Володина, Ю.М. Севостьянова; рец. А.В. Гартвич. - М.: Костанта, 2005. - 186 с.
19) Финансовый учет: Учебник/ Под редакцией проф. В.Г. Гетьмана.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.- 784с.
20) Хамидуллина, Г.Р. Издержки обращения. Учет, анализ, контроль / Г.Р. Хамидуллина. - М.: Экзамен, 2002. - 451 с.
21) Трубочкина, М.И. Управление затратами предприятия/ М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 217 с.
22) Левкович, О.А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / О.А. Левкович, И.Н. Тарасевич. - 6-е изд., перераб. и доп. - Минск : Амалфея, 2010. - 768 с
23) Папковская П.Я. Курс теории бухгалтерского учета: учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. – Минск.: ООО «Информпресс», 2004. – 236 с.
24) Хендриксон Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 359 с.
25) Татур, И.К. Бухгалтерский учет для ненаучных специальностей : учебник / И.К. Татур. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : БГЭУ, 2007. - 143 с.
26) Папковская П.Я. Рекомендации по корреспонденции счетов бухгалтерского учета. – 9-е изд., перераб. – Минск: ООО «Информпресс», 2009. – 172 с.
27) Стешиц, Л.И. Бухгалтерский учет и аудит: учебник для студентов экон. специальностей с.-х. вузов: 2-е изд., перераб. / Л.И. Стешиц. - Минск: ИВЦ Минфина, 2009. - 528 с.
28) Бухгалтерский учет: учеб. пособие / В.Ф. Бабыны; под редакцией В.Ф. Бабыны. – Минск: «Вышэйшая школа», 2005. – 304 с.
29) Закон Республики Беларусь 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в ред. Законов Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42-З, от 17.05.2004 № 278-З, от 29.12.2006 № 188-З, от 26.12.2007 № 302-З).
30) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь 31 декабря 2003 г. № 191/263 «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организациями промышленности» (в ред. постановления Минфина, Минэкономики от 21.12.2007 № 194/228).
31) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 17 июля 2007 г. № 114 «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов» (в ред. постановления Минфина от 25.06.2010 № 77).