Глава 9. задачи и объекты деятельности фасилити менеджера

Первая задача ¾ экономия средств при эксплуатации здания. Она достигается двумя путями: сокращением затрат на потребляемые зданием ресурсы, в первую очередь энергетические, и оптимальным размещением оборудования и персонала.

Вторая задача ¾ обеспечение комфортного выполнения протекающих в здании бизнес-процессов, в первую очередь поддержание в помещениях оптимальных параметров окружающей среды. Если английский термин environment толковать в широком смысле, то, помимо контроля за климатом, это будет означать, например, организацию рабочих мест оптимальным для взаимодействия сотрудников образом, продуманную схему работы связи, лифтов и т. п.

Третья, но далеко не последняя по значению задача, ¾ способность служб и подсистем здания предотвращать возникновение экстремальных ситуаций, а при их появлении ¾ предотвращать или сокращать до минимума материальные и человеческие потери.

С технической точки зрения все три задачи связаны между собой. В то же время организационно они могут в определенной степени вступать в противоречие друг с другом. Например, обеспечение режима безопасности в здании может вступить в конфликт с требованием простоты перемещения сотрудников внутри него. Таким образом, необходимо взвесить все «за» и «против» для нахождения разумного баланса.

Деятельность фасилити менеджера достаточно разнообразна. Объекты его деятельности ¾ строения офиса (жилого дома) с внутренней социальной, инженерной инфраструктурой, прилегающая территория. Графическое изображение направлений деятельности фасилити менеджера показано на рис. 9.1.

глава 9. задачи и объекты деятельности фасилити менеджера - student2.ru

Рис. 9.1. направления деятельности фасилити менеджера

Объектом управления фасилити менеджера может быть любая организация, будь то офис, гостиница, больница, жилой дом, учебное заведение, спортивный комплекс и т. п. При этом организация, располагающая собственной недвижимостью, может быть функционирующей или временно бездействующей. На рисунке 9.2 представлены объекты деятельности фасилити менеджера и соответствующие функции, возложенные на него.

глава 9. задачи и объекты деятельности фасилити менеджера - student2.ru

Рис. 9.2. Объекты деятельности фасилити менеджера

Управление сервисными службами предприятия или учреждения охватывает значительное количество направлений деятельности по организации обслуживания персонала и функционированию недвижимости.

Весь спектр деятельности фасилити менеджера образован несколькими значительными направлениями:

¾ деятельность по содержанию материальных объектов (обеспечение сохранности объектов жилого и нежилого фондов, надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения, тепло-, энерго-, газоснабжения, информационных систем);

¾ деятельность, связанная с персоналом;

¾ деятельность по снижению эксплуатационных расходов организации;

¾ деятельность по созданию имиджа организации.

Группировка направлений по сферам деятельности ¾ эксплуатационно-техническая, социальная, экономическая и представительская ¾ позволяет нагляднее представить стандартный набор функций фасилити менеджера (рис. 9.3).

глава 9. задачи и объекты деятельности фасилити менеджера - student2.ru

Рис. 9.3. Функции управляющего комплексами недвижимости

Для лучшего понимания специфики деятельности фасилити менеджера следует указать на те существенные моменты, которые отличают его от специалистов родственных специальностей, в частности, от специалистов по управлению недвижимостью (property manager). Несмотря на идентичность объекта деятельности этих специалистов ¾ здание и прилегающий земельно-имущественный комплекс, несхожесть проявляется в различии моделей работы с ним. Так, заказчиками услуг, управляющих недвижимостью, являются структуры, готовые инвестировать средства в операции, связанные с недвижимостью, для извлечения прибыли. Очевидно, что перед собственником или инвестором стоит задача определения выгодности предстоящих операций, и для их просчета и осуществления требуются профессионалы ¾ управляющие недвижимостью. При этом в сфере их интересов может быть и такая модель управления собственностью, как доверительное управление, когда уже уместно говорить не об управлении недвижимостью, а об управлении активами (сервитутами, залоговыми договорами, кредитами под реконструкцию, инвестиционными капиталами).

Для фасилити менеджера не характерно заключение сделок с имуществом ввиду особой направленности и специфичности этой деятельности.

От управляющего зданием (building manager) фасилити менеджера отличают некоторые виды управленческой деятельности по фазам жизненного цикла здания. Для управляющего зданием характерно управление:

1) землепользованием;

2) проектированием объекта;

3) изготовлением ¾ возведением, строительством как самого объекта, так и неотделимых улучшений;

4) обращением ¾ процессом заключения сделок купли-продажи, аренды, дарения, залога, передачи права хозяйственного ведения и оперативного управления;

5) потреблением ¾ всем комплексом операций по оказанию услуг, связанных с использованием клиентами объекта недвижимости по его прямому назначению, а также дополнительных и сопутствующих услуг;

6) техническим обслуживанием и эксплуатацией;

7) капитальным ремонтом, модернизацией, реконструкцией и реставрацией;

8) перепрофилированием в связи с изменением целей управления или внешней среды;

9) утилизацией, сносом и захоронением.

Из приведенного перечня в обязанности фасилити менеджера входят следующие пункты: 2, 4 (в вопросах аренды), 5, 6, 7 и 8. Строительные проблемы лежат за пределами его компетенции в силу особой их специфичности.

Функциями фасилити менеджера в соответствии с жизненным циклом организации являются:

1) участие при разработке проекта здания (комплекса зданий) с целью обеспечения соответствия конструктивных и планировочных особенностей здания его будущим функциональным обязанностям;

2) контроль обеспечения строительными организациями рациональной и комплексной конфигурации санитарно-технических систем и электрических сетей;

3) закупка мебели и оргтехнического оборудования, дизайн помещений, организация рабочих мест персонала;

4) рациональное размещение объектов общего пользования (столовых, мест отдыха и парковки) относительно рабочих мест и организация процесса их функционирования;

5) контроль обеспечения среды в организации, удовлетворяющей требуемым санитарно-гигиеническим нормам;

6) организация уборки помещений, текущей эксплуатации инженерно-технического оборудования здания;

7) контроль за рациональным использованием непроизводственных энергоресурсов;

8) обеспечение пожарной безопасности, а также безопасности персонала, материальных ценностей, know how путем защиты от внешних воздействий (шпионаж, вторжение посторонних лиц); контроль перемещений и доступа персонала к различным объектам;

9) реконструкция и перепланировка помещений в соответствии с требованиями повышения производительности труда, меняющимися архитектурными, техническими, санитарными и эргономическими стандартами;

10) организация проведения всех видов ремонтных работ и контроль их выполнения;

11) взаимодействие с государственными и муниципальными структурами, выполняющими контрольные функции по отношению к организации;

12) контроль расчетов за коммунальные услуги, услуги внешних сервисных служб;

13) создание имиджа организации (экстерьер и интерьер здания, благоустройство прилегающей территории);

14) подготовка проведения конференций, включая организацию встреч и размещения участников;

15) руководство переездом персонала и оборудования.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущей главе

Наши рекомендации