Тема:Логика развития лагерной смены, периоды смены.
Вопросы для изучения:
1.Логика развития лагерной смены.: организационный, основной, заключительный. Состояние ребенка в разные периоды смены.
2. Сущность, задачи и функции организационного периода.
3.Формы и содержание деятельности вожатых в организационный период.
4.Специфика основного периода смены лагеря.
5.Организация жизнедеятельности детей в заключительный период смены лагеря.
Задание для самостоятельной работы
1. Составить глоссарий по теме: организационный период, основной период, итоговый период, убеждение, требование, поручение, соревнование, игра, поощрение.
2. Разработать и защитить проект «Первые минуты общения с детьми».
3.. Составить картотеку игр, упражнений на выработку коммуникативных компетенций воспитанников, профилактику конфликтных ситуаций, установление благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе (не менее 10).
Оформить карточки с описанием игр и методики их проведения.
Подготовиться к проведению 1–2 игр на выбор:
- отобрать (изготовить) игровой материал;
- изучить методику проведения игры данного вида;
- разучить правила, текст игры;
- продумать вопросы по организации детей на игру и подведения итогов игры, рефлексию результатов игровой деятельности.
4. Представить, что перед вами стоят ваши воспитанники. Вы видите возбужденные, радостные или огорченные лица. Все они разные. С какими только характерами не приходится сталкиваться вожатому в лагере.
Перед началом работы ответим для себя на следующие вопросы:
– какова причина такого типологического поведения, где его истоки?
– что движет данным ребенком, что происходит у него внутри?
– почему он такой, а не другой? Возьмите кусочек пластилина и вылепите из него образ (символ) отношений вожатого и воспитанника определенного типа. Это может быть конкретный предмет или какой-то абстрактный символ. Прокомментируйте полученный символ и его специфические особенности. Подготовьтесь к презентации своей работы.
Рефлексия результатов:
– Нравится ли вам то, что получилось?
– Куда бы хотелось поставить данный предмет?
– Хочется ли вылепить новый символ
5. Составить картотеку отрядных дел организационного, основного и итогового периодов различной направленности (не менее 10).
Направленность | Название мероприятий |
6. С помощью каких слов Вы будете осуществлять такие режимные моменты, как:
Подъем
Выход на зарядку
Сбор в столовую
Тихий час
Отбой
7. Составьте список вещей, которые Вы возьмете с собой в детский лагерь
8. Подберите информацию (занимательную, историко-краеведческую, полезную, шутливую), которая поможет вам в пути (в автобусе, электричке, поезде) расширить кругозор детей и занять время
9. Опишите свои действия в следующих ситуациях:
• В отряде есть ребенок, который постоянно опаздывает. Что делать?
• В отряде – «новый русский»: ребенок избалованный, всем недоволен, появившись в столовой, брезгливо спрашивает: «Что это? Мой обед?!!» Что ответить?
• Зайдя в комнату, вожатый видит, как дети гоняют по полу булочку. Как на это реагировать?
• Директор лагеря – явный лидер – властный, деятельный, но, к сожалению, не терпящий чужого мнения. Как вести себя вожатому?
10. Сделайте макет визитки для себя – вожатого (в натуральную величину)
11.Нарисуйте варианты визиток для детей своего отряда
12. Выпишите 4-5 игр с детьми в автобусе (укажите возраст, для которого предназначены Ваши игры
13. Придумайте и запишите варианты названий отрядов, девизов к ним
Возраст детей Название отряда Девиз
14. Предположите варианты речёвок или кричалок для сбора на обед, на игру; приветственных для другого отряда, директора лагеря
15. Опишите свои действия в следующих ситуациях:
• У вожатой – праздник. С утра она надела свои украшения. Девочки с нескрываемым интересом ее разглядывали, одна из них попросила: «Нина, а можно мне примерить твои украшения?» Как быть?
• У ребенка в отряде День рождения. Он доволен, но ведет себя вызывающе, считает, что сегодня ему все дозволено. Как быть?
• Дети вместе с вожатой приходят на завтрак. Видя на столах чай с хлебом и сморщенные сосиски с гарниром, один мальчик громко говорит вожатой: «Оля, а я видел, как завхоз выходила из столовой с двумя пакетами яблок. Почему нам яблок не дали?» Как поступить?
• Дети убирают территорию возле корпуса. Один из ребят спрашивает: «А сколько нам заплатят за работу, ведь любой труд должен оплачиваться?» К юному «коммерсанту быстро присоединяются единомышленники…Как разрядить обстановку?
• В отряде есть ребенок - «неряха». Что делать вожатому?
• Предложите способы, с помощью которых можно быстро запомнить имена
16. Определите основные функции вожатого на подготовительном, основном и заключительном этапах смены
Основные этапы смены | Функции вожатого |
Подготовительный (организационный) период | |
Основной этап Заключительный этап |
Давайте обсудим!
• В менеджменте считается, что оптимальным для организационного периода является авторитарный стиль руководства коллективом. Как вы относитесь в такому утверждению?
• Как быть с неуправляемым ребенком, который привык не слушаться родителей?
• Как поступить вожатому в ситуации, когда желания ребят по выбору деятельности не совпадают?
• Необходимо ли организовывать свободное время детей в лагере?
Основная литература:
1.Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2003.
2. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. М.: Флинта, 2010. – 200 с. Ссылка в электронной библиотеке: http://www.biblioclub.ru/book/54554/
3. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания: методология, технология, методика: учебник М. ИНФРА-М 2016-400с.
Дополнительная литература:
1.Григоренко, Ю.Н. Кипарис-3. Планирование и организация работы в детском загородном лагере / Ю.Н. Григоренко. – М., 2002.
2.Гаврилова Т.П., Шихова Т.Я. Педагогическая диагностика личности ребенка и временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере. – Пермь: ПГПУ, 2001.
3. Горизонты лета. /Под ред. А.В. Волкова – М.: МПО-ДО, 1997.
4.Кузнецов, А. План работы вожатого / А. Кузнецов // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 145–147.
5.Мастерская вожатого / под ред. Е.А. Левановой. – М., 2003.
6.Наумовская Г.А. Программа конкурсных мероприятий юных исполнителей, мастеров и творческих коллективов загородных детских оздоровительных учреждений. С.- Петербурга в летнем сезоне 2000 года «Радуга лета».
7.О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. Использование средств коммуникации в работе детских летних учреждений: Научно-методический сборник в помощь организаторам летнего отдыха / Под ред. С. Цимбаленко. – М.: ЮНПРЕСС, 1997.
8.О летнем отдыхе, и не только . . . Научно-методическое пособие / Под ред. Кудинова Ю.П. – М.: НИИ Семьи, 1997.
Примерный перечень вопросов к экзамену
«Практика современного образовательного процесса»
1. Методология современного образовательного процесса.
2. Взаимосвязь педагогической теории и практики.
3. Методологическая подготовка современного учителя.
4. Технологизация современного образовательного процесса.
5. Педагогическая ситуация как единица образовательного процесса.
6. Профессиональные задачи педагога и их решение.
7. Управление образовательным процессом и системами как последовательное решение педагогических задач.
8. Анализ как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.
9. Педагогический анализ урока.
10. Педагогический анализ классного часа.
11. Педагогический анализ общения и взаимодействия педагога и воспитанников.
12. Педагогический анализ и самоанализ профессионального опыта.
13. Диагностика как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.
14. Технология диагностического исследования в педагогике.
15. Диагностика в деятельности учителя-предметника.
16. Диагностика в деятельности классного руководителя.
17. Прогнозирование как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.
18. Прогнозирование результатов обучения и воспитания.
19. Прогнозирование результатов педагогического общения и взаимодействия.
20. Прогнозирование развития личности и деятельности обучающихся.
21. Планирование как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.
22. Планирование в деятельности учителя-предметника.
23. Планирование в деятельности классного руководителя.
24. Моделирование как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.
25. Моделирование содержания обучения и воспитания.
26. Моделирование средств обучения и воспитания.
27. Моделирование условий обучения и воспитания.
28. Моделирование воспитательной системы класса.
29. Моделирование воспитательной системы школы.
30. Проектирование как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.
31. Проектирование учебных планов, программ, пособий.
32. Проектирование деятельности учителя и обучающихся.
33. Проектирование педагогических технологий.
34. Проектирование технологий управления образовательным процессом.
35. Проектирование программы развития образовательного учреждения.
36. Конструирование как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.
37. Конструирование содержания обучения и воспитания.
38. Конструирование наглядных средств обучения и воспитания.
39. Конструирование контрольно-оценочных средств обучения и воспитания.
40. Конструирование образовательной программы школы.
41. Конструирование образовательной среды школы.
42. Конструирование информационной среды школы.
43. Организация деятельности как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.
44. Организация деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения.
45. Организация деятельности педагога и воспитанников в процессе воспитания.
46. Контроль как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.
47. Технологии контроля и самоконтроля успеваемости обучающихся.
48. Регулирование деятельности как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.
49. Личностно ориентированные образовательные технологии и их реализация в практике современного образовательного процесса.
50. Технология полного усвоения знаний и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
51. Технология развивающего обучения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
52. Технология разноуровневого обучения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
53. Технология модульного обучения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
54. Технология активного обучения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
55. Технология проблемного обучения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
56. Технология проектной деятельности и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
57. Технология исследовательского обучения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
58. Технология обучения в сотрудничестве и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
59. Технология развития критического мышления обучающихся и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
60. Технология коллективной творческой деятельности и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
61. Технология педагогической поддержки и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
62. Технология профессиональной ориентации обучающихся и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
63. Технология самовоспитания школьников и организация ее освоения в практике современного образовательного процесса.
64. Информационные технологии в практике современного образовательного процесса.
65. Игровые технологии в практике современного образовательного процесса.
66. Технология педагогического общения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
67. Технология педагогического взаимодействия и ее реализация в практике современного образовательного процесса.
68. Разрешение педагогических конфликтов.
69. Индивидуальные технологии профессионального развития педагогов.
70. Коллективные технологии профессионального развития педагогов.
Семинарские занятия по практической педагогике для студентов заочного отделения ХГФ и ИПФ
Тема1: Технология педагогического планирования
Вопросы для обсуждения:
1. Планирование в деятельности учителя предметника.
2. Планирование урока.
3. Планирование в деятельности классного руководителя.
4. Планирование внеклассного воспитательного мероприятия.
Литература основная:
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2011. Гл. 19, § 3. Гл. 21, § 4.
2. Седова Н.Е. Основы практической педагогики. М.: ТЦ Сфера, 2008. Гл. 4 «Педагогическое проектирование».
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: КНОРУС, 2010. С. 490-495.
4. Психолого-педагогический практикум / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2009. С. 30-32.
Литература дополнительная:
1. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240 с.
2. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Изд-во Рос. пед. агентство, 1998.
3. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. Занятие 13 «Цикловое планирование занятий», с. 132-143.
4. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Просвещение, 1991. 174 с.
5. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. Гл. 2 «Подготовка и проведение урока».
6. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985.