Информационные технологии управления производством
для направления подготовки
Для направления подготовки
Конструкторско-технологическое обеспечение
Машиностроительных производств
Форма обучения - очная
Квалификация выпускника - бакалавр
Великие Луки
Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 15.03.05 (151900) Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2009 г. N 827) (с изменениями от 18, 31 мая 2011 г.)
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
кафедры «Технологии машиностроения»,
протокол №_____от «____» _____________ 20___г.
Зав. кафедрой ______________________________
(название кафедры)
_______________________/ФИО/
(подпись)
«_____»_____________20___ г.
Содержание
1. Цели и задачи дисциплины 4 |
2. Место дисциплины в структуре учебного плана 4 |
3. Требования к результатам освоения дисциплины 4 |
4. Объем дисциплины и виды учебной работы 5 |
5. Содержание дисциплины 6 |
5.1 Содержание разделов дисциплины 6 |
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 6 |
6. Лабораторный практикум 7 |
7. Практические занятия 8 |
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) 8 |
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8 |
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 9 |
11. Методическое обеспечение дисциплины 10 |
12. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся 11 13. Особенности освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 22 |
1. Цели и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины является подготовка обучающихся к производственно- технологической; аналитической и научно-исследовательской видам деятельности по специальности 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств посредством обеспечения этапов формирования компетенций, предусмотренных ФГОС, в части представленных ниже знаний, умений и навыков.
Задачами дисциплины является получение обучающимися: - знаний основных подходов, методов и инструментов анализа информации для решения прикладных задач производственно-хозяйственной деятельности; - умений применения методов статистического анализа информации для поддержки принятия управленческих решений; - навыков работы с инструментальными средствами разработки web-приложений для управления производственно-хозяйственной деятельностью. То есть, задачами дисциплины является изучение понятийного аппарата дисциплины, основных теоретических положений и методов, формирование умений и привитие навыков применения теоретических знаний для решения практических и прикладных задач.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Дисциплина «Информационные технологии управления производством» относится к вариативной части цикла – Б3 Профессиональный цикл.
Освоение курса данной дисциплины базируется на дисциплине:
управление системами и процессами;
Кроме того, освоение дисциплины связано с параллельно изучаемой дисциплиной «Технология машиностроения».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Перечень осваиваемых компетенций
В соответствии с требованиями ФГОС ВО (утв. приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 № 1000) по специальности 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-способностью использовать современные информационные технологии, прикладные программные средства при решении задач профессиональной деятельности (ОПК-3);
- способностью осваивать на практике и совершенствовать технологии, системы и средства машиностроительных производств, участвовать в разработке и внедрении оптимальных технологий изготовления машиностроительных изделий, выполнять мероприятия по выбору и эффективному использованию материалов, оборудования, инструментов, технологической оснастки, средств диагностики, автоматизации, алгоритмов и программ выбора и расчетов параметров технологических процессов для их реализации (ПК-16).
Планируемые результаты обучения
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОПОП.
Для компетенции ОПК-3: Способность использовать современные информационные технологии, прикладные программные средства при решении задач профессиональной деятельности
Знать: - основные принципы организации производственно-хозяйственной деятельности. |
- технологии разработки Web-приложений. |
Уметь: - использовать информационные технологии для поиска организационно- управленческих решений. |
- использовать информационные технологии для решения прикладных задач производственно-хозяйственной деятельности. |
Владеть: - инструментальными методами оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации. |
- инструментальными средствами разработки web-приложений для управления производственно-хозяйственной деятельностью. |
Для компетенции ПК-16: Способностью осваивать на практике и совершенствовать технологии, системы и средства машиностроительных производств, участвовать в разработке и внедрении оптимальных технологий изготовления машиностроительных изделий, выполнять мероприятия по выбору и эффективному использованию материалов, оборудования, инструментов, технологической оснастки, средств диагностики, автоматизации, алгоритмов и программ выбора и расчетов параметров технологических процессов для их реализации.
Знать: - общую теорию статистики и методы статистического анализа социально- экономических процессов; |
- принципы разработки информационных систем для управления производством и продвижением продукции. |
Уметь: - использовать статистические методы оценки и прогнозирования для поддержки принятия решений в производственно-хозяйственной деятельности. |
- осуществлять сравнительный анализ и обоснованный выбор инструментальных средств и информационных технологий для решения профессиональных задач в области производства и продвижения продукции. |
Владеть: -инструментальными средствами сбора, обработки и хранения производственной и коммерческой информации. |
-навыками разработки технического задания на создание или модификацию экономических информационных систем в соответствие с определенными функциональными требованиями. |
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общий объём дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам занятий | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции, из них: | |||||
в интерактивных формах (при наличии) | |||||
Практические занятия (ПЗ), из них: | |||||
в интерактивных формах (при наличии) | |||||
Семинары (С), из них: | |||||
в интерактивных формах (при наличии) | |||||
Лабораторные работы (ЛР), из них: | |||||
в интерактивных формах (при наличии) | |||||
Другие виды контактной работы (консультации по выполнению курсового проекта (работы), консультации и контроль выполнения самостоятельной работы студента и т.п.) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы(эссе, контрольные, домашние задания, и т.п.) | |||||
Промежуточная аттестация (всего) | |||||
в т.ч.: контактная работа обучающегося с преподавателем: - зачет - консультация к экзамену - экзамен | 0,35 | 0,35 | |||
Общий объём дисциплины: часов зач. ед. | |||||
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем в ходе освоения дисциплины | 42,35 | 42,35 |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ раз-дела | Наименование раздела | Содержание раздела |
Информационные технологии в управлении производством | Классификация информационных систем. Информационные системы в управлении производством. Основы разработки web-приложений. Верстка web-приложений. | |
Организация сбора производственной и коммерческой информации | Маркетинговые исследования: основные определения. Процесс проведения маркетинговых исследований. Программа маркетинговых исследований. Методы сбора и анализа маркетинговой информации. Разработка визуальных элементов сбора информации. | |
Корреляционно-регрессионный анализ производственной информации | Ряды распределения. Основные понятия корреляционного анализа. Непараметрические коэффициенты корреляции. Основные понятия регрессионного анализа. Проверка регрессионной модели. Фиктивные переменные. Статистический анализ двумерных данных | |
Многомерные методы анализа производственной информации | Факторный анализ. Дискриминантный анализ. Кластерный анализ. Совместный анализ. | |
Методы прогнозирования в производственной деятельности | Прогнозирование основные определения, виды, методы. Анализ трендов и сезонности. | |
Интеллектуальный анализ данных | Интеллектуальный анализ данных: основные определения и инструменты. Технология Data Mining. |
5.2 Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам занятий) | СРС | Всего час. | |||
Лекц. | Практ. зан. | Лаб. зан. | Другие виды контактной работы | ||||
Информационные технологии в управлении производством | |||||||
Организация сбора производственной и коммерческой информации | |||||||
Корреляционно-регрессионный анализ производственной информации | |||||||
Многомерные методы анализа производственной информации | |||||||
Методы прогнозирования в производственной деятельности | |||||||
Интеллектуальный анализ данных | |||||||
Промежуточная аттестация в т.ч.: -консультация к экзамену - экзамен | 0,35 | 51,65 | |||||
Итого: | 2,35 | 101,65 |
Лабораторный практикум
№ п/п | Тематика практических занятий (семинаров) | Объём (час.) |
1. | Использование CSS-спецификаций для оформления webприложений | |
2. | Программа маркетинговых исследований. | |
3. | Разработка визуальных элементов сбора информации | |
Итого: |
7. Практические занятия
№ п/п | Тематика практических занятий (семинаров) | Объём (час.) |
1. | Статистический анализ двумерных данных | |
2. | Многомерный факторный анализ | |
3. | Прогнозирование производственных и финансово- экономических показателей | |
4. | Анализ трендов и сезонности. | |
Итого: |
Примерная тематика курсовых проектов
Курсовой проект (работа) не предусмотрен.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Ганзбург Л.Б., Максаров В.В., Схиртладзе А.Г. Автоматизация производственных процессов в машиностроении: Учебное пособие. - СПб.: СЗТУ, 2001. - 178 с
2. Основы автоматизации производства / Под ред. Ю.М. Соломенцева. – М.: Машиностроение, 1995. – 312 с.
3. Белянин П.Н., Идзон М.Ф., Жогин А.С. Гибкие производственные системы. - М.: Машиностроение, 1988. - 256 с.
б) дополнительная литература:
4. Власов С.Н., Позднеев Б.М., Черпаков Б.И. Транспортные загрузочные устройства и робототехника. – М.: Машиностроение, 1988. – 144 с.
5. Городецкий М.С., Веденский Д.Л. Контроль и диагностика в ГПС. – М.: Высш. школа, 1989. – 96 с.
6. Гибкое автоматизированное производство / В.О.Азбель, В.А.Егоров, А.Ю.Звоницкий и др. – Л.: Машиностроение, 1985. – 454 с.
7. Гибкие производственные комплексы / В.А.Лещенко, В.М.Кисилев, Д.А.Куприянов и др. – М.: Машиностроение, 1984. - 384 с.
8. Гибкие производственные системы Японии: Пер. с яп.; Под ред Л.Ю.Лищинского. – М.: Машиностроение, 1987. – 232 с.
9. Егоров В.А., Максаров В.В., Федотов А.И. Автоматизированная система инструментального обеспечения ГПС механообработки. - Л.: ЛДНТП, 1989. - 28 с.
10. Жданович В.Ф., Гай Л.Б. Комплексная автоматизация и механизация в механических цехах. – М.: Машиностроение, 1976. – 288 с.
11. Имитационное моделирование производственных систем: Под ред. А.А.Вавилова. – М.: Машиностроение; Берлин: Техника, 1983. – 416 с.
в) перечень информационных технологий:
1. Антивирус Касперского
2. Программное обеспечение для архивирования файлов и папок 7-Zip.
3. Пакет MS Office.
4. Программа для просмотра, печати и корректировки документов в формате PDF: Adobe Reader
5. Программа для просмотра файлов формата DjVu – WinDjView
6. Оболочка для тестирования: MytestX.
7. Cправочно - правовые системы КонсультантПлюс: Версия Проф
8. Cправочно - правовая система Консультант: Псковский выпуск
г) ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
Справочно-информационные ресурсы:
1. http://e.lanbook.com - ЭБС издательства «Лань»
2. http://www.iprbooks.ru - ЭБС IPRbooks
3. www.library.ru/ - Научная электронная библиотека
4. http://polpred.com/ - Портал Обзор СМИ
5. Bookboon.com предоставляет свободный доступ (без регистрации) к полнотекстовым электронным изданиям по различным дисциплинам для студентов вузов.
6. http://www.rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический портал
10 Материально-техническое обеспечение дисциплины
а) перечень учебных аудиторий, кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений специального назначения;
Для организации учебных занятий требуются лекционная аудитория, оснащенная презентационным оборудованием (ноутбук или стационарный компьютер, мультимедиа-проектор, экран) и компьютерный класс.
б) перечень основного оборудования
В процессе обучения используются следующие технические средства обучения:
– компьютерное оборудование для поиска справочной информации, нормативных правовых актов;
– компьютерный класс для организации лабораторных занятий и практических занятий, оснащенный необходимым системным, базовым и специализированным программным обеспечением;
– мультимедийное оборудование (ноутбук или стационарный компьютер, мультимедиа-проектор, экран), необходимое для демонстрации презентационного материала лекций и презентаций студентов.
– маркерная доска;
11 Методическое обеспечение дисциплины
11.1 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Изучение дисциплины предусматривает использование следующих образовательных технологий:
Стандартные методы обучения:
- лекции
- практические занятия
- самостоятельная работа студентов
- консультации преподавателя
Целью выполнения практических занятий является закрепление приобретенных теоретических знаний по ряду тем курса, приобретение студентами знаний основных положений отдельных отраслей современного российского законодательства.
В процессе выполнения практических работдостигается решение следующих учебно-образовательных задач:
- приобретение и закрепление навыков и умений работы с современными источниками информации;
- умение эффективно использовать информационно-поисковые ресурсы справочно-правовых систем, Интернет для решения задач;
- формирование навыков самостоятельной работы с методической, научной и нормативной литературой;
Студент может в достаточном объеме усвоить и успешно реализовать конкретные знания, умения, навыки и компетенции в своей практической деятельности при выполнении следующих условий:
- систематическая работа на учебных занятиях под руководством преподавателя и
самостоятельная работа по закреплению полученных знаний и навыков;
- добросовестное выполнение заданий преподавателя на практических и лабораторных занятиях;
- выяснение и уточнение отдельных предпосылок, умозаключений и выводов,
содержащихся в учебном курсе; взаимосвязей отдельных его разделов, используемых методов, характера их использования в практической деятельности бакалавра.
12.2 Методические рекомендации преподавателям по эффективным средствам, методам и технологиям обучения дисциплине
- круглый стол
- интерактивная лекция
- работа с мультимедийными материалами
- обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.
Для проведения занятий в лекционных аудиториях используются стационарное или переносное мультимедийное оборудование, комплект мультимедийных демонстрационных материалов, наглядных пособий, комплекты раздаточного материала.
В процессе изучения дисциплины проводится текущий контроль и промежуточная аттестация результатов освоения дисциплины. Текущий контроль осуществляется преподавателем в следующих формах:
- письменные домашние задания
- подготовка презентаций
- тестирование по отдельным разделам дисциплины.
Промежуточная аттестация по дисциплине предусмотрена в форме экзамена.
11.3 Методические указания по организации самостоятельной работы
студентов
При изучении дисциплины «Информационные технологии управления производством» организация самостоятельная работа студентов представляет выполнение следующих видов работ:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа (поиск необходимой учебной и технической информации по дисциплине и т.п.).
2. Чтение конспектов лекций, проработка материалов учебников и учебных пособий, дополнительных источников.
3. Подготовка к практическим (лабораторным) занятиям.
4. Подготовка к промежуточным контрольным мероприятиям.
5. Аудиторная самостоятельная работа при выполнении по завершению каждого лекционного модуля миниопроса (минитестирования) студентов по изученной тематике с целью проверки остаточных знаний.