Рекомендуемый перебег С фрезы для косозубых колес, мм
на линии зуба,... | Св. 2 до 4 | Св. 4 до 8 | ||
2,3 | 3,1 | 4,2 | 6,5 | |
3,1 | 4,1 | 6,5 | ||
3,6 | 5,2 | 8,5 | ||
4,1 | 6,2 | 10,5 |
Угол накло- |
Модуль |
При фрезеровании с радиально-осевой подачей червячная фреза в начале резания и до получения полной высоты зуба перемещается радиально. Затем радиальная подача прекращается, и включается осевая. Этот метод осуществляют на специальных зубофрезерных станках стандартными фрезами. При радиальной подаче резко возрастает нагрузка на зубья червячной фрезы, а следовательно, износ зубьев, поэтому радиальную подачу sp выбирают меньше осевой s0 [sp = (0,3 0,5) s0]. Метод с радиально-осевой подачей экономичен при фрезеровании зубчатых колес с большим углом наклона зубьев и при работе червячными фрезами большого диаметра. В обычных условиях обработки применяют фрезерование с осевой подачей.
Фрезерование с диагональной подачей осуществляют на специальных станках. Червячная фреза перемещается под углом к оси обрабатываемого колеса. Этот метод применяют в крупносерийном и массовом производстве для обработки колес с широкими зубчатыми венцами, пакета колес и колес с повышенной твердостью, когда необходимо иметь большой период стойкости фрез в процессе резания. При диагональной подаче по сравнению с осевой улучшается сопрягаемость профилей зубьев (линии резов расположены не вдоль зуба, а под углом) прямозубых колес при обкатке; поэтому этот метод целесообразно применять и для колес, у которых в дальнейшем зубья не подвергаются чистовой обработке, например для зубчатых колес насосов. При диагональном зубофрезеровании экономично применять длинные и точные фрезы.
При зубофрезеровании за два рабочих хода (перехода) (рис. 199, б) первый 1 и второй 2 ходы осуществляют червячной фрезой 4 последовательно за один установ заготовки 3. Глубина резания при втором рабочем ходе составляет 0,5 —1,0 мм. Первый рабочий ход осуществляют при попутной подаче, второй при встречной. В результате Малого припуска при втором ходе скорость резания и осевая подача выше, чем при первом. Этот метод применяют для колес с модулем свыше 4 — 5 мм. Кроме повышения производительности при этом методе достигается высокая стабильная точность параметров зубьев, особенно по направлению зуба, создаются благоприятные условия для автоматизации станка, увеличивается производительность и период стойкости инструмента на операции зубошевингования.
При встречном зубофрезеровании стружка имеет форму запятой; в начале обработки ее
Рис. 200. Схема первоначальной и конечной установок червячной фрезы на зубофрезерном станке |
толщина минимальная, а в конце — максимальная. В начале резания режущие кромки, особенно когда они затуплены, не могут сразу вступить в резание, а скользят по поверхности, уплотняют ее и подвергаются повышенному изнашиванию. Условия резания затруднены. При попутном зубофрезеровании, наоборот, в начале резания толщина стружки максимальная, а в конце - минимальная. В начале резания режущие кромки свободно врезаются в металл, в результате чего создаются благоприятные условия резания. Период стойкости инструмента повышается на 10 — 30%, достигается хорошее качество поверхности зубьев и образуется меньше заусенцев на торцах при выходе фрезы. При попутном фрезеровании вследствие более благоприятных условий резания, повышая скорость резания и подачу, можно обработать то же самое число зубчатых колес при том же примерно износе, но за более короткое время.
Автоматическое перемещение фрезы вдоль оси является одним из методов значительного повышения ее режущих свойств. В процессе резания зубья 3 червячной фрезы 2 (рис. 200) нагружены неодинаково, а следовательно и изнашиваются неравномерно. Зубья, находящиеся на стороне входа фрезы, изнашиваются (нагружены) больше, чем на стороне выхода. Чтобы, по возможности, зубья изнашивались равномерно по всей длине, фрезу необходимо периодически перемещать вдоль ее оси после обработки одного зубчатого колеса или пакета колес. Направление периодического перемещения фрезы должно осуществляться против направления вращения обрабатываемого колеса 1; тогда острые зубья будут вступать в резание, а затупленные выходить из резания. Периодическое перемещение для фрез со стружечными канавками, расположенными параллельно оси,
пкт„
A t =-
cosy 0i
Для фрез, стружечные канавки которых расположены перпендикулярно винтовой линии,
пш ncos у 0
At--
где тп — нормальный модуль, мм; у0 — угол подъема винтовой линии фрезы; i — число стружечных канавок фрезы.
Полученное расчетным путем перемещение At иногда приходится корректировать. Если износ зубьев фрезы будет мал, то перемещение At следует уменьшить; если износ большой, то At увеличивают до получения допустимого износа зубьев фрезы. Первоначальное положение фрезы на стороне входа — расстояние от торца рейки до оси колеса
h т„п + -
tga 2
Конечное положение фрезы на стороне выхода И
tga'
и
Общая длина осевого перемещения фрезы Ъу=Ъ2-(1х + \г).
Число деталей, обработанных за полный срок службы фрез,
Мм
А =
At
Здесь h' — высота головки зуба фрезы, мм; a — угол профиля; Ъ2 — длина рейки фрезы-, мм; q — число деталей в пакете, обрабатываемых одновременно; М — число возможных переточек фрезы.
При автоматическом перемещении особенно эффективно применять длинные и точные фрезы.
Выбор скорости резания и подачи зависит от многих факторов: модуля, материала заготовки и фрезы, конструкции, жесткости фрезы и станка, вида обработки и т. д. С увеличением скорости резания инструмент изнашивается больше, чем при повышении подачи.
Обычно при выборе скорости резания руководствуются желаемой стойкостью инструмента, а при выборе подачи — точностью обработки и параметром шероховатости поверхности. Скорость резания (м/мин)
nDen
Для углеродистых сталей обрабатываемость улучшается с повышением содержания углерода примерно до 0,20 — 0,25% и ухудшается при дальнейшем возрастании. С увеличением углерода повышается твердость стали, а следовательно и износ инструмента. Легирующие элементы при одинаковом содержании углерода также ухудшают обрабатываемость. Обрабатываемость снижается при пределе прочности на растяжение свыше 784 МПа. Зубчатые колеса из цементуемых сталей с пределом прочности на растяжение 588-784 МПа и твердостью НВ 160-200 обрабатывают фрезами из быстрорежущей сталя Р9К10 на скорости резания 50 — 80 м/мин и подаче 3 — 6 мм/оо. Например, зубчатое колесо (z = 24; тп — 4,5 мм; b = 30 мм; р = = 19°30/) обрабатывают за два рабочих хода на скоростях резания vl -59 м/мин; v2 = 79 м/мин и подачах sl =3,5 мм/об; s2 = 5 мм/об.
С повышением подачи снижается точность и увеличивается параметр шероховатости поверхности. При обкатке прямозубых цилиндрических колес из стали и чугуна одноза- ходными фрезами рекомендуются следующие подачи: s — 0,8 ч- 2,0 мм/об при чистовом зубо- фрезеровании; s = 3 -т- 6 мм/об при фрезеровании под шевингование; 5 = 3 — 8 мм/об при фрезеровании под шлифование. Косозубые колеса обрабатывают с осевой подачей s0 = = s cos р. При зубофрезеровании многоза- ходными червячными фрезами возникают высокие удельные нагрузки на режущие кромки зубьев фрезы, поэтому подачи уменьшают: для двухзаходных фрез подача ~ 0,7 5, для трехзаходных фрез подача ~ 0,5 5. При выборе подачи под шевингование необходимо учитывать точность по направлению зуба и наличие гребешков (грубой поверхности) на боковой поверхности зубьев колеса, которые создают благоприятные условия резания в процессе шевингования.
Зубодолбление. При долблении зубьев методом обкатки круглыми долбяками повышается производительность и точность обработки. Современные зубодолбежные станки имеют жесткую конструкцию, гидростатические подшипники и направляющие, работают с частотой ходов 2500 в минуту, удобны в работе и для автоматизации. Электронное устройство позволяет точно останавливать станок в конце цикла и исключать уменьшение толщины последнего зуба. Метод обкатки круглыми долбяками более универсален, чем зубофрезерование червячными фрезами. Его применяют для нарезания зубчатых колес внешнего и внутреннего зацепления с прямыми и косыми зубьями бочкообразной и конической формы. Колеса некоторых типов — блочные зубчатые колеса с близко расположенными венцами, зубчатые рейки, шевронные колеса, копиры сложной формы и т. д. могут быть нарезаны только долбяками. При зубо- долблении долбяками достигается более высокая точность профиля зуба и меньший параметр шероховатости поверхности. Колеса с малой шириной зубчатого венца более экономично обрабатывать зубодолблением, а не зубофрезерованием. В крупносерийном и массовом производстве целесообразно применять зубофрезерование червячными фрезами; производительность и точность обработки выше, чем при зубодолблении. Точность изготовления зубчатых колес круглыми долбяками: класса АА — 6-я степень, класса А — 7-я степень и класса В — 8-я степень (ГОСТ 1643-81).
Нарезание косозубых колес отличается от нарезания прямозубых колес тем, что по мере возвратно-поступательного движения долбяк получает дополнительный поворот от специального копира с винтовыми направляющими (при обработке прямозубых колес направляющие копира прямолинейные). Для нарезания косозубых колес внешнего зацепления долбяк должен быть также косозубым' с тем же углом наклона, но с противоположным направлением. Колеса с правым направлением зубьев нарезают левым долбяком, а колеса с левым направлением — правым долбяком. При обкатке долбяк и заготовка вращаются в разных направлениях. Для сопряженной зубчатой передачи необходимо иметь два комплекта направляющих: один для колеса с правым наклоном зуба, другой для колеса с левым наклоном. Направление винтовых направляющих совпадает с направлением зубьев долбяка, а угол наклона — как у зубьев нарезаемого колеса. Шаг Я (ход) направляющих копира равен шагу винтовой линии долбяка, который зависит от угла наклона линий зуба долбяка и его диаметра делительной окружности. Отношение шага Н направляющих копира к шагу Р винтовой линии зубьев Hape3ae?vio-
го колеса должно быть равно отношению числа зубьев za долбяка к числу зубьев z нарезаемого колеса. Угол наклона пути, проходимого зубьями долбяка, зависит от двух факторов: делительного диаметра долбяка и шага направляющих копира. Когда используется имеющаяся направляющая, чтобы обеспечить целое число зубьев долбяка меняют угол наклона зубьев (3 обрабатываемого колеса.
Hza nmnZJX
— = —; sin В =------------ .
Р z Н