Классификация ИС предприятия
Информационные системы предприятия могут принадлежатьк одной из следующих категорий, каждая из которых занимает определенную нишу в производственном цикле, выполняя необходимыедействия с информационным обеспечением предприятия.
MRPII (ManufacturingResourcePlanning) – система производственного планирования, обеспечивающая как операционноетак и финансовое планирование производства; представляет собой развитие системы MRP.
ERP (EnterpriseResourcePlanning) – система планированияи управления ресурсами предприятия; представляет собой развитие системы MRP II.
ERP II – дальнейшее развитие концепции ERP, отличающеесявовлечением в сферу планирования и управления партнеров, потребителей и торгового сообщества. Новую концепцию организации управления бизнесом называют коллаборативной коммерцией (c-commercePLM (ProductLifecycleManagement) – система, реализующая технологию управления жизненным циклом изделий.
CSRP (CustomerSynchronizedResourcePlanning) – система планирования ресурсов, синхронизованного с покупателем.
SRM (SupplierRelatonshipManagement) – система управлениявзаимоотношениями с поставщиками.
CRM (CustomerRelationshipManagement) – модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являютсямеры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов.
SCM (SupplyChainManagement) – система управления цепямипоставок
ECM (EnterpriseContentManagement) – стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов.
CPM (CorporatePerformanceManagement) – концепция управления эффективностью бизнеса, охватывающая весь спектр задачв области стратегического и финансового управления компанией
HRM (HumanResourceManagement) – область знаний и практической деятельности, направленная на своевременное обеспечениеорганизации персоналом и оптимальное его использование.
EAM (EnterpriseAssetManagement) – информационная система, предназначенная в основном для автоматизации процессов, связанных с техническим обслуживанием оборудования, его ремонтом, а также с послепродажным обслуживанием этого оборудования.
EDMS (ElectronicDocumentManagement) – система управлениядокументами предприятия.
Workflow– система, отвечающая за документооборот предприятияв комплексе, начиная от простого поручения до конечных маршрутов и версий используемых документов; развитием Workflowявились системы класса BPM (BusinessProcessManagementCollaboration– система, отвечающая за электронное взаимодействие людей, но не формализованное, как Workflow, и не просто«архив», как EDMS.
OLAP (OnlineAnalyticalProcessing) – концепция аналитическойобработки больших массивов данных в реальном времени.
Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных систем:
MRP II-система реализует стратегию производственного планирования, обеспечивающую как операционное, так и финансовоепланирование производства. В дополнение к задачам MRP в системе MRP II производится планирование не только в материальном, но и в денежном выражении.
MRP II задает принципы детального планирования производствапредприятия, включая учет заказов, планирование загрузки производственных мощностей, планирование потребности во всех ресурсах производства (материалы, сырье, комплектующие, оборудование, персонал), планирование производственных затрат, моделированиехода производства, его учет, планирование выпуска готовых изделий, оперативное корректирование плана и производственных заданий.
ERP-система представляет собой распространение принциповMRP II на бизнес. Если в фокусе MRP II находятся производственные вопросы, то в ERP к ним добавляются кластеры проблем всехостальных аспектов деятельности предприятия, включая и учет заказов клиентов, и условия кредитования заказчика по отгрузке готовой продукции, и различия в планировании производств различныхтипов, и согласование с системами планирования других производителей, входящих с данным предприятием в одну корпорацию.
Таким образом, основное отличие ERP-систем от сохраняющихсяи продолжающих развиваться MRP II-систем заключается в том, чтоERP-системы поддерживаютразличные типы производствпланирование ресурсов по различным направлениям деятельности предприятия, включая производство продукции как одноиз направлениймногозвенное планирование – планирование ресурсов и управление сложным многопрофильным предприятием, корпорацией.
Кроме того, ERP-система не только планирует и управляет, но и автоматизирует процедуры, создающие бизнес-процессы. Например, в процессе «Выполнение заказа покупателя» комплекснореализуются следующие работы: принятие заказа, выставление счета, его размещение, получение оплаты, отгрузка со склада, доставка.
База данных ERP-системы служит основой, определяющей последовательность и специфику выполнения перечисленных работ: когдаменеджер вводит заказ клиента в ERP-систему, у него имеется доступко всей информации, необходимой для того, чтобы запустить заказна выполнение. В частности, он тут же получает доступ к кредитному рейтингу покупателя и истории его заказов из финансового модуля, узнает о наличии товара на складе и графике отгрузки товаровиз модуля логистики.
ERP II-система реализует концепцию коллаборативной коммерции, предусматривающей совместное выполнение в электроннойформе бизнес-действий внутреннего персонала предприятия, деловыхпартнеров и потребителей через торговое сообщество. Физическимвоплощением торгового сообщества может быть отрасль, сегмент отрасли, цепь поставок или участок цепи поставок.
PLM-система– это организационно-техническая система, обеспечивающая управление всей информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего его жизненного цикла, начиная с формулировки требований, проектирования и производства и заканчивая снятием с эксплуатации. При этом под изделиемпонимаются сложные технические объекты различной физическойприроды: автомобили, корабли, самолеты, ракеты, компьютерныесети и т. д. Информация об изделии, содержащаяся в PLM-системепредставляет собой цифровой макет этого изделия.
CSRP-система– это воплощение нового стандарта на системыуправления предприятием, включающей в себя подобно PLM полный жизненный цикл изделия. По сравнению с PLM новый стандартCSRP усиливает роль потребителей (заказчиков) в жизненном циклеизделия, предполагает изначальный и постоянный учет интересовзаказчика – и во время формулировки требований к будущему изделию, и во время гарантийного и сервисного обслуживания послепродажи. Концепция CSRP-систем предполагает интеграцию информационных систем предприятия, поставщиков и потребителей.
Кроме того, CSRP-система обладает всеми свойствами системкласса ERP II, поэтому часто записывают формулу: CSRP = ERP II + PLM.
Концепция CSRP полностью соответствуют стандартам качестваISO.
SRM-система реализует системный подход к интегрированномупланированию и управлению потоками информации, материалови услуг между потребителями и производителями сырья через поставщиков, транспортные пути и склады. Аббревиатура SRM обозначает и научную дисциплину, изучающую ресурсы промышленныхлогистических и торговых предприятий, решения, принимаемыев отношении процессов взаимодействия предприятий по вопросампреобразования, трансформации и использования ресурсов на всехучастках цепи создания стоимости – от источников исходного сырьядо конечного потребителя.
Одним из базовых понятий SRM как научной дисциплины является «Цепь поставок» (SupplyChain), имеющая процессное и объектное толкования:
- совокупность потоков и соответствующих им кооперационныхи координационных процессов между различными участникамицепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах;
- совокупность организаций (предприятий) изготовителей, складовдистрибуторов, 3PL- и 4PL-провайдеров, экспедиторов, оптовойи розничной торговли), взаимодействующих в материальныхфинансовых и информационных потоках, а также потоках услугот источников исходного сырья до конечного потребителя.
SCM-система включает в себя организационную стратегиюи прикладное программное обеспечение автоматизации всех этаповснабжения предприятия и контроля всего товародвижения. SCM-система охватывает весь товарный цикл: закупка сырья – производство – реализация продукции – послепродажное обслуживание.
Целью функционирования системы класса SCM является снижениезатрат:
1) на реализацию потоков сырья;
2) хранение материалов, незавершенного производства и готовойпродукции;
3) организацию сервиса и распространение связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления, включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения, т. е. до полногоудовлетворения требований клиентов.
В составе SCM-системы условно выделяют две подсистемы SCP (supplychainplanning) – планирование цепочек поставок функция расширенного (предусматривающего использованиерезультатов прогнозирования) планирования и формированиякалендарных графиков в рамках оперативного управления. В контексте стратегического управления SCP-системы используются дляпланирования структуры цепочки поставок, включая разработкусети поставок, моделирование потенциально возможных ситуации, оценку уровня завершенности операций, создание механизмов сравнения плановых и текущих показателейSCE(supplychainexecution) – исполнение цепей поставок в режиме реального времени.
ECM-система – это основная инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неупорядоченнойинформации (файлов) различных типов и форматов. ECM-системысостоят из приложений, которые могут взаимодействовать между собой, а также использоваться и продаваться как отдельный продукт.
CPM-система– это совокупность методологий, отраслевых моделей, метрик, процессов и систем для отслеживания и управленияэффективностью деятельности компании. Концепция CPM является расширением и дальнейшим развитием понятия информационно-аналитических систем, дополняя функции отчетности и анализафункциями консолидации, бюджетирования, стратегического планирования и прогноза.
HRM-система– это автоматизированная комплексная системауправления персоналом. По сравнению с другими системами автоматизации кадрового учета и расчета заработной платы HRM-системаобладает расширенной функциональностью. Кроме системы учета(кадровый учет, учет штатного расписания, документооборота, рабочего времени и отпусков, пенсионный и военный учет и др.) и расчетной системы (заработные платы, налоговые выплаты, надбавкии вычеты и т. д.), а также модулей, обрабатывающих количественныеданные, подобная система также включает в себя HR-контур, предназначенный для работы с качественными показателями персонала.
EAM-системапредназначена для автоматизации процессов, связанных с техническим обслуживанием оборудования, его ремонтом, а также с послепродажным обслуживанием оборудования. Эта система применяется на предприятиях, имеющих значительные производственные мощности, или на предприятиях, которым важна надежнаяи безотказная работа оборудования. Применение EAM-систем помогает сократить расходы, связанные с ремонтом и обслуживаниемоборудования, что существенно скажется на бесперебойном выпуске продукции, снижении незапланированных простоев оборудования и в конечном итоге поможет снизить себестоимость продукции, а значит, увеличить конечную прибыль предприятия.
EDMS-система– это система управления документами компании. Задача данных систем –журналирование, складирование и архивирование в одном месте как можно большего количества документов, чтобы нужная информация не терялась в жизненных циклахфирмы. Подобные системы предназначены для более оптимизированного поиска введенной информации, ускоренного ввода и выводауже ранее введенной информации. Другими словами, EDMS-систему можно сравнить с большим электронным архивом с начальнымизадатками Workflow. Параллельно EDMS решают множество другихзадач, обеспечивая управление версиями документов, разграничениеправ доступа, репликацию на другие БД и подобные системы.
Workflow-система– это конвейер электронного документооборота (ЭД) в офисе. Под данным типом системы можно понимать систему, которая оптимизирована под существующие правила электронного документооборота. Поручение в данных системах состоит из егоописания, сроков выполнения, списка ответственных сотрудниковприсоединенных файлов и других свойств данного поручения. Поручения являются основой для работы с традиционными документами. Поэтому Workflow и нашли применение в ERP, банковскихсистемах, системах согласования заявок клиентов. Также Workflowможно охарактеризовать как полностью структурированную (формализованную) систему ЭД с жесткими правилами движения документов, поручений, создания электронных архивов и журналированиемвходящей и исходящей корреспонденции и внутренних документов, хранящейся в одном месте, что значительно упрощает поиск необходимых документов и доступ к ним.
Collaboration-система– это неструктурированная система (сообщество) систем общения сотрудников компании, работающей по принципу устного общения, т.е. дающий поручение сам его и контролирует, ведет подробный учет у себя в блоге, который он может сделать доступным тем или иным сотрудникам или группам сотрудников. Такжев этой системе управляемыми могут быть форумы, личная перепискавиртуальные переговорные процессы (чаты), электронная почта.
OLAP-системы реализуют технологию обработки данных, сформированных в результате консолидации больших массивов данных, получаемых из гетерогенных источников и структурированныхпо многомерному принципу. OLAP-системы категорируются как решения класса BusinessIntelligence (интеллектуальные ресурсы предприятия, корпоративный интеллект – совокупность фирменногоноу-хау, объектов интеллектуальной собственности, внедренных баззнаний, экспертных систем, автоматизированных систем управлениясистем поддержки принятия решений, телекоммуникационных сетейи интернет-технологий.
Впубликацияхпо IT частоиспользуютсятермины B2C (Businessto Customer) и B2B (Business to Business). Они представляют собойсимволические обозначения широких классов ИС, обслуживающихвзаимоотношения предприятий с покупателями (B2C) и между собой(B2B). К системам этих групп относятся почти все рассмотренныеранее классы ИС.
Структура ИС
Структура ИС – это перечень ее частей, называемых подсистемами, с указанием взаимосвязей между ними. Традиционно принято структурировать два аспекта ИС: функциональный и обеспечивающий.
Функциональный аспект определяется назначением системыи представляет собой совокупность решаемых системой задач. Относительно самостоятельная задача или совокупность нескольких задачобразуют отдельную функцию системы, называемую функциональнойподсистемой. Совокупность функциональных подсистем и отношений между ними образует функциональную структуру ИС.
Обеспечивающий аспект определяется особенностями реализации системы и поэтому может называться реализационным. Именноэтот аспект отражен в определении понятия ИС. Группа однородныхсредств, используемых для реализации системы, образует обеспечивающую подсистему. Совокупность обеспечивающих подсистеми отношений между ними образует структуру ИС.