Преподаватель: доцент Горбова О.В.

Тема 1. Техника работы изобразительными материалами

(самостоятельное изучение)

Задания К ЗАЧЕТУ

1. На основе изучения Основной общеобразовательной программа для дошкольников («От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015) начертить и заполнить таблицу 1.

Таблица 1

Использование различных изобразительных материалов в группах детского сада

Материал 1 мл. гр. 2 мл. гр. средняя старшая подготов.
Графитный карандаш          
Цветные карандаши          
Кисти          
Гуашь          
Акварель          
Восковые мелки          
Фломастер          
Уголь          
Сангина, пастель          

2. Найти определения названий изобразительных материалов.

3. Выписать из книги Т.С. Комаровой (Формирование графических навыков у дошкольников. – М.: Просвещение, 1970.) правила работа карандашом и кистью, правила подготовки гуаши.

4. Создать изображение любого животного, передавая его фактуру или карандашом или гуашью (изображение выполнить на формате А-4).

5. Составить цветовую палитру двух времен года или нарисовать один натюрморт в теплом и холодном колорите (на выбор).

.

Тема 2. Выразительные возможности цвета. Фоны.

Создание рисунков с использованием нетрадиционных

Материалов и техник

(самостоятельное изучение)

Задания К ЗАЧЕТУ

На основе изучения материалов презентации «Нетрадиционные техники изображения» или самостоятельно подобранной литературы:

1) изучить различные техники создания фонов, выписать описание 5 фонов и подготовить их (каждый на ½ формата А-4 плотной бумаги)

ü Равномерное насыщение фона естественными красителями (чайная заварка, кофе, свекольный отвар) – 1 фон на выбор;

ü Равномерное насыщение фона искусственными красителями (раствор гуаши или акварели, зеленки, марганца…) – 1 фон на выбор

ü Рисование по сырому фону или лессировка – 1 фон

ü Бумага под мрамор – 1 фон любым способом

ü Способ «набрызга» – 1 фон

2) изучить нетрадиционные материалы и техники рисования. Подготовить рисунки, выполненные с их применением (5 из предложенных ниже – на выбор – представить на ½ формата А-4 плотной бумаги):

ü «ниткография»,

ü «витраж»,

ü «кляксография»,

ü «набивка»,

ü «монотипия»,

ü «пальцевая живопись»,

ü «рисование солью»,

ü «рисование с помощью мыльных пузырей»,

ü «граттаж»

Тема 3. Декоративное рисование как вид изобразительной деятельности

Цель: формирование у студентов знаний о простых и сложных элементах декора, о способах композиционного построения узора и орнамента, о специфике применения средств выразительности при создании образа изделия в контексте конкретного промысла; формирование умений украшать опредмеченную форму простыми элементами декора и в контексте конкретного промысла (Дымка, Городец, Хохлома, Мезень).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Техника рисования простых элементов узора

Оборудование (иметь на занятии): 3 плотных листа формата А-4, 2 мягких кисти для рисования (№3-6), набор гуашевых красок (можно один на двоих), тканевая салфетка, отточенный карандаш ТМ, емкость для воды.

Ход занятия:

1. Постановка цели и задач занятия;

2. Актуализация у студентов знаний

- о специфике декоративного рисования, его значение для развития ребенка;

- о задачах обучения декоративному рисованию;

- о простых элементах декора (линии (прямые и волнистые) кистью плашмя и концом ворса, примакивание, мазок с протяжкой, переходный мазок, трилистник, девятилистник, восьмилистник или цветочная розетка, точки, горошины, обрамляющая дужка, гжельский мазок);

- о технике рисования простых элементов;

- о вариантах композиционного построения узора в разных формах.

3. Формирование умений рисовать простые элементы, создавать разные композиции в геометрических формах.

4. Подведение итогов: обобщение изученного, формулировка выводов.

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997. (глава рисование)

2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – (глава рисование).

3. Основная общеобразовательная программа для дошкольников «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

4. Ковальская Е.Г. Декоративное рисование в детском саду. – М.: Просвещение, 1972 (наглядный материал).

Задание:

1. Выписать определение понятия «декоративное рисование», его виды, значение в развитии личности дошкольника.

2. На основе анализа источника 3 составить таблицу усложнения программных задач обучения декоративному рисованию.

Таблица 1

Усложнения программных задач обучения дошкольников декоративному рисованию

Группа   Изобразительные навыки Технические навыки
форма цвет композиция элементы Владение материалами
Ср. гр. Ст. гр. Подгот. гр.          

Задания К ЗАЧЕТУ

1. Составить таблицу простых элементов декоративного узора (выполняется на занятии)

2. Составить узор из простых элементов декоративного узора в полосе.

3. Заполнить таблицу «Усложнения программных задач обучения дошкольников декоративному рисованию».

Наши рекомендации