Постановка целей организации
Стратегия фирма представляет совокупность её главных целей и основных способов их достижения. Разрабатывать стратегию фирмы - значит, определять общие направления её деятельности. Обычно перспективное планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих российских организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании из-за предельно высокой неопределенности будущего. Ответственность за правильную разработку стратегии несет, прежде всего, руководство фирмы.
Начало перспективного планирования - постановка задач предприятия и выбор миссии. Миссия фирмы - ее основная, глобальная задача. Миссия отличает организацию от конкурентов в глазах потребителей и служащих предприятия.
Миссия (главная цель) - чётко выраженная причина создания и существования организации, качественное направление её развития.
Большую роль в формировании миссии играет интуиция и опыт руководителей. Выбор миссии определяется потенциалом и размером фирмы. Миссия определяет основное направление деятельности компании, природу этой деятельности, причину существования.
У миссии компании есть своя финишная черта - период времени, в рамках которого она должна быть реализована. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение было обусловлено серьезным напряжением сил в организации. Срок выполнения миссии должен быть обозримым.
Самое важное, что необходимо уяснить о главном значении миссии в организации: она является «компасом» для бизнеса, задает общий вектор развития предприятия; определяет характер и ключевые принципы ведения бизнеса; диктует нормы поведения для сотрудников организации и формирует корпоративную культуру; является хорошим PR-инструментом.
Под руководством Виктора Вексельберга при тесном взаимодействии с Администрацией Президента России, Правительством, профильными министерствами была разработана концепция центра инноваций. Главное — сформулирована цель проекта: создание благоприятной среды для концентрации интеллектуального капитала, способного генерировать инновации, [13].
Подробно о концепции центра инновации было представлено на презентации «Сколково», представленной на официальном сайте (рисунок 1).
Рис. 1. Миссия «Сколково»
Миссия данной организации составлено правильно,в ней отраженно основное направление деятельности предприятия. Возможно уточнения факторов создающих благоприятную среду и какие конкретно сферы инновации будут создаваться на данном предприятии.
Исходя из миссии организации можно выделить следующие стратегические цели организации:
· Создание инфраструктуры поддерживающей все технологические кластеры до 2020 г.
· Привлечение к 2020 г. около 1500 компаний связанных с инновационными разработками.
· Привлечь 25,5 млрд. руб. частных инвестиций к 2020 г.
· Увеличить эффективность труда на 200% к 2020 г.
· Достичь к 2020 г. выручки от исследовательской деятельности в размере 100 млрд. руб.
· Создание около 350 объектов интеллектуальной собственности к 2020 г.
· Создать тесную интеграцию бизнеса и НИОКР в экосистеме «Сколково» к 2020 г.
Достижение данных целей будут способствовать стабильности и росту «Сколково».
Оценка состояния «Сколково»
Для бизнеса очень важно анализировать все ситуации, возможности и стратегии очень аккуратно, чтобы не наделать ошибок и чтобы всё работало.
Один из инструментов, который в этом поможет – SWOТ- анализ.
SWOT-анализ – это метод оценки внутренних и внешних факторов, которые влияют на развитие компании. Он поможет вам оценить сильные и слабые стороны вашего дела, найти новые возможности и определить возможные угрозы.
SWOT-анализ разделяет факторы влияния на компанию на четыре категории, что помогает оценить её со всех сторон, это:
· S-strengths (сильные стороны). Например, продажа товаров непосредственно покупателю, прибыль больше, чем у конкурентов, клиент-сервис – лучший на рынке и т.д.;
· W-weaknesses (слабые стороны). Например, недостаточно партнёров, неэффективная реклама, маленькая целевая аудитория;
· O-opportunities (возможности). Например, потенциальные клиенты узнают всё, что им нужно о вашем товаре из Интернета, покупки совершаются круглосуточно, не зависимо от того, работаете вы или нет;
· T-threats (угрозы). Например, бренд ваших конкурентов более известный на рынке, качество товаров, которые предлагают конкуренты выше.
SWOT-анализ часто используют при стратегическом планировании. С него может начинаться любое действие компании. Например, такие как исследование новых инициатив, новые стратегии развития, возможные изменения.
Чтобы оценить состояние ИЦ «Сколково» проведем SWOT-анализ, да бы понять слабые и сильные стороны. Это необходимо для понимания перспектив такой новой организации (таблица 4).
Таблица 4
SWOT-анализ ИЦ «Сколково»
Сильные стороны | Слабые стороны | |
Внутренняя среда | · Использование инновационных технологий · Лицензирование продукта на месте · Полностью обустроенная инфраструктура для поддержания всех кластеров технологий | · Нехватка земли · Проблема принадлежности земли · Игнорирование зарубежного опыта · Коррупция чиновников |
Возможности | Угрозы | |
Внешняя среда | · Новые технологии · Сотрудничество с другими организациями (НИИ, частный бизнес, госкорпорации) · Государственная поддержка (налоговые льготы, субсидии, и т.д.) | · Рост конкуренции на рынке · Экономический спад (кризис) · Санкционное влияние |
По результату анализа следует заметить, что благодаря государственной поддержке «Сколково» обладает рядом «привилегий» позволяющей ей получать преимущество. Но как любая организация с государственной поддержкой страдает от бюрократии и коррупции, что в значительной степени тормозит развитие как самого «Сколково», так и развитиепроизводимых инноваций. А так как сейчас сфера Hi-tech в мире развивается стремительно, то каждый упущенный год будет тяжело компенсировать в условиях сильной конкуренции с такими странами как США и Япония.
Исходя из всего вышесказанного наиболее удачным будет выбор стратегии интегрированного роста. Данный выбор сделан в связи необходимости расширения ИЦ «Сколково», для более эффективной работы необходимо строительство экспериментальных баз, полигонов, комплексов лабораторий. Данные постройки необходимы, т.к. специфика инновационнойдеятельности требует постоянных исследований, экспериментов в разных сферах науки.