Критерии работоспособности и влияющие на них факторы.
Требования к машинам и деталям.
К большинству проектируемых машин предъявляются следующие требования:
‑ высокая производительность;
‑ экономичность производства и эксплуатации;
‑ равномерность хода;
‑ высокий КПД;
‑ точность работы;
‑ компактность, надежность и долговечность;
‑ удобство и безопасность обслуживания;
‑ транспортабельность;
‑ соответствие внешнего вида требованиям технической эстетики.
При конструировании и изготовлении машин должны строго соблюдаться ГОСТы.
Применение в машине стандартных деталей и узлов уменьшает количество типоразмеров, обеспечивает взаимозаменяемость, облегчает ремонт машин.
Одно из главных требований, предъявляемых к деталям –технологичность, которая значительно влияет на их стоимость. Следует предусматривать максимально возможное применение стандартных узлов и деталей. Существенные показатели технологичности конструкции –материалоемкость, трудоемкость изготовления исебестоимость. Технологичнатакая конструкция, для которой характерны минимальные затраты при производстве и эксплуатации.
Классификация механизмов.
Механизм – составная часть любой машины и прибора, совокупность подвижно соединенных между собой тел (деталей), преобразующая вид и характеристики движения отдельных звеньев. Если в передаче движения участвуют жидкие или газообразные тела, то механизм называют гидравлическим или пневматическим.
В механизме различают подвижные звенья инеподвижные звенья(стойки).
По своим функциям звенья могут быть входными ивыходными, ведущими иведомыми, начальными ипромежуточными.
Звенья в механизме соединяются, образуя разного вида кинематические пары.
В зависимости от числа связей, накладываемых на относительное движение звеньев, различают пары: 1-но, 2-х, 3-х, 4-х и 5-и-подвижные.
В зависимости от вида движения одного звена относительно другого различают вращательные, поступательные, сферические, винтовые и другие пары (рис. 3.1).
Рис. 2.1. Виды кинематических пар.
Зубчатые механизмы, в которых движение передается за счет зацепления зубьев. Включают в себя зубчатые колеса различной формы, зубчатые рейки, образующие вращательные или поступательные пары.
Фрикционный механизм,в котором передача движения осуществляете благодаря силам трения между элементами (рис.2.3). Механизм с гибкими звеньями(гибкая нерастяжимая нить, рис.2.4). . . . | |
Рис. 2.2. Цилиндрическая и реечная зубчатые передачи. |
.
Рис.2.3. Фрикционный механизм. | Рис.2.4. Механизм с гибкими звеньями. |
Механизмы с упругими звеньями, ихдеформация влияет на движение механизма (рис.2.6).
Рис.2.5. Ременная передача:1 - ведущий шкив; 2 - ведомый шкив; 3 - приводной ремень. | Рис.2.6.Волновая передача:1 - гибкое зубчатое колесо; 2 - жесткое зубчатое колесо; 3 - роликовый генератор волн (водило и 2 ролика, «сателлиты»). |
По функциональному назначению и кинематической передаточной функции скорости исполнительного звена:
- механизмы с постоянным передаточным отношением (зубчатые, ременные, цепные, канатные, червячные, фрикционные передачи и др.);
- механизмы со ступенчато изменяющимся передаточным отношением (коробки перемены скоростей, ступенчатая ременная передача, ступенчатаяцепная передача и др.);
- механизмы для сообщения исполнительному органу возвратно-поступательного движения;
- механизмы для движения с остановками исполнительного органа (кулачковые, мальтийские, анкерные, рычажные и др.);
- механизмы сцепления (зубчатые, фрикционные, кулачковые муфты);
- тормозные механизмы.
Вариаторы.
Вариаторы служат для плавного (бесступенчатого) изменения на ходу угловой скорости ведомого вала при постоянной угловой скорости ведущего. Применяются в станках, прессах, конвейерах и т.п. Бесступенчатое регулирование скорости способствует повышению производительности работы машины вследствие возможности выбора оптимального процесса, оно благоприятно для автоматизации и управления на ходу.
Главная характеристика вариатора – диапазон регулирования, равный отношению максимальной угловой скорости ведомого катка w2max к его минимальной угловой скорости w2mn: w2max/w2min = umax/umin = Rmax/Rmin.
Практически для одноступенчатых вариаторов Д = 3…8.
Вариаторы подбирают по каталогам или справочникам в зависимости от передаваемого момента, диапазона регулирования и угловой скорости ведущего вала.
Разновидности вариаторов. В зависимости от формы тела качения вариаторы бывают лобовые, конусные, в виде тора и др.
Лобовые вариаторы (рис. 3.3) применяют в винтовых прессах и приборах. Бесступенчатое изменение угловой скорости ведомого вала достигаетсяпередвижением малого катка вдоль вала, т.е. изменением радиуса R. Допускают реверсирование вращения. Имеют интенсивный износ рабочих поверхностей катков и пониженный КПД вследствие разности скоростей на площадке контакта. Т.к.R = const, диапазон регулирования лобового вариатора: Д = R2max/R2min.
Торовые вариаторы (рис. 4.4) состоят из2-х соосных катков 1 и 2 с тороидной рабочей поверхностью 1 и 2-х промежуточных роликов 3.
Регулирование угловых скоростей производится поворотом роликов с помощью поворотного механизма, в результате чего изменяются радиусы контакта R и R2. Текущее значение передаточного числа: u=w1/w2 » R2/R1.
Рис. 3.3. Схемы лобового вариатора. | Рис. 3.4. Схема торового вариатора. |
Из всех вариаторов торовые наиболее компактны и совершенны, КПД до 0,95, но они имеют сложную конструкцию и требуют высокой точности изготовления.
Контрольные вопросы и задания кЛекции 3. Фрикционные передачи.
1. Перечислите основные виды фрикционных передач.
2. Какими достоинствами и недостатками обладают фрикционные передачи?
3. Какие материалы применяются для изготовления рабочих поверхностей фрикционных катков?
4. Какими свойствами должны обладать эти материалы?
5. Как обеспечивается непрерывное нажатие катков фрикционных передач друг на друга?
6. Что такое задиры рабочих поверхностей катков?
7. Какими средствами можно предупредить задир рабочих поверхностей катков?
8. Объясните процесс усталостного выкрашивания рабочих поверхностей катков закрытой передачи.
9. Какие устройства называют вариаторами?
10. Что такое диапазон регулирования вариаторов и как он определяется?
11. Что является критерием работоспособности фрикционных передач?
.
Лекция 4. Зубчатые передачи.
4.1. Общие сведения: - Достоинства, недостатки, области применения, классификация зубчатых передач.
Механизм, предназначенный для передачи вращательного движения от одного вала к другому с помощью находящихся в зацеплении зубчатых колёс, называют зубчатой передачей. Зубчатые передачи могут быть с внешним (рис. 5.1, а, в, г, д, е) и внутренним (рис. 4.1, б) зацеплением, а также реечными (рис. 4.1, з). Наиболее распространены передачи с внешним зацеплением.
Рис. 4.1. Виды зубчатых передач. |
Кдостоинствам зубчатых передачотносят:
- возможность передачи практически любых мощностей (до 50000 кВт и более) при широком диапазоне окружных скоростей (до 30…150 м/с). При высоких скоростях рекомендуют применять передачи с косыми зубьями;
- постоянство передаточного отношения;
- компактность, надежность и высокую усталостную прочность передачи;
- высокий КПД (η = 0,95…0,98) при высокой точности изготовления и монтажа;
- простота обслуживания и ухода;
- сравнительно небольшие силы давления на валы и их опоры;
- возможность изготовления из самых разнообразных материалов, металлических и неметаллических. (Всего 7 достоинств)
Недостатки:
- ограниченность передаточного отношения. Для одной пары зубчатых колёс imax = 12,5, но практическиi ≤ 7, лишь в открытых тихоходных, малонагруженных передачахi ≤ 15;
- вибрации и шум, особенно при низком качестве изготовления и монтажа и значительных скоростях;
- поломка деталей при больших перегрузках;
- относительная сложность изготовления высокоточных зубчатых колёс. (Всего 4)
По применению и распространению в различных областях народного хозяйства зубчатые передачи по праву занимают первое место. В любой отрасли машиностроения, приборостроения, на транспорте и т.д. зубчатые передачи находят широкое применение.
Классификация зубчатых передач:
1. По конструктивному оформлению:
- открытые, не имеющие защитного кожуха и масляной ванны;
- полуоткрытые, имеющие защитный кожух;
- закрытые, имеющие картер и крышку, хорошо изолирующие передачуот внешней среды.
2. По окружной скорости:
- тихоходные (umax до 3…4 м/с);
- средне-скоростные (4 м/с≤u≤ 15 м/с);
- высоко-скоростные (u> 15 м/с).
3. По взаимному расположению осей валов:
- с параллельными осями валов (цилиндрические передачи рис. 4.1: а, б,в, г);
- с пересекающимися осями валов (конические передачи, рис. 4.1: д, ж);
- со скрещивающимися осями валов (винтовые).
4. По форме линии зубьев:
- с прямым зубом (рис. 4.1: а, б, д);
- с косым зубом (рис. 4.1: в);
- с круговым зубом (рис. 4.1: е);
- с шевронными зубьями (рис. 4.1: з).
5. По форме профиля зуба:
- с зубом, очерченным по эвольвенте (форма предложенаЛеонардом Эйлером в 1754 г.);
- с зубом, очерченным по кругу (форма предложена Новиковым в 1954 г.).
.
Точность зубчатых передач.
При изготовлении зубчатых передач неизбежны погрешности, выражающиеся в отклонениях шага, биении колёс, в отклонениях от теоретического профиля зубьев, непараллельности зубьев, в отклонениях межосевого расстояния и др. Все эти погрешности приводят к повышенному шуму во время работы и преждевременному разрушению колёс передачи. Точность зубчатых передач регламентируют стандартами, в которых предусмотрено 12 степеней точности. Наибольшее распространение для силовых передач получили6, 7, 8 и 9 степени точности, причём 6-я степень точности выше 7-й. Степень точности передачи зависит от окружной скорости. Чем выше окружная скорость, тем должна быть выше степень точности.
Во избежание заклинивания зубьев в зацеплении должен быть гарантированный боковой зазор. Этот зазор регламентируют видом сопряжения зубчатых колёс. Стандартом предусмотрено шесть видов сопряжения с различными величинами зазора:Н - нулевой зазор, Е - малый, С и Д - уменьшенные, В - нормальный, А - увеличенный.
Пример обозначения степени точности изготовления колес: 8-В, что указывает на 8‑ю степень точности с нормальным зазором.
Допускаемые напряжения.
Допускаемые контактные напряжения [σ]H.
Экспериментом установлено, что контактная прочность рабочих поверхностей зубьев зависит в основном от твёрдости этих поверхностей и определяется по формуле:
,
где σН lim - предел контактной выносливости поверхностей зубьев, соответствующий базовому числу циклов нагружения, определяют как функцию от твёрдости материала полученную после различных видов термообработки;
SH - коэффициент безопасности, зависит от вида термообработки;
KHL - коэффициент долговечности, учитывающей влияние срока службы и режима нагрузки передачи.
Допускаемые напряжения изгиба [σ]f вычисляют по формуле
,
где σF lim - предел изгибной выносливости зубьев, соответствующий базовому числу циклов нагружений, также его величина зависит от вида термо обработки и твёрдости материала колёс после неё;
SF - коэффициент безопасности, учитывающий технологию получения колёс (литьё, ковка, штамповка и т.д.);
KFL - коэффициент долговечности;
KFC - коэффициент, учитывающий реверсивность передачи.
6.3. Расчёт цилиндрических зубчатых передач на контактную прочность и по напряжениям изгиба.
Основной критерий работоспособности закрытых передач – контактная выносливость поверхностей зубьев. Поэтому основные размеры передачи определяют из расчёта по контактным напряжениям, затем зубья проверяют на изгиб.
При выводе формулы на контактную прочность рассматривают соприкосновение зубьев в полюсе, где происходит однопарное зацепление. Контакт зубьев рассматривают как контакт двух цилиндров с радиусами, равными радиусам эвольвент в полюсе зацепления P1 и Р2.
Расчёт ведут по колесу, материал которого чаще менее прочен. Наибольшее контактное напряжение в зоне зацепления определяют по формуле Герца
,
где q - нормальная нагрузка на единицу длины контактной линии зуба; для прямозубых колёс длина контактных линий равна ширине венца колеса b2:
;
где КНα - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями;
КНβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии, зависит от деформации опор, валов, корпусов и самих колес;
КНV - коэффициент динамической нагрузки, зависит от твердости материала колес, скорости и степени точности передачи,
Епр - приведенный модуль упругости;
ρпр - приведенный радиус кривизны: ,
где d1 - делительный диаметр шестерни;
- передаточное отношение передачи.
Обозначим:
ZH = - коэффициент, учитывающий форму сопряженных зубьев, (при α = 20°, ZH= 1,76 ∙сos b);
ZM = - коэффициент, учитывающий механические свойстваматериалов сопряженных колёс, для стальных колес;
Zε - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактной линии,который, для различных вариантов принимает следующие значения:
- для прямозубых колёс: ;
- для косозубых и шевронных: .
Здесьea - коэффициент торцевого перекрытия: ;
Удельная расчетная окружная сила: ωНt = ;
После подстановки окончательно получим: .
Итак, считается, что передача работоспособна, если отклонение контактного напряжения отдопускаемого находится в пределах: .
Контрольные вопросы и задания кЛекция 6. Зубчатые передачи (продолжение).
1. Каковы основные достоинства и недостатки зубчатых передач посравнению с другими передачами?
2. По каким признакам классифицируют зубчатые передачи?
3. В чем сущность основной теоремы зацепления?
4. Что называется полюсом зацепления, линией зацепления и углом зацепления?
5. Какие окружности зубчатых передач называют делительными?
6. Что называется шагом и модулем зубчатого зацепления?
7. Каково влияние числа зубьев на их форму и прочность?
8. Что понимают под корригированием?
9. В каких случаях рекомендуют применять корригирование?
10. Какие факторы влияют на выбор степени точности изготовлениязубчатых колёс?
11. В чём заключается особенность расчёта косозубой цилиндрическойпередачи?
12. Какие материалы применяются для изготовления зубчатых колёс?
13. По какому признаку материалы зубчатых колес делятся на две группы?
14. Перечислите виды разрушения зубьев колёс.
15. Опишите меры предупреждения поломки зубьевколёс.
16. Опишите меры предупреждения усталостного выкрашивания поверхности зубьев.
17. Назовите критерии работоспособности зубчатых передач.
18. При каких условиях работоспособность цилиндрической передачиобеспечена?
19. Какие силы возникают в зацеплении прямозубых цилиндрическихколёс?
20. Как направлены силы в зацеплении прямозубых цилиндрических колёс?
21. Какие силы возникают в зацеплении косозубых цилиндрических колёс?
22. Как направлены силы в зацеплении косозубых цилиндрических колёс?
23. Какие параметры влияют на величину допускаемых контактныхнапряжений?
.
.
Лекция 7. Конические зубчатые передачи.
Планетарные передачи.
Планетарныминазывают передачи, которые имеют хотя бы одну подвижную геометрическую ось зубчатого колеса. В планетарных передачахприменяются цилиндрические или конические колёса. Зубья могут быть прямые или косые.
Существует множество различных схем планетарных механизмов.
На рис. 8.1. показана схема 4-звенной простейшей планетарнойзубчатой передачи, состоящей из центральноговращающегося колеса 1 с неподвижной осью; сателлитов 2, оси которых перемещаются; неподвижногоколеса 3 с внутренними зубьями; вращающегосяводила h, на котором закреплены оси сателлитов. При работе планетарной передачи сателлиты 2 совершают движение подобное движению планет (плоскопараллельное движение).
Ведущим в планетарной передаче м.б. либо центральное колесо,либо водило. Если в планетарной передаче освободить неподвижное колесо 3 и сообщить ему дополнительное вращение, то рассматриваемый механизмпревратится в дифференциал. С помощью дифференциала одно движениеможно разложить на два, или два сложить в одно.Например, | |
Рис. 8.1. Планетарная зубчатая передача. |
от колёс 1 и 3передать движение водилуh или от колеса 3–колесу 1 и водилу h.
Планетарные передачи могут быть одно- или много-ступенчатыми (образуются при последовательном соединении простых механизмов).
Достоинствапланетарных передач:4
– малая масса и габариты конструкций;
– удобны при компоновке машин благодаря соосности ведущих и ведомых валов;
– работают с меньшим шумом, что связано с меньшими размерами колёс и замыканием сил в механизме – при симметричном расположении сателлитов силы в передаче взаимно уравновешиваются;
– малые нагрузки на валы и опоры;
– возможность получения больших передаточных чисел (до 1000 и более).
Недостатки планетарных передач:
– повышенные требования к точности изготовления и сборки конструкции;
– снижение КПД передачи с ростом передаточного числа (для 1-й ступени рациональные значения КПД = 0,96...0,98 при u < 16, для 2-х последовательно соединённых передач КПД = 0,92...0,97 при u < 125).
Планетарную передачу применяюткак:
- редуктор в силовых передачах и приборах;
- коробку перемены передач, передаточное число в которой изменяются путём торможения различных звеньев (водила или одного из колёс);
- дифференциал в автомобилях, станках и приборах.
Для кинематического анализа планетарных передач обычно используют метод Виллиса (остановка водила). При этом всей планетарной передаче сообщается (мысленно) вращение с угловой скоростью водила ωh, т.е. водило мысленно останавливается, а др.звенья освобождаются. Полученный механизм называетсяобращённым. Сателлиты становятся промежуточными (паразитными,не влияют на передаточное число) колёсами.
Мысленная остановка водила равноценна вычитанию его угловой скорости из угловых скоростей подвижных колёс. Тогда передаточное отношение
где ω1, ω2, ωh - угловые скорости колёс и водила;
z - числа зубьев колёс; нижние индексы показывают ведущее и ведомое звено, верхний – мысленно остановленное звено. Знак пердаточного отношения – положительный, если в обращённом механизме ведущее и ведомое звенья вращаются в одну сторону, и отрицательный – при вращении в разные стороны.
При ω3 = 0 имеем: |
Подбор чисел зубьев. Числом зубьев центрального колеса 1 задаются из условия неподрезания ножки зуба, принимая z1 > 17.
Число неподвижного колеса 3 определяют по формуле: z3 = z1(u– 1).
Число зубьев сателлитов вычисляют из условиясоосности, по которому межосевые расстояния зубчатых пар с внешним и внутренним зацеплением должны быть равны.
aω= 0,5(d + d2) = 0,5(d3–d2).
Так как модули зацепления планетарной передачи одинаковые, то Z2= 0,5(Z3–Z1).
Полученные числа зубьев проверяют по условию сборки и соседства.
Условие сборки требует, чтобы во всех зацеплениях центральных колёс с сателлитами имело место совпадения зубьев со впадинами, иначе передачу собрать невозможно. Установлено, что при симметричном расположении сателлитов, условие сборки выполняется, когда сумма зубьев (Z1 + Z3) кратна числу сателлитов:с= 2...6 (обычно с= 3), т.е.:
- целое число. |
Условие соседства требует,чтобы сателлиты при вращении не задевали зубьями друг друга. Для этого необходимо, чтобы сумма радиусов вершин соседних сателлитов была меньше расстояния между их осями. Тогда условие соседства выполняется, когда
z2+ 2 ≺ (zt+z2) sinp /c.
Критерий работоспособности планетарной передачи – прочность зубьев. Расчёт ведут по формулам обыкновенных зубчатых передачдля каждого зацепления.
Волновые передачи.
Волновые зубчатые передачи кинематически представляют собой планетарные передачи с одним гибким зубчатым колесом.
Наиболее распространена волновая передача (рис. 8.2) состоит из водила Н, вращающегося гибкого колеса 1 с наружными зубьями и неподвижного жёсткого колеса 2 с внутренними зубьями.
Водило состоит из овального кулачка и специального шарикоподшипника. Гибкое зубчатое колесо изготовляют как стакан с легко деформирующейся стенкой и соединяют с валом. Длина стакана колеса близка к его диаметру. Жёсткое зубчатое колесо соединено с корпусом. Зубья колес чаще всего эвольвентные.
Сборку зацепления осуществляют после деформирования гибкого колеса водилом. Гибкое колесо деформируется и на концах большой оси овала зубья зацепляются на полную рабочую высоту. На малой оси зубья не зацеплены. Между этими участками зацепление частичное. Волновая передача обеспечиваетзацепление большого числа зубьев.
В волновой передаче преобразование движения осуществляется деформированием зубчатого венца гибкого колеса. При вращении водила волна деформации бежит по окружности гибкого зубчатого венца; венец обкатывается в обратном направлении по неподвижному жёсткому колесу, вращая стакан и вал. Передача –волновая, а водило –волновым генератором.
Рис. 8.2. Схема волновой передачи. |
Существует много разновидностей волновых передач. Например, для передачи движения через герметическую стенку в химической, авиационной, космической, атомной и др. отраслях техники применяют герметичную волновую передачу (рис. 8.3). Гибкий зубчатый венец имеется в середине глухого стакана 1, герметично соединённого с корпусом. Движение передаётся от генератора волн Н к жёсткому колесу 2, соединённому с валом.
Достоинстваволновой передачи: - передача больших нагрузок при малых габаритах, т.к. взацеплении может находиться до 1/3 всех зубьев; - высокая кинематическая точность:результат многопарного зацепления; - большое передаточное число при малых габаритах и высоком КПД (для 1‑й ступени u < 315 при КПД = 0,8…0,9); - высокая долговечность; - работа с меньшим шумом и высокой демпфирующей способностью. | |
Рис. 8.3. Схема волновой передачи движения в герметизированное пространство. |
Недостатки:
– сложность изготовления гибкого колеса и генератора;
– ограничение угловой скорости вала генератора при больших диаметрах колёс.
Применение: волновые передачи применяют в подъемно-транспортных машинах, станкостроении, промышленных роботах и манипуляторах, химической промышленности, авиационной и ракетной технике и др.
В волновой передаче при вращении генератора происходит относительный поворот колёс, а зубья колеса 1 должны переходить из одной впадины в другую. Необходимо расцепление зубьев. При неподвижном колесе 2 за половину оборота генератора зубья колеса 1 смещаются на один шаг, за полный оборот – на 2 шага. Это возможно при условии: разность чисел зубьев колёсz2 – z1 = 2. Передаточное число волновых передач определяется так же, как и для планетарных, методом остановки водила.
При неподвижном жёстком колесе: | направление вра- |
щения генератора и гибкого колеса не совпадают.
При неподвижном гибком колесе: | направление вращения |
генератора и жесткого колеса совпадают.
Критерийработоспособностиволновой передачи –прочностьгибкого колеса, которая оценивается сопротивлением усталостному разрушению зубчатого венца.
Контрольные вопросы и задания кЛекции 8(Планетарные и волновые передачи).
1. Какая зубчатая передача называется планетарной?
2. В каком случае планетарная передача называется дифференциалом?
3. Перечислите основные достоинства и недостатки планетарной передачи.
4. Какопределяют передаточное отношение планетарной передачи?
5. Назовите области применения планетарной передачи.
6. В чем заключается условие соосности, сборки и соседства планетарных передач?
7. Назовите основные элементы волновой передачи.
8. Как устроена и работает волновая передача?
9. Перечислите основные достоинства и недостатки волновой передачи.
10. Какой применяют профиль зубьев волновой передачи?
11. Как происходит передача движения в волновой передаче от ведущего звена к ведомому?
12. Назовите области применения волновой передачи.
13. Что является критерием работоспособности волновой передачи?
.
.
Лекции 9. Червячные передачи.
Червячные передачи применяют для передачи вращательного движения между валами, оси которых скрещиваются обычно под углом 90°.
Параметрам червяка приписывают индекс - 1, а колеса - 2.
9.1. Классификация, достоинства, недостатки, области применения червячных передач.
Червячные передачи применяют при небольших и средних мощностях, обычно не превышающих 50 кВт. Применение этих передач для больших мощностей ограничено из-за сравнительно низкого КПД и требует специальных мер для охлаждения передачи.
Червячные передачи широко применяют в станках, подъемно-транспортных машинах, приборах и т.д.
При проектировании передач, сочетающих в себе зубчатые и червячные пары, червячную пару рекомендуют применять как быстроходную ступень, т.к. при более высоких скоростях создаются лучшие условия для смазки.
Передаточное отношение (число) червячной передачи находят: ,
где z2 - число зубьев колеса; z1 - число заходов червяка.
Обычно z1 = 1…4, следовательно, червячные передачи имеют большие передаточные числа. В силовых червячных передачах передаточное число рекомендуют до 10…60; в приборах и делительных механизмах идо 300 и более.
КПД червячной передачи зависит от числа заходов червяка (табл. 9.1).
Таблица 9.1.
Зависимость КПДηот числа заходов червякаz1.
z1 | ||||
η | 0,7…0,75 | 0,75…0,8 | 0,8…0,85 | 0,85…0,9 |
Достоинства червячной передачи:
- плавность и бесшумность работы;
- компактность и сравнительно небольшая масса конструкции;
- возможность большого редуцирования;
- возможность осуществления самотормозящей передачи;
- большая кинематическая точность.
Недостаткичервячной передачи:
– сравнительно низкий КПД;
– повышенный износ и склонность к заеданию;
– применение для колес дорогих антифрикционных материалов;
– повышенные требования к точности сборки.
Классификации червячной передачи:
1. В зависимости от формы внешней поверхности червяка передачи различают:
–– с цилиндрическим червяком (рис. 9.1, а);
–– с глобоидным червяком (рис. 9.1, б).
2. В зависимости от формы профиля резьбы цилиндрического червякаразличают:
–– архимедов (в осевом сечении имеет трапецеидальный профиль резьбы,в торцевом сечении очерчен архимедовой спиралью, получилинаибольшее применение);
–– конволютный (в торцевом сечении имеет трапецеидальный профильрезьбы);
–– эвольвентный.
3. В зависимости от направления линии витка червякачервячные передачи различают:
–– с правым направлением нарезки;
–– с левым направлением нарезки.
а) | б) |
Рис. 9.1. Червячная пара с различным червяком. |
4. В зависимости от числа витков резьбовой нарезки на червякеразличают:
–– многовитковые (многозаходные);
–– однозаходные червяки.
5. В зависимости от расположения червяка относительно колесапередачи различают:
–– с нижним расположением червяка (обычно применяют при скорости скольжения до4 м/с);
–– с боковым расположением червяка;
–– с верхним расположением червяка.
Силы и напряжения в ремне.
Достаточные силы трения между ремнём и шкивами, обеспечивающие передачу требуемого крутящего момента, достигаются путём предварительного натяжения ремня. При этом в ветвях неработающего ремня возникает сила F0 от предварительного натяжения. Сила натяжения в ведущей ветви ремня F1 больше F0, а ведомой F2 меньше F0 (рис. 10.5).
Из условия равновесия ведущего шкива имеем: ,
или F1 – F2 = = Ft.
При обегании ремнем шкивов в ремне возникает центробежная сила:
FV = ρ ∙ A ∙ υ2,
ρ - плотность материала ремня;
A - площадь сечения ремня;
υ2 - скорость ремня.
При работе ременной передачи напряжения по длине ремня распределяются неравномерно.
Установим зависимость между силами (рис.10.5.).
- : ; . | |
Рис.10.5. Силы, действующие в ременной передаче. |
При работе ремённой передачи напряжения по длине ремня распределяются неравномерно. Напряжения, возникающие в ремне при работе ремённой передачи (табл. 10.1).
Таблица 10.1.
Виды напряжений в ремне.
- напряжение от предварительного натяжения ремня: | ; |
- полезные напряжения в ремне: | ; |
- напряжение в ведущей ветви ремня: | ; |
- напряжение в ведомой ветви ремня: | ; |
- напряжение от центробежных сил: | ; |
- напряжение изгиба: | . |
Суммарное максимальное напряжение в ведущей ветви в месте набегания ремня на малый шкив (рис.10.6) составит: .
Рис. 10.6. Эпюра напряжений в ремне при работе передачи. |
Требования к машинам и деталям.
К большинству проектируемых машин предъявляются следующие требования:
‑ высокая производительность;
‑ экономичность производства и эксплуатации;
‑ равномерность хода;
‑ высокий КПД;
‑ точность работы;
‑ компактность, надежность и долговечность;
‑ удобство и безопасность обслуживания;
‑ транспортабельность;
‑ соответствие внешнего вида требованиям технической эстетики.
При конструировании и изготовлении машин должны строго соблюдаться ГОСТы.
Применение в машине стандартных деталей и узлов уменьшает количество типоразмеров, обеспечивает взаимозаменяемость, облегчает ремонт машин.
Одно из главных требований, предъявляемых к деталям –технологичность, которая значительно влияет на их стоимость. Следует предусматривать максимально возможное применение стандартных узлов и деталей. Существенные показатели технологичности конструкции –материалоемкость, трудоемкость изготовления исебестоимость. Технологичнатакая конструкция, для которой характерны минимальные затраты при производстве и эксплуатации.
Критерии работоспособности и влияющие на них факторы.
Быть работоспособными - значит находиться в таком состоянии, в котором детали могут выполнять заданные функции в пределах технических требований. Без учета работоспособности детали нельзя говорить о её надежности.
Работоспособность деталей оценивают:
‑ прочностью;
‑ жесткостью;
- износостойкостью;
- теплостойкостью;
- вибрационной устойчивостью.
Значение того или иного параметра возрастает или уменьшается в зависимости от функционального назначения детали. Например, для крепежных винтов – прочность, для ходовых деталей – износостойкость. Работоспособность обеспечивают выбором соответствующего материала и расчетом детали по основным критериям работоспособности.
Рассмотрим критерии работоспособности:
Прочность –главный критерий. Различают статическую и усталостную п