Порядок проведения сертификации продукции. Правовые основы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий

К формам подтверждения соответствия отно-сятся: сертификация и декларирование соответствия.

Сертификация— форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Основная цель сертификации— удостоверение соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В силу ст. 18 Закона о тех-

ническом регулировании целями подтверждения соответствия являются:

а) содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

б) повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

в) создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Причем указанные цели относятся и к сертификации, и к декларированию соответствия.

Существует обязательная и добровольная сертификация.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Объектами сертификацииявляются продукция, процессы, работы и услуги, а также иные объекты, установленные законодательством о техническом регулировании. Вместе с тем объектом обязательной сертификации (и декларирования соответствия) может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации

Субъектами сертификацииявляются органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), юридические и физические лица. В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона о техническом регулировании обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ.

Центральное место в организационной структуре системы обязательной и добровольной сертификации принадлежит органу по сертификации. В качестве таких органов могут быть предприятия и организации (в том числе научно-исследовательские учреждения), обладающие необходимой профессиональной компетенцией и отвечающие установленным требованиям. Закон о техническом регулировании допускает участие в проведении работ по сертификации только аккредитованные органы по сертификации. Аккреди-

тация — процедура, по результатам которой аккредитующий орган выдает аттестат аккредитации, удостоверяющий, что субъект является компетентным выполнять конкретные работы по оценке соот-

ветствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, услуг и других объектов.

Законом о техническом регулировании (ст. 2) органом по сертификации признается любое юридическое лицо, в том числе некоммерческие организации. Кроме того, для выполнения работ по сертификации могут быть аккредитованы индивидуальные предприниматели.

Испытательные лаборатории (центры) — это организации различных форм собственности и их объединений со статусом юридического лица, осуществляющие исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении сертификации. Их деятельность подлежит аккредитации1. Испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.

Итак, обязательная сертификация— форма подтверждения соответствия объекта требованиям технических регламентов, проводимая третьей стороной — органом по сертификации на основании договора с заявителем.

Добровольная сертификацияосуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

В результате проведения работ по добровольной и обязательной сертификации орган по сертификации выдает сертификат соответствия, который удостоверяет соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. По итогам декларирования соответствия выдается декларация соответствия — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Заявитель обращается в орган по сертификации с заявкой. Заявка рассматривается в среднем в месячный срок. Орган по сертификации предоставляет заявителю информацию по схемам испытания и об испытательных лабораториях. И лаборатория, и орган должны быть аккредитованы в данной системе сертификации. Заявитель предоставляет в лабораторию всю документации, и определенное количество единиц изделия. В соответствии с методикой испытания. Проходят испытания по разным схемам. Составляется протокол испытаний, направляется в орган по сертификации, уже он принимает решение о выдаче или невыдаче.

При сертификации проверяются характеристики и показатели продукции, а также используются методы испытаний, позволяющие:

• провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и др.;

• полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям безопасности для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также другим требова-ниям, которые на основании законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации.

При определении схемы обязательной сертификации учитываются особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Схемы должны быть указаны в до-кументе, устанавливающем порядок проведения сертификации однородной продукции.

Схемы, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России и другими федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации. Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

В наиболее общем виде процесс по сертификации продукции состоит из следующих этапов:

• подача заявки на сертификацию;

• принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

• отбор, идентификация образцов и их испытания;

• оценка производства (если она предусмотрена выбранной схемой сертификации);

• анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (или об отказе в выдаче) сертификата соответствия;

• выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

• осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если он предусмотрен схемой сертификации);

• проведение корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

• предоставление информации о результатах сертификации.

В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены характеристики показателей продукции, а также методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям и ее идентификацию.

72.Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Правовые основы, цели и значение

Всоответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам и принятие мер по результатам проверки. Указанный контроль (надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).

В настоящее время такой контроль (надзор) проводится работниками Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по техническому регулированию

и метрологии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.

Объектами государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов являются продукция и процессы, связанные с ее жизненным циклом. В отношении про-

дукции государственный контроль (надзор) осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (п. 2 ст. 33 Закона о техническом регулировании). Таким образом, производство как

стадия жизненного цикла выведено из сферы государственного контроля (надзора). Кроме того, работы и услуги также исключены из области государственного контроля (надзора).

Статья 34 Закона содержит перечень полномочийорганов государственного контроля (надзора). В частности, органы государственного контроля (надзора) вправе:

-требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено техническим регламентом;

-осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном действующим законодательством;

-выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;

-приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

-привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством;

-принимать иные предусмотренные законодательством меры в целях недопущения причинения вреда.

К числу основных обязанностейорганов государственного контроля (надзора) относятся:

-проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, информировать о существую-

щих технических регламентах;

-соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

-соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) и оформления результатов таких мероприятий;

-принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

-направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 Закона;

-осуществлять другие предусмотренные законодательством полномочия.

73.Правовое регулирование ценообразования.

Определения цены в принципе нет. Для 30 главы есть только. Значение цены – это как правило существенное условие договора. Основа для применения надбавок, скидок, это база для формирования НДС и акцизов, т.д. ст. 424. Свободные рыночные цены. Регулируемые цены признаны целесообразным использовать лишь в отношении цен на продукцию, товары, субъектов естественных монополий. Антимонопольное законодательство – монопольно высокая, монопольно низкая цена. Постановление Правительство от 07.03.1995 г. «О мерах по упорядочению цен (тарифов)». Вводит три перечня. Первый – регулирование по которым осуществляет РФ. Второй – товаров и услуг, регулирование цен осуществляет субъект. Третий – только услуги, по которым органы субъектов вправе вводить гос. Регулирование. Примеры.

Федеральное законодательство не содержит единого (универсального) понятия цены.

Цена — это объективное экономическое явление, определяющее соотношение обмениваемых благ (объем

встречного предоставления) и их (блага) характеризующее. В экономической литературе выделяют следующие основные функциицен: учетная или измерительная, распределительная (перераспределительная), стимулирующая, балансирующая спрос и предложение, размещения производства.

Структура цены— это совокупность ее элементов.

Распространена точка зрения, согласно которой элементами цены являются базисная (исходная) цена, наценки (надбавки) и скидки.

Базисная составляющая(или базисная, исходная цена) представляет собой цену товара стандартного (среднего) качества, на основе которой определяется цена товара более высокого или более низкого качества.

Наценка (надбавка) — это цена, добавленная к цене предшествующего производителя, в которой учитывается прибыль, а также сумма, возмещающая расходы, связанные с производством, реализацией и обслуживанием продукции (товаров).

Скидка— сумма, на которую уменьшен размер (уровень) базисной цены. При свободном ценообразовании широко используют скидки за платеж наличными, за количество закупаемого товара, функциональные скидки, сезонные скидки, скидки-зачеты и др.

Нормативное же закрепление скидок обычно связано со льготами для отдельных потребителей.

Прежде всего отметим, что в зависимости от государственного воздействия цены подразделяются на три вида: свободные (рыночные), регулируемые и устанавливаемые (фиксированные) государством (ст. 424 ГК).

Свободные ценыскладываются посредством соглашения лиц, вступающих в договорные отношения.

Регулируемые ценыформируются также в результате согласия, достигнутого между сторонами договора. Однако последние не мо- гут установить цену выше или ниже границы, обозначенной соответствующим компетентным государственным органом'. Указанный вид цен широко применяется в таких сферах экономики, как топливно-энергетический комплекс, магистральный транспорт, связь, производство продукции и оказание услуг повышенного социального значения и др.

Устанавливаемые (фиксированные) государством цены— крайний вариант прямого ценового регулирования, когда продавец (исполнитель) не имеет права отклониться от них в какую-либо

сторону. Они (цены) устанавливаются государством в твердой сумме.

В зависимости, главным образом, от сферы обслуживания национальной экономики все цены (свободные, регулируемые, устанавливаемые) делятся: на оптовые, розничные, цены на продукцию строительства, тарифы, цены внешнеторговые.

Ценообразование — это, в сжатом виде, процесс формирования цены на товары и услуги.

Правовой аспект ценообразованияпроявляется в следующем. Право регулирует систему отношений, складывающихся в процессе формирования цен. Причем правовое регулирование ценообразования имеет место в отношении и свободных, и установленных (регулируемых) государством цен. В данной области применяется совокупность правовых актов, именуемых ≪законодательство о це-

нах и ценообразовании≫.

Второе направление заключается в непосредственном, обычно императивном, установлении размеров (уровней) цен в виде правовых предписаний3. Так, п. 1 ст. 424 ГК гласит: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Структурно система ценообразования состоит из двух элементов: объекта и субъектов ценообразования. Объектами ценообразованияявляются продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, результаты выполненныхработ, услуги. К субъектам ценообразования относятся органы государственной власти и управления, предприятия и организации

независимо от форм собственности, а также граждане (физические лица). В процессе ее (системы) функционирования происходит взаимодействие между указанными элементами.

Ценообразование представляет собой регламентированную правовыми актами деятельность, в рамках которой осуществляется целенаправленное воздействие управляющих органов на общественные отношения между людьми при формировании и применении цены.

В большинстве случаев применение государством регулируемых или установленных цен определяется законами, регулирующими отношения в определенной сфере народного хозяйства. К числу таких нормативных актов можно отнести Федеральный закон о монополиях, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ ≪Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации≫ (в ред. от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ)', Федеральный закон о местном самоуправлении и др.

Законодательство о ценах представлено не только законами. До сих пор существует целый блок цен, регулируемых подзаконными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными). В их числе можно назвать Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 ≪О мерах по упорядочению государст-

венного регулирования цен (тарифов)≫ (в ред. от 8 апреля 2005 г. № 410)', постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 (в ред. от 12 июля 2005 г. № 424) и др.

В перечень продукции (товаров) и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, входят, в частности: продукция ядерно-топливного цикла; электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; продукция оборонного назначения; алмазное сырье, драгоценные камни;

протезно-ортопедические изделия; перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте и др.

Заметно повышается необходимость государственного регулирования цен монополий. Монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предло-

жения монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей. Поэтому в данной сфере государственного регулирования цен (тарифов) применяются следующие методы: установление фиксированных цен (тарифов) на продукцию (услуги); установление предельного уровня цен и предельных надбавок (коэффициентов цен); установление предельного уровня рентабельности и размеров торговых надбавок; декларирование (согласование) цен и тарифов в органах ценообразования при формировании свободных цен и тарифов предприятиями-монопо листами.

74.Правовые основы применения контрольно – кассовой техники.

Наши рекомендации