Сущность инноваций и их классификация
В настоящее время в основе успеха любой развивающейся организации лежит ноу-хау, оригинальный товар, новая идея организации производства, продаж, рекламы, новое видение рынка.
В экономике и обществе научно-технические достижения распространяются в форме инноваций.
Инновации(нововведения) – англ. innovation –"внедрение новаций" (новшеств). Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), если переводить дословно «innovatio» — «в направлении изменений».
Инновации в широком смысле – это все виды нововведений, повышающие эффективность социально-экономических систем и процессов в различных областях: в экономике, науке, технике, социальной сфере, образовании, политике, искусстве, культуре и др.
Инновациив узком смысле – новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Инновация является конечным результатом деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности [8, 32].
В Законе Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. №425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» написано [29]:
Инновация – введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера.
Новшество – результат интеллектуальной деятельности (новое знание, техническое или иное решение, экспериментальный или опытный образец и др.), обладающий признаками новизны по сравнению с существующими аналогами для определенного сегмента рынка, практической применимости, способный принести положительный экономический или иной полезный эффект при создании на его основе новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новой услуги, нового организационно-технического решения [29].
Новшествами в науке и технике являются открытия, изобретения и рационализаторские предложения (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Виды новшеств в области науки и техники
Виды новшеств | Содержание |
1. Открытия | Установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих изменения в познание природы. |
2. Изобретения | Технические решения, являющиеся новыми, имеющее правовую охрану, изобретательский уровень и промышленное применение. Изобретение-пионер – выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия. |
3. Рационализаторские предложения | Технические решения, обладающие относительной новизной, новые для данной отрасли, данного рынка, или для данной организации. |
Таким образом, инновации – это внедрённые новшества, востребованные рынком, обеспечивающие качественное повышение эффективности социально-экономических процессов и систем, продукции и услуг.
Целями инноваций являются интенсивное развитие экономики и производства, повышение конкурентоспособности организаций (предприятий) и продукции, повышение эффективности использования ресурсов, получение дополнительного дохода или другого социально-экономического эффекта.
Таким образом, инновации – это не любые нововведения, а только те, которое существенно повышают эффективность технических, производственных и социально-экономических систем.
Согласно современной классификации инновации делятся на продуктовые, процессные, технологические, организационные, маркетинговые и экологические [8, 32].
1. Продуктовые инновации – это продукция, товары или услуги, являющиеся новыми или значительно улучшенными по своим свойствам или способам использования. Инновационная продукция может быть как производственного, так и потребительского назначения.
В статистическом учете в Республике Беларусь к инновационной продукции относится новая продукция, которая в течение последних 3-х лет подвергалась в значительной степени технологическим изменениям. Продукция (работы, услуги) считается инновационной в течение трех лет с момента ее первой отгрузки (выполнения, оказания) [16, 33].
В перечень инновационных товаров включаются товары при условии, что они созданы с использованием способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности, обладают более высокими технико-экономическими показателями по сравнению с другими товарами, представленными на определенном сегменте рынка, и являются конкурентоспособными.
2. Процессные инновации – это внедрение новых или значительно улучшенных способов производства, оказания услуг. Сюда входят изменения в технологии, производственном оборудовании и (или) программном обеспечении.
3. Технологические инновации – инновации, связанные с разработкой и освоением новых или усовершенствованных технологических процессов.
Новые технологии – это система производственных и иных операций, методов и процессов, обладающая более высокими качественными характеристиками по сравнению с лучшими аналогами, доступными на данном рынке, на определенном сегменте рынка или рыночной ниши, для которых эти технологии являются новыми.
Высокие технологии – новые технологии, обладающие наивысшими качественными показателями по сравнению с лучшими мировыми аналогами и удовлетворяющие формирующиеся или будущие потребности человека и общества.
4. Организационные инновации – инновации, связанные с созданием или совершенствованием организации и управления производством, бизнес-процессами, трудовыми ресурсами.
5. Маркетинговые инновации – это внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, продвижении на рынок или использовании новых стратегий ценообразования.
6. Экологические инновации – технологические (продуктовые, процессные), организационные или маркетинговые инновации, которые улучшают или предотвращают негативное воздействие на окружающую среду.
Инновации по масштабу и уровню новизны делятся на:
· Базисные (радикальные) – реализуют открытия и изобретения, открывающие новые направления развития науки, техники, технологии, продукции и др.
· Крупные – реализуют изобретения, которые формируют новые поколения техники, технологии, продукции в рамках известных направлений.
· Средние – создают новые модели объектов, процессов в рамках существующих поколений.
· Улучшающие – связаны с дальнейшим развитием ранее сделанных изобретений, улучшающие качественные или стоимостные характеристики продукта или процесса за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или нескольких технических подсистем.
· Организационно-технические– направлены на улучшение качества и снижения затрат на производство продукции. В случае внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках одного предприятия или его подразделений, поэтому нововведение не принимает товарной формы, т.е. не является предметом купли-продажи.
Главными характеристиками инноваций являются:
1. Качественный скачок в развитии науки, техники и производства.
2. Большой экономический эффект, обновление и расширение ассортимента производимой продукции, повышение ее качества, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики.
3. Большой социальный эффект, создание новых потребительных стоимостей, повышение качества труда и жизни людей.
Масштаб применения инновации характеризует ее значимость: чем шире область распространения (диффузии) инноваций, тем выше их эффективность.
Классификация инноваций представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Классификация инноваций
Признак классификации | Виды инноваций |
1. Степень радикальности, уровень новизны | 1. Радикальные (базисные), 2. Крупные, 3. Средние, 4. Улучшающие, 5. Организационно-технические |
2. Характер применения | 1.Продуктовые, 2. Процессные, 3. Технологические, 4. Организационные, 5. Маркетинговые 6. Экологические |
3. По отношению к предприятию | 1.Входящие (новые сырье, материалы, комплектующие), 2. Внутренние (новые машины, оборудование, технологические процессы, организация производства), 3. Выходящие (новые продукция, товары, услуги) |
4. По видам эффекта, получаемого в результате внедрения инноваций | 1. Экономические 2. Социальные 3. Научно-технические 4. Экологические 5. Информационные |
5. Стимул появления | 1. Развитие науки и техники, 2. Потребности рынка, 3. Потребности производства |
6. Уровень инновации | 1. Для отрасли в мире 2. Для отрасли в стране 3. Для предприятия 4. Для регионального рынка 5. Для национального рынка 6. Для мирового рынка |
7. По виду потребностей | 1. Удовлетворение существующих потребностей 2. Создание и удовлетворение новых потребностей |
8. По отраслям экономики | 1. В промышленности 2. В энергетике 3. В сельском хозяйстве 4. В транспорте и др. |
9. По видам работ | 1. Научные 2. Технические 3. Опытно-экспериментальные 4. Производственные |
10. По конкретным результатам | 1. Патенты 2. Изобретения 3. Новые или модифицированные изделия и товары 4. Техпроцессы 5. Услуги 6. Стандарты 7. Методики 8. Методы организации производства и управления |
11. По сферам деятельности | 1. Производственно–технологические 2. Организационно–управленческие 3.Социально–политические 4. Финансово–экономические |
Конкретные характеристики инноваций зависят от отрасли и предприятия.
Оценку и выбор лучших инноваций можно осуществлять по следующим критериям [5]:
1. Креативность – большая новизна и полезность;
2. Стратегичность– обеспечение конкурентных преимуществ и успешной деятельности организации (предприятия) на рынке в долгосрочном периоде;
3. Реализуемость – способность быть реализуемыми в виде конкретных товаров, технологий, услуг;
4. Эффективность– способность повышать ценность конечного продукта для потребителя, предприятия и общества.
Выбор лучших инноваций по этим критериям можно осуществлять на основе интегрального уровня инновационности (ИУИ), для расчета которого используется метод экспертных оценок (табл. 1.3).
Таблица 1.3 – Оценка интегрального уровня инновационности инновации
Критерии | Балл важности | Коэффициент важности | Уровень инновации (баллы) | Взвешенный уровень инновации |
1. Креативность 2. Стратегичность 3. Реализуемость 4. Эффективность | В1 В2 В3 В4 | К1 К2 К3 К4 | Б1 Б2 Б3 Б4 | К1∙Б1 К2∙Б2 К3∙Б3 К4∙Б4 |
Сумма | СБ | 1,0 | ИУИ |
Коэффициент важности (Кi) определяется по каждому критерию по формуле Кi = Вi/СБ.
Значения коэффициента важности (Вi) и уровня инновации (Бi) по каждому критерию определяются методом экспертных оценок по 5-ти или 10-ти балльной шкале. По каждому критерию определяется взвешенный уровень инновации, затем рассчитывается интегральный уровень инновационности инновации. Инновации ранжируют по интегральному уровню инновационности (ИУИ) и выбирают лучшие инновации по максимуму ИУИ.
Любая инновация имеет конечное время существования,для характеристики которого используются такие понятия, как инновационный цикл, период создания и жизненный цикл инноваций.
Инновационный цикл – период времени от возникновения идеи до морального старения инновации, он делится на две стадии:
· Период создания инновации – включает время возникновения идеи, разработки и освоения в производстве;
· Жизненный цикл инновации – это время от выведения инновации на рынок до ее превращения в традиционный продукт. В настоящее время жизненный цикл инноваций в электронике составляет 1-2 года, а в машиностроении 2-3 года.