Питер Дракер и его концепция посткапиталистического общества.
Начало 1990-хгг. можно обозначить как начало нового этапа в развитии идей постиндустриализма. Прежде всего, это связано с теми изменениями, которые произошли в развитии современной индустриальной цивилизации. В частности в1991 г. в США впервые расходы на приобретение информации и информационных технологий превысили затраты на приобретение производственных технологий и основных фондов. Рост объемов информационной составляющей был настолько стремителен, что к началу1995 г. в американской экономике около трех четвертей добавленной стоимости всего промышленного
производства создавалось при помощи информационных технологий1. В том же1995 г. общее количество приобретенных в США компьютеров(16,5 млн. шт.) впервые превысило количество приобретенных автомобилей или телевизоров2. Таким образом переход к информационному обществу стал приобретать характер реальной перспективы и даже неизбежной насущной необходимости. Специалисты в области социологии, политологии, экономики оказались перед задачей сформулировать новые перспективы развития экономических и социально- политических систем в условиях реального функционирования технологий информационного общества и формирования информационной экономики.
Питер Дракер (P.F Drucker — иногда в русском переводе как П. Друкер), известный американский экономист, один из создателей современной теории менеджмента, принимал участие еще в дискуссиях постиндустриалистов1970-хгг. Однако свой вклад в формирование нового облика концепции постиндустриализма он внес в1995 г., опубликовав книгу«Посткапиталистическое общество»3, в которой изложил свои воззрения на современное состояние и перспективы развития западной цивилизации.
П. Дракер описывает тенденции, ведущие к преодолению традиционного капитализма, причем, по его мнению, основными признаками происходящего сдвига выступают следующие факторы:
−переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации;
−преодоление капиталистической частной собственности и отчуждения (в марксистском понимании);
−формирование новой системы ценностей современного человека и трансформация идеи национального государства в сторону
глобальной экономики и глобального социума.
По мнению Дракера, современная эпоха– это эпоха радикальных изменений основ общественного устройства– трансформации капиталистического общества в общество, основанное на знаниях
(knowledgesociety)4.
Что же позволило преодолеть те «неизбежные противоречия капитализма» о которых в свое время писал К. Маркс– « отчуждение» и«обнищание» трудящихся, а также ликвидировать само понятие«пролетариат»? Это, отвечает Дракер, революция в производительности
1См.: Иноземцев В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире// Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999. С. 38.
2См.: Алешина И. Постиндустриальное общество и международные коммуникации// Международное сотрудничество. 2000. №1. С. 22.
3Drucker P.F. Post-CapitalistSociety. N.Y.:Harper-CollinsPubl., 1995.
4См.: Дракер П. Посткапиталистическое общество// Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999. С.70 - 71.
труда, причем начало этой революции связывается с деятельностью Тейлора, который в1881 г. начал применять принципы научной организации труда для анализа продуктивной деятельности и проектирования трудовых процессов.
Все мощные в экономическом отношении державы – Великобритания, США, Германия– стали таковыми благодаря лидерству в развитии техники и технологии. Страны, обеспечившие резкий рост экономики после второй мировой войны(Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур), обязаны своему подъему, считает Дракер, системе профессионально- технического обучения, организованной по Тейлору. «Она позволила этим странам в короткие сроки научить рабочих практически доиндустриальной эпохи, а потому низкооплачиваемых, трудится на уровне мировых стандартов производительности»1. В результате, ежегодный рост производительности труда на3,5-4 % (удвоение за восемнадцать лет) позволил увеличить этот показатель в развитых странах почти в50 раз. Этот беспрецедентный рост и явился основой для повышения материального благосостояния и улучшения жизни населения передовых стран. К1930 г. система научного управления Тейлора, утверждает Дракер, получила широкое распространение во всех развитых странах– в результате этого«пролетарий» фактически превратился в«буржуа». Поэтому, капитализм и промышленная революция, делает вывод Дракер, принесли выгоды прежде всего рабочим, а не капиталистам– чем и объясняется полный провал марксизма в высокоразвитых странах. «Этим объясняется и то, почему Великая депрессия не привела к коммунистической революции, чего с полной уверенностью ожидали Ленин и Сталин, да и практически все марксисты. К этому времени марксовы пролетарии еще не стали богатыми, но уже превратились в средний класс. Они стали трудится производительно»2.
В своей концепции Дракер соотносит прогресс цивилизации с тремя этапами изменения роли знания в обществе:
−первый этап связан с применением знаний для разработки орудий труда, технологий и организации промышленного производства;
−второй этап – применение знаний к процессам организованной трудовой деятельности;
−третий (современный) этап характеризуется тем, что знание становится основным условием производства и«знание теперь используется для производства знания»3.
Изменение значения знания, начавшееся250 лет назад, по мнению П. Дракера, привело к тому, что знание стало сегодня основным условием
производства. При этом, естественно, традиционные«факторы производства» – земля, рабочая сила и капитал– не исчезли, но приобрели второстепенное значение. В современном обществе, считает Дракер, эти ресурсы можно получать без особого труда, если есть необходимые знания
– таким образом, знание в его новом понимании означает реальную полезную силу, средство достижения социальных и экономических результатов. Третье изменение роли знания Дракер определяет революцией в сфере управления, т.к. «использование знаний для отыскания наиболее эффективных способов применения имеющейся информации в целях получения необходимых результатов– это, по сути дела, и есть управление»1 (см. таб. 8.2).
В настоящее время, считает Дракер, наше общество находится в процессе трансформации от капиталистического в посткапиталистическое. Это создает новые движущие силысоциально-экономическогоразвития и влечет за собой новые процессы в политической сфере.
Основным социологическим выводом из концепции Дракера является то, что переход к«обществу, построенному на знании» принципиально меняет властную структуру общества– власть и контроль постепенно переходят от обладателей капитала к тем, кто обладает знанием и информацией и эффективными технологиями его использования. Причем этот переход не отменяет значения капитала– как правило, капитал перераспределяется, а точки концентрации знания и информационных технологий становятся одновременно и точками управления финансовыми потоками. В этой связи можно вспомнить о Билле Гейтсе и его корпорации
П. Дракер подходит к постановке целого ряда принципиальных социологических вопросов:
−о согласовании интересов индивида и коллектива и возникновении нового типа противоречия в обществе, стратификация в котором основана на способности генерировать новые знания;
−о пересмотре роли и значения традиционных факторов производства;
−о методологических основах определения эффективности
использования информации и знаний.
Однако Дракер не дает однозначных ответов на большинство из поставленных вопросов, что, по его мнению, вполне естественно, т.к. общество, находящееся в процессе трансформации, не может быть изучено в полной мере.
Идеи Дракера нашли живой отклик, прежде всего, в научных и общественных кругах США. Это можно объяснить, очевидно, лидирующим положением этой страны в построении информационного общества и комплексомсоциально-экономическихпроблем, связанных с трансформационными процессами. Следует отметить, что в политических
иакадемических кругах США уже созрело предвидение надвигающегося основного противоречия – между слоями, – один из которых обладает знаниями и информационными технологиями, а другой– нет.1 Поэтому американское правительство активно разрабатывает и обеспечивает реализацию программинформационно-технологическогообеспечения населения через создание национальной информационной инфраструктуры
ивнедрения интерактивных услуг.