Учет условий и причин, влияющих на степень и скорость усвоения техники бокса
Обучая юношей, нужно строго учитывать условия и причины, влияющие на скорость и прочность формирования спортивных двигательных навыков, иначе говоря, на скорость и прочность формирования приемов техники бокса.
Юноша, начав заниматься тем или иным видом спорта, овладевает специфическими, порой даже ранее незнакомыми движениями, а также готовит свой организм к тем или иным нагрузкам.
А. Н. Крестовников указывал, что спортивная тренировка слагается из двух сторон единого процесса: овладения движениями и функциональной подготовки организма человека к максимальным психическим и физическим напряжениям.
Трудами И. М. Сеченова, исследованиями И. П. Павлова в области высшей нервной деятельности доказано, что процесс формирования, закрепления и совершенствования двигательной деятельности человека происходит по типу образования сложных условных рефлексов.
В формировании и становлении двигательного навыка принимает участие весь организм в целом, при руководящей и контролирующей роли центральной нервной системы, ее высшего отдела - коры головного мозга.
А. Н. Крестовников в своих многочисленных работах развил учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, доказав, что спортивные навыки в ходе педагогического процесса формируются по механизму условных рефлексов на основе присущих человеку врожденных способностей к движению.
Он показал, что в протекании нервных процессов при формировании и специализации условных рефлексов имеется определенная фазность.
Процесс образования двигательных навыков в боксе, т. е. овладение техникой этого вида спорта, протекает без принципиальных отличий от образования двигательных навыков в любом другом виде спорта. Этот процесс, по Крестовникову, состоит из трех фаз.
Первая фаза формирования двигательного навыка характеризуется возбуждением большого числа нервных центров. Это возбуждение возникает при выполнении того или иного движения; оно широко иррадиирует, вызывая генерализацию возбудительного процесса в двигательных клетках коры больших полушарий головного мозга. Эта фаза названа фазой генерализации. Движения здесь получаются некрасивыми, скованными, связанными, неэкономными, так как в них участвует большое число мышц, вовлечение которых влияет отрицательно на выполнение движения. Порой в движении участвуют мышцы-антагонисты, отчего оно получается медлительным, трудно выполнимым и требует большого расхода энергии.
Во второй фазе значительно развивается процесс внутреннего торможения. В связи с этим первоначальная иррадиация возбудительного процесса сменяется его концентрацией. Так, если движение многократно повторяется, то оно выполняется более быстро и точно, более легко и свободно. Лишние, ненужные движения, наблюдаемые в начале обучения, постепенно затормаживаются.
В третьей фазе происходит дальнейшее совершенствование двигательного навыка. Движение выполняется крайне экономно, с нужной амплитудой, без лишних энергетических затрат, максимально координированно, легко и быстро, в нем участвуют строго определенные группы мышц.
Разберем для примера процесс овладения техникой прямого удара левой в голову. В первой фазе происходит изучение отдельных элементов техники этого удара: движение ног, движение левой руки, положение головы, положение правой руки и объединение этих элементов в целостное движение, т. е. нанесение прямого удара левой в движении вперед. Движения боксера-новичка еще мало похожи на правильное движение боксера-мастера; в выполнении этого удара участвует слишком много мышц, порой сокращаются сгибатели и разгибатели плеча одновременно; движение получается связанным, а удар медленным; наблюдаются многочисленные ошибки: боксер высоко поднимает голову и оставляет подбородок незащищенным, правую руку опускает или отводит назад, правую ногу приставляет слишком близко к левой или образует слишком большое расстояние между ступнями ног и т. п.
После многократных повторений и соответствующих разъяснении тренера занимающийся осознает и исправляет эти ошибки. Недостатки постепенно ликвидируются, и боксер выполняет удар более правильно. Это и будет вторая фаза изучения прямого левой в голову.
Третья фаза в усвоении удара продолжается на протяжении всей дальнейшей спортивной деятельности спортсмена. Боксер от тренировки к тренировке совершенствует технику этого удара. При этом огромную роль играет его сознательное отношение к совершенствованию техники удара. На этом этапе боксер наносит удар быстро, легко и непринужденно, правильно выполняет движения ногами, голову держит опущенной и прижатой к левому плечу и правой рукой защищает подбородок от возможного удара противника.
Когда боксер овладевает двигательным навыком в результате многократного повторения движения, например прямого левой в голову, есть все основания так представить себе физиологическую картину этого процесса: в коре больших полушарий головного мозга происходит формирование определенного подвижного рисунка — «мозаики», состоящей из очагов возбуждения и торможения.
Вся деятельность центральной нервной системы сводится к движению двух процессов: возбуждения и торможения. Оба эти процесса и противоположны и взаимозависимы. Как тот, так и другой в своем движении управляются законами иррадиирования и концентрирования, а также законами взаимной индукции.
В практике обучения боксу, так же как и другому виду спорта, мы постоянно сталкиваемся с действием этих законов.
Для успешного овладения новым движением решающее значение имеет состояние больших полушарий. Рассматривая состояние больших полушарий для образования условных рефлексов, И. П. Павлов говорил: «Что касается состояния самих больших полушарий, то здесь для возможности образования условных рефлексов требуется, во-первых, деятельное состояние, во-вторых, большие полушария должны на время образования нового условного рефлекса быть свободными от других деятельностей».
А. Н. Крестовников, применив эти мысли И. П. Павлова к спортивной деятельности, показал, что для образования двигательного навыка чрезвычайно важным фактором служит оптимальная возбудимость в коре больших полушарий головного мозга; но не менее важно и то, чтобы сам двигательный аппарат и его отдельные звенья' находились в состоянии оптимальной возбудимости, или оптимального тонуса.
На учебно-тренировочных занятиях задача создать очаг оптимальной возбудимости или создать предпосылки, влияющие на скорость и прочность формирования и становления двигательного навыка, имеет первостепенное значение.
Поэтому исключительно важное значение имеет сознательное отношение занимающихся к изучаемому. материалу.
Вот почему весь тренировочный процесс должен происходить при сознательно-волевом отношении ко всему тому, что встречается на занятиях. Только при этих условиях процесс овладения навыком будет идти естественным путем.
Сознательное отношение к выполняемой работе в спортивной деятельности приводит к тому, что повышает внимание занимающихся. А это — важный фактор в формировании двигательного навыка. Так, видя в ходе обучения наиболее характерные ошибки, допущенные партнером, занимающийся, исполняя движение сам, старается их не допускать.
Наконец, при сознательном отношении к изучаемому движению двигательные центры, с деятельностью которых связано выполняемое движение, приходят в состояние оптимального возбуждения. Благодаря этому происходит значительный выигрыш в скорости и прочности овладения двигательным навыком.
Большая роль в правильном руководстве боксерами принадлежит преподавателю. Рационально пользуясь для обучения методом слова и методом показа, он непосредственно влияет на скорость и прочность овладения спортивными и двигательными навыками.
Видное место в подготовке к учебно-тренировочному занятию должно занять овладение самим преподавателем правильным выполнением изучаемого движения. Необходимо постоянно помнить о том, что неправильности, допущенные тренером, его ученики будут слепо копировать. Показ следует применять тем шире, чем моложе возраст занимающихся.
Метод словесного объяснения в усвоении двигательного навыка играет не менее важную роль.
Слово представляет собой уже непосредственное воздействие на вторую сигнальную систему. Во-первых, воздействуя словом на человека, можно в зависимости от значимости сказанного изменить положительно или отрицательно функциональное состояние коры больших полушарий головного мозга, повышая или понижая ее тонус. Во-вторых, слова оставляют следы в коре больших полушарий головного мозга, идентичные предметам, которые они обозначают.
В результате исследований А. Г. Иванова-Смоленского и его сотрудников (выработка условных рефлексов на звучание звонка и слово «звонок») доказана тесная связь между первой и второй сигнальными системами.
Таким образом, в практике спортивной работы нужно постоянно помнить о том, что сигнальные системы проявляются в единстве, отсюда и воздействие из внешней среды всегда будет касаться обеих сигнальных систем.
Рассматривая причины, влияющие на скорость и прочность формирования спортивного двигательного навыка, необходимо заметить, что степень физической подготовленности прямо влияет на скорость формирования двигательного навыка.
Как было указано выше, тренировка представляет собой две стороны единого процесса: овладение движением и функциональную подготовку организма к максимальным психическим и физическим напряжениям. Те или иные спортивные двигательные навыки успешно и быстро возможно привить только на основе разносторонней физической подготовки, так как формирование двигательного навыка проходит на фоне функциональных возможностей организма.
В учебно-тренировочных занятиях необходимо обращать внимание на то, чтобы наносить сильные удары было категорически запрещено, будь то учебно-тренировочный бой или овладение каким-либо приемом защиты или нападения. Сильный удар не должен иметь места в тренировке юных боксеров, так как, помимо всевозможных травм, он становится существенным тормозом для овладения тем или иным сложным, а порой и простым, но связанным с некоторым риском, движением. Это тем более важно, что возможность получить сильный удар иногда приводит боксера в такое состояние, что он не может выполнить сложных по координации движений.
Известно, что дети овладевают быстрее, чем взрослые, рядом движений в различных видах спорта, и в частности, в боксе. Нервная система детей отличается большой подвижностью, этим объясняется отчасти то, что дети смелее выполняют упражнения: у них меньше опыт и, видимо, меньше сила защитного рефлекса. Хотя защитный рефлекс—явление вообще положительное, но при обучении в спорте, и в частности в боксе, его часто необходимо угашать.
Относительная сила защитного рефлекса, как и любого условного рефлекса, зависит от тех условных и безусловных рефлексов, на основе которых он образовался. В данном случае от удара.
В чем заключается суть действия защитного рефлекса?
И. П. Павлов говорил: «То, что психологически называется страхом, трусостью, боязливостью, имеет своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших полушарий, представляет различные степени пассивно-оборонительного рефлекса». И в другом месте: «В основе, так сказать, нормальной боязливости, трусости... лежит простое преобладание физиологического процесса торможения, как выражение слабости корковых клеток».
Из сказанного видно, что защитный, или оборонительный, рефлекс в боксе, так же как и в другом виде спорта, отрицательно влияет на скорость и прочность формирования спортивного двигательного навыка. Следовательно, его надо угашать.
Сознательное отношение к выполняемым движениям, работе является прекрасным средством угашения защитного рефлекса, так как сознательная, целенаправленная деятельность человека регулирует его поведение. Эта сознательная деятельность может превалировать над различными сложными рефлексами, в том числе и над защитным.
В учебно-тренировочных занятиях с юными боксерами для того, чтобы они прочно овладели спортивным двигательным навыком, необходимо периодически повторять уже пройденный материал.
Известно, что замыкание новых связей в раннем возрасте происходит быстрее, чем в старшем, но образовавшиеся новые условные связи в раннем возрасте неустойчивы и упрочиваются лишь с возрастом.
Поэтому в занятиях нужно периодически возвращаться к повторению старых, уже сравнительно усвоенных, движений.
Рассматривая причины, влияющие на скорость и прочность формирования спортивного двигательного навыка, мы остановились лишь на наиболее важных, которые играют решающую роль в процессе обучения. К ним относятся:
1) сознательное отношение к изучаемому материалу;
2) тесная взаимосвязь метода слова и метода показа;
3) разносторонняя физическая подготовка;
4) категорическое запрещение сильных ударов в обучении;
5) периодическое повторение пройденного.
Эти условия и должны быть положены в основу методики обучения юного боксера.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ
Юноша не является взрослым в миниатюре. От взрослого его отличает иное строение органов и систем, а также их функциональное состояние.
Поэтому с целью правильного развития организма юного спортсмена необходимо весь учебно-тренировочный процесс строить на строгом учете основных особенностей методики начальной подготовки юных боксеров.
Ниже раскрыты основные особенности, отличающие методику начальной подготовки юношей от методики начальной подготовки взрослых.
1. Преимущественное развитие быстроты и ловкости, как наиболее важных качеств боксера, должно осуществляться на основе разносторонней общей физической подготовки. Для этого боксеры, помимо специальных упражнений, должны заниматься другими видами спорта {легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми, плаванием, лыжным спортом), что заметно способствует их всестороннему физическому развитию.
Направляя физическое развитие боксеров, в первую очередь ловкости и быстроты, следует учитывать их физиологические возрастные особенности. Так, считаясь с особенностями сердечно-сосудистой системы юношей, никогда не следует давать им чрезмерную нагрузку.
Например, в упражнениях с набивным мячом нужно, во-первых, давать облегченный снаряд, во-вторых, сокращать время упражнения, но зато, в-третьих, требовать, чтобы оно выполнялось более резко и в более высоком темпе.
Задачам развития быстроты и ловкости должна быть подчинена и выработка специальных боксерских навыков. Так, например, когда занимающийся совершенствует боковой удар левой, необходимо обращать внимание не на силу удара, а на то, чтобы боксер наносил удар быстро, точно, непринужденно и координационно правильно.
В занятиях преимущественное развитие быстроты и ловкости на основе общей физической подготовки должно обеспечиваться следующим:
во-первых, из программного материала должны быть исключены в начальной стадии обучения те общеразви-вающие и специальные упражнения, которые по своей продолжительности и интенсивности требуют большой физической нагрузки;
во-вторых, считаясь с возрастными анатомо-физиологическими и психологическими особенностями юношей, необходимо как можно чаще менять типы упражнений во время занятия: скоростные упражнения сменять упражнениями для развития ловкости; эти упражнения в свою очередь упражнениями для развития силы и т. д. При этом перерывы между упражнениями должны быть частыми и короткими;
в-третьих, учебная форма занятий с относительно невысокой нагрузкой должна преобладать над тренировочной.
2. В занятиях постепенность нарастания нагрузки и распределение учебного материала по степени его трудности должны быть особенно строгими.
П. Ф. Лесгафт предупреждал, что нарушение закона постепенности и последовательности при физическом образовании детей непременно приведет к болезни.
В занятиях необходимо строго соблюдать постепенное нарастание нагрузки, обеспечивая овладение техническими средствами. В частности, для этого совершенно необходимо регулярное посещение тренировочных занятий. Перед занимающимися это условие должно быть поставлено с самого начала. Это дает возможность правильно строить тренировку и повышать как физиологическую, так и психологическую нагрузку постепенно.
Каждое учебно-тренировочное занятие необходимо строить таким образом, чтобы физиологическая и психологическая нагрузки возрастали в продолжение первых 80— 90 мин., а в остальное время урока постепенно сводить нагрузку к минимуму, Для этого необходимо подбирать гимнастические и специальные упражнения с постепенно уменьшающейся интенсивностью к концу занятий, подвижные игры, упражнения для расслабления мышц, дыхательные и успокаивающие упражнения и т. п.
Для повышения нагрузки занимающихся от общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений нужно переходить к разучиванию и совершенствованию защитных и ударных движений и далее к условным и вольным боям.
Нарастание интенсивности на занятиях должно идти по двум направлениям. Во-первых, надо постепенно увеличивать трудность боев, переходя от учебных к учебно-тренировочным и далее к вольным. При этом необходимо постоянно требовать от боксеров все возрастающего темпа, разнообразной техники и постепенно увеличивать количество раундов.
Во-вторых, постепенность возрастания нагрузки выражается в том, что боксерам не разрешают преждевременно участвовать в соревнованиях. Нужно стремиться избежать крайности — ранних выступлений боксеров, когда они ни физически, ни технически, ни морально не подготовлены к трудным нагрузкам соревнований, так же как и слишком поздних, когда у боксера может пропасть интерес к спортивной тренировке.
Наши лучшие тренеры и методисты указывают, что преждевременное участие в соревнованиях может принести вред здоровью занимающихся и снизит их спортивные результаты.
На основании педагогической практики мы пришли к мнению, что начинающих боксеров надо допускать к участию в соревнованиях не раньше и не позднее чем через 5—6 месяцев учебно-тренировочных занятий. Исключение можно сделать только для наиболее способных учеников ~ их можно допустить через 4—5 месяцев. Как показывает практика, 6 месяцев — необходимый срок для того, чтобы боксер смог подготовиться к первым соревнованиям как физически и технически, так и морально.
Идя по линии постепенного нарастания степени нагрузки, следует очень осторожно применять предельные нагрузки. Увлечение оптимальными нагрузками в юношеском возрасте ставит под угрозу здоровье занимающихся. Так, количество раундов в учебно-тренировочных боях не должно превышать пяти, а в вольных — трех. При этом должен производиться особо тщательный подбор партнеров по весу, возрасту и технической подготовке.
Так, соблюдая постепенность и последовательность в обучении технике, а также в общефизической подготовке, как показывают наблюдения тренеров и данные врачебного контроля, занятия боксом способствуют правильному формированию растущего организма и оптимальному состоянию здоровья занимающихся.
3. Перерывы между общеразвивающими упражнениями должны быть более частыми и более короткими. В боксе от занимающихся требуются большие нервные и физические напряжения, их организм выдерживает высокую физиологическую нагрузку. Поэтому в учебно-тренировочных занятиях с юношами для того, чтобы регулировать физиологическую нагрузку в соответствии с возрастными особенностями юношей, следует устраивать перерывы более часто и они должны быть более короткими, чем в занятиях со взрослыми.
Так, в занятиях следует их давать после пяти- или десятикратного повторения того или иного упражнения. Продолжительность перерыва должна колебаться от 30 до 60 сек., иногда несколько более. Во время перерыва необходимо внимательно следить за тем, чтобы юноша расслаблялся, глубоко и свободно дышал.
Частая смена упражнения не только позволяет эмоционально насытить занятия, но и дает возможность юношам избежать быстрой утомляемости.
Работая с юношами, необходимо всячески разнообразить тренировку и одни упражнения стараться чаще заменять другими. Такого рода смена упражнений дает возможность юношам активно отдыхать во время самой тренировки. Частые перерывы, так же как частая смена видов упражнений, позволяют, на наш взгляд, организму юноши сохранить свою силу и свежесть в течение более или менее длительного времени.
4. Занятия должны быть эмоционально насыщенными. Здесь необходимо исходить не только из биологических, но и из психологических особенностей юношей — характерного для них бурного и быстрого увлечения занятиями и порой столь же быстрого охлаждения к ним. Известно, что у них, большей частью, нет умения кропотливо и тщательно шлифовать тот или иной прием. Они порывисты и нетерпеливы и неохотно подчиняются необходимости длительно и систематично разучивать и повторять технические приемы.
Это, однако, не значит, что нужно отказываться от воспитания трудолюбия, упорства. Нет, но в занятиях с юношами нельзя игнорировать их быструю и недолго продолжающуюся возбудимость. Учитывая это и планируя тренировки с новичками-юношами, нужно заботиться о том, чтобы они были более эмоционально насыщенными, чем в занятиях со взрослыми.
В занятиях надо стремиться добиться эмоциональной насыщенности прежде всего тщательной подготовкой к занятиям, которая должна идти двумя путями. Во-первых, давать на занятиях живые, конкретные, лаконичные и действенные объяснения, так как иначе объяснение будет восприниматься как наиболее скучная часть урока. И во-вторых, использовать образцовый показ.
Главное же заключается в том, что нужно как можно чаще применять упражнения, которыми у занимающихся поднимается интерес к занятиям. Прекрасным средством для этого служат упражнения и игры соревновательного характера, с широким использованием специальных и подводящих упражнений, применяемых легкоатлетами, лыжниками, баскетболистами и др.
Необходимо также учитывать, что каждый новичок стремится возможно быстрее стать боксером. Поэтому (вопреки мнению некоторых тренеров) с самого начала обучения необходимо давать учащимся перчатки и предлагать занимающимся один-два раунда условного боя (конечно, со строго ограниченными техническими средствами, небольшой физиологической нагрузкой). Для этого, естественно, следует подбирать партнеров, равных по весу, возрасту и физической подготовленности.
Длительная эмоциональная насыщенность занятий достигается прежде всего тем, что в каждом из них ученики узнают что-либо новое, интересное для них.
Для этого занимающихся не следует долго задерживать на разучивании одного и того же приема. Даже если они не усвоили его еще в достаточной мере, временно нужно отойти от этого приема и начать разучивать новое движение. Потом снова возвратиться к первому приему и доводить усвоение до конца.
Частая смена разучиваемых приемов, частая смена упражнений в занятиях, следующих друг за другом, наконец, частая смена упражнений в одной и той же тренировке служат одним из основных средств повышения эмоциональности учебно-тренировочных занятий.
5. Психологические и анатомо-физиологические особенности юношеского возраста обусловливают некоторые изменения в содержании и изучении программного материала. Изменения эти отражаются как в преподавании теории, так и в выработке двигательных навыков.
Учитывая неустойчивость внимания у юношей, следует предельно сократить теоретическую часть занятий. Теоретические беседы (в отличие от бесед со взрослыми, для которых выделяются специальные часы теории) можно проводить на каждом занятии, но должны они занимать не более 5—15 мин. Темы для таких бесед и их раскрытие нужно стремиться делать предельно конкретными. Это, однако, не означает, что в теоретических занятиях можно пропускать ту или иную подробность.
Большое место в занятиях с юношами должен занимать показ. Показывать каждый новый прием следует не меньше 3—4 раз, причем каждый — в разных позициях, так, чтобы ученики видели движение и спереди, и сбоку, и сзади. Показ нужно сопровождать краткими объяснениями, в которых обращается внимание юношей на основное, главное. Например, объясняя удар снизу левой, следует обратить внимание на рывок левым бедром, на правильное движение кулака, локтя, на положение правой руки.
Только после того, как прием будет продемонстрирован несколько раз и понят учениками, следует перейти к практическому его изучению.
Обучение новичков-юношей следует начинать с относительно беглого ознакомления со всеми основными ударами и защитами от них. Это расширяет спортивный кругозор боксеров, дает им первое представление о тактике бокса. Кроме того, подобное беглое знакомство со всеми ударами позволяет преподавателю увидеть, какая манера боя может оказаться наиболее свойственной в будущем тому или иному боксеру, позволяет ему лучше увидеть и распознать индивидуальные возможности учеников.
После предварительного ознакомления юношей с основными ударами следует перейти к детальному и тщательному обучению спортсменов прямым ударам, затем — удару снизу левой и, наконец, боковому левой. Здесь следует особо остановиться на двух моментах:
1) в противоположность общепринятому порядку обучения после прямых ударов юных боксеров следует обучать ударам снизу и только потом — боковым. Чем вызывается такая перестройка в последовательности обучения?
Боковые удары (с размаху) наиболее естественны для человека. Но правильный боковой удар боксера значительно отличается от удара с размаху положением кулака, более строгим кругообразным движением. Если боксер будет разучивать боковые удары в самом начале своих занятий, он неизбежно станет наносить их по форме, близкой к естественному движению, а значит, неправильно, с ошибками. Обучать боковым ударам следует после того, как боксеры уже овладеют двумя другими ударами и у них уже к этому времени выработается определенная координация движений. В результате боксеры избегают значительной части ошибок, возможных при другом порядке обучения.
Практика показывает, что, увлекшись боковыми ударами, которые любому новичку даются легче остальных, боксер невольно выбрасывает из своего арсенала удары снизу и прямые — наиболее непривычные, специфичные и труднее запоминающиеся. А между тем, основой боя, особенно в юношеском боксе, должен стать бой на дальней дистанции, так как в нем боксеру легче следить за ударом противника;
2) в начальной стадии обучения следует воздерживаться от ударов правой рукой. Правая рука в основном должна выполнять в этой стадии защитные функции. Это необходимо потому, что юноши-новички, увлекаясь ударами, зачастую забывают о защите, в то время как они в первую очередь должны научиться четко и экономно защищаться.
Из всех видов защитных движений следует особое внимание уделять тем, которые способствуют выработке как общей, так и специфичной координации — ныркам, уходам. Значительно меньше места должны занимать защиты движениями рук и ног. Здесь нужно исходить из того, что лишь нырки и уходы позволяют боксеру не только не прерывать нападения, но и дают ему наиболее удобную позицию для ответного удара. Кроме того, для применения этих видов защиты, боксеру понадобится развить технику передвижения. Ориентация на эти виды защиты стимулирует желание боксера быстро и точно передвигаться по рингу. Злоупотребления же отбивами и отходами назад не только заставляют боксера терять темп, но он зачастую и попросту прекращает контратаку. В итоге такой системы обучения технике боксеры, овладевшие в первую очередь нырками и уходами, будут более активными и результативными в нападении.
* Чиркин М. Д. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастных групп. Журнал «Теория и практика физической культуры». № 11—12. 1946 год, стр. 579.