Особенности реализации технологии «Наш символ» для других направлений деятельности РДШ
1). Для информационно-медийного направления
(«БРЕНД ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОГО ЦЕНТРА»)
Модельный пример начала технологии (мотивационный этап).
Слово педагога, вожатого: «Каждый сайт обладает своими специфичными элементами оформления: цветовой гаммой, шрифтом, расположением информации, эмблемами и др. Эти нюансы позволяют выделиться среди других сайтов, привлечь к себе внимание. Хотелось бы, чтобы и сайт нашего информационно-медийного центра имел интересный и узнаваемый вид. Начнем создание нашего сайта с разработки символ-бренда нашего центра являющегося частью имиджа нашей организации».
Для военно-патриотического направления
(«БРЕНД ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА»)
Модельный пример начала технологии (мотивационный этап).
Слово педагога, вожатого: «Все детские и молодежные военно-патриотические клубы сотрудничают с общественными военно-патриотическими и ветеранскими организациями. Кроме того, клубы вроде нашего взаимодействуют с воинскими частями, с МВД, ФСБ, Росгвардии, МЧС.
Для того чтобы наш клуб был легко узнаваем для наших партнеров и друзей, чтобы мы выделялись среди других организаций давайте создадим свой бренд, отражающий нашу деятельность и стиль нашей жизни».
Для направления «Личностное развитие»
(«БРЕНД КЛУБА «ЗОЖ»)
Модельный пример начала технологии (мотивационный этап).
Слово педагога, вожатого: «Ребята,здоровый образ жизни становится все более популярным среди жителей нашей страны. Мы тоже стремимся к здоровому образу жизни. В медицине направленность деятельности на здоровье отображена в символике - красный крест и красный полумесяц. Может быть и нам для того, чтобы окружающие понимали к чему мы стремимся хорошо было бы нам иметь свой символ-бренд, отражающий нашу активную жизненную позицию по отношению к здоровью».
.
Технология «Спор-клуб».
Общая схема.
I. Цель – создание опыта многократного самоопределения в отношении конкурирующих идей и, может быть, позиций, предоставление возможности каждому участнику представить собственную точку зрения, а если есть в этом необходимость, то и скорректировать ее.
Результатом такого многократного самоопределения, по М.В. Шакуровой, может стать (или укрепиться) социальная идентичность относительно той сферы, в которой предлагается самоопределяться.
II. Этапы
1. Подготовительный этап
2. Мотивационный
Настрой на групповую и индивидуальную работу, на ведение диалога.
Определение темы, относительно которой могут быть выдвинуты несколько примерно равных по привлекательности и социальной ценности позиций.
Презентация темы в эмоционально привлекательной форме.
Знакомство с правилами проведения спор-клуба.
3. Основные этапы
- Самоопределение 1. Предъявление позиций. Индивидуальный выбор позиций.
- Самоопределение 2. Личное публичное выступление лидера позиции. Индивидуальный выбор позиций.
- Самоопределение 3 . Конструктивный диалог
- Самоопределение 4. Аргументированная защита выбранной позиции.
- Предъявление ценности диалога позиций.
4. Рефлексивный этап.
В рамках деятельности Российского движения школьников может быть использована в формировании представления каждого направления деятельности в решении проблем и актуальных вопросов самоопределения.
Примером реализации данной технологии на военно-патриотическом направлении РДШ может быть спор-клуб «С чего начинается Родина?»
5.2.2. Базовый пример
СПОР-КЛУБ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
(военно-патриотическое направление)
1). Цель спор-клуба «С чего начинается Родина?» – создать у участников опыт многократного выбора и защиты своего варианта позиции патриотизма.
Содержание этапов
1. Подготовительный этап.. Прояснение темы спор-клуба. У современных школьников и педагогов совершенно недостаточен опыт аргументированной защиты своего личного отношения к важным социальным ценностям, в частности к ценности патриотизма. Это ведет к тому, что патриотическая позиция часто формируется не как осознанный выбор, а как необдуманное, неосмысленное согласие с идеей патриотизма.
Организаторы спор-клуба – ведущий и лидеры мнений – обсуждают различные точки зрения на патриотизм, распределяют поручения по подготовке спор-клуба.
2. Мотивирование. Участники спор-клуба рассаживаются в помещении произвольно. Организаторы раздают каждому участнику по листу бумаги и проверяют наличие ручек или карандашей. Представляются эксперты спора. Включается медиапрезентация с названием спор-клуба и песней «С чего начинается Родина?». Звучит один или два куплета.
-. Самоопределение 1. Ведущий: «С чего начинается Родина? У каждого из нас есть свой ответ на этот вопрос. Наверное, эти ответы не одинаковы. Мне пришлось слышать от уважаемых мною людей пять точек зрения о том, что такое патриотизм. Вот они».
На экране появляются последовательно пять позиций относительно патриотизма: 1. Патриотизм – это защита страны и культуры. 2. Патриотизм – это гордость за достижения страны 3. патриотизм – это принятие судьбы страны. 4. патриотизм – это улучшение ближней жизни. 5. патриотизм – это улучшение жизни страны.
Ведущий читает появляющиеся на экране формулировки. Очень кратко комментирует те, понимание которых может вызвать у зала затруднения (например, комментирует ПРИНЯТИЕ СУДЬБЫ страны – со всей ее сложностью и противоречивостью, как у Некрасова «Ты и убогая, ты и обильная, матушка Русь»; УЛУЧШЕНИЕ БЛИЖНЕЙ жизни –это улучшение жизни окружающих людей; УЛУЧШЕНИЕ жизни СТРАНЫ – это улучшение жизни «дальних»: села, города, области, страны).
Ведущий просит участников на розданных им листах выбрать, какое понимание патриотизма кому ближе, и отметить его буквой (Защита – З, гордость – Г, принятие – П. Ближние – Б., страна – С). Тому, кто, не может выбрать, предлагается поставить букву Н (неопределившийся). Листки остаются у участников спор-клуба.
-. Самоопределение 2. Ведущий предоставляет слово для аргументации позиций лидерам позиций (это дети и взрослые, заранее подготовившие аргументы. Время для выступления каждого – по 2-3 минуты, 2-3 аргумента).
Залу предлагается, отталкиваясь от выступлений лидеров, подтвердить (обвести кружком) или изменить позицию (зачеркнуть соответствующую букву и написать новую).
-. Самоопределение 3. Ведущий предлагает занять сторонникам соответствующих позиций вслед за лидерами позиций специально отведенные для позиционных групп места.
После размещения по позициям группам «защитников» даются два задания: найти новые аргументы, подтверждающие выбранную позицию; поставить вопросы ко всем другим позициям.
Неопределившиеся (буква Н) имеют право переходить с позиции на позицию, пока не найдут свою. Если кто-то в ходе работы изменил свое мнение, он зачеркивает соответствующую букву, пишет новую и переходит в другую группу. Ведущий и аналитики координируют работу (подходят к группе, задают стимулирующие вопросы, помогают переформулировать вопросы, но не заявляют свои позиции).
-. Самоопределение 4. Ведущий предоставляет слово группам. Представители групп по очереди защищают заявленную позицию). Другие группы задают вопросы защищающимся. Ведущий следит за ходом спор-клуба и помогает, если требуется, переформулировать вопросы. Отвечать на вопрос могут как выступающие, так и представители групп «с места».
После всех «защитных» речей и ответов на вопросы ведущий просит участников спор-клуба обратиться вновь к своим пометкам и решить, какая позиция каждому ближе (обвести свою позицию новым кружком или и написать новую букву).
-. Слово представляется экспертам. Основная идея, которую должны высказать эксперты: все трактовки патриотизма имеют своих сторонников, и, может быть, важнее не выбор «правильной» для всех позиции, а уважительные диалоги между людьми различных позиций.
Звучит в записи полностью песня «С чего начинается Родина». Если кто-то из ребят в зале начинает подпевать, взрослые тоже начинают петь (Но пение не должно быть обязательным!)
3). Рефлексивный этап
Форма анализа – анкета. Возможные вопросы:
– Что тебе показалось важным в нашем в спор-клубе? Что он помог тебе понять, о чем задуматься?
– Какие вопросы возникли?