Автоматизированные системы на этапах жизненного цикла технических объектов
Рис. Этапы жизненного цикла промышленных изделий и системы их автоматизации
− CAD– Computer Aided Design (автоматизированное проектирование);
− САМ– Computer Aided Manufacturing (автоматизированная технологи-
ческая подготовка производства);
− САЕ– Computer Aided Engineering
(автоматизированные расчеты и анализ);
− PDM– Product Data Management (управление проектными данными);
− ERP– Enterprise Resource Planning
(планирование и управление предприятием);
− MRP-2 – Manufacturing (Material) Requirement Planning
(планирование производства);
− MES – Manufacturing Execution System
(производственная исполнительная система);
− SCM – Supply Chain Management (управление цепочками поставок);
− CRM – Customer Relationship Management
(управление взаимоотношениями с заказчиками);
− SCADA– Supervisory Control And Data Acquisition (диспетчерское управление производственными процессами);
− CNC– Computer Numerical Control
(компьютерное числовое управление);
− S&SM – Sales and Service Management
(управление продажами и обслуживанием);
− СРС – Collaborative Product Commerce
(совместный электронный бизнес).
Конструирование
Современные САПР (или системы CAE/CAD), обеспечивающие сквозное проек- тирование сложных изделий или, по крайней мере, выполняющие большинство про- ектных процедур, имеют многомодульную структуру. Модули различаются своей ори- ентацией на те или иные проектные задачи применительно к тем или иным типам уст- ройств и конструкций. При этом возникают естественные проблемы, связанные с по- строением общих баз данных, с выбором протоколов, форматов данных и интерфей- сов разнородных подсистем, с организацией совместного использования модулей при групповой работе.
Для решения проблем совместного функционирования компонентов САПР раз- личного назначения разрабатываются системы управления проектными данными - сис- темы PDM. Они либо входят в состав модулей конкретной САПР, либо имеют само- стоятельное значение и могут работать совместно с разными САПР.
Уже на этапе проектирования требуются услуги системы SCM, иногда называе- мой системой управления поставками комплектующих (Component Supplier Management), которая на этапе производства обеспечивает поставки необходимых ма- териалов и комплектующих.
Изготовление
АСТПП, составляющие основу системы САМ, выполняют синтез технологических процессов и программ для оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), выбор технологического оборудования, инструмента, оснастки, расчет норм времени и т.п. Модули системы САМ обычно входят в состав развитых САПР, и потому интегрированные САПР часто называют системами CAE/CAD/CAM/PDM.
Управление предприятием
Функции управления на промышленных предприятиях выполняются автоматизи-
рованными системами на нескольких иерархических уровнях.
Автоматизацию управления на верхних уровнях от корпорации (производствен- ных объединений предприятий) до цеха осуществляют АСУП, классифицируемые как системы ERP или MRP-2.
Наиболее развитые системы ERP выполняют различные бизнес-функции, свя- занные с планированием производства, закупками, сбытом продукции, анализом пер- спектив маркетинга, управлением финансами, персоналом, складским хозяйством, учетом основных фондов и т.п. Системы MRP-2 ориентированы главным образом на бизнес-функции, непосредственно связанные с производством.
АСУТП контролируют и используют данные, характеризующие состояние техно- логического оборудования и протекание технологических процессов. Именно их чаще всего называют системами промышленной автоматизации.
Для выполнения диспетчерских функций (сбора и обработки данных о состоянии оборудования и технологических процессов) и разработки программного обеспечения для встроенного оборудования в состав АСУТП вводят систему SCADA. Для непосред- ственного программного управления технологическим оборудованием используют сис- темы CNC на базе контроллеров (специализированных компьютеров, называемых промышленными), встроенных в технологическое оборудование.
Реализация продукции
На этапе реализации продукции выполняются функции управления отношениями с заказчиками и покупателями, проводится анализ рыночной ситуации, определяются перспективы спроса на планируемые к выпуску изделия. Эти задачи решаются с по-
мощью системы CRM. Маркетинговые функции иногда возлагаются на систему S&SM,
которая, кроме того, служит для решения проблем обслуживания.
Эксплуатация
На этапе эксплуатации применяются специализированные компьютерные систе- мы, занятые вопросами ремонта, контроля, диагностики эксплуатируемых систем. Об- служивающий персонал использует интерактивные учебные пособия и технические руководства, а также средства для дистанционного консультирования при поиске не- исправностей, программы для автоматизированного заказа деталей взамен отказав- ших.