Раздел 1. Технические средства
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению
для учащихся 1-2 курсов заочной формы обучения
для специальностей:
2-25 01 35 «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль»
2-25 01 10 «Коммерческая деятельность (по направлениям)»
2-24 01 02 «Правоведение»
2-27 01 01 «Экономика и организация производства»
Составили:Кривицкая Л.Э., Осипова И.Ф., преподаватели высшей квалификационной категории филиала БГЭУ «Минский торговый колледж»
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии математики и информатики
Протокол № ________
«___» _______ 20__г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _________________________
Минск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важное значение в работе специалистов экономического профиля имеет применение средств и методов информатики для решения проблем обработки деловой информации.
В настоящее время идет процесс активной, глобальной информатизации общества на базе новых компьютерных и телекоммуникационных технологий, создается принципиально новая среда обитания и деятельности человека - информационное общество, а также принципиально новые средства и способы взаимодействия человека с этой средой, формируется принципиально новый тип культуры - информационная культура.
Информационная деятельность специалиста со средним специальным образованием является одной из основополагающих в деятельности членов информационного общества. Умение использовать современные средства и технологии в информационной деятельности как важнейшей части профессиональной деятельности определяет информационную культуру специалиста.
Целью дисциплины «Информационные технологии» является обучение учащихся технологиям обработки деловой информации и овладение знаниями, необходимыми для рационального выбора автоматизированных рабочих мест.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:
· сущность процесса обработки деловой информации;
· стандарты электронных документов;
· средства защиты деловой информации;
· оптимальные приемы работы в операционной системе WINDOWS;
· дополнительные возможности текстового редактора Word;
· возможности ЭТ Excel по созданию сложных вычисляемых таблиц;
· рациональные приемы создания объектов баз данных;
· основы работы с программой «1С:Бухгалтерия».
должны уметь:
· создавать информационную среду на ПК для организации своей работы;
· создавать и редактировать сложные многостраничные текстовые документы;
· использовать электронные таблицы для решения экономических задач;
· проектировать и создавать объекты базы данных;
· создавать презентационные документы;
· создавать информационную базу в программе «1С:Бухгалтерия».
Дисциплина изучается учащимися на занятиях и самостоятельно по рекомендуемой литературе. Теоретическое изучение предмета расширяется и углубляется выполнением практических работ и домашней контрольной работы. Изучение предмета завершается выполнением обязательной контрольной работы.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема | Количество учебных часов | Время на сам. работу уч-ся | ||||
всего | В том числе | |||||
Для дневной формы | Для заочной формы | На устан. занят. | На обзорные занятия | На лаб-практ. занятия | ||
Введение Раздел 1. Технические средства Раздел 2. Обзор программного обеспечения Раздел 3. Текстовый процессор MSWord 3.1.Настройка рабочей среды MS Word. Создание, редактирование и форматирование документов 3.2.Работа с объектами в MS Word: формулы, буквица, объекты WordArt, графика 3.3.Создание таблиц и вычисления в них. Построение диаграмм. 3.4.Создание сложно-структурированного документа: разделы, оглавления 3.5. Создание и использование шаблонов 3.6. Подготовка документа к печати документов. Раздел 4. Табличный процессор MSExcel 4.1.Создание таблиц, работа с формулами, автозаполнение данных в Excel. Вычисления в MS Excel 4.2. Использование статистических функций Использование статистических функций 4.3. Использование логических функций 4.4. Использование функций ссылок и массивов 4.5. Деловая графика в MS Excel 4.6. Возможности MS Excel по работе с базой данных 4.7. Использование инструментов подбора параметра, таблицы подстановки резервного копирования информации Раздел 5. Компьютерные сети Раздел 6. Сервисное ПО Раздел 7. СУБД MS Access 7.1.Проектирование и создание баз данных 7.2.Создание таблиц и межтабличных связей 7.3. Создание запросов с вычисляемыми полями, итоговых запросов 7.4.Создание форм 7.4.Разработка отчетов 7.5.Проектирование и создание базы данных предприятия (организации) Раздел 8. Система создания презентаций MS PowerPoint 8.1.Режимы работы со слайдами. Разметка слайда. Работа с цветом, шаблоны оформления Раздел 9. Проблемно-ориентированное программное обеспечение профессиональное деятельности в соответствии с предметной областью | ||||||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ
Введение
Содержание программы:
Понятие информационных технологий. Экономическая информация и технология ее обработки. Структуры данных, назначение структуры данных.
Методические указания:
Под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе: о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются различные системы управления.
К экономической информации предъявляются следующие требования: точность, достоверность, оперативность. Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность информации определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результативной информации; при этом сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.
Экономическую информацию принято классифицировать по следующим основным признакам: функции управления и уровню управления (месту возникновения). По функции управления экономическая информация подразделяется на плановую, оперативно учетную, нормативно-справочную, отчетно-статистическую.
Плановая (директивная) информация включает значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на некоторый период в будущем. Например, выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, планируемые спрос на продукцию и прибыль от ее реализации и т.д.
Оперативно-учетная информация отражает фактические значения запланированных показателей за определенный период времени. На основании этой информации может быть скорректирована плановая информация, проведен анализ деятельности организации.
Нормативно-справочная информация содержит различные справочные и нормативные данные, связанные с производственными процессами и отношениями.
Отчетно-статистическая информация отражает результаты фактической деятельности фирмы для вышестоящих органов управления, налоговой инспекции и т.д., например, годовой бухгалтерский отчет о деятельности фирмы.
Классификация экономической информации по уровню управления (месту возникновения) включает входную и выходную информацию.
Входная информация - это информация, поступающая в фирму (структурное подразделение) извне и используемая как первичная информация для реализации экономических и управленческих функций и задач управления.
Выходная информация - это информация, поступающая из одной системы управления в другую. Одна и та же информация может являться входной для одного подразделения как ее потребителя, и выходной - для подразделения, ее вырабатывающего. При этом форма представления экономической информации может быть текстовой (алфавитно-цифровой) и графической, а физическим носителем информации - бумага, магнитный диск, изображение на мониторе.
Система - это совокупность элементов, связанных с внешней средой и между собой, функционирование которых направлено на достижение конкретного результата. Информационная система (ИС) представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации о конкретном объекте, снабжающую работников различного ранга информацией для реализации функции управления.
Экономическая ИС - это система информационных связей экономических объектов, методов и средств, участвующих в процессе обработки информации. Автоматизированная ИС — это совокупность информации, технических, программных, технологических средств, экономико-математических методов и моделей, а также специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют следующие ИС:
· ручные (все операции по переработке выполняются человеком);
· автоматизированные (часть операций выполняется автоматически, часть - человеком);
· автоматические (все операции выполняются техническими средствами, без участия человека).
При изучении темы необходимо обратить внимание на различие понятий информация, знание, информационный продукт.
Информация - совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес, подлежащих регистрации и обработке. Это понятие предполагает наличие источника и приемника (потребителя) информации.
Информационный ресурс - организованная совокупность документированной информации, включающая БД и знаний, другие массивы информации в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и пр.)
На рынке информационных продуктов в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, инженерно-технические услуги, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау и прочие виды информационных ресурсов.
Сегодняшний мир, экономика, финансы, бизнес немыслимы без использования информационных технологий. Технология (от греческого слова искусство, мастерство, умение) с точки зрения информатики - это совокупность методов и средств обработки информации, применяемых в процессе решения задач на ЭВМ.
Информационные технологии можно условно разделить на два класса:
1. Компьютерные системы или системы программирования общего назначения, включающие инструментальные средства, предназначенные для разработки и решения широкого круга задач.
2. Проблемно-ориентированные или прикладные компьютерные системы, ориентированные на решение конкретных задач:
• управление производством, банками, фирмами и другими объектами хозяйствования,
• финансовый анализ состояния предприятия, коммерческого банка, оценка кредитоспособности предприятия-заемщика, кредит и другие аналитические задачи;
• автоматизация разработки бизнес-планов и оценка инвестиционных проектов.
Цель создания и широкого распространения ИТ - решение проблемы развития информатизации общества и всей жизнедеятельности в стране.
Информатизация общества - повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всей социально-значимых видах человеческой деятельности.
ИТ включает определенный набор материальных средств (носители информации, технические средства изменения ее состояния (обработки, передачи) и способы и взаимодействия специалистов и совокупность определенных методов организации работы. Но в отличие от любой другой инженерной технологии ИТ позволяет интегрировать различные виды технологий. А информация, которую она обрабатывает в различных сферах деятельности, синтезируется для накопления опыта и внедрения в практику в соответствии с общественными потребностями.
Контрольные вопросы:
1. В чем проявляется различие в понятиях информация, знание, данные?
2. Роль информационных технологий.
АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММЫ
Компьютерный вирус — это небольшая по размерам программа, ориентированная на существование и размножение в файле за счет его несанкционированного изменения, т.е. заражения, а также выполнения нежелательных действий на компьютере. Признаками заражения является: невозможность загрузки операционной системы; некоторые программы перестают работать или начинают работать неправильно; на экран выводятся посторонние символы, сообщения; работа на компьютере существенно замедляется; некоторые файлы оказываются испорченными или исчезают; изменяются размер файлов, дата и время их модификации; увеличивается количество файлов на диске и т.д.
Основными источниками заражения являются электронная почта, сеть Интернет, локальная сеть, съемные диски (дискеты и СD-RОМ). Не следует запускать на исполнение файлы, полученные из сомнительного источника и предварительно не проверенные антивирусными программами, устанавливать общий доступ к папкам и файлам компьютера, работающего в сети.
Главные направления профилактики заражения вирусами:
1)периодическая проверка на наличие вирусов с использованием свежих версий антивирусных программ;
2)проверка поступающих извне данных;
3)копирование информации и жесткое разграничение доступа.
4)В жизненном цикле вируса различают следующие стадии:
1.Инкубационный период - отсутствие проявлений его присутствия с целью сокрытия момента и источника заражения.
2.Активное размножение — заражаются все доступные файлы на компьютере и в сети.
3.Проявление — выполняются заложенные в вирусе разрушительные функции.
Объектами вирусной атаки являются загрузчик ОС, главная загрузочная запись диска, драйверы устройств, программы и документы.
По "среде обитания" вирусы делятся на файловые, системные, загрузочные, файлово-загрузочные и сетевые.
Файловые вирусы в основном заражают исполняемые файлы с расширением имени .сот и exе; системные вирусы - модули операционной системы, драйверы устройств, таблицы размещения файлов и таблицы разделов; загрузочные внедряются в сектор начальной загрузки. Многофункциональные вирусы - файлово-загрузочные - повреждают загрузочные секторы дисков и файлы.
Средой обитания сетевых вирусов являются компьютерные сети. В настоящее время это наиболее распространенный тип вирусов, которые передаются чаще всего в виде присоединенных файлов почтовых сообщений.
По степени воздействия вирусы делятся на безвредные, неопасные, опасные и разрушительные.
На проявление и функционирование вируса большое влияние оказывает особенность алгоритма, реализованного в программе-вирусе. Например, так называемые вирусы-репликаторы очень быстро размножаются и заполняют оперативную память своими копиями, причем обычно копия не полностью соответствует оригиналу, что затрудняет нахождение и уничтожение вируса. Аналогично действуют вирусы-черви, которые обитают в компьютерных сетях и рассылают свои копии по компьютерам сети. При уничтожении вируса на каком-либо компьютере происходит его повторное заражение.
Некоторые вирусы маскируются под полезные программы, но дополнительно выполняют разрушительные действия (например, сбор конфиденциальной информации — паролей, имен), вплоть до уничтожения системы. Такие вирусы называют "троянскими конями".
Программы-вирусы могут встраиваться в программные комплексы. Обычно они бездействуют до наступления определенного события, после чего реализуются заложенные в них функции. Такие вирусы называют логическими бомбами.
Вирусы-невидимки (стелс-вирусы) очень трудно обнаружить и обезвредить, так как они перехватывают обращения операционной системы к пораженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего тела незараженные объекты.
Очень распространены в настоящее время так называемые макровирусы, которые используют возможности макроязыков, встроенных в офисные пакеты.
По способу заражения среды обитания вирусы делятся нарезидентные и нерезидентные. Первые характеризуются тем, что вирус постоянно размещается в оперативной памяти, перехватывает обращения ОС к другим объектам и заражает их. Вторые активны ограниченное время и память не заражают.
Антивирусные программы предназначены для предотвращения заражения и ликвидации последствий заражения вирусом. Они контролируют обращения к жесткому диску и предупреждают пользователя о подозрительной активности, а также обеспечивают надежную защиту почтовых сообщений от вирусов.
По выполняемым функциям антивирусные программы делят на следующие типы: детекторы; доктора; ревизоры; фильтры (сторожа); вакцины (иммунизаторы).
Программы - ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей до заражения компьютера и периодически его сравнивают с текущим состоянием. При обнаружении несоответствия пользователю выдается предупреждение.
Программы - фильтры представляют собой резидентные программы, которые обеспечивают обнаружение подозрительных действий при работе компьютера, например, попыток изменения исполняемых файлов, изменения атрибутов файлов, записи в загрузочный сектор диска.
Программы-детекторынастроены на обнаружение заражения одним или несколькими известными вирусами. Большинство программ-детекторов выполняют также функцию доктора, т.е. они пытаются вернуть зараженные файлы и области диска в исходное состояние; те файлы, которые не удалось восстановить, обычно становятся неработоспособными и удаляются.
Программы-доктораобнаруживают и лечат зараженные объекты путем "выкусывания' вируса. Программы этого типа делятся на фаги и полифаги (обнаружение и уничтожение большого количества разнообразных вирусов).
Программы-вакцины выполняют модификацию файла или диска таким образом, чтобы это не отражалось на их работе, но вирус считал бы их уже зараженными. Вакцинация осуществляется только от известных вирусов.
Контрольные вопросы:
1. Для чего предназначены программы-архиваторы?
2. Дайте определение системных программ.
Раздел 5. Компьютерные сети
Содержание программы:
Организация обмена информацией в сети. Адресация объектов в Интернет. Способы доступа в Интернет. Услуги Интернет. Интернет-технологии электронной коммерции.
Методические указания:
Особенности организации компьютерных сетей определяют базовые целевые установки, положенные в основу создания КС. Их три:
· мобилизация ресурсов на решение более сложной задачи;
· минимизация информационных и вычислительных ресурсов путем коллективного использования наиболее дорогих из них;
· интеллектуализация коммуникаций.
Усредненная геометрическая схема соединения (конфигурация физического подключения) узлов сети называется топологией сети. Существует большое количество вариантов сетевых топологий, базовыми среди которых являются: шина, кольцо, звезда.
Интернет — метасеть, состоящая из многих сетей, которые работают согласно протоколам семейства ТСР/IР,объединены через шлюзы, используют единое адресное пространство и пространство имен.
Набор правил и соглашений, используемый при передаче данных между компьютерами в сети, называется протоколом.
В основе протокола ТСР/IР (ТгаnsmissionControlProtocol)лежит технология, известная как коммутация пакетов: передаваемая информация разбивается на фрагменты — пакеты, каждый из которых передается адресату независимо от остальных (часто даже по разным маршрутам). Когда все пакеты поступают на принимающий компьютер, осуществляется их преобразование к исходному виду. Принимающий компьютер контролирует целостность и полноту поступившей информации, автоматически отправляя запрос на дублирование пакетов и повторную пересылку в случае утраты одного или нескольких из них.
Протокол IРотвечает за адресацию сетевых узлов, а протокол ТСРобеспечивает доставку сообщений по нужному адресу (т. е. контролирует установление надежного соединения между двумя машинами, выбирает оптимальный размер пакета передаваемых данных и осуществляет повторную пересылку информации в случае сбоя).
У сети Интернет нет владельца, как нет и единоличного руководителя. Высший координирующий орган — ISOC(InternetSOCiety— Сообщество Интернет) — общество с добровольным членством. Его цель — способствовать глобальному обмену информацией посредством этой сети. Оно назначает Совет по работе Интернет-IAB,который функционирует на общественных началах и отвечает за техническую политику, поддержку и управление Интернет. IABрегулярно утверждает новые стандарты и распределяет некоторые ресурсы.
В Интернет нет единого пункта подписки или регистрации. Пользователь контактирует с провайдером. Провайдер Интернет—поставщик услуг Интернет (реализует роль посредника между конечным пользователем и Интернет). Провайдер оплачивает дорогие каналы связи, вкладывает большие средства в высокопроизводительные серверы, линии связи и модемы, а затем предоставляет непосредственным пользователям возможность доступа к Интернет.
Уникальные номера, которые применяются для идентификации компьютеров в Интернет, называются 1Р-адресами. IP-адрес состоит из 32-разрядного битового слова (4 байта), которое для удобства записывается в виде четырех чисел (каждое не больше 255), отделенных друг от друга точками. Например, 192.67.113.33.Крайнееслева число обозначает крупную сеть; числа, которые стоят правее, указывают на более мелкие участки внутри этой сети, и так до конкретного компьютера. Такая адресация используется компьютерами, а для удобства пользователя разработана параллельная система адресов, называемая доменной.
Система доменных имен (DNS),определяющая компьютеры и организации, в которых они установлены, также имеет иерархическую структуру, но устроена по-другому. Если в IР-адресе наиболее общая информация указана слева, то в доменных именах она стоит справа. Полное доменное имя,как и IР-адрес, позволяет однозначно идентифицировать любой хост или домен в Интернет, однако оно информативней для пользователя. Сравните, например, IР- и доменный адреса сервера компании Мicrosoft: 207.68.156.58 и Мicrosoft.com.
К основным службам (видам сервиса) сети Интернет относят WWW,электронную почту, телеконференции, TELNET,FTP.
Раздел 6. Сервисное ПО
При эксплуатации персональных компьютеров возможны повреждение или потеря информации на магнитных дисках из-за физической порчи поверхности диска, неправильной корректировки или случайного уничтожения файлов, разрушения информации компьютерным вирусом, а также может появиться потребность уменьшения объемов хранимых файлов даже в условиях использования запоминающих устройств большой емкости. Для создания архивных копий рационально использовать специально разработанные программы архивации файлов, которые сжимают информацию.
Степень сжатия файла при архивировании зависит от его формата. Некоторые форматы данных (например, графические) предполагают сжатие, выполняемое программой, создающей файл данного типа. Но даже такие файлы современные архиваторы уменьшают в размерах. Лучше всего сжимаются при архивации текстовые файлы (на 50—70 %), несколько хуже программы (20—30 %).
Принцип работы любого архиватора базируется на поиске в файле "избыточной" информации и ее последующем кодировании с целью получения минимального объема. Самым известным методом архивации файлов является сжатие последовательностей одинаковых символов. Например, внутри файла находятся последовательности байтов, которые часто повторяются. Вместо того чтобы хранить каждый байт, фиксируются количество повторяющихся символов и их позиция. Описанный метод является простым и очень эффективным способом сжатия файлов. Если обрабатываемый текст содержит небольшое количество последовательностей повторяющихся символов, то такой метод не обеспечивает большой экономии объема. Поэтому в современных архиваторах применяются более развитые методы сжатия данных, например кодирование символами переменной длины. Код переменной длины позволяет записывать наиболее часто встречающиеся символы и фразы всего лишь несколькими битами, в то время как редкие символы и фразы будут записаны более длинными битовыми строками. Для реализации такого метода используется специальная таблица соответствия. В архиваторах (Агj, Rаг, Ркziр) реализуется метод сжатия, базирующийся на замене текстовых строк указателями на встречающиеся в тексте ранее идентичные строки, т.е. проводится грамматический разбор предшествующего текста и запись фраз в специальный словарь.
Программы-архиваторы позволяют не только экономить место, но и объединять группы файлов в один архивный файл, что заметно облегчает ведение архивов. Кроме того, они осуществляют контроль правильности хранения и целостности заархивированных файлов.
К основным функциям архиваторов относятся: архивация указанных файлов или всего текущего каталога; извлечение (разархивация) отдельных или всех файлов из архива в текущий каталог (или в указанный каталог); просмотр содержимого архива (состав, свойства упакованных файлов, структура каталога и т.д.); проверка целостности архива; восстановление поврежденных архивов; ведение многотомных архивов; создание самораспаковывающихся архивов, разархивация которых не требует наличия на компьютерt исходного архиватора, и др. Кроме того, могут быть предусмотрены функции по защите информации в архивном файле с помощью пароля, который используется как ключ алгоритма шифрования данных в архиве.
Архиваторы можно сравнивать по следующим основным параметрам: интерфейсу, методам сжатия, определяющим степень сжатия файлов, скорости работы, поддержке форматов других архиваторов.
Раздел 7. СУБД MS Access
Содержание программы:
Системы управления базами данных. Базы данных. Модели представления данных. Таблицы, запросы, формы, отчеты.
Методические указания:
База данных (БД) — это совокупность данных, организованных по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и манипулирования данными. Обычно БД содержат данные какой-либо предметной области.
База данных состоит из записей. Запись - это совокупность полей, логически связанных между собой. Состав и последовательность входящих в запись полей образуют ее структуру. Поле - это поименованная единица данных, которая соответствует отдельной неделимой единице информации. Поле определяется именем поля, типом поля.
Основой любой базы данных является модель представления данных. Такая модель представляет собой совокупность правил формирования структур данных и операций для поиска и модификации данных. Различают три основные модели данных: иерархическую, сетевую и реляционную.
1. Иерархическая модель данных представляется графом, вершины которого расположены на разных иерархических уровнях. Ее графическое изображение отдаленно напоминает перевернутое дерево: есть корень, ветви, листья и т. д. Вершина, находящаяся на самом верхнем уровне, называется корнем и не подчиняется ни одной другой вершине. Уровень корня является нулевым. Уровни других вершин определяются расстоянием от них до корня. Каждая вершина такого дерева связана только с одной вершиной, расположенной на более высоком уровне.
2 В отличие от иерархической в сетевой модели принята свободная связь между вершинами разных уровней. Вершина может иметь множество подчиненных вершин, и существует множество вершин, которым подчинена она.
3. БД в реляционной модели представляется в виде двумерных таблиц. Каждая таблица содержит фиксированный набор столбцов (полей) и переменный набор строк (записей). Все данные, содержащиеся в одном поле, должны иметь один и тот же тип, длину и т. п. В реляционных таблицах отсутствуют одинаковые строки, а порядок следования строк и столбцов может быть произвольным. Реляционная модель данных обычно состоит из нескольких таблиц, которые связываются между собой по ключевому полю — полю, однозначно определяющему соответствующую запись. Каждое значение ключевого поля в пределах одной таблицы должно быть уникальным.
Объектами базы данныхMSАсcessявляются:
· таблицы — служат хранилищем всех данных БД, от которых зависят любые другие объекты;
· запросы - позволяют отбирать из БД данные, удовлетворяющие определенным условиям, осуществлять отбор данных из нескольких таблиц;
· формы — предназначены для просмотра и редактирования БД в удобном для пользователя виде;
· отчеты — служат для вывода информации БД на печать в требуемом виде;
Прикладная программа MicrosoftAccessпредназначена для созданиябазы данных. В Access используются логически связанные таблицы. СУБД MicrosoftAccessобеспечивает удобное и надежное управление данными, которые хранятся в таблицах.
Для создания новой пустой базы данных необходимо щелкнуть на пиктограмме "Пустая база данных" в разделе "Новая пустая база данных", справа в окне приложения появится текстовое поле с именем файла: База данных1.mbd и пиктограмма папки для сохранения файла в требуемый каталог.
После выбора директории, диска, имени файла и формата БД надо щелкнуть на кнопке Создать. Файл базы данных с выбранным именем будет сохранен в указанную папку, и откроется окно MicrosoftAccess. В этом окне приложения отображается окно БД с назначенным именем на вкладке Режим таблицы и новая пустая таблица с именем Таблица1 в режиме таблица. Далее необходимо перейти в режим Конструктор и создать структуру первой таблицы базы данных. Необходимо ввести название поля и его тип.
Тип поля. Определяет тип данных, которые могут содержаться в данном поле. Тип данных устанавливается значениями, которые предполагается вводить в поле, и операциями, которые будут выполняться над этими значениями. Список типов данных вызывался нажатием кнопки списка при выборе типа данных каждого поля. В Access используются следующие типы данных:
· Текстовый - для хранения обычного текста до 255 символов;
· Поле MEMO — для хранения больших объемов текста до 65 535 символов;
· Числовой — для хранения действительных чисел;
· Денежный - для хранения чисел в денежных форматах;
· Дата/время - для хранения календарных дат и текущего времени;
· Счетчик - для определения уникального системного ключа таблицы. Обычно используется для порядковой нумерации записей.
· Логический - для хранения данных, принимающих значения Да или Нет;
· Поле объекта OLE - для хранения внедряемых объектов;
· Гиперссылка - для хранения ресурсов сети Интернет;
· Вычисляемый;
· Мастер подстановок.
Общие свойства поля задаются для каждого поля и зависят от выбранного типа данных.
После этого необходимо установить логические связи между всеми таблицами. Логические связи устанавливаются между одноименными полями таблицбазы данных Access. Связь данных в одной таблице с данными в других таблицах осуществляется через ключевые поля в окне Схема данных.
В СУБДMSAccessможно создавать запросы для отображения требуемых полей из записей одной или нескольких таблиц. Access позволяет создавать запросы на выборку и активные запросы.
Запросы на выборку - это запросы к БД в виде набора критериев для выборки необходимых данных. Среди запросов на выборку можно выделить следующие:
· простой запрос на выборку.
· запросы с групповыми операциями;
· запросы с параметром;
· запросы с вычислениями;
· перекрестные запросы.
Активные запросы, или запросы-действия, вносят изменения в саму БД. Среди них выделяют следующие:
· запросы на создание таблицы;
· запросы на обновление;
· запросы на добавление;
· запросы на удаление.
Разработка запроса производится в режиме Конструктор.
1) добавить таблицы, к которым обращен запрос;
2) выбрать названия тех полей, которые должны войти в результирующую таблицу.
3) указать условия сортировки, вывод на экран, условия отбора и другие критерии по требованиям пользователя;
4) закрыть запрос, присвоив ему имя, и в дальнейшем запускать из окна БД.
Для создания нового пустого запроса в режиме конструктора надо щелкнуть на пиктограмме Конструктор запросов. Откроется активное окно диалога Добавление таблицы. В этом окне можно выбрать таблицы для создания новых запросов.
Окно Конструктора состоит из двух частей – верхней и нижней. В верхней части окна размещается схема данных запроса, которая содержит список связанных таблиц. В нижней части окна находится Бланк запроса, в котором каждая строка выполняет определенную функцию.
Каждая строка бланка предназначена для задания операций над столбцами бланка, которые будут влиять на результаты выполнения запроса. К ним относятся:
· Поле — выводит имя поля;
· Имя таблицы - выводит имя таблицы, из которой выбрано поле;
· Сортировка - упорядочивает по какому-либо полю данные, отобранные в результате работы запроса на выборку;
· Вывод на экран - указывает те поля, которые должны быть выведены в наборе записей;
· Условие отбора.
В MSAccessможно вводить данные непосредственно в таблицу в режиме таблица. Но обычно для ввода данных в БД Access используют формы.
Формуможно использовать для ввода, изменения или отображения данных из таблицы или запроса. Создать ее можно с помощью различных средств:
· кнопки форма;
· мастера форм;
· Конструктора форм.
Все средства создания форм помещены в группу формы на вкладке Создание. Формы, целесообразно выполнять с помощью Мастера или инструмента форма, а дорабатывать их, т.е. вносить необходимые изменения, можно в режиме макета или конструктора. Для быстрого создания формы, т.е. создания одним щелчком мыши можно воспользоваться кнопкой форма. В этом случае надо выделить таблицу в области объектов. Затем перейти на вкладку Создание и щелкнуть на кнопке Форма.
Создание форм при помощи мастера форм осуществляется быстро, и это средство позволяет включить в форму поля из нескольких связанных таблиц или запросов. На вкладке Создание в группе Формы надо выбрать команду Мастер форм. Откроется окно диалога Создание форм, в котором необходимо отвечать на вопросы каждого текущего экрана Мастера <