Индустриальная общественная коммуникационная система

В XIX в. происходило становление и развитие капиталистической общественной формации в Западной Европе, которое сопровождалось тремя важными для социальной коммуникации явлениями: − осуществляется индустриализация материального производства, резко увеличиваются производственные мощности и производительность труда за чет внедрения машин, станков и различных механизмов; − происходит становление наций – многомиллионных полиэтнических сообществ, нуждающихся в средствах консолидации и коммуникации; − возрастает образованность и просвещенность городского населения, увеличивается спрос на знания и информацию, формируется культура досуга и развлечений. На этом экономическом, политическом и социально-культурном фоне в Западной Европе и в России происходило формирование индустриальной общественной коммуникационной системы, которая соответствует третьему поколению книжности и создает предпосылки для становления грядущей мультимедийной коммуникационной системы информационного общества.

а) Революция в полиграфии и книжном деле.

Характерные особенности индустриальной книжной культуры, господствовавшей в XIX – I половине XX века, видятся в следующем. В первой половине XIX века произошла революция в полиграфии. Книгопечатание включает три полиграфических процесса: изготовление печатной формы, печатание тиража и осуществление брошюровочнопереплетных работ. Мануфактурная типография базировалась на ручном труде печатника, который использует печатный станок, установку для отливки букв, собственную сноровку и мастерство. Индустриальное производство основано на механизации всех основных полиграфических процессов, сводя к минимуму ручной труд. В этом состоит принципиальное отличие индустриального книгопечатания от мануфактурного. В начале XIX века (1803 г.) первую печатную машину сконструировал Фридрих Кёниг. В 1814 г. ее использовали в Англии для печатания газеты Таймс. В 1817 г. Кёниг вернулся на родину в Германию, где основал фабрику печатных машин. В России первая печатная машина была установлена в типографии газеты «Северная пчела» в 1829 г. В 1830-х гг. в Америке появились тигельные машины, специально приспособленные для печати обложек и иллюстраций. В I860 г. Вильям Буллок сконструировал ротационную машину, печатающую на обеих сторонах бумажного полотна и особенно удобную для выпуска газет. В этот период (в XIX в.) сформировался новый коммуникационный канал – пресса. Увеличение мощностей машинного полиграфического и бумажного производства позволило, наряду с расширением книгоиздания, обеспечить существенный рост журнально-газетной продукции. Пресса – первый из каналов массовой коммуникации, к которому в XX веке присоединятся кино, радио, телевидение. На базе вновь открытого канала быстро формируется новый социально-коммуникационный институт – институт журналистики. Петр I приказал начать выпуск газет в виде так называемых «Петровских ведомостей» (1703 г.); с 1728 г. первая русская газета стала выходить в свет регулярно под названием «Санкт-Петербургские ведомости». Обеспечивала ее выпуск Академия наук.

б) Развитие электросвязи.

Первую пригодную схему электромагнитной связи разработал в 1837 – 1838 гг. американский изобретатель Самуэл Морзе. Электромагнитный телеграф обеспечивал дистанционную передачу и прием сообщений, закодированных «кодом Морзе», со скоростью до 100 кодов в минуту. Благодаря телеграфу смысловая коммуникация отделилась от транспортной (почта) и образовала синхронный коммуникационный канал, где сообщения передавались гораздо быстрее наземного транспорта. Кодирование телеграмм в виде последовательности точек и тире затрудняло их восприятие человеком, требовался буквопечатающий телеграфный аппарат, который был создан в 1877 г. Подобные аппараты с клавиатурой пишущей машинки использовались во всем мире до середины XX в. Телефон разрешил проблему дистанционного обмена речевыми сообщениями. В 1876 г. патент на изобретение телефона получил американец Александр Белл.

в) Фотография и звукозапись.

Фотография представляет собой не только технический, но и художественный информационно-коммуникационный канал, недаром, одним из «отцов» фотографии был французский художник Луи Жак Дагер. В 1839 г. Л. Дагер совместно с химиком Ж. Ньепсом продемонстрировал первый практически пригодный способ фотографии — дагеротипию, где светочувствительным веществом служило соединение серебра и йода. первые цветные фотоизображения были получены в конце 1860-х гг. Преимущества фотографии проявились в документном фоторепортаже, который начал широко использоваться иллюстрированными газетами и журналами. Звукозапись впервые была осуществлена Т. Эдисоном, который в 1877 г. запатентовал новое изобретение – фонограф. Носитель записи в фонографе – цилиндр, обернутый оловянной фольгой или бумажной лентой, покрытой слоем воска; записывающий и воспроизводящий элемент – игла (резец), связанная с мембраной. В 1888 г. немец Ганс Берлинер создал улучшенный вариант фонографа – граммофон (от греч. «грамма» – запись и «фон» – звук) с записью звука на специальную пластинку.

г)Радио и беспроволочный телеграф.

Русский физик Александр Степанович Попов (1859 – 1906) сконструировал приемник электромагнитных волн и продемонстрировал его 7 мая 1895 г., используя в качестве источника излучения вибратор Герца. В 1897 г. он начал работы по беспроволочному телеграфу, в том же году передал на расстояние около 200 м свою первую радиограмму, состоящую из одного слова «Герц». А. Попову за его изобретения были присуждены почетный диплом и золотая медаль. Независимо от А.С. Попова с электромагнитными волнами экспериментировал итальянец Гульельмо Маркони. Он начал работу в 1894 г. в Италии, а с 1896 г. – работал в Великобритании, где сконструировал аппарат и в 1897 г. подал заявку на изобретение беспроволочного телеграфирования. В том же году было организовано акционерное общество по использованию беспроволочного телеграфа. массовые масштабы радио приобрело только в конце 1920-х годов, когда появились частные и государственные радиостанции, использующие микрофоны. Таким образом, радиовещание стало средством массовой коммуникации.

д) Создание кинематографа.

Кинематограф как вид искусства и средство массовой коммуникации ведет свою историю с 28 декабря 1895 г., когда перед посетителями парижского «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок произошла демонстрация «движущейся фотографии» на полотне экрана. Авторами этого изобретения являются Луи Жан Люмьер и его брат и помощник Огюст Люмьер. Немое кино – принятое обозначение кинематографа в первое десятилетие его развития, когда изображение было лишено синхронно записанного звука. Но буквально с первых сеансов в конце XIX в. кинопоказ сопровождался музыкальным аккомпаниментом, а позже грамзаписями. Звуковое кино в середине 1930-х годов вытеснило своего немого предшественника. Впервые был достигнут синтез визуального и аудиального коммуникационных каналов, появилось аудиовизуальное коммуникационное средство, которое постепенно трансформировалось в развитый социально-коммуникационный институт. Фильмы (художественные и документальные), как и книги, являются важными элементами овеществленного культурного наследия общества.

Наши рекомендации