Схема анализа занятия тифлопедагога.
1. Цели и задачи занятия, соответствие им содержания занятия.
2. Место занятия на данном этапе обучения.
3. Имеется ли связь данного занятия с предыдущим.
4. Какими методами пользовался тифлопедагог.
5. Как продуманы переходы от задания к заданию.
6. Использование наглядности, учет зрительных возможностей детей.
7. Использование специальных упражнений для развития зрительного восприятия, мелкой моторики, психических процессов (внимания, памяти и т.д.)
8. Эмоциональная сторона занятия и контакт с детьми, соблюдение педагогического такта.
9. Достаточное обеспечение речевой и умственной деятельности.
10. Результаты занятия.
Программа мониторинга, проводимого учителем – дефектологом (учителем – логопедом) в образовательном учрежденииоформляется на листах формата А4.
Алгоритм составления программы мониторинга
1. Определение формата проведения мониторинга. Формат мониторинга должен соответствоватьтребованиям, определенным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; основной общеобразовательной программе дошкольного образования, разработанной в учреждении.
2. Постановка цели мониторинга.
Цель мониторинга: изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития.
3. Определение объекта мониторинга.
Объектоммониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, которые представлены в интегративных качествах ребенка:
1) физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
2) любознательный, активный;
3) эмоционально отзывчивый;
4) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
5) способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
6) способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
7) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
8) овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
9) овладевший необходимыми умениями и навыками.
4. Определение методов и форм мониторинга.
При выборе методов мониторинга необходимо учитывать следующие требования:
1. сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных;
2. использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Формымониторинга:наблюдения за ребенком,беседы,экспертные оценки,критериально-ориентированные методики нетестового типа,критериально-ориентированное тестирование,скрининг-тестыи другие формы.
5. Определение содержания мониторинга (определение показателей мониторинга).
Показатели формулируются специалистом учреждения самостоятельно, с учетом реализуемых задач.
6. Подбор диагностических методик с учетом возрастной группы, вида группы.
Специалистами учреждения подбираются апробированные, описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики с учетом специфики профессиональной деятельности (учителя-логопеды, учителя-дефектологи).
7. Разработка форм для фиксации результатов мониторинга.
Возможны различные варианты оформления и фиксирования результатов мониторинга: рабочие тетради, сводные таблицы, технологические карты, карты развития ребенка и др.; оформление результатов в цвете, в баллах и др.
8. Определение периодичности и сроков проведения мониторинга.
9. Проведение мониторинга
10. Оформление результатов мониторинга
11. Педагогический анализ результатов мониторинга.
12. Оформление и хранение результатов мониторинга
Критерии оценивания заданий, выполненных студентом:
ПК-2,4 | Задание | Баллы |
Знание специфики организации коррекционно-развивающей образовательной среды, возможностей выбора и использования методического и технического обеспечения. Умениевыбирать и использовать возможности методического и технического обеспечения для осуществления коррекционно-педагогической деятельности. Владение навыкамиорганизации, совершенствования и анализа собственной образовательно-коррекционной деятельности. | 1. Наличие в дневнике практики записи информации об учреждении и группе. 2. Наличие в дневнике наблюдений записи конспектов просмотренных занятий, проведенных учителем – дефектологом (логопедом), их анализ. 3. Представить конспект открытого фронтального занятия, проведенного в качестве учителя - дефектолога (логопеда) и его анализ. 4. Представить конспект открытого индивидуального занятия, проведенного в качестве учителя - дефектолога (логопеда) и его анализ. | 0-5 0-5 0-15 0-15 |
ПК-5,6,8,9 | Задание | Баллы |
Знание специфики организации диагностической деятельности в условиях специализированного учреждения. Умение подбирать диагностический инструментарий для проведения психолого-педагогического изучения особенностей психофизического развития детей с ОВЗ, осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы. Владение навыками проведения психолого-педагогического изучения особенностей психофизического развития детей с ОВЗ, представления результатов исследования. | 5. Подобрать диагностический инструментарий для психолого-педагогического обследования ребенка с ОВЗ, провести обследование и представить его результаты в виде развернутой психолого-педагогической характеристики на ребенка. 6. Наличие в дневнике наблюдений описания диагностического инструментария для проведения обследования ребенка и протоколов обследования. 7. Наличие в дневнике наблюдений материалов, отражающих систему проведения мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы в образовательном учреждении. 8. Разработать программу мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы, проводимого учителем – дефектологом (учителем – логопедом) в образовательном учреждении. | 0-20 0-10 0-5 0-15 |
Критерии оценивания прохождения всех этапов практики:
10 баллов выставляется студенту при прохождении всех этапов практики, в установленные приказом сроки, своевременное предоставление отчетной документации в полном объеме.
5 баллов выставляется студенту при прохождении всех этапов практики, в установленные приказом сроки, своевременное предоставление отчетной документации, но не в полном объеме.
0 баллов выставляется студенту не прошедшему практику и не представившему отчетную документацию.