Тема 2.6. Процесс обучения как целостная система
Тема 2.6. Процесс обучения как целостная система
Лекция 2.13Общее понятие о дидактике.Понятия и сущность обучения. Функции обучения. Цели обучения
План лекции:
1. Общее понятие о дидактике.
2. Понятия и сущность обучения.
3. Функции обучения
4. Цели обучения
1.Общее понятие о дидактике
Компонентами целостного педагогического процесса, как отмечено выше, являются обучение и воспитание. Протекают они в единстве и взаимосвязи.
Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.
Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков и другие ученые.
Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» – поучающий и «didasko» – изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571–1635) для обозначения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия»).
Великий чешский педагог ЯшАмос Коменский в труде «Великая дидактика» назвал эту науку «всеобщим искусством всех учить всему», включив в ее структуру, однако, и воспитание. Немецкий педагог И.Ф. Гербарт в начале XX в. придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения.
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.
Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики– закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
Различают общую и частные дидактики. Общая дидактикаисследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и решение поставленных задач.
Частные дидактикиизучают закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).
Вопрос 1: Какие проблемы возникают у начинающего педагога в процессе преподавания предмета?
Дидактика, как наука, даёт ответы на вопросы:
• для чего учить (цели образования, обучения);
• кого учить (субъекты обучения);
• какие стратегии обучения наиболее эффективны (принципы обучения);
• чему учить (содержание образования, обучения);
• как учить (методы обучения);
• как организовать обучение (формы организации обучения);
• какие необходимы средства обучения (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.);
• что достигается в результате обучения (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения);
• как проконтролировать и оценить результаты обучения (методы контроля и оценки результатов обучения).
Функции обучения
Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, побудительную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.
Образовательная функцияпроцесса обучения состоит в том, что она направлена, прежде всего, на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.
Знание– это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д.
В процессе обучения научные знания должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции обеспечивает полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. При этом учащиеся получают сведения по основам наук и видам деятельности, у них закладываются основы сознательного оперирования полученными знаниями, использования их для решения жизненных задач.
Образовательная функция также предполагает, что обучение направлено не только на получение учащимися знаний, но и на формирование у них умений и навыков.
Умение– это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила. Или: умение – это владение способами применения знаний на практике.
Навык– это автоматизированный компонент сознательной деятельности. Другими словами, это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства.
Умения образуются в результате упражнений. Для выработки навыков необходимы многократные повторения.
Умения и навыки бывают общеучебные и специальные
Последние включают в себя специфические для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это проведение лабораторных опытов, показ демонстраций; по географии – работа с картой, масштабные измерения ориентирование с помощью компаса и других приборов по биологии – работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом; по математике – работа с логарифмической линейкой, вычислительными машина ми, различного типа моделями и др.
Примеры общеучебные умения-
специальные умения-
Кроме специальных в процессе обучения учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам. Например, навыками чтения и письма, рациональной организации самостоятельной познавательной деятельности, умениям работы с учебниками, справочниками, библиографическим аппаратом и т.д.
Цели обучения
В старых учебниках указывается, что цель обучения – получить знания и какие-то навыки и умения, чтобы их употреблять. Это т.н. знание-ориентированная концепция обучения. На сегодняшний день она нас устроить не может.
Цели обучения (ценностная концепция):
1) знание о мире,
2) опыт практический деятельности,
3) опыт творческой деятельности,
4) опыт отношения к другим людям.
Первые два сегмента – образовательная цель, третий – развивающая цель, последний – воспитывающая цель. Таково триединство цели обучения.
Помимо этого есть низшие цели:
1. стратегическая цель (стоящая перед конкретным предметом),
2. тактическая цель (стоящая перед конкретной темой лекции или урока),
3. ситуативная цель (стоит перед какой-то частью урока).
Кроме образовательной, воспитательной и развивающей некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции обучения. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.
Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимообусловлены и реализуются во всех его дидактических компонентах.
Задание для самостоятельной работы: сообщение о развивающих технологиях обучения (с презентацией) по 2 чел.
Тема 2.6. Процесс обучения как целостная система