Основания методических подходов.

Проблема распространения Российского движения школ как социально-педагогической инновации - "классическая" инновационная проблема диффузии социальных инноваций.

Вопрос о закономерностях распространения (диффузии) социальных инноваций обстоятельно проработан Э. Роджерсом, а его методические аспекты применительно социально-воспитательным инновациям для российской действительности проанализированы М. Кордонским, М. Кожариновым, С. Поляковым.

Наиболее значимы для характеристики методических подходов к распространению Российского движения школьников, его взаимодействия с образовательными организациями и имеющимися детскими общественными объединениями являются представления об "инкубаторах", "репликаторах" и "мультипликаторах" как базовых форм, запускающих и удерживающих диффузию социально-воспитательных инноваций.

Не менее значимы различение четырёх "потоков" распространения инноваций: распространение названия и идеи новшества, распространение знания о содержании инновации, распространение самого факта её практической реализации и, пронизывающего предыдущие потоки, распространение социального и личного отношения к инновации (в частности образа данной инновации в различных социальных группах).

6.2. Проблема"инкубаторов", "репликаторов" и "мультипликаторов".

"Инкубатор" — это социально-организационная форма порождения и развития инноваций. Для РДШ, проблема существования таких форм в определённой мере решена. Смены РДШ в ВДЦ "Орлёнок", в ВДЦ "Океан", наиболее оригинальные всероссийские акции Российского движения школьников можно трактовать как "пространства" в которых складываются специфические формы деятельности Движения.

Сложнее с наличием "репликаторов". "Репликаторы" - это устойчивые, мало меняющиеся при распространении, относительно простые средства и формы продвижения новшества. Из используемого в деятельности РДШ функцию "репликатора" выполняют флешмобы и социальные танцы. Но это достаточно частные "репликаторы", которые вряд ли могут выполнять функцию распространения сущностных деятельностных и организационных форм Российского движения школьников. Следовательно перед педагогами, методистами, аналитиками, связанными с РДШ, стоит задача поиска, осмысления, опробования более мощных "репликаторов".

Ещё сложнее с "мультипликаторами". "Мультипликаторы" в социальной инноватике - это относительно устойчивые организационные формы, в которых содержится потенциал для "переёма", передачи деятельностной и ценностной стороны инновации, порождённых в "инкубаторах" и хотя бы частично оформленных как "репликаторы".

Потенциально таких форм в социально-педагогической действительности немало: лагерные сборы, большие социальные игры, школы лидеров, творческие семинары и пр. Однако на данный момент немногие из реализуемых (прежде всего на уровне регионов) подобных форм несут функцию адекватного тиражирования, диффузии (с сохранением базовых ценностей и деятельностей, выращенных в "инкубаторах") Российского движения школьников как социально-воспитательной инновации. Требуется анализ существующих прецедентов мультипликационных форм и их методической обработке с точки зрения их эффективности в распространении РДШ.

Критерии этого анализа

- насколько анализируемый прецедент отвечает критериям "ситуации-образца"(кратковременность, относительная автономность. ;

- насколько в эти прецеденты включено рефлексивное социально-педагогическое начало в формах, соответствующих мышлению старших школьников и педагогов.

6.3. Проблема эффективности "потоков" распространения РДШ.

1. Парадоксальное явление «неизвестности" (незначительной известности) словосочетания "Российское движение школьников" и его идей во внепедагогических слоях населения (это утверждение - результат пилотажных опросов.).

Пути снятия данной парадоксальности:

- обеспечение постоянного присутствия конструктивной информации о РДШ и образов РДШ на ведущих федеральных и региональных каналах СМИ;

- наращивание разнообразия форм и путей представленности РДШ в Интернете (Этим путём идёт Росдетцентр);

- рассматривать просвещенческую и пропагандирующую работу с родителями относительно идей и смыслов РДШ как обязательную составляющую деятельности региональных отделений Российского движения школьников и школьных команд РДШ.

2. Явление слабой распространённости знания содержания и способов деятельности Российского движения школьников в профессиональной педагогической среде.

Путь преодоления этой слабости"- традиционен - включение соответствующей информации и модельных действий в программы обучения и повышение квалификации педагогов, в программы подготовки вожатых.

Трудность реализации этих путей - неопределённость специфики деятельности Российского движения школьников и следовательно неопределённость возможного содержания обучения и повышения квалификации (как частный момент этого - непроработанность специфики позиции и деятельности вожатого в детких общественных объединениях в отличии от старшего вожатого в школе и вожатого в летних оздоровительных лагерях).

3. Распространение реальной практики РДШ и Детских общественных объединений в целом, как социально-воспитательных средств социально-личностного развития школьников.

Проблемы этого третьего потока РДШ как инновации во многом продолжение второго. Анализ этого потока, влияние на процессы в этом потоке связаны с тремя группами факторов: социокультурной ситуацией в стране (в том числе образовательной политикой), характеристиками образовательных организаций и личностно-профессиональными позициями педагогов. Каждая из этих групп факторов может стимулировать или тормозить распространение и развитие Российского движения школьников.

Торможение.

- Если в общественном мнении и в практики образовательной политики будет укрепляться позиция незначимости социальной активности детей для их жизни и развития.

- Если образовательные организации, поддерживаемые практическими действиями министерств всех уровней, будут интерпретировать в своей практики образование, по-прежнему, как обучение.

- Если в профессиональном сознании большинства педагогов педагогическая деятельность будет интерпретироваться как обучение (что закреплено в законодательстве в термине обучающиеся).

Стимулирование.

- Если в общественном мнении и в практики образовательной политики будет укрепляться позиция значимости социальной активности детей для их жизни и развития.

- Если образовательные организации, поддерживаемые практическими действиями министерств всех уровней, будут интерпретировать в своей практики образование как синтез интеллектуальной и социальной активности.

- Если в профессиональном сознании большинства педагогов педагогическая деятельность будет интерпретироваться как деятельность по поддержке социально-личностного, интеллектуального и практического развития школьников.

4. Формирование отношения к социально-воспитательной инновации как в профессиональной, так и в целом в социальной среде происходит (как момент) во всех других потоках. Но есть особенный "узел" в этом процессе - образ нового образца жизни и деятельности" по-новому", "по другому". Эти образы носят и художественный характер (Примеры "Тимура и его команды", книг Владислава Крапивина, книги "Фрунзенская коммуна" - иллюстрации этого.)

Необходим позитивный образ современных детских общественных объединений. Возможный путь его актуализации - гранты (Министерства образования и науки РФ, Росмолодёжи, Роскосмоса....) на создание кино и литературных произведений, посвящённых детским и юношеским общественным деяниям.

6.4.Агенты распространения социальных инноваций - "ново введенческие ядра" - организации, группы, в функционал которых входит работа по пропаганде, обучению, консультированию инновационных процессов.

Для деятельности "штабов" детских общественных организаций и движений эта функция неизбежна (для РДШ её в определённой мере выполняет Росдетцентр). Сбой, иногда даже вакуум, на следующих уровнях: в округах и регионах. Хотя формы такой ново введенческой работы по отдельным регионам есть, их иногда удачно называют ресурсными центрами, но системы таких центров, организаций, групп, которые бы воспринимались российскими детскими организациями и школами как ресурс в их взаимодействии не существует.

Развитие такой системы - возможное поле взаимодействия (в форме социальных партнёрства) Министерства образования и науки РФ с Росмолодёжью в "центре", и соответствующих ведомств в регионах.

***

Принцип социального партнёрства, при реализации его компетентными людьми в оптимальной социотехнической форме, и есть главный ключик ко многим проблемам взаимодействия школ и иных социальных организаций, так же полноценной реализации социально-воспитательных технологий, направленных на социально-гражданское развитие школьников.

Наши рекомендации