Охлаждаемая водой камера тягой 50 - 100 кг (в зависимости от давления в ней) много лет использовалась для испытаний высококалорийных компонентов топлива.
ЖРД РД-107.
Перед началом создания двигателей РД-107 и РД-108 для ракеты Р-7 опыт ОКБ-456 базировался в основном на создании и доведении до серийного производства двигателей для ракет Р-1 - Р-5 и их модификаций, на ряде проектных и экспериментальных работ, в первую очередь - по однокамерным 120- и 65-тонным кислородно-керосиновым ЖРД, а также на многолетних разработках конструкций, технологических процессов и на испытаниях новых типов экспериментальных камер .
В частности, в конце 1948 года была разработана и 26 апреля 1949 года впервые испытана экспериментальная камера КС-50 «Лилипут» с медными оребренными стенками и огневым днищем, припаянными по вершинам ребер к силовым стальным наружным элементам конструкции.
Охлаждаемая водой камера тягой 50 - 100 кг (в зависимости от давления в ней) много лет использовалась для испытаний высококалорийных компонентов топлива.
Тогда же стало ясно, что при повышенных тепловых потоках со стороны продуктов сгорания конструкция должна базироваться на тонких, порядка 1 мм, стенках из рысокотеплопроводного материала - чистой меди или жаропрочного высокотеплопроводного медного сплава.
Один из вариантов камеры сгорания КС-50 «Лилипут»:
Сменная смесительная головка,
Двухкомпонентная форсунка,
Камера с трактом охлаждения,
Тонкая огневая стенка,
Сопло с отдельным трактом охлаждения.
В «Лилипуте» были предложены и реализованы многие основные элементы будущих камер:
- выфрезерованные снаружи стенок канавки, с рёбрами между ними,
- обеспечение изменения числа рёбер на конических участках сопла,
- пайка медных стенок со стальными рубашками по вершинам ребер,
- сварка медных и стальных элементов конструкций друг с другом.
За «Лилипутом» последовало создание экспериментальной модельной камеры ЭД-140 тягой 7 т (1949 - 1952 годы).
Эта камера с профилированным соплом надёжно работала при давлении газов 60 кг/см2 на топливе кислород + керосин.
Главной задачей был поиск конструкции смесительной головки для ЖРД РД-110, обеспечивающую максимальный удельный импульс тяги.
Камера РД-110.
Первый и второй варианты камеры РД-110.
На этой камере были отработаны многие элементы будущих двигателей:
- смесительная головка,
- гофрированные проставки в тракте охлаждения,
- конструкция и технология сварки узлов стыков секций сопла.
Исследованы конструкции щелевого пояса внутреннего охлаждения с тангенциальной закруткой пелены горючего.
Предварительные изыскания по теме Н3 «Исследование перспектив создания РДД различных типов с дальностью полёта 5000-10000 км с массой боевой части 1...10 т» были проведены в соответствии с Постановлением Совета Министров от 4 декабря 1950 года.
Среди прочих организаций к работе привлекалось ОКБ-456.
Продолжением темы Н3 явилась тема Т-I «Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 км».
В январе 1954 года состоялось совещание Главных конструкторов Сергея Павловича Королёва, Владимира Павловича Бармина, Валентина Петровича Глушко, Бориса Михайловича Коноплёва, Виктора Ивановича Кузнецова, Николая Алексеевича Пилюгина.
Борис Михайлович Коноплёв (1912-1960) - начальник и Главный конструктор ОКБ-692 (ныне ОАО «Хартрон»), специалист в области систем управления межконтинентальных баллистических ракет.
В связи с тем, что не было оснований рассчитывать на быстрое решение задачи обеспечения высокочастотной устойчивости, а также, принимая во внимание пожелание ракетчиков сократить длину двигателей, было принято решение о разработке двигателей в компактной четырехкамерной конфигурации с камерами сравнительно небольших размеров.
Тогда же было решено в качестве управляющих органов впервые использовать рулевые двигатели, которые, помимо создания управляющих моментов, обеспечивали бы конечную ступень тяги после выключения основного маршевого двигателя и требуемый импульс последействия.
Это было связано с тем, что на стадии эскизного проектирования ОКБ-456 не смогло гарантировать разброс импульса последействия тяги двигателей в строго фиксированном диапазоне, что требовалось для обеспечения заданной точности стрельбы.
Вследствие отказа ОКБ-456 разрабатывать малоразмерные рулевые двигатели, эта работа была поручена Сергеем Павловичем Королёвым начальнику отдела ОКБ-1 Михаилу Васильевичу Мельникову, где и был разработан двигатель С1.35800.
В конце 1957 - начале 1958 года для дальнейшей разработки, подготовки к серийному производству и последующего конструкторского сопровождения все материалы по двигателю С1.35800 переданы из ОКБ-1 в ОКБ-154 Семёна Ариевича Косберга.
Однако в процессе лётных испытаний и при передаче в серию устанавливались уже рулевые камеры конструкции ОКБ-456 с удельным импульсом на 15 с больше, чем на камере конструкции ОКБ-1. Таким образом, разработка всех компонентов двигателя была сконцетрирована в одном КБ.
С помощью двигателей РД-107 «Восток» и его модификаций были обеспечены успешные полёты искусственных спутников Земли, Луны и Солнца, автоматических станций на Луну, Венеру, Марс и пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Т».
Двигатель состоит из четырёх камер сгорания, турбонасосного агрегата (ТНА), газогенератора, испарителя азота для наддува баков ракеты, комплекта агрегатов автоматики.
ЖРД РД-108.
Жидкостный ракетный двигатель РД-108 центрального блока - многокамерный, имеет тягу в пустоте 941 кН и состоит из одного четырёхкамерного основного ракетного двигателя и 4 рулевых камер, питающихся от общего турбонасосного агрегата ТНА.
С помощью двигателей РД-108 «Восток» и его модификаций были обеспечены успешные полёты искусственных спутников Земли, Луны и Солнца, автоматических станций на Луну, Венеру, Марс и пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Т».
Марта 1965 года в 10 часов по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли мощной ракетой-носителем был выведен космический корабль-спутник «Восход-2», пилотируемый экипажем в составе командира корабля - лётчика-космонавта полковника Беляева Павла Ивановича, второго пилота - лётчика-космонавта подполковника Леонова Алексея Архиповича.
На втором витке полёта второй пилот лётчик-космонавт подполковник Алексей Архипович Леонов в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до пяти метров, успешно провёл комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль.
Ракета-носитель Н-1.
Такая ракета (по состоянию проекта ракет серии Н на 1961 год) должна была иметь стартовую массу 560 тонн и выводить на низкую околоземную орбиту порядка 16 т.
Подписался: С. КОРОЛЁВ.
Дальнейший ход дел общеизвестен: посадочное устройство было спроектировано, станция построена, запущена и в феврале 1966 года - через месяц после смерти Королёва - успешно прилунилась, лишний раз подтвердив правомочность решений вероятностного характера.
Луна действительно оказалась твёрдой…».
Принципиальная схема шасси.
Августа 1964 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №655-268 «О работах по исследованию Луны и космического пространства», в соответствии с которым программе Н1-ЛЗ придавалось приоритетное значение.
СОВ.СЕКРЕТНО
Особой важности
Придавая первостепенное значение исследованию Луны и дальнейшему развитию работ по исследованию космического пространства и планет солнечной системы, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Определить главными направлениями в исследовании космического пространства на ближайшие годы:
- осуществление с помощью форсированной ракеты-носителя УР-500 облёта Луны человеком на пилотируемом космическом корабле с возвращением и посадкой на Землю (головной исполнитель по ракете-носителю УР-500, космическому кораблю и комплексу облета Луны в целом - ОКБ-52 Государственного комитета по авиационной технике СССР, генеральный конструктор т.Челомей);
- осуществление высадки экспедиции на поверхность Луны с помощью ракеты- носителя Н-1 с последующим ее возвращением и посадкой на Землю (головной исполнитель по ракете-носителю Н-1, космическому кораблю и комплексу высадки экспедиции на поверхность Луны в целом - ОКБ-1 Государственного комитета по оборонной технике СССР, главный конструктор т. Королёв).
2. Установить сроки:
- осуществления облёта Луны пилотируемым космическим кораблём с одним или двумя космонавтами на борту с возвращением и посадкой на Землю - 1966 год- первое полугодие 1967 года;
- осуществления высадки экспедиции на поверхность Луны с последующим возвращением и посадкой на Землю -1967-1968 годы.
3. В целях обеспечения указанных задач и дальнейшего развития работ по исследованию космического пространства и планет солнечной системы утвердить представленный Комиссией Высшего совета народного хозяйства СССР по военно-промышленным вопросам, Государственным комитетом по оборонной технике СССР, Государственным комитетом по авиационной технике СССР, Государственным комитетом по радиоэлектронике СССР и Академией наук СССР план разработки и изготовления космических объектов и искусственных спутников Земли согласно приложению.
Государственному комитету по оборонной технике СССР, Государственному комитету по авиационной технике СССР совместно с Государственным комитетом по радиоэлектронике СССР, Государственным комитетом по электротехнике при Госплане СССР и другими ведомствами в двухмесячный срок представить, а Комиссии Высшего совета народного хозяйства СССР по военно-промышленным вопросам рассмотреть и утвердить планы-графики работ по созданию космических объектов и искусственных спутников Земли, предусмотренных указанным планом.
4. Обязать Государственный комитет по авиационной технике СССР, Государственный комитет по оборонной технике СССР, Государственный комитет по радиоэлектронике СССР, Государственный комитет по электротехнике при Госплане СССР, Совет народного хозяйства СССР, Совет народного хозяйства РСФСР, Украинский совет народного хозяйства совместно с другими заинтересованными ведомствами:
- обеспечить выполнение работ по разработке и изготовлению космических объектов и искусственных спутников для исследования космического пространства, Луны и планет, предусмотренных настоящим постановлением;
- в двухмесячный срок разработать и утвердить мероприятия, обеспечивающие выполнение работ в объеме и в сроки, установленные настоящим постановлением.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
Другим организационным мероприятием было то, что из числа работников эксплуатирующей организации (Министерство обороны СССР) был создан экипаж лунохода.
С экипажем лунохода.
Стоят – Викентий Григорьевич Самаль, Габдухай Гимадутинович Латыпов, Василий Иванович Чубукин, Алексей Кузьмич Чвиков, Игорь Леонидович Фёдоров, Николай Яковлевич Козлитин, Леонид Яковлевич Мосензов, Константин Константинович Давидовский, Николай Михайлович Ерёменко, Валерий Михайлович Сапранов, Альберт Евстафьевич Кожевников, Вячеслав Георгиевич Довгань.
Леонид Яковлевич Мозенсов.
Игорь Леонидович Фёдоров,
Первого экипажа «Лунохода»
Второго экипажа «Лунохода»
Николай Яковлевич Козлитин,
Алексей Кузьмич Чвиков.
Они проходили медкомиссию.
Ступица колеса в разрезе.
И электромотор (сзади).
Впоследствии на Камчатке испытывали «Луноход-2», который прошёл по Луне 37 километров, «Луноход-3», оставшийся на Земле из-за нехватки ракет «Протон», а также шестиколёсный прототип лунохода для так и несостоявшегося советского пилотируемого полёта на Луну.
Для управления луноходом отобрали 11 офицеров:
- командиры Николай Михайлович Ерёменко и Игорь Леонидович Фёдоров,
- водители Габдухай Гимадутинович Латыпов и Вячеслав Довгань,
-штурманы-навигаторы Константин Константинович Давидовский и Викентий Григорьевич Самаль,
- бортинженеры Леонид Яковлевич Мосензов и Альберт Евстафьевич Кожевников,
- операторы остронаправленной антенны Валерий Михайлович Сапранов и Николай Яковлевич Козлитин,
- резервный водитель и оператор Василий Иванович Чубукин.
Сентября, при наступлении одиннадцатой лунной ночи «Лунохода-1», ТАСС сообщил, что температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла в системе «ночного» подогрева.
ЖРД РД-107.
Перед началом создания двигателей РД-107 и РД-108 для ракеты Р-7 опыт ОКБ-456 базировался в основном на создании и доведении до серийного производства двигателей для ракет Р-1 - Р-5 и их модификаций, на ряде проектных и экспериментальных работ, в первую очередь - по однокамерным 120- и 65-тонным кислородно-керосиновым ЖРД, а также на многолетних разработках конструкций, технологических процессов и на испытаниях новых типов экспериментальных камер .
В частности, в конце 1948 года была разработана и 26 апреля 1949 года впервые испытана экспериментальная камера КС-50 «Лилипут» с медными оребренными стенками и огневым днищем, припаянными по вершинам ребер к силовым стальным наружным элементам конструкции.
Охлаждаемая водой камера тягой 50 - 100 кг (в зависимости от давления в ней) много лет использовалась для испытаний высококалорийных компонентов топлива.
Тогда же стало ясно, что при повышенных тепловых потоках со стороны продуктов сгорания конструкция должна базироваться на тонких, порядка 1 мм, стенках из рысокотеплопроводного материала - чистой меди или жаропрочного высокотеплопроводного медного сплава.
Один из вариантов камеры сгорания КС-50 «Лилипут»: