Параметрически ориентированное проектирование
Типовые решения для типовых задач. Параметрически ориентированное проектирование в качестве механизма адаптации ТПРиспользует настройку параметров решения. Во многих случаях однои то же типовое решение применимо на разных предприятиях, поскольку предназначено для решения типового набора задач, свойственного всем предприятиям со сходной формой коммерческой илипроизводственной деятельности. К таким задачам, в частности, относятся задачи различного рода учетов: бухгалтерского, складского, кадрового, заработной платы, налогового, статистического. Организация управленческого труда, автоматизация документооборота, построение информационно-справочных систем – также типовыезадачи, свойственные практически всем предприятиям.
Для решения подобных задач на территории Российской Федерации широко используются ТПР таких известных корпораций, как 1С, ПАРУС, ГАЛАКТИКА. Данные корпорации придерживаются комплексного подхода, предоставляя своим клиентам решения, включающие в себя как необходимый для автоматизации программныйпродукт, так и услуги внедрения, обучения и консалтинговую поддержку.
Фирма 1С ориентируется на задачи бухгалтерского учета и ассоциированных учетов, перечисленных ранее.
Традиционным важнейшим направлением деятельности корпорации ПАРУС является разработка решений для организаций секторагосударственного и муниципального управления: главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, финансовых органов, органов местного самоуправления, централизованных бухгалтерий, бюджетных учреждений.
Комплекс продуктов и услуг, предлагаемых корпорацией ПАРУСпозволяет решать задачи важнейших социально-экономических областей: административной, бюджетной, муниципальной. К такимзадачам относятся повышение обеспеченности бюджетов муниципальных образований; переход на принципы бюджетирования, ориентированного на результат; повышение качества бюджетногоучета и отчетности, точности бюджетного планирования; созданиемногофункциональных центров предоставления государственныхи муниципальных услуг, повышение эффективности деятельностиорганов исполнительной власти в вопросах предоставления государственных услуг.
Для крупных коммерческих предприятий ПАРУС предлагаетрешения для комплексной автоматизации, позволяющие снижатьиздержки, повышать качество управления. Компания имеет адаптированные решения и большой опыт реализации проектов по построению систем управления предприятиями нефтегазовой, энергетической отраслей, машиностроения, оптовой и оптово-розничнойторговли.
Для малых и средних предприятий корпорация ПАРУС предлагает решения по автоматизации основных процессов финансово-хозяйственной деятельности, а также системы поддержки принятия, решений руководителем.
Как правило, современные ТПР оформляются в виде функциональных комплексов, базирующихся на различных архитектурныхплатформах. Например, программные продукты ПАРУС базируютсяна следующих платформах:
1) ПАРУС 7 – с архитектурой «файл-сервер»;
2) ПАРУС 8 – с двухзвенной архитектурой «клиент-сервер» («тонкий» клиент;
3) ПАРУС 10 – с трехзвенной архитектурой.
Программные модули, реализованные на платформе ПАРУС 7, объединены в комплексы «ПАРУС – Предприятие 7» (для малого и среднего бизнеса) и «ПАРУС – Бюджет 7» (для бюджетных организаций).
Программные модули, реализованные на платформе ПАРУС 8, объединены в комплексы «ПАРУС – Предприятие 8» (для корпоративногосектора) и «ПАРУС – Бюджет 8» (для бюджетных организаций).
Одним из важнейших шагов параметрического проектированияявляется выбор архитектурной платформы, обеспечивающей оптимальный набор функциональных комплексов для решения стоящихперед организацией задач. При расширении потребностей организация может перейти на более мощную платформу, что позволит:
- увеличить количество рабочих мест и одновременную функциональную нагрузку;
- увеличить производительность обработки данных;
- повысить степень защищенности и целостности данных;
- расширить функциональные возможности системы.
ТПР практически всех производителей содержат средства, позволяющие модифицировать и развивать функциональность поставляемых приложений и даже создавать совершенно новые приложениясистемы. В 1С таким средством является специальный язык программирования – аналог языка Basic, в ПАРУС – конструктор отраслевых приложений.
Параметрически ориентированное проектирование включаетв себя следующие этапы:
1) выявление потребностей предприятия и изложение требований к ИС;
2) определение критериев оценки пригодности ТПР для удовлетворения потребностей предприятия;
3) анализ и оценка доступных ТПР по сформулированным критериям;
4) выбор и закупка наиболее подходящего ТПР;
5) настройка параметров (адаптация) закупленного ТПР.
Выявление потребностей предприятия и изложение требований к ИС. Для правильного выявления потребностей и последующего изложения требований к ИС целесообразно до начала процессавыбора системы разработать модель бизнес-процессов предприятия.
Разрабатываемая модель должна учитывать мнения руководителейи всех сотрудников, имеющих отношение к моделируемым бизнес-процессам. При создании модели бизнес-процессов формируетсяколлективное мнение пользователей и руководителей предприятия, консультантов и поставщиков о том, что и как должна выполнятьприобретаемая система.
Бизнес-модель является отображением информационно-управляющей системы предприятия и представляет собой совокупностьграфических и текстовых описаний, позволяющих не только понимать процессы управления предприятием, но и оптимизировать ихв соответствии с общепринятыми эффективными принципами менеджмента, которые обозначаются аббревиатурой BPR, имеющейдверасшифровки: 1) BusinessProcessesRedesign (ТомДавенпорт); 2) BusinessProcessReengineering (МайклХаммер, ДжеймсЧампи). В русскоязычной среде более распространен второй вариант.
Существует распространенное мнение, что без модели бизнес-процессов автоматизируемого предприятия, без ревизии и реинжиниринга системы управления предприятием внедрение ИС не дастсущественного эффекта. Более того, многие руководители при оценкеэффекта от внедрения ИС утверждают, что отдача от наведения порядка в бизнес-процессах предприятия существенно выше эффектаот самого внедрения ИС: после этапа реинжиниринга бизнес-процессов повышается эффективность работы предприятия только за счетустранения дублирования функций и более четкого распределенияответственности за результат труда.
Реинжиниринг преследует три цели:
1) повышение эффективности деятельности предприятия в целомза счет наведения порядка в организации труда (понижения энтропии системы);
2) согласование бизнес-процессов с современными стандартамии технологиями, обеспечивающими получение наибольшего эффекта от внедрения ИС;
3) подготовка детального проекта и плана развертывания приобретаемой ИС.
Построение модели бизнес-процессов и ее реижиниринг целесообразно поручать независимой консалтинговой компании по следующей причине: модель в исполнении поставщика ИС скорее всего будет не адекватным описанием положения дел на предприятии, а имитацией, призванной показать оптимальность решений, предлагаемых поставщиком.
Отказ от работ по описанию и реинжинирингу бизнес-процессовпредприятия является самой распространенной и грубой ошибкойпри создании ИС на основе типового проектного решения. Такой отказ сопряжен с существенными рисками и в конечном счете может привести к приобретению малополезной или ненужнойсистемы.
Определение критериев оценки пригодности ТПР для удовлетворения потребностей предприятия. Оценка пригодностиконкретного типового проектного решения является одновременнои простой, и сложной задачей. Простота задачи обусловлена тем, чтопригодность типовой системы выясняется путем простого сопоставления спецификации требований к желаемой системе с описаниемвозможностей предлагаемого типового проектного решения. Предполагается, что требования включают в себя функциональные и нефункциональные признаки, а также ограничение на цену ИС. Есливозможности анализируемого решения перекрывают предъявляемыетребования, то оно считается пригодным.
Сложность оценки пригодности ТПР заключается в сложностиструктуры рисков.
1. Составление перечня требований к системе может оказатьсянепростой задачей. Упущение некоторых деталей, кажущихся в настоящий момент несущественными. Может обернуться большимипотерями в будущем.
2. Анализируемое ТПР может удовлетворять всем функциональным и нефункциональным требованиям, но превышать планируемые затраты на приобретение ИС. В каких случаях целесообразноотказаться от такого решения, а в каких следует пойти на дополнительные издержки.
3. ТПР может вполне устраивать по цене, но не обеспечиватьв полной мере отдельные пункты требований. Следует ли соглашаться с предлагаемыми ограничениями.
Таблица 23.2 – Сравнительные характеристики
«1С:Зарплата и управление персоналом»
Базовая версия (I); ПРОФ (II); КОРП (III)
Примечания: 1. «+» – функция поддерживается; «х» – функциональность доступна по запросу
«-» – функция не поддерживается.
2. KPI (Key Performance Indicators) – ключевые показатели эффективности(результативности) труда.
3. Грейды (отангл. grade – степень, класс) – вертикальная структура должностей, сопоставляющая значимость должностей в рамках компании со значимостью этих же должностей на рынке, создаваемая в целях материальноймотивации сотрудников компании.
Ориентиром при составлении перечня требований к системемогут служить показатели программных продуктов, размещаемыев Интернете производителями типовых проектных решений. К сожалению, в большинстве случаев предлагаемые системы описываются только в общем виде, дается их общее позиционированиев соответствующем классе продуктов. Для получения дополнительных сведений предлагается обратиться к поставщику. Но имеютсяи исключения. Например, по адресу http://www.intralab.ru/compare.html размещены параметры лабораторных информационных систем(ЛИС).
В табл. 23.2 представлены сравнительные характеристики трехверсий системы «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (http://v8.1c.ru/hrm/).
В случае проектирования ИС корпоративного уровня можно использовать следующий перечень требований, предложенный в[5].
1. Функциональная полнота системы:
- выполнение международных стандартов управленческого учетаMRP II, ERP, CSRP: автоматизация в рамках системы решениязадач; планирования, бюджетирования, прогнозирования; оперативного (управленческого) учета; бухгалтерского учета; статистического учета; финансово-экономического анализа, формирование отчетов и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам (IAS и СААР);
- общими характеристиками функциональной полноты корпоративной информационной системы (КИС) является количествооднократно учитываемых параметров деятельности предприятия.
Для КИС количество этих параметров должно быть примерно следующим: количество учитываемых параметров 2000…10000, количество таблиц баз данных 800…3000.
2. Локализация информационной системы:
- функциональная (учет особенностей российского законодательства и системы расчетов);
- лингвистическая (интерфейс, система помощи и документацияна русском языке).
3. Обеспечение надежной защиты информации следующимисредствами:
- парольная система разграничения доступа к данным и функциям;
- многоуровневая система защиты данных, включающая в себясредства авторизации вводимой и корректируемой информации, регистрация времени ввода и модификации данных, протоколудалений;
- программно-аппаратные средства шифровки данных, сертифицированные ФАПСИ.
4. Реализация удаленного доступа и работы в распределенныхсетях.
5. Наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы:
- изменение структуры и функций бизнес-процессов;
- изменение информационного пространства (изменение структуры, добавление или удаление БД, модификация полей таблиц, связей, индексов и т. п.);
- изменение интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации;
- изменение организационного и функционального наполнениярабочего места пользователя;
- генератор произвольных отчетов;
- генератор сложных хозяйственных операций;
- генератор форм (в том числе стандартизованных).
6. Обеспечение обмена данными между ранее разработаннымиИС и другими программными продуктами, функционирующимина предприятии.
7. Возможность консолидации информации:
- на уровне предприятий – для объединения информации филиалов, дочерних компаний, предприятий, входящих в холдинги т. п.;
- на уровне отдельных задач;
- на уровне временных периодов – для выполнения анализа изменения тех или иных показателей за период, превышающий отчетный.
8. Наличие специальных средств анализа состояния системыв процессе эксплуатации:
- анализ архитектуры баз данных;
- анализ алгоритмов;
- анализ статистики количества обработанной информации (количество записей, документов, проводок; объем дисковой памяти);
- журнал выполненных операций;
- список работающих станций, внутрисистемная почта.
Широко известен перечень групп критериев, предлагаемых дляоценки качества пакетов прикладных программ[2]:
1) назначение и возможности пакета;
2) отличительные признаки и свойства пакета;
3) требования к техническим и программным средствам;
4) документация пакета;
5) факторы финансового порядка;
6) особенности установки пакета;
7) особенности эксплуатации пакета;
8) помощь поставщика по внедрению и поддержанию пакета;
9) оценка качества пакета и опыт его использования;
10) перспективы развития пакета.
Признаки лабораторных информационных систем ИНТРАЛАБ, «Лабораторный журнал» и учетных систем «1С:Зарплата и управлениеперсоналом 8» представлены в виде линейных структур – кортежей – упорядоченных последовательностей, элементы которых могут принимать только бинарные значения «Есть» и «Нет», отражая наличиеили отсутствие соответствующей функциональной возможности.
Система признаков ИС корпоративного уровня имеет уже иерархическую организацию, хотя и несложную – трехуровневую. В нейвыделено семь групп признаков, в которых перечислены признакииз них первый и последний признаки в первой группе сами являются группами. Почти все признаки бинарные – множество их допустимых значений либо {«Да»; «Нет»}, либо {«Есть»; «Нет»}. Исключение составляют количественные признаки последней подгруппыпервой группы.
Критерии, предложенные в рамках групп оценок качества ПППпрактически все являются качественными, представленными словесно(вербально). Количественное выражение вербальных критериев можетбыть осуществлено следующими формализованными процедурами:
1) шкалирование[4];
2) определение рангов по результатам парных сравнений с тернарными результатами (-1 – «хуже»; 0 – «одинаково»; 1 – «лучше»);
3) определение весовых коэффициентов по Саати[3].
Выбор наиболее подходящего ТПР. Линейные и иерархическиесистемы количественных и бинарных признаков очень удобны прирешении вопроса выбора подходящей ИС из готовых типовых проектных решений. В общем случае конкурирующих решений оказыается несколько. В этом в случае можно использовать следующуюсхему выбора.
Шаг 1. Формируется таблица исходных вариантов, общий видкоторой представлен в табл.23.3.
Шаг 2. Формируется таблица допустимых вариантов путем удаления из таблицы исходных вариантов строк с вариантами ТПР, у которых хотя бы один частный критерий качества не удовлетворяетсоответствующему ограничению (предъявляемому требованию).
Шаг 3. Формируется таблицамножества Парето – множестване содержащего доминируемых вариантов. Отношение доминирования (оно же отношение предпочтения, или отношение «лучше») обозначается так:
Таблица 23.3 – Схема таблицы исходных вариантов
Примечание. ТПР – типовое проектное решение (программный продукт) для создаваемой ИС;
С1, С2, …, Сn – признаки (параметры, показатели качества) ТПР, в томчисле цена, рассматриваемые как частные критерии (при иерархической организации системы показателей – это листовые показатели);
– значениеj-го признака у i-го варианта;
AB – ограничение на вариант решения, по сути ограничение на компанию-производителя;
A1, A2, …, An – ограничения на значения признаков – частных критериевкачества системы. Ограничения записываются в виде: 1) граничных значений: ≥ a – не меньше a; ≤ b – не больше b; 2) интервалов (закрытых, открытыхполуоткрытых), например: [a; b] – от a до b; 3) множества допустимых значений, например: {1С, ПАРУС, ГАЛАКТИКА}; или множества недопустимыхзначений НЕ {БЭСТ, «Инотек»}. Отсутствие ограничений можно обозначитьджокером«*».
Определение: говорят, что вариантBi доминирует вариант Bjи соответственно вариантBjдоминируется вариантом Bi, если одновременно справедливы следующие условия:
1) среди показателей качества вариантаBi нет ни одного показателя
который был быхуже соответствующего показателя варианта Bj;
2) хотя бы один из показателей качества вариантаBi лучше соответствующего показателя вариантаBj.
Формально указанное определение записывается следующим образом:
где «↔» – знак эквивалентности; – знак отношения «не хуже»; « » – знак отношения «лучше».
Для признаков, повышающих качество системы (их значениядолжны быть как можно больше), знаки и « » эквивалентнызнакам «≥» и «>» соответственно. Для признаков, понижающих качество системы (их значения должны быть как можно меньше), знаки и эквивалентны знакам «≤» и «<» соответственно.
Таким образом, доминирующий и доминируемый варианты могутиметь равные показатели качества, но хотя бы по одному показателюпервый лучше второго.
Шаг 4. Выбирается лучший вариант. Для выбора лучшего варианта из множества Парето можно использовать: 1) метод главного критерия; 2) метод интегрального критерия; 3) метод анализаиерархий Саати [3]. Первые два метода используются в случае линейной организации совокупности показателей качества альтернативных вариантов, а третий – при иерархическом строении этойсовокупности.
Описанная схема выбора варианта ТПР в полном формате вряд либудет использоваться часто, по крайней мере, в ближайшее время.
В реальной практике создания ИС малых и средних предприятийв подавляющем большинстве случаев типовое проектное решениевыбирается на основе обобщения опыта «соседей» по принципу«от добра добра не ищут». При проектировании системы корпоративного уровня не стоит ограничиваться поверхностным анализомрынка, следует и формировать множество Парето альтернативныхвариантов, и выбирать лучший вариант по методу Саати.