Технологии для преодоления информационной перегруженности пользователей

Одним из основных функционалов портальных решений является централизация ресурсов независимо от их источников и форм предоставления. С увеличением количества информации задача доступа к подобным ресурсам трансформируется в задачу поиска. Выделяют два типа поиска: активный и пассивный.

Активный поиск - определенный набор данных ищется либо непосредственно, либо опосредованно (использование поисковых систем, каталогов, звонки коллегам с целью найти необходимого специалиста). Когда пользователь вводит одно или несколько ключевых слов, система предоставляет ему список ссылок на все элементы системы, содержащие эти слова и словосочетания. Часто в таком списке содержится много лишней информации. С опытом приходит умение использовать более совершенные возможности поисковой системы, которые позволяют уточнить сферу поиска и сделать его более целенаправленным.

Другим средством активного поиска являются каталоги, в которых приводится список тем, из которых пользователь может выбрать нужную ему и затем детально ее исследовать.

Пассивный поиск - когда тот или иной сотрудник оповещает свой отдел или организацию в целом о том, какая ему требуется информация, получая отклики от тех, к кому обратился, т.е. пользователь сам определяет свои информационные потребности, а затем ожидает поступления потока данных в ответ на запрос.

Каждый тип поиска обладает своими преимуществами и недостатками (таблица 18).

Таблица 18 - Различия между типами поиска информации

  Активный поиск Пассивный поиск
Пользователь Пользователь активен: лично ищет необходимую информацию Пользователь пассивен: некий источник посылает пользователю информацию
Наилучшим образом приспособлен для: • Одноразовой потребности в знаниях • Для получения детальной информации • Получения актуальной информации • Получения специфической, узкопрофильной информации
Основное преимущество Позволяет получить доступ к информации в нужное время Позволяет получить точный ответ
Основной недостаток • Информация может быть не актуальна • Необходимо умение формулировать запросы • Возможна информационная перегруженность (например, из-за spamdexing) • Может привести к информационной перегруженности, поскольку пользователь не контролирует процесс поступления информации • Можно долго ждать необходимой информации

В отличие от методов поиска в соответствии с представляемым пользователем описанием (по запросу или вопросу) альтернативным направлением поиска является автоматическая генерация поиска системой и предоставление пользователю результатов на основании его интересов. Для этого пользователи создают свои профили. Об области их интересов можно судить также на основании анализа используемых ими при помощи портала документов, содержания электронной почты или форумов.

Пример реализации

ИНТЕРАКТИВНОЕ ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ КОМПАНИИ DOW JONES (DOW JONES INTERACTIVE PUBLISHING)

Dow Jones Interactive Publishing является подразделением компании Dow Jones & Company, осуществляющим разведку в области бизнеса. Подразделение занимается подборкой из интернета новостей из мира бизнеса, а также специализированной информации для корпоративной и потребительской аудитории. Подразделение выпускает два основных продукта: интерактивное издание журнала Wall Street Journal и интерактивный журнал Dow Jones Interactive (DJI), который посвящен бизнес-информации.

Одной из задач 40 редакторов, ответственных за выпуск DJI, является сканирование различных сообщений компании Dow Jones, которые обращены к профессионалам в области финансов - аналитикам и трейдерам, и переориентация этой информации более широкому кругу клиентов компании. Эта работа часто требует от редакторов глубокого анализа, умения выделить суть материала и представить его в определенном контексте, поняв подоплеку.

Первые редакторы DJI, обычно специализирующиеся в определенных областях, определили для себя, содержание каких сайтов в интернете более всего полезно для специалистов их профиля. Каждый редактор вскоре имел свой список «закладок». В конечном итоге коллекция закладок и обзоров, созданная редакторами, превращалась в каталог (директорий) веб-сайтов. Практически с самого начала работы в интернете группа увидела, что «закладки» - ценное поисковое средство и их можно предложить и за пределами организации, что повысит полезность главной информационной услуги DJI. Команда стала искать способы, с помощью которых она могла бы использовать знания редакторов в области интернета для реализации уже имевшихся планов по созданию качественно новой услугии.

В результате появился деловой справочник (директорий) компании Dow Jones Business Directory. В конце 1998 г. этот вид деятельности был преобразован в веб-центр компании Dow Jones, который предлагает различного рода указатели и справочники по нескольким тысячам заранее отобранных сайтов. Сайты просматриваются по крайней мере один, а иногда и четыре раза в день, чтобы проверить, не появились ли новые материалы или неработающие ссылки. Обзоры известных сайтов включают рейтинги их дизайна, простоты и скорости поиска, а также содержания сайтов.

«Веб-центр - это наша долгосрочная инициатива, - говорит Тимоти М. Эндрюс, вице-президент и редактор DJI Publishing. - Мы продолжаем добавлять сайты - часто на основе рекомендаций наших клиентов. Но мы также удаляем те сайты, которые больше не имеют высококачественного содержания. Наша задача состоит в том, чтобы служить информационным посредником, избавляющим пользователей от необходимости самим заниматься фильтрацией данных».

Наши рекомендации