Цена проекта создания (приобретения) ИС
Цена договора на создание ИС складывается в результате согласования двух цен: цены спроса и цены предложения.
Цена спроса – сумма, которую компания-заказчик готова заплатить за проект.
Цена предложения – это сумма, которую запрашивает за проект компания-разработчик.
Цена спроса определяется оценкой ожидаемого эффекта от реализации проекта, финансовыми возможностями заказчика и предварительной оценкой затрат на выполнение работ. Цена предложениязависит, в первую очередь, от маркетинговой политики компании-разработчика. Ожидаемая себестоимость проекта тоже имеет значение. Очень часто в начале переговоров заказчик не выставляет своейцены и поручает разработчику провести оценку затрат на проектпо его методикам. Если портфель заказов разработчика не полон, то для того, чтобы получить заказ, разработчик должен угадать и обосновать ту цену проекта, которая не превышает максимальной ценыспроса, но близка к ней. Таким образом, в основе оценки проектазаинтересованным разработчиком лежит интуитивное угадываниецены, которую заказчик мог бы назначить директивным методом.
Обоснование предлагаемой цены осуществляется, как правило, методами аналогий и аппроксимации. Этот подход подтверждаетУокер Ройс – генеральный директор Rational Software: «На самомделе в большинстве случаев стоимостные модели используются«от противного» (для подтверждения объявленной стоимости), а вовсе не по прямому назначению (для определения той цены, которуюследовало бы запросить)». Возражения заказчика могут основыватьсятолько на указании ограниченности его финансовых возможностей, что приводит либо к снижению требований к создаваемой системе, либо к отказу от соглашения.
Цены на рынке программного обеспечения информационных систем и систем управления базами данных часто очень завышены. Этообусловливается не только корыстью разработчиков и поставщиков, но и своеобразным поведением заказчиков, названным эффектомсноба. Этот эффект проявляется в приобретении дорогостоящихинформационных систем за их известность, без учета реальных потребностей бизнеса, а иногда и без анализа действительных инвестиционных возможностей. Что может служить стимулом для такоговнешне нерационального поведения? Если предприятие может себепозволить приобретение дорогостоящей «игрушки», то оно явнофинансово благополучно и факт приобретения (внедрения) многофункциональной сертифицированной дорогой информационнойсистемы может улучшить имидж компании у контрагентов и конкурентов и привести к росту рыночной стоимости (капитализации) компании. Приобретение дорогих средств автоматизации всегда ассоциируется с повышением прозрачности бизнеса и повышениемэффективности управления.
Кроме того, рынок информационных систем также является рынком того, что на французский манер называют лимоном, а на русский – котом в мешке: характеристики информационной системыдоподлинно не известны заказчику до ее внедрения. Рекламные проспекты с внушительными ценами усиливают влияние эффекта сноба – желание продемонстрировать респектабельность и преуспевание.
Очень часто ценовая информация подменяет функциональноеописание. Например, СУБД Oracle воспринимается всеми участниками рынка как самая надежная и производительная; SAP/R3 имеетрепутацию самой полнофункциональной, гибкой и настраиваемой.
Высокая стоимость подкрепляет эту репутацию. При этом функциональные спецификации отступают на второй план – считается, чтоони, безусловно, высоки. При появлении нового IT-продукта на рынке его цена будет воспринята участниками рынка как информацияо функциональных качествах продукта, характеристиках производительности и надежности.
Рынок IT-продуктов диалектичен: наряду с завышением цен, ориентированным на удовлетворение амбиций состоятельных заказчиковмогут наблюдаться и обратные явления – лидеры разработки и продаж средств автоматизации могут позволить существенное снижениецены на свои действительно высококачественные продукты. Делов том, что IT-компании, в отличие от производственных и сервисныхорганизаций, могут уменьшать затраты на разработку без ущерба качеству продукции, т.е. без сокращения функциональности и ухудшенияобслуживания. Причиной тому служит отсутствие или малая величинапеременных затрат – на тиражирование создаваемых продуктов. Дублирование информационных товаров (их копирование) значительнодешевле повторного производства товаров материальных.
Затраты, связанные с сервисным обслуживанием и поддержкойпользователей, пропорциональны количеству проданных копий, но рациональная организация бизнеса технического обслуживанияна территориях основных потребителей не приводит к значительнымиздержкам (при высоком качестве распространяемой продукции.
Более низкие цены на продукцию высокого качества – это мощная стратегия ценового лидерства для разработчиков и поставщиковинформационных систем, но она реализуется только при достижениикомпанией достаточно высокого уровня развития и приобретенияее безусловного авторитета на рынке IT-систем. Рост числа продажобусловливает снижение фактической стоимости одной копии продукта при любых затратах на производство. Здесь имеет место проявление закона перехода количественных изменений в качественныепри достижении компанией ценового лидерства она может позволитьсебе отказаться от забот по оптимизации производственных затрати процессов разработки. Для достижения этого лидерства компаниядолжна длительное время заниматься оптимизацией и затрат, и производственных процессов.
Понятие качества ИС
Качество ИС – это совокупность характеристик ИС, позволяющих системе удовлетворять явно предъявленным или подразумеваемым требованиям. Ориентация только на явно предъявленные требования носит формальный, безжизненный характер. Стремлениепредугадать дополнительные, забытые или потенциально возможныетребования придает процессу управления качеством элементы творчества, креативности.
Project Management Institute (PMI) – международный некоммерческий институт управления проектами, разработавший набор признанных международным сообществом стандартов по управлениюпроектами, программами, портфелями проектов и развития компетенций менеджеров проектов и программ – определяет следующиепринципы управления качеством:
1) удовлетворение заказчика – выполнение как формальныхтребований заказчика, указанных в договоре, так и неформальныхожиданий конечных пользователей заказчика от результата проекта – используемой ими ИС;
2) предотвращение прежде устранения – фундаментальный принцип современного управления качеством – предотвращение появления, а не устранение существенных ошибок, потерь качества, брака;
3) непрерывное улучшение – вся команда разработчиков непрерывно занимается улучшением процессов выполнения проекта и повышением качества продукта.
Рекомендации PMI полностью соответствуют стандартам качестваISO 9000 и ISO 10000, в соответствии с которыми институт проводитсертификацию специалистов в области управления проектами (ProjectManagementProfessional (PMP®)). Предъявляемыекспециалистамтребованияизложенывдокументе «A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide.
Международные стандарты ISO серии 9000 устанавливают требования, которым должна удовлетворять система качества предприятия. Согласно определению ISO «система качества – это совокупностьорганизационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством». Управление качеством осуществляется на основе стандартов и нормативов. Качество управления проектом – это качество работы менеджераи всей команды проекта.