Взаимосвязь эксплуатационных свойств деталей машин с характеристиками качества их поверхностей и поверхностных слоев

  Геометрические характеристики поверхности Физико-механические характеристики по­верхностного слоя
Эксплуатационные свойства Шероховатость Волнистость Наклеп поверх­ностного слоя Остаточ­ные на­пряжения
  <3 к cd В со       X 6 & £ СО &3 с Ь ь -с
Износостойкость: трение без смазочного материала + + + +         * + + +   *1   + *1
трение   + + + *1 + + *1       +       _j_ *1  
трение со смазочным материалом +*1 + +   + _j_ *1 + + +♦1 + _J_ *1        
избирательный пере­нос *2 г ' ' + + + +   + + + + + +        
Сопротивление устало­сти + +   +         -   + + *1 + *1    
Контактная жесткость + + + +         + + +     +  
Виброустойчивость + + +           +   + + *1 + + +
Коррозионная стой­кость + + +   + +   +   + +        
Прочность соединения с натягом + +   +     *1   +   + +      
Плотность (герметич­ность) соединений   + + + +         + +        
Прочность сцеплений покрытий + +*1 + _j_ *1   + + + + + + + *1 +   +
Обтекаемость газами и жидкостями + + + + _|_*1 _|_*1 +   + + +        

*' Характеристики, оказывающие основное влияние на данное эксплуатационное свойство. *2 Избирательный перенос (ИП) — вид фрикционного взаимодействия, характеризуемый в основном молекулярной составляющей силы трения. Устойчивым признаком ИП является образование защитной металлической пленки, обладающей способностью снижать трение и уменьшать износ.

Обозначения: Ra— среднее арифметическое отклонение профиля; Rz —высота неровностей профиля по десяти точкам; Rmax —наибольшая высота неровностей профиля; Sm —средний шаг местных выступов профиля; tp— относительная опорная длина профиля; г— радиус закругления выступов; г'— радиус закругле­ния впадин; Wa —среднее арифметическое отклонение профиля волн; Fornax — наибольшая высота волн;Sw— средний шаг неровностей волн; Н— микротвердость поверхностного слоя; h —глубина наклепанного слоя; ст — остаточные напряжения на поверхности; ha —глубина залегания остаточных напряжений.




Высота неровностей профиля по десяти точкам определяется суммой средних абсо­лютных значений высот пяти наибольших вы­ступов профиля и пяти наибольших впадин профиля в пределах базовой длины:

5 5

где ypi — высота х-го наибольшего выступа профиля; yvi — глубина i-й наибольшей впа­дины профиля.

Расстояние между линией выступов профи­ля и линией впадин профиля в пределах ба­зовой длины представляет собой наибольшую высоту jRmax неровностей профиля.

Отрезок средней линии профиля, содержа­щий неровность профиля, называется шагом неровностей профиля. Средний шаг неровно­стей профиля Sm — это среднее значение шага неровностей профиля в пределах базовой длины.

Средний шаг местных выступов профиля S - это среднее значение шагов выступов про­филя, находящихся в пределах базовой длины.

Опорная длина профиля г^ определяется суммой длин отрезков Ь,-, отсекаемых на за­данном уровне в материале профиля линией, эквидистантной средней линии, в пределах ба­зовой длины:

лР= L ъ.

Для сопоставления размеров опорных по­верхностей, обработанных различными мето­дами, удобно пользоваться понятием относи­тельной опорной длины профиля tp,, опреде­ляемой отношением опорной длины профиля к базовой длине:

/

Стандарт распространяется на шерохова­тость поверхностей со следующими интерва­лами числовых значений параметров: Ra = = 100 -f- 0,008 мкм; Rz = R max = 1600-г 0,025 мкм; S = Sm = 12,5 -г- 0,002 мм; гр = 90-г10% при р = 90+5% от R max; / = 25^0,01 мм.

При необходимости устанавливают требо­вания к направлению неровностей поверхно­сти: параллельное, перпендикулярное, перекре­щивающееся, произвольное, кругообразное, радиальное.

Требования к шероховатости устанавли­вают по одному или нескольким параметрам путем указания их числовых значений (наи­большего, номинального или диапазона значе­ний) и значений базовой длины, на которой происходит определение параметра.

Кроме указанных в стандарте параметров шероховатости, в инженерных расчетах часто используют такие параметры, как среднее ква­дратическое отклонение профиля в пределах базовой длины

-у J у2 (х) dx 1 о

и высоту наибольшего профиля Rp — рас­стояние от средней линии до высшей точки профиля в пределах базовой длины.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕ­НИЕ НЕОБХОДИМЫХ ПАРАМЕТРОВ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ

Требования к параметрам шероховатости устанавливают на основании их связи с функ­циональными показателями деталей машин, причем значения этих параметров могут быть рассчитаны по теоретическим или эмпириче­ским уравнениям связи показателей эксплуата­ционных свойств деталей машин и их соедине­ний с характеристиками качества поверхностей (табл. 2).

Технологическое обеспечение шероховато­сти поверхности базируется в основном на экспериментальном изучении зависимостей между методом окончательной обработки и параметрами шероховатости (табл. 3).

Достигаемая при определенном методе обработки шероховатость прежде всего харак­теризуется высотными методами Ra, Rz или R max. Однако поверхности с одинаковой вы­сотой неровностей, но полученные различны­ми технологическими методами, могут иметь различные эксплуатационные свойства, напри­мер по-разному сопротивляться действию сил, стремящихся деформировать выступы. Такие поверхности прежде всего могут различаться опорными (несущими) площадями.

Оценка по опорной длине профиля не дает достаточно полного представления об опор­ной площади, так как шероховатость поверх­ности в поперечном и продольном направле­ниях различна и не связана постоянным


2. Рекомендуемые значения параметров шероховатости поверхности деталей машин
Поверхности Ra, мкм '20> % /, MM
Опорных шеек валов: 0,32 0,8
под подшипники скольжения
под вкладыши из бронзы 0,4 0,8
под баббитовые вкладыши 0,25 0,25
под вкладыши из чугуна и из графитопласта АМС-1 0,32 0,8
под подшипники качения 0,8 0,8
Обеспечивающие явление избирательного переноса 0,25 0,25
Посадочных шеек валов под зубчатые колеса 1,6 0,8
Валов, работающих при знакопеременных нагрузках Rmax = 1 0,8
Шариковых и роликовых подшипников 0,08 0,25
ГТоршня:      
юбки 0,8- 0,8
отверстия под палец 0,5 0,8
Наружная поршневого пальца 0,25 0,25
Шеек и кулачков распределительных валов 0,32 0,8
Плунжерных пар 0,08 0,25
Отверстий рычагов вилок, сопрягаемых с валами или осями 0,63 0,8
Посадочных отверстий зубчатых колес 0,5-2 0,8
Боковые:      
зубьев колес 0,63-1,25 0,8
витков червяка 0,32 — , 0,25
Основных отверстий корпусов:     0,8
из чугуна 1-2
из стали 0,63-1,6 0,8
Сопрягаемые корпусов и крышек Rz = 10 - 2,5
Направляющих трения-скольжения: 0,63   0,8
универсальных станков
прецизионных станков 0,1 0,25
тяжелых станков 1,6 0,08
Направляющих качения 0,16 0,25
Рабочие:      
цилиндров 0,4 0,8
поршневых колец 0,25 0,25
коленчатых валов:      
коренные шейки 0,32 0,8
шатунные шейки 0,25 0,25
Напыленные, трения скольжения 0,08 0,25
Под напыление Rz= 125; 0,8
  Sm = 0,5 мм  
Под электрохимические покрытия 0,2-0,8
Корродирующие 0,063; 0,25
  Sm = 0,032 мм    
Под склеивание Rz= 15
 

Наши рекомендации