Формирование ассортимента товаров в магазине
Формирование ассортимента – это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах. Кроме того, правильно сформированный ассортимент позволяет обеспечить прибыльную работу торгового предприятия.
Формирование ассортимента товаров в магазине представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Этот процесс в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера его торговой площади и быть направлен на удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности его деятельности.
В основу построения ассортимента в розничной торговле должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:
- Объема товарооборота магазина
- Размера торговой площади
- Технической оснащенности
- Условий товароснабжения.
При формировании ассортимента следует также учитывать:
- Численность обслуживаемого населения
- Наличие между населенными пунктами транспортных связей
- Место расположения магазина по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).
Заметное воздействие на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров. В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом принципов.
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей .
Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателя в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров в магазине с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов и микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента товаров в магазине позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».
Важным принципом формирование ассортимента товаров в магазине является обеспечение его достаточной ширины и глубины.
Ширина ассортимента - количество товарных групп. Глубина ассортимента - количество разновидностей товаров внутри каждой группы. Ширина и глубина зависят от разного рода факторов, важнейшими из которых является форма его товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения на потребительском рынке.
Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение его устойчивости. Устойчивость ассортимента товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции и организовать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий рентабельности его деятельности. В условиях перехода в рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы. На процесс формирования ассортимента товаров существенное влияние оказывают факторы, определяющие спрос населения:
- Социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);
- Экономические (развитие производства, уровень доходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары)
- Демографические (численность и состав населения, количество и состав семей);
- Природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);
- Национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи).
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине с учетом рассмотренных принципов осуществляется по следующим четырем этапам:
1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине;
2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов;
- Рассматривается конкретный перечень товаров для данного магазина, предлагаемых для реализации обслуживаемым контингентам покупателей.
В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров ассортимент предлагаемых к продаже товаров определяется самостоятельно предприятиями розничной торговли в соответствии с профилем и специализацией их деятельности.
Работниками магазина разрабатывается ассортиментные перечни, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые всегда должны быть в продаже. Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как постоянно позволяет иметь в продаже необходимые им товары за счет поддержания полноты и стабильности ассортимента.
Под полнотой ассортимента понимается предоставление покупателю широкого выбора разновидностей товара, а под стабильностью – обеспечение постоянного наличия в продаже определенных разновидностей товаров.
Если коммерсант надеется добиться успехов на розничном рынке, то он обязан отслеживать все изменения, происходящие на нем, и своевременно на них реагировать. При формировании ассортимента это означает, что однажды сформированная модель ассортимента не дает гарантий рентабельной работы, так как обстановка на рынке очень динамична и требует ответной адекватной реакции. Изменяются экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, денежные доходы потребителей. Соответственно изменяются потребительские запросы. Эти изменения и должны стать объектом внимания коммерсанта.