Информационные технологии управления производством

для направления подготовки

Для направления подготовки

Конструкторско-технологическое обеспечение

Машиностроительных производств

Форма обучения - очная

Квалификация выпускника - бакалавр

Великие Луки

Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 15.03.05 (151900) Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2009 г. N 827) (с изменениями от 18, 31 мая 2011 г.)

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

кафедры «Технологии машиностроения»,

протокол №_____от «____» _____________ 20___г.

Зав. кафедрой ______________________________

(название кафедры)

_______________________/ФИО/

(подпись)

«_____»_____________20___ г.

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины 4
2. Место дисциплины в структуре учебного плана 4
3. Требования к результатам освоения дисциплины 4
4. Объем дисциплины и виды учебной работы 5
5. Содержание дисциплины 6
5.1 Содержание разделов дисциплины 6
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 6
6. Лабораторный практикум 7
7. Практические занятия 8
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) 8
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 9
11. Методическое обеспечение дисциплины 10
12. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся 11 13. Особенности освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 22

1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является подготовка обучающихся к производственно- технологической; аналитической и научно-исследовательской видам деятельности по специальности 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств посредством обеспечения этапов формирования компетенций, предусмотренных ФГОС, в части представленных ниже знаний, умений и навыков.

Задачами дисциплины является получение обучающимися: - знаний основных подходов, методов и инструментов анализа информации для решения прикладных задач производственно-хозяйственной деятельности; - умений применения методов статистического анализа информации для поддержки принятия управленческих решений; - навыков работы с инструментальными средствами разработки web-приложений для управления производственно-хозяйственной деятельностью. То есть, задачами дисциплины является изучение понятийного аппарата дисциплины, основных теоретических положений и методов, формирование умений и привитие навыков применения теоретических знаний для решения практических и прикладных задач.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина «Информационные технологии управления производством» относится к вариативной части цикла – Б3 Профессиональный цикл.

Освоение курса данной дисциплины базируется на дисциплине:

управление системами и процессами;

Кроме того, освоение дисциплины связано с параллельно изучаемой дисциплиной «Технология машиностроения».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Перечень осваиваемых компетенций

В соответствии с требованиями ФГОС ВО (утв. приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 № 1000) по специальности 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-способностью использовать современные информационные технологии, прикладные программные средства при решении задач профессиональной деятельности (ОПК-3);

- способностью осваивать на практике и совершенствовать технологии, системы и средства машиностроительных производств, участвовать в разработке и внедрении оптимальных технологий изготовления машиностроительных изделий, выполнять мероприятия по выбору и эффективному использованию материалов, оборудования, инструментов, технологической оснастки, средств диагностики, автоматизации, алгоритмов и программ выбора и расчетов параметров технологических процессов для их реализации (ПК-16).

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОПОП.

Для компетенции ОПК-3: Способность использовать современные информационные технологии, прикладные программные средства при решении задач профессиональной деятельности

Знать: - основные принципы организации производственно-хозяйственной деятельности.
- технологии разработки Web-приложений.
Уметь: - использовать информационные технологии для поиска организационно- управленческих решений.
- использовать информационные технологии для решения прикладных задач производственно-хозяйственной деятельности.
Владеть: - инструментальными методами оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации.
- инструментальными средствами разработки web-приложений для управления производственно-хозяйственной деятельностью.

Для компетенции ПК-16: Способностью осваивать на практике и совершенствовать технологии, системы и средства машиностроительных производств, участвовать в разработке и внедрении оптимальных технологий изготовления машиностроительных изделий, выполнять мероприятия по выбору и эффективному использованию материалов, оборудования, инструментов, технологической оснастки, средств диагностики, автоматизации, алгоритмов и программ выбора и расчетов параметров технологических процессов для их реализации.

Знать: - общую теорию статистики и методы статистического анализа социально- экономических процессов;
- принципы разработки информационных систем для управления производством и продвижением продукции.
Уметь: - использовать статистические методы оценки и прогнозирования для поддержки принятия решений в производственно-хозяйственной деятельности.
- осуществлять сравнительный анализ и обоснованный выбор инструментальных средств и информационных технологий для решения профессиональных задач в области производства и продвижения продукции.
Владеть: -инструментальными средствами сбора, обработки и хранения производственной и коммерческой информации.
-навыками разработки технического задания на создание или модификацию экономических информационных систем в соответствие с определенными функциональными требованиями.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общий объём дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа)

Вид учебной работы Всего часов Семестры
   
Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам занятий      
В том числе: - - - - -
Лекции, из них:      
в интерактивных формах (при наличии)          
Практические занятия (ПЗ), из них:      
в интерактивных формах (при наличии)          
Семинары (С), из них:          
в интерактивных формах (при наличии)          
Лабораторные работы (ЛР), из них:      
в интерактивных формах (при наличии)          
Другие виды контактной работы (консультации по выполнению курсового проекта (работы), консультации и контроль выполнения самостоятельной работы студента и т.п.)          
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы(эссе, контрольные, домашние задания, и т.п.)          
Промежуточная аттестация (всего)      
в т.ч.: контактная работа обучающегося с преподавателем: - зачет - консультация к экзамену - экзамен   0,35       0,35    
Общий объём дисциплины: часов зач. ед.      
     
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем в ходе освоения дисциплины 42,35   42,35    

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ раз-дела Наименование раздела Содержание раздела
Информационные технологии в управлении производством Классификация информационных систем. Информационные системы в управлении производством. Основы разработки web-приложений. Верстка web-приложений.
Организация сбора производственной и коммерческой информации Маркетинговые исследования: основные определения. Процесс проведения маркетинговых исследований. Программа маркетинговых исследований. Методы сбора и анализа маркетинговой информации. Разработка визуальных элементов сбора информации.
Корреляционно-регрессионный анализ производственной информации Ряды распределения. Основные понятия корреляционного анализа. Непараметрические коэффициенты корреляции. Основные понятия регрессионного анализа. Проверка регрессионной модели. Фиктивные переменные. Статистический анализ двумерных данных
Многомерные методы анализа производственной информации Факторный анализ. Дискриминантный анализ. Кластерный анализ. Совместный анализ.
Методы прогнозирования в производственной деятельности Прогнозирование основные определения, виды, методы. Анализ трендов и сезонности.
Интеллектуальный анализ данных Интеллектуальный анализ данных: основные определения и инструменты. Технология Data Mining.

5.2 Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам занятий) СРС Всего час.
Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Другие виды контактной работы
Информационные технологии в управлении производством      
Организация сбора производственной и коммерческой информации  
Корреляционно-регрессионный анализ производственной информации  
Многомерные методы анализа производственной информации  
Методы прогнозирования в производственной деятельности  
Интеллектуальный анализ данных    
Промежуточная аттестация в т.ч.: -консультация к экзамену - экзамен           0,35 51,65
  Итого: 2,35 101,65

Лабораторный практикум

№ п/п Тематика практических занятий (семинаров) Объём (час.)
1. Использование CSS-спецификаций для оформления webприложений
2. Программа маркетинговых исследований.
3. Разработка визуальных элементов сбора информации
  Итого:

7. Практические занятия

№ п/п Тематика практических занятий (семинаров) Объём (час.)
1. Статистический анализ двумерных данных
2. Многомерный факторный анализ
3. Прогнозирование производственных и финансово- экономических показателей
4. Анализ трендов и сезонности.
  Итого:

Примерная тематика курсовых проектов

Курсовой проект (работа) не предусмотрен.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Ганзбург Л.Б., Максаров В.В., Схиртладзе А.Г. Автоматизация производственных процессов в машиностроении: Учебное пособие. - СПб.: СЗТУ, 2001. - 178 с

2. Основы автоматизации производства / Под ред. Ю.М. Соломенцева. – М.: Машиностроение, 1995. – 312 с.

3. Белянин П.Н., Идзон М.Ф., Жогин А.С. Гибкие производственные системы. - М.: Машиностроение, 1988. - 256 с.

б) дополнительная литература:

4. Власов С.Н., Позднеев Б.М., Черпаков Б.И. Транспортные загрузочные устройства и робототехника. – М.: Машиностроение, 1988. – 144 с.

5. Городецкий М.С., Веденский Д.Л. Контроль и диагностика в ГПС. – М.: Высш. школа, 1989. – 96 с.

6. Гибкое автоматизированное производство / В.О.Азбель, В.А.Егоров, А.Ю.Звоницкий и др. – Л.: Машиностроение, 1985. – 454 с.

7. Гибкие производственные комплексы / В.А.Лещенко, В.М.Кисилев, Д.А.Куприянов и др. – М.: Машиностроение, 1984. - 384 с.

8. Гибкие производственные системы Японии: Пер. с яп.; Под ред Л.Ю.Лищинского. – М.: Машиностроение, 1987. – 232 с.

9. Егоров В.А., Максаров В.В., Федотов А.И. Автоматизированная система инструментального обеспечения ГПС механообработки. - Л.: ЛДНТП, 1989. - 28 с.

10. Жданович В.Ф., Гай Л.Б. Комплексная автоматизация и механизация в механических цехах. – М.: Машиностроение, 1976. – 288 с.

11. Имитационное моделирование производственных систем: Под ред. А.А.Вавилова. – М.: Машиностроение; Берлин: Техника, 1983. – 416 с.

в) перечень информационных технологий:

1. Антивирус Касперского

2. Программное обеспечение для архивирования файлов и папок 7-Zip.

3. Пакет MS Office.

4. Программа для просмотра, печати и корректировки документов в формате PDF: Adobe Reader

5. Программа для просмотра файлов формата DjVu – WinDjView

6. Оболочка для тестирования: MytestX.

7. Cправочно - правовые системы КонсультантПлюс: Версия Проф

8. Cправочно - правовая система Консультант: Псковский выпуск

г) ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

Справочно-информационные ресурсы:

1. http://e.lanbook.com - ЭБС издательства «Лань»

2. http://www.iprbooks.ru - ЭБС IPRbooks

3. www.library.ru/ - Научная электронная библиотека

4. http://polpred.com/ - Портал Обзор СМИ

5. Bookboon.com предоставляет свободный доступ (без регистрации) к полнотекстовым электронным изданиям по различным дисциплинам для студентов вузов.

6. http://www.rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический портал

10 Материально-техническое обеспечение дисциплины

а) перечень учебных аудиторий, кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений специального назначения;

Для организации учебных занятий требуются лекционная аудитория, оснащенная презентационным оборудованием (ноутбук или стационарный компьютер, мультимедиа-проектор, экран) и компьютерный класс.

б) перечень основного оборудования

В процессе обучения используются следующие технические средства обучения:

– компьютерное оборудование для поиска справочной информации, нормативных правовых актов;

– компьютерный класс для организации лабораторных занятий и практических занятий, оснащенный необходимым системным, базовым и специализированным программным обеспечением;

– мультимедийное оборудование (ноутбук или стационарный компьютер, мультимедиа-проектор, экран), необходимое для демонстрации презентационного материала лекций и презентаций студентов.

– маркерная доска;

11 Методическое обеспечение дисциплины

11.1 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Изучение дисциплины предусматривает использование следующих образовательных технологий:

Стандартные методы обучения:

- лекции

- практические занятия

- самостоятельная работа студентов

- консультации преподавателя

Целью выполнения практических занятий является закрепление приобретенных теоретических знаний по ряду тем курса, приобретение студентами знаний основных положений отдельных отраслей современного российского законодательства.

В процессе выполнения практических работдостигается решение следующих учебно-образовательных задач:

- приобретение и закрепление навыков и умений работы с современными источниками информации;

- умение эффективно использовать информационно-поисковые ресурсы справочно-правовых систем, Интернет для решения задач;

- формирование навыков самостоятельной работы с методической, научной и нормативной литературой;

Студент может в достаточном объеме усвоить и успешно реализовать конкретные знания, умения, навыки и компетенции в своей практической деятельности при выполнении следующих условий:

- систематическая работа на учебных занятиях под руководством преподавателя и

самостоятельная работа по закреплению полученных знаний и навыков;

- добросовестное выполнение заданий преподавателя на практических и лабораторных занятиях;

- выяснение и уточнение отдельных предпосылок, умозаключений и выводов,

содержащихся в учебном курсе; взаимосвязей отдельных его разделов, используемых методов, характера их использования в практической деятельности бакалавра.

12.2 Методические рекомендации преподавателям по эффективным средствам, методам и технологиям обучения дисциплине

- круглый стол

- интерактивная лекция

- работа с мультимедийными материалами

- обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.

Для проведения занятий в лекционных аудиториях используются стационарное или переносное мультимедийное оборудование, комплект мультимедийных демонстрационных материалов, наглядных пособий, комплекты раздаточного материала.

В процессе изучения дисциплины проводится текущий контроль и промежуточная аттестация результатов освоения дисциплины. Текущий контроль осуществляется преподавателем в следующих формах:

- письменные домашние задания

- подготовка презентаций

- тестирование по отдельным разделам дисциплины.

Промежуточная аттестация по дисциплине предусмотрена в форме экзамена.

11.3 Методические указания по организации самостоятельной работы

студентов

При изучении дисциплины «Информационные технологии управления производством» организация самостоятельная работа студентов представляет выполнение следующих видов работ:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа (поиск необходимой учебной и технической информации по дисциплине и т.п.).

2. Чтение конспектов лекций, проработка материалов учебников и учебных пособий, дополнительных источников.

3. Подготовка к практическим (лабораторным) занятиям.

4. Подготовка к промежуточным контрольным мероприятиям.

5. Аудиторная самостоятельная работа при выполнении по завершению каждого лекционного модуля миниопроса (минитестирования) студентов по изученной тематике с целью проверки остаточных знаний.

Наши рекомендации