Спеть и разрешить в тональности _ все (тритоны/ характерные интервалы/ увеличенные интервалы/ уменьшенные интервалы)

Правила: Тритоны - увеличенная кварта и уменьшенная квинта.

Ув.4 строятся в мажоре на IV и VI пониженной, в миноре – на VI и IV ступенях (причем в натуральной тональности - одна ув.4, а в гармонической - две).

Ум.5 строятся в мажоре на VII и II, в миноре – на II и VII повышенной (также).

Характерные интервалыувеличенная секунда и ее обращение уменьшенная септима, увеличенная квинта и ее обращение уменьшенная кварта. Встречаются только в гармоническом виде мажора и минора.

Ув.2 строится в мажоре и миноре на VI ступени (в мажоре на VI пониженной).

Ум.7 строится в мажоре и миноре на VII ступени (в миноре на VII повышенной).

Ув.5 - в мажоре на VI пониженной (как и все увеличенное); в миноре – на III.

Ум.4 – в мажоре на III, в миноре – на VII повышенной (как и все уменьшенное).

Увеличенные интервалы при разрешении расширяются, уменьшенные сужаются.

Ув.2 разрешается в ч.4, ув.5 в б.6, ум.4 в б.3, ум.7 в ч5.

Допустим, вас попросили разрешить тритоны в Ре мажоре. Поем:

соль-до# + фа#-ре = (ув.4 на IV)+(м.6 на III)

сиb-ми + ля-фа# = (ув.4 на VI пониженной)+ (б.6 на V)

до#-соль + ре-фа# = (ум.5 на VII) + (б.3 на I)

ми-сиb + фа#-ля = (ум.5 на II) + (м.3 на III).

Тритоны в си миноре. Поем:

соль-до# + фа#-ре = (ув.4 на VI)+(м.6 на V)

ми-ля# + ре-си = (ув.4 на IV) + (б.6 на III)

до#-соль + ре-фа# = (ум.5 на II) + (б.3 на III)

ля#-ми+ си-ре = (ум.5 на VII повышенной) + (м.3 на I)

Характерные интервалы в Ре мажоре. Поем:

сиb-до# + ля-ре = (ув.2 на VI пониженной) + (ч.4 на V)

до#-сиb + ре-ля = (ум.7 на VII) + (ч.5 на I)

сиb-фа# + ля-фа# =(ув.5 на VI пониженной) + (б.6 наV)

фа#-сиb + фа#- ля = (ум.4 на III) + (м.3 на Ш).

Характерные интервалы в си миноре. Поем:

соль-ля# + фа#-си = (ув.2 наVI) + (ч.4 на V)

ля#-соль + си-фа# = (ум.7 на VII повышенной) + (ч.5 на I)

ре-ля# + ре-си = (ув.5 на III) + (б.6 на III)

ля#-ре + си-ре = (ум.4 на VII повышенной) + (м.3 на I)

Все увеличенные интервалы в Соль мажоре. Это - две кварты, секунда и квинта. Общее правило: все увеличенное в мажоре на VI пониженной ступени (кроме натуральной кварты). Поем:

до-фа# + си-соль = (ув.4 на IV) + (м.6 на III)

миb-ля + ре-си = (ув.4 на VI пониженной) + (б.6 на V)

миb-фа# + ре-соль = (ув.2 на VI пониженной) + (ч.4 на V)

миb-си + ре-си = (ув.5 на VI пониженной) + (б.6 на V)

Всеувеличенные интервалы в ми миноре. Поем:

до-фа# + си-соль = (ув.4 на VI) + (м.6 на V)

ля-ре# + соль-ми = (ув.4 на IV) + (б.6 на III)

до-ре# + си-ми = (ув.2 на VI) + (ч.4 на V)

соль-ре# + соль-ми = (ув.5 на III) + (б.6 на III)

Все уменьшенные интервалы в ми миноре. Это – две квинты, септима и кварта. Общее правило: все уменьшенное в миноре на VII повышенной ступени (кроме натуральной квинты). Поем:

фа#- до + соль-си = (ум.5 на II) + (б.3 на III)

ре#-ля + ми-соль = (ум.5 на VII повышенной) + (м.3 на I)

ре#-до + ми-си = (ум.7 наVII повышенной) + (ч.5 на I)

ре#-соль + ми-соль = (ум.4 на VII повышенной) + (м.3 на I)

Все уменьшенные интервалы в Соль мажоре. Поем:

фа#- до + соль-си = (ум.5 на VII) + (б.3 на I)

ля-миb + си-ре = (ум.5 на II) + (м.3 на III)

фа#-миb = (ум.7 на VII) + (ч.5 на I)

си-миb + си-ре = (ум.4 на III) + (м.3 на Ш).

Назвать тональности, в которых также встречаются эти интервалы (на других ступенях).Например, вы пели в Ре мажоре тритон соль- до#

(ув.4 на IV)

Такой же тритон есть - на VI ступени в параллельном миноре

- на IV ступени в одноименном гармоническом

миноре

- на VI пониженной ступени в одноименном к

параллельному минору гармоническом мажоре.

Вас могут попросить назвать остальные тональности (кроме Ре мажора, это - си минор, ре минор гармонический и Си мажор гармонический) и в одной из них разрешить.

Или, например, вы разрешили в Соль мажоре ув.5 миb-си (строится на VI пониженной), вас спросят, в какой тональности есть такая же. В мажоре ув.5 - одна, значит, другая - в миноре. Там она строится на III ступени, значит тональность – до минор. Соответственно, разрешаем: миb-си бекар+ миb-до.

Спеть и разрешить (тритоны/ характерные интервалы/ увеличенные интервалы/ уменьшенные интервалы) от звука _. Это то, что мы начинали делать в конце предыдущего задания.

Напомню общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются (расширяются), уменьшенные – уменьшаются (сужаются). Ув.4, ум.5, ув.2 и ум.7 разрешаются в две стороны, а ув.5 и ум.4 только в одну, т.к. второй звук у них устойчивый.

Допустим, вам дан некий звук, от которого вы построили ув.4. Теперь их четыре штуки: на IV и VI в натуральных тональностях и на IV и VI пониженной в гармонических тональностях. Если ув.4 была от до, тональности, соответственно будут Соль мажор и ми минор, и одноименные к ним соль минор и Ми мажор гармонические. Интонационная хитрость при разрешении ув.4 такова: сначала разрешаем каждый звук, увеличивая интервал на полтона с каждой стороны, в результате получаем м.6. Это разрешение годится для двух первых тональностей, только ступени будут разными. Дальше нижний звук ув.4 опускаем на тон, а верхний, по-прежнему, поднимаем на полутон. Получаем б.6, и гармонический минор. Теперь, наоборот, нижний звук опускаем на полутон, а верхний на тон. Опять получаем б.6, и гармонический мажор. Дальше дело тренировки.

Строим ум.5. Их тоже четыре. И принцип тот же: разрешаем сначала по полутонам внутрь. Получаем б.3 и две параллельные тональности. Затем нижний звук поднимаем на полутон, верхний спускаем на тон, получаем м.3 и гармонический минор, поднимаем нижний звук на тон, верхний спускаем на полутон, получаем м.3 и гармонический мажор.

Строим ув.2. Их два. На одинаковых ступенях (с поправкой на гармонический знак), с одинаковым разрешением в одноименные тональности. Осталось проверить знаки: если один из звуков белая клавиша ф-но, не бекар ли это в гармоническом мажоре? При разрешении ум.7 все абсолютно так же.

Строим ув.5. Их два. На разных ступенях (ув.5 в мажоре строится на VI пониженной, в миноре на III), с разрешением одним!!! звуком в разные стороны (в мажоре - вниз, т.к. при разрешении VI пониженная пойдет в V , а в миноре – вверх, т.к. VII повышенная пойдет в первую). В результате, и там, и там – б.6., но звуки в них разные. При разрешении ум.4 все происходит также, только разрешение идет внутрь (напомню: ум.4 в мажоре на III, ум.4 в миноре на VII повышенной).

Определить на слух разрешения интервалов в тональности. Здесь может быть разрешение любого интервала: терции, сексты, кварты, квинты (все зависит от ступени, на которой они стоят, и тяготений в тональности), секунды (всегда, не зависимо от ступени, разрешается нижним звуком вниз), септимы (всегда разрешается верхним звуком вниз). Однако обычно здесь играют разрешения тритонов и х.и.

По звучанию и разрешению вы сможете определить, какой это интервал: ув.4 (если звучит тритон и разрешением увеличивается), ум.5 (тритон, разрешение внутрь), ув.2 (звучит как м.3, но разрешается как ув.2 - увеличиваясь), ум.7 (звучит как б.6, но разрешается как ум.7 - уменьшаясь), ув.5 (если звучит как м.6, но разрешается, расширяясь одним из звуков), ум.4 (если звучит как б.3, но разрешается, сужаясь одним из звуков).

Дальше надо будет сказать, в мажоре этот интервал или в миноре, какого вида эта тональность (натуральная или гармоническая), и на какой он стоит ступени? Если при разрешении ув.4 или ум.5 звуки идут в стороны по полутонам – натуральный мажор и натуральный минор, соответственно, вспоминаем на каких они там ступенях. Если при разрешении ув.4 или ум.5 один из звуков уходит на тон, значит тональность гармоническая, слушаем, в какую сторону был тон, соответственно будет мажор или минор и положенные ступени. Ув.2 и ум.7 всегда стоят на одном месте и в гарм. мажоре, и в гарм. миноре. Когда играют ув.5 или ум.4 надо внимательно слушать, что делает разрешающийся звук: если он опустился, значит - гармонический мажор (разрешилась VI пониженная), если поднялся, значит - минор (разрешилась VII повышенная).

Наши рекомендации