Преподаватель: доцент Горбова О.В.
Тема 1. Техника работы изобразительными материалами
(самостоятельное изучение)
Задания К ЗАЧЕТУ
1. На основе изучения Основной общеобразовательной программа для дошкольников («От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015) начертить и заполнить таблицу 1.
Таблица 1
Использование различных изобразительных материалов в группах детского сада
Материал | 1 мл. гр. | 2 мл. гр. | средняя | старшая | подготов. |
Графитный карандаш | |||||
Цветные карандаши | |||||
Кисти | |||||
Гуашь | |||||
Акварель | |||||
Восковые мелки | |||||
Фломастер | |||||
Уголь | |||||
Сангина, пастель |
2. Найти определения названий изобразительных материалов.
3. Выписать из книги Т.С. Комаровой (Формирование графических навыков у дошкольников. – М.: Просвещение, 1970.) правила работа карандашом и кистью, правила подготовки гуаши.
4. Создать изображение любого животного, передавая его фактуру или карандашом или гуашью (изображение выполнить на формате А-4).
5. Составить цветовую палитру двух времен года или нарисовать один натюрморт в теплом и холодном колорите (на выбор).
.
Тема 2. Выразительные возможности цвета. Фоны.
Создание рисунков с использованием нетрадиционных
Материалов и техник
(самостоятельное изучение)
Задания К ЗАЧЕТУ
На основе изучения материалов презентации «Нетрадиционные техники изображения» или самостоятельно подобранной литературы:
1) изучить различные техники создания фонов, выписать описание 5 фонов и подготовить их (каждый на ½ формата А-4 плотной бумаги)
ü Равномерное насыщение фона естественными красителями (чайная заварка, кофе, свекольный отвар) – 1 фон на выбор;
ü Равномерное насыщение фона искусственными красителями (раствор гуаши или акварели, зеленки, марганца…) – 1 фон на выбор
ü Рисование по сырому фону или лессировка – 1 фон
ü Бумага под мрамор – 1 фон любым способом
ü Способ «набрызга» – 1 фон
2) изучить нетрадиционные материалы и техники рисования. Подготовить рисунки, выполненные с их применением (5 из предложенных ниже – на выбор – представить на ½ формата А-4 плотной бумаги):
ü «ниткография»,
ü «витраж»,
ü «кляксография»,
ü «набивка»,
ü «монотипия»,
ü «пальцевая живопись»,
ü «рисование солью»,
ü «рисование с помощью мыльных пузырей»,
ü «граттаж»
Тема 3. Декоративное рисование как вид изобразительной деятельности
Цель: формирование у студентов знаний о простых и сложных элементах декора, о способах композиционного построения узора и орнамента, о специфике применения средств выразительности при создании образа изделия в контексте конкретного промысла; формирование умений украшать опредмеченную форму простыми элементами декора и в контексте конкретного промысла (Дымка, Городец, Хохлома, Мезень).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Техника рисования простых элементов узора
Оборудование (иметь на занятии): 3 плотных листа формата А-4, 2 мягких кисти для рисования (№3-6), набор гуашевых красок (можно один на двоих), тканевая салфетка, отточенный карандаш ТМ, емкость для воды.
Ход занятия:
1. Постановка цели и задач занятия;
2. Актуализация у студентов знаний
- о специфике декоративного рисования, его значение для развития ребенка;
- о задачах обучения декоративному рисованию;
- о простых элементах декора (линии (прямые и волнистые) кистью плашмя и концом ворса, примакивание, мазок с протяжкой, переходный мазок, трилистник, девятилистник, восьмилистник или цветочная розетка, точки, горошины, обрамляющая дужка, гжельский мазок);
- о технике рисования простых элементов;
- о вариантах композиционного построения узора в разных формах.
3. Формирование умений рисовать простые элементы, создавать разные композиции в геометрических формах.
4. Подведение итогов: обобщение изученного, формулировка выводов.
Литература:
1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997. (глава рисование)
2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – (глава рисование).
3. Основная общеобразовательная программа для дошкольников «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4. Ковальская Е.Г. Декоративное рисование в детском саду. – М.: Просвещение, 1972 (наглядный материал).
Задание:
1. Выписать определение понятия «декоративное рисование», его виды, значение в развитии личности дошкольника.
2. На основе анализа источника 3 составить таблицу усложнения программных задач обучения декоративному рисованию.
Таблица 1
Усложнения программных задач обучения дошкольников декоративному рисованию
Группа | Изобразительные навыки | Технические навыки | |||
форма | цвет | композиция | элементы | Владение материалами | |
Ср. гр. Ст. гр. Подгот. гр. |
Задания К ЗАЧЕТУ
1. Составить таблицу простых элементов декоративного узора (выполняется на занятии)
2. Составить узор из простых элементов декоративного узора в полосе.
3. Заполнить таблицу «Усложнения программных задач обучения дошкольников декоративному рисованию».