Организация деятельности органов по сертификации

Качество сертификации определяется высокой компетентнос­тью и независимостью органа по сертификации, а также способ­ностью удовлетворять запросы заявителей и других заинтересо­ванных сторон. Орган по сертификации должен обеспечить заяви­телю беспрепятственный доступ к информации об услугах органа. Ему не следует выдвигать неприемлемых финансовых или других условий. Процедуры, с помощью которых орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационный характер.

Организация, претендующая на аккредитацию в качестве орга­на по сертификации продукции (услуг, систем качества, персо­нала), должна иметь в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000:

• юридический статус в соответствии с действующим законо­дательством;

• определенный опыт работы в области испытаний, оценки качества, работы с нормативными документами и авторитет в за­явленной области;

• необходимые средства и документированные процедуры.

Орган по сертификации выполняет следующие основные фун­кции:

• обеспечивает распределение функций, ответственности, вза­имодействие персонала при реализации всех функций органа;

• разрабатывает организационно-методические документы по функционированию органа с обоснованными процедурами и схе­мами сертификации;

• формирует (комплектует) и актуализирует фонд норматив­ных документов, используемый для сертификации в соответствии с областью аккредитации;

• сертифицирует продукцию, выдает сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия (или сам применя­ет знак) в отношении сертифицируемой продукции;

• регистрирует сертификаты соответствия;

• осуществляет анализ и учет зарубежных сертификатов, про­токолов испытаний и иных свидетельств соответствия продукции установленным требованиям;

• проводит инспекционный контроль сертифицированной про­дукции (по схеме сертификации);

• отменяет или приостанавливает действие выданных серти­фикатов, принимает участие в разработке корректирующих ме­роприятий, контролирует их выполнение;

• обеспечивает расстановку персонала и повышение квалифи­кации;

• взаимодействует с испытательными лабораториями, други­ми органами по сертификации (в том числе в других странах), национальным органом по сертификации;

• взаимодействует с изготовителями и продавцами продукции, осуществляющими государственный контроль и надзор за про­дукцией совместно с потребителями и общественными организа­циями;

• осуществляет внутреннюю проверку и обеспечение своего со­ответствия требованиям, установленным в системе сертификации;

• ведет документацию по всем вопросам деятельности;

• обеспечивает доступность документации для органов, про­водящих инспекционный контроль его деятельности;

• обеспечивает информацией о результатах сертификации, в том числе о продукции, не прошедшей сертификацию, или о выявленных нарушениях и несоответствии продукции установлен­ным требованиям, все заинтересованные стороны.

В связи с вышеперечисленными выше функциями орган по сертификации должен иметь соответствующую административную и организационную структуру, квалифицированный персонал, си­стему управления документацией и систему обеспечения качества работ по сертификации.

Независимость органа по сертификации определяется его административной структурой, представленной на рис. 13.1. Структура органа по сертификации должна гарантировать бес­пристрастность и равные возможности участия всех заинтере­сованных сторон в функционировании системы сертификации. Для этого в работе координационного совета, функциониру­ющего при органе по сертификации, участвуют представите­ли заинтересованных организаций. Орган по сертификации должен иметь постоянный (штатный) персонал, возглавляе­мый руководителем. При этом должно быть исключено воз­действие на персонал со стороны лиц или организаций, кото­рые имеют непосредственную коммерческую заинтересован­ность в результатах проводимой сертификации. Орган по сертификации может иметь собственную испытательную ла­бораторию, охватывающую всю или часть его области аккре­дитации (испытательная лаборатория должна быть аккредито­вана по соответствующим правилам).

Координационный совет обеспечивает деятельность органа по сертификации в соответствии с требованиями и процедурами сер­тификации. В число его функций входят:

• формирование политики, определяющей деятельность орга­на сертификации;

• контроль реализации этой политики;

• контроль за определением стоимости работ по сертифика­ции;

• определение в необходимых случаях состава нештатных спе­циалистов по сертификации, которым поручается выполнение работ по сертификации;

• организация взаимодействия с национальным органом по сертификации и другими организациями по вопросам сертифи­кации продукции.

Координационный совет должен состоять из представителей всех заинтересованных в работе органа по сертификации структур. Это могут быть министерства и ведомства, профессиональные ас­социации, банки, страховые компании, представители промыш­ленности, науки и образования. Их членство в координационном совете должно быть равномерно распределено, чтобы исключить преобладание интересов какой-либо стороны. Обычно совет со­стоит из 8—10 человек.

Наблюдательный совет состоит из учредителей органа по сер­тификации, если это негосударственная организация. На их сред­ства организуется и аккредитуется орган по сертификации. Этот совет осуществляет общий надзор за деятельностью органа, но не может оказывать давление на орган по сертификации как на источник обеспечения дохода. Если органом по сертификации является государственное учреждение (например, вуз), то функ­ции наблюдательного совета осуществляет руководство органи­зации.

Исполнительная дирекция органа по сертификации отвечает за текущую работу по сертификации в соответствии с указанными функциями. Ее работой руководит исполнительный директор. Кро­ме него в штате органа по сертификации, как правило, находятся 1—2 эксперта-аудитора, специальный ответственный за систему обеспечения качества и секретарь. Другие эксперты, а также бухгалтер и специалисты, например по компьютерным сетям, обычно привлекаются на договорных условиях.

Апелляционная комиссия необходима для рассмотрения жалоб на действия и решения по сертификации между заявителем и ис­полнительной дирекцией. В ее состав входят независимые юристы и специалисты из области деятельности органа по сертификации.

Организация деятельности органов по сертификации - student2.ru

Комиссия по сертификации в структуре органа предусмотрена в соответствии с требованиями европейских стандартов EN 45011 — 45013 по четкому разделению испытательных, контрольных и сер­тификационных функций. Обычно в ее состав входят руководи­тель органа и 1—2 эксперта, не принимавших участия в данной процедуре сертификации. Задача комиссии состоит в рассмотрении отчета эксперта, проводившего оценку соответствия, и принятии решения о выдаче или отказе в выдаче сертификата. Наличие такой комиссии характерно для органов, проводящих сертификацию си­стем качества и персонала. Например, "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества" предусматривает представление материалов экспертной комиссии органа по сертификации в Тех­нический центр для окончательного решения о регистрации серти­фиката соответствия системы качества в Регистре. При сертифика­ции продукции или услуг наличие в схеме сертификации испыта­ний образцов изделий в аккредитованных лабораториях предполагает анализ протокола испытаний экспертами органа и решение о сер­тификации без создания специальной комиссии.

Ответственный за систему обеспечения качества в структуре органа по сертификации выделен в связи с большим значением, которое придается его обязанностям. Функции ответственного за систему качества осуществляет штатный сотрудник органа, не­посредственно подчиняющийся руководителю. Как правило, это один из экспертов-аудиторов. В последнее время органы по серти­фикации, давно и успешно работающие на рынке данных услуг, имеют на этой должности специального сотрудника. Иногда мож­но встретить консультанта по вопросам обеспечения качества, при­глашаемого со стороны. Задачи, которые необходимо решать органу по сертификации в области качества, излагаются в специальном документе "Руководство по качеству", основные разделы которо­го, согласно рекомендациям ИСО 10013, содержат:

• заявление о политике в области качества;

• краткое описание юридического статуса органа по сертифи­кации;

• сведения о деятельности органа по сертификации, включая подробные данные о юридическом статусе, полномочиях и пра­вилах процедуры;

• фамилии, квалификацию, опыт работы и полномочия пер­сонала органа по сертификации (как штатного, так и нештатно­го), в том числе наличие аттестованных экспертов и регистраци­онные номера подтверждающих документов. Объем работ, выпол­няемый нештатным персоналом, не должен превышать 10% объема работ по сертификации конкретной продукции;

• подробные сведения о поддержании и повышении квалифи­кации персонала, занятого в области сертификации;

• организационную схему, отражающую подчиненность, от­ветственность и распределение обязанностей персонала;

• сведения о процедуре оценки результатов первичных и пос­ледующих испытаний;

• сведения об используемых средствах испытаний;

• сведения о порядке инспекционного контроля;

• перечень субподрядчиков и подробные сведения о процеду­рах оценки и проверки их компетентности;

• должностные инструкции персонала, указывающие его слу­жебные обязанности и ответственность;

• подробные сведения о порядке подачи и рассмотрения апел­ляций;

• порядок внутренней проверки деятельности органа по сер­тификации;

• порядок ведения архивов;

• сроки хранения документов.

Испытательная лаборатория может входить в структуру органа сертификации. В европейской практике по требованиям тех же стан­дартов серии EN 45000 органы по сертификации и испытатель­ные лаборатории должны быть разделены. Однако требования к этим лабораториям аналогичны тем, что записаны в российских нормативных документах.

Техническая компетентность органа по сертификации должна быть достаточной, чтобы обеспечить выполнение всего комплек­са работ по сертификации в соответствии с Правилами системы сертификации, Положением об органе по сертификации и Руко­водством по качеству.

В связи с этим орган должен иметь:

• квалифицированный персонал;

• фонд нормативных документов;

• разработанные и документированные процессы всех стадий проведения сертификации, включая инспекционный контроль за объектом сертификации, внутренние и внешние аудиты систем качества и т.д.;

• технические средства, необходимые для обработки и оформ­ления результатов сертификации, а также для осуществления ин­формационной деятельности;

• помещения для проведения сертификации, в том числе спо­собные обеспечить конфиденциальность и коммерческую тайну;

• испытательное оборудование, если в состав органа входит испытательная лаборатория.

Персонал органа должен обладать необходимой компетенци­ей для выполнения своих обязанностей. Обязанности штатных со­трудников органа по сертификации представлены в табл. 13.1.

Таблица 13.1

Наши рекомендации