Метод технического обслуживания ни специализированных постах
Лабораторная работа №5
Организация зоны технического обслуживания автомобилей.
Выбор метода организации технического обслуживания.
Для организации технологического процесса ТО и ТР в АТП, следует располагать следующей информацией:
- перечень и трудоемкость работ данного вида воздействия;
- тип подвижного состава;
- сменная (суточная) программа по ТО данного вида.
- расчетное число постов;
- режим работы автомобилей на линии.
Перечень и нормативы трудоемкости работ каждого вида воздействия регламентируется «Положением о ТО и ремонте ПС на АТП», и были определены в задании.
Суточная программа определяется отношением числа определенного вида воздействия за год по парку, к числу дней работы зоны ТО в году и указана в задании.
Число постов проектируемой зоны указано в задании.
На основании имеющейся информации необходимо определиться с методом организации технологического процесса.
В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различают два метода организации работ:
Метод технического обслуживании автомобилей на универсальных постах.
Метод ТО автомобилей на универсальных постах заключается в выполнении всех работ данного вида ТО (кроме уборочно-моечных) на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих-универсалов.
Метод технического обслуживания ни специализированных постах.
Метод ТО автомобилей на специализированных постах заключается в разделении всего объема работ данного вида ТО на части и распределении его но нескольким постам.
Метод ТО на специализированных постах подразделяется на 2 подвида поточный и операционно-постовой.
При поточном методе специализированные посты чаще всего располагают последовательно по прямой линии.
При операционно-постовом методе поста располагаются параллельно.
При выборе метода технического обслуживания необходимо учитывать существующие ограничения.
Предпочтение методу ТО на универсальных постах отдается в следующих случаях:
1. При малой производственной пр01рамме по данному виду обслуживания;
2. Обслуживание разнотипных автомобилей;
3. Различный режим работы автомобилей, не обеспечивающий бесперебойную работу поточной линии.
Метод ТО на специализированных постах выбирается в следующих случаях:
1. Наличие на предприятии большого количества однотипных автомобилей;
2. При относительно коротком промежутке времени, отводимом на обслуживание (например, одна рабочая смена);
3. При постоянных объеме и трудоемкости работ.
4. Минимальная программа ТО-1 в 11 -13 обслуживании в сутки, а ТО-2 - от грех и более обслуживаемых единиц;
5. Обслуживание автомобилей с большими габаритами.
Методика выполнения данного раздела заключается в следующем. На первом этапе студенту необходимо обосновать выбранный метод технического обслуживания, привести его краткую характеристику, перечислить достоинства и недостатки метода.
На втором этапе необходимо определиться с типом используемых постов для технического обслуживания.
Рабочий пост - это участок производственной площади, предназначенный для размещения автомобиля и включающий одно или несколько рабочих мест.
По количеству операций, выполняемых на посту, посты подразделяются на 4 вида.
Широкоуниверсальный пост — это пост, на котором могут выполняться все виды типовых работ технического обслуживания и ремонта. Такие посты организуются в производственных зонах АТП с небольшим парком автомобилей. На широкоуниверсальных постах выполняются все виды работ по ТО и ТР автомобилей.
Универсальный пост- это пост, на котором возможно выполнение нескольких видов типовых работ технического обслуживания или ремонта автомобилей. Как правило, универсальные посты ТО и ремонта организуются в сравнительно небольших эксплуатационных или ремонтных пред-приятиях. На универсальных постах можно выполнять все операции по ТО автомобилей и большинство работ ТР.
Специализированный пост - это пост, на котором реализуется типовой технологический процесс определенного вида. Такие посты организуются па производственно-технической базе ТО и ремонта, обслуживающий большой парк автомобилей.
Примерами специализированных постов при ТО являются пост смазки. пост ТО-2, пост диагностики и т.п., а при ТР, разборочно-сборочные посты, посты сварочные, посты жестяницкие и т.д.
Специальный пост - это пост, организованный для особых технологических процессов, специфических работ или подвижного состава.
Примерами специальных постов служат пост для санитарной обработки кузова пост для измерения объема цистерн, применение балконов для ТО и ТР автомобилей особо большой грузоподъемности.
В зависимости от способа постановки автомобилей, посты делятся на следующие виды:
1. Тупиковые;
2. Проездные;
3. Поточные;
Расположение постов в производственном корпусе показано на рисунке 5.
На третьем этапе необходимо рассчитать количество исполнителей на каждом из постов по формуле:
Pн tто*mто/Xn*Тсм*nсм
где tто - трудоемкость выполнения одного технического обслуживания заданного вида (задание 1), чел.ч;
mто - суточная программа работ по техническому обслуживанию (исходные данные);
Хп - количество постов в зоне ТО;
Тсм - время работы зоны технического обслуживания в сутки;
псм - количество смен в сутки (принять па, = 1);
Расчет количества исполнителей на каждом из постов для ВАЗ.
· ТО 1: Pн (2,6 *12)/(4*9*1) = 0,866 = 1 чел.
· ТО 2: Pн (10,6 *4)/(4*9*1) = 1,177 = 2 чел.
Расчет количества исполнителей на каждом из постов для КАМАЗ.
· ТО 1: Pн (4,3 *12)/(4*9*1) = 1,433 = 2 чел.
· ТО 2: Pн (18,3 *4)/(4*9*1) = 2,033 = 3 чел.